Введение 3
Глава1. Обзор литературы 7
1.1. История изучения детской гиперактивности 7
1.2. Причины появления гиперактивности у детей и ее возрастная
динамика 11
1.3. Понятие о внимании, его виды и свойства 21
1.4. Особенности развития внимания у гиперактивных детей младшего
школьного возраста 31
1.5. Игра как форма и средство развития внимания у младшего
школьника 36
1.6. Методические особенности проведения подвижных игр на уроках с
детьми младшего школьного возраста 39
Глава 2. Методы и организация исследования 41
2.1 Характеристика экспериментальной методики по развитию внимания у гиперактивных детей младшего школьного возраста 41
Глава 3. Обсуждение результатов исследования 58
Заключение 62
Практические рекомендации 64
Список используемых источников 65
Приложение 69
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.
В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., 1994).
Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов
гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная
расторможенность» и так далее. И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, - такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить , чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения, как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов.
Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному - два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний [15, с.33].
Для успешного становления личностных качеств и предупреждения дезадаптации младших школьников с гиперактивным поведением к школьной среде, необходимо строить обучение на основе игровой деятельности, способной ликвидировать практически все препятствия, стоящие на пути развития способностей детей.
Целью нашего исследования является изучение влияния методики направленной игротерапии, на развитие произвольного внимания младших школьников с синдромом гиперактивности.
Объектом исследования является учебно-педагогический процесс с младшими школьниками с синдромом гиперактивности;
Предмет исследования - развитие внимания через игровую деятельность в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики исследования.
3. Экспериментально проверить влияние игровой деятельности на развитие восприятия.
4. Сделать выводы.....
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако, он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшим условием любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышенной точности и отчетливости восприятия.
Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием. Внимание, сосредотачивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.
Анализ литературных источников показал, что проблема развития произвольного внимания у младших школьников с синдромом гиперактивности недостаточно изучена и теоретически обоснована.
Проведенный эксперимент в учебно-педагогическом процессе позволяет сделать вывод, что предложенная методика направленной игротерапии имеет достаточно высокий эффект в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности. Оценка показателей развития произвольного внимания и его характеристик у учащихся экспериментальной группы после эксперимента проявилась в положительной динамике, чего не произошло у учащихся контрольной группы.
Предложенная нами методика направленной игротерапии позволила улучшить показатели концентрации внимания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе было отмечено незначительное их ухудшение.
Следовательно, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу: что внимание младших школьников с синдромом гиперактивности будет развиваться более успешно, если использовать методику направленной игротерапии на занятиях физической культуры.
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника - М., 1946.
2. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/Пер. с анг. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
3. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно
развивающего обучения. - М.: Сфера, 2003.
4. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы
формирования личности//Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989. - 99 с.
5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
7. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование: Проблемы психологического
развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-158 с.
8. Бутин И.М., Леонтьева Т.Н. Физическая культура в начальных классах. -М.: Владос-Пресс, 2001.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 122 с.
10. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982. - 101 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С. 155 - 159.
12. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии.- М., 1987.
13. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
14. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. - М.: Пенаты, 1992. - 52 с.
15. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания// Дефектология. - № 1. - 1999. - С.31-36....44