Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №154754

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолингвистическая характеристика чтения как вида речевой
деятельности 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3 классов с
легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития 16
1.3 Особенности формирования навыка чтения у обучающихся 3 классов
общеобразовательной школы с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития 32
1.4 Обзор методик обучения осознанному чтению обучающихся 3 классов
с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического
развития 36
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация и методика исследования 45
2.2 Анализ результатов исследования навыка осознанного
чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития 51
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой
степенью умственной отсталости и задержкой психического развития 72
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А


Актуальность исследования. Согласно Федеральному Закону «Об образовании», принятому 29 декабря 2012 г., № 273, «гарантируется обеспечение права на образование в соответствие с потребностями личности, адаптивность системы образования уровню подготовки, с учетом особенностей развития, способностей и интересов человека [45]. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению. Приоритетная цель ФГОС НОО - формирование читательской компетентности. Федеральные государственные образовательные стандарты как для детей с нормативным развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы или адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В настоящее время неуклонно растет число детей с особенностями в развитии. Среди них значительное место занимают дети с нарушением интеллекта, у которых отмечается замедленное развитие речи и качественное своеобразие ее устной и письменной форм, что значительно затрудняет полноценное обучение в школе и социализацию таких детей [17].
Процесс овладения чтением детьми с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся обеспечивает формирование личности умственно отсталого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
В требованиях ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью к структуре специальных образовательных программ во всех вариантах присутствуют содержательные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и компонент «жизненной компетенции». Требование о знании языка и речевой практике включает в себя:
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение детей навыкам правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения формирует познавательный интерес к изучению литературы. Это служит средством нравственного и эстетического воспитания учащихся. Эффективность обучения школьника по всем предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения.
Таким образом, проблема исследования является актуальной, т.к. овладение полноценным навыком осознанного чтения для обучающихся с умственной отсталостью является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. А так же чтение - необходимый компонент для получения информации и во вне учебное время.
Цель исследования - изучение сформированности навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития.
Объект исследования - осознанное чтение обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности навыка осознанного чтения у детей 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
Обучающиеся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития будут иметь специфические особенности сформированности навыка осознанного чтения, проявляющиеся в овладении не только технической стороной чтения, но и понимании прочитанного.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент в образовательном учреждении
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии, языкознания и логопедии о языке как важнейшем средстве общения и познания.
Научная новизна исследования:
- описаны особенности формирования навыка чтения у учащихся 3 классов общеобразовательной школы с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития;
- составлены дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: составлены дифференцированные методические рекомендации по развитию навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Составленные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами при разработке коррекционных программ логопедической направленности обучающихся основной школы с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования
Ноябрь 2018 - декабрь 2018 г.- подготовительный, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, формулировались проблема, гипотеза исследования, определялись его теоретические основы, цель и задачи, разрабатывался понятийный аппарат;
Январь-февраль 2019 г. - апробация диагностического комплекса в образовательном учреждении;
Март 2019 - апрель 2019 г. - обобщающий, в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов; оформление работы и методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Новосолянской средней школы №1»
Организация исследования: в эксперименте принимали участие шесть обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости 9-10 летнего возраста, из них 40% мальчиков (2 испытуемых) и 60% девочек (4 испытуемых).И шесть обучающихся 3 классов с задержкой психического развития 9-10 летнего возраста, из них 50% мальчиков (3 испытуемых) и 50% девочек (3 испытуемых).
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
- анализ научной литературы по данному вопросу;
- эмпирические: проведение исследования выборки по методикам: Диагностические задания, предложенные С.Д. Забрамной, Е.А. Екжановой « Изучение особенностей сформированности навыка осознанного чтения; методика Л.А. Ясюковой «Изучение состояния сформированности навыка чтения».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы проведенного исследования связана с ухудшением ситуации по овладению навыками чтения обучающихся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. При этом правильное чтение - одно из необходимых условий овладения основными речевыми и письменными навыками, оно является одним из важных факторов саморазвития ребенка, факторов формирования личности, способной к адаптации в обществе, к коммуникации и социализации.
Научить детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из основных задач общеобразовательного учреждения. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это то, чему обучают обучающихся с нарушением интеллекта, посредством чего их воспитывают и развивают.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый обучающимися с нарушением интеллекта при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Обозначенная проблема влечет за собой много других. Неумение читать правильно приводит к появлению у обучающихся нарушений в навыках письма. Более конкретные проблемы - не усвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного и аграмматизмы в процессе чтения.
Осознанность чтения является основным критерием качества, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной стороны текста.
Нами было проведено исследование сформированности навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. В экспериментальной части исследования были выявлены условные уровни навыка осознанного чтения обучающихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Анализ данных обследования позволил выявить приоритетные задачи коррекционного логопедического воздействия при формировании навыков чтения.
Исходя из полученных экспериментальных данных, мы определили следующие направления работы:
1. Развитие навыка понимания прочитанного и пересказа.
2. Формирование правильного чтения.
3. Развитие техники чтения.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
Осознанность чтения является основным критерием качества, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной стороны текста.



1. Агаева И.Б., Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. 392 с.
2. Аксенова А.К., Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для вузов. М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
3. Аксенова А.К., Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.- М.: 1987.
4. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. №6. С. 33-37.
5. Аксенова А.К., Дидактические игры на уроках русского языка в 1¬4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
6. Ананьев Б.Г., Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1, 2. С. 5.
7. Ахутина Т.В., Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Ахутина Т.В., Иншакова О.А. - М.: В.Секачев, 2008. 230 с.
8. Баряева Л.Б., Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. - СПб.: Изд-во «Союз». 2004.
9. Баширова Т.Б., Пути становления читательской самостоятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1991. №5. С. 42-52.
10. Безруких М.М., Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М.Безруких.- М.: Эксмо, 2009.- 464 с.
11. Быстрова Н.Л., Обучение динамическому чтению // Начальная школа, 1994, № 1.
12. Василевская В.Я., Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. М.: Изв. АПН РСФСР, 1961. 189 с.
13. Величко Л.И., Работа над текстом. М.: Просвещение, 1983.240 с.
14. Воронкова В.В., Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 1998.- 102 с.
15. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.
В.В.Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 320 с.
16. Глаголева Е.А., Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.- 2003. - №4.- С.52-57.
17. Гнездилов М.Ф., Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965. 101 с.
18. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
19. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. М.: Академкнига, 2002. 213 с.
20. Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Педагогика, 1953. 270 с.
21. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология.- 1999.- № 6.- С.25 - 34.
22. Ермакова А.А. Формирование навыка осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребенок» посредством использования индивидуальных дидактических и проверочных карт // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. Самара.: ООО
«Издательство АСГАРД», 2015.- С. 129-130.
23. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Академия, 2007. 200 с.
24. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев.- СПб., 2008.- 213 с.
25. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику «Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционной) образоват. учрежд. VIII вида.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
26. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция
/ О.Б. Иншакова.- М.: Педагогика, 2009.- 239 с.
27. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / авторы- составители Смирнова З.Н., Гусева Г.М. М.: Просвещение, 2012. 290 с.
28. Козырева О.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы и перспективы: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2015.- 148 с.
29. Колеватова Р.С. Формирование навыков сознательного чтения у учащихся третьего класса вспомогательной школы // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: сборник научных трудов. вып 2. Екатеринбург, 1992.
30. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение. СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997. 286 с.
31. Кумарина Г.Ф. Коррекционно -развивающие задания для младших школьников / Г.Ф. Кумарина.- Волгоград.: 1993.- 314 с.
32. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
33. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 2004. 136 с.
34. Левина Р.Е. Недостатки письма у детей с недоразвитием речи. - М.: 1961.
35. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Левина Р.Е. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 84 с.
36. Лободина Н.В. Тексты для проверки техники и выразительности чтения / Н.В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 40 с.
37. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 704 с.
38. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения
при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. 234.
39. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.,1998. С. 2015-232.
40. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классов / Е.И. Матвеева.- М.: ВАКО, 2007.- 25 с.
41. Мельникова И.И. Развитие речи детей 7-10 лет / И.И. Мельникова. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 144 с.
42. Найденов Б.С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов.- М.: Просвещение, 2006. -116 с.
43. Новичук О.П. Особенности процесса чтения учащихся 5-6 классов с нарушением интеллекта // материалы XVIII междунар. науч. практ. конф. «Молодежь и наука XXI века» 21 апреля 2017, Красноярск. - 141 с.
44. Одинаева Л.А. Система работы над пересказом художественных текстов в III - IV классах вспомогательной школы: Автореферат дис. канд. пед. наук / НИИ дефектологии. М.: 1990. - 16 с.
45. Оморокова М.И. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению // Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
46. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.Д. Гонеев под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: 2002. 12-21 с.
47. Основы логопедии: уч. Пособие для студентов пед. Ин-ов по спец. «Педагогика и психология дошк.» / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Ф. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
48. Основы теории практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Педагогика, 1968. 234 с.
49. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.:ООО «Изд. АСТ», СПб.:
«Дельта», 2009. 321 с.
50. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. 2-е изд., стер. М., 2004. С. 5-12.
51. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Академический проект, 2004. 480 с.
52. Примерная программа для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / автор-составитель В.В. Воронкова. М.: Просвещение, 2010. 180 с.
53. Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в социальном (коррекционном) образовании / Сборник статей. Краснояр ск, 1996. 400 с.
54. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальныхклассах. М.: Просвещение, 1979.320 с.
55. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. М.: Просвещение, 1986.192 с.
56. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. пособие. М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 153 с.
57. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов улевшей: учебное пособие.М.: Изд-воМГУ, 1991.240 с.
58. Сорокина Н.К. Особенности навыков чтения у детей - олигофренов // Вопросыолигофренопедагогики. М., 1977.320 с.
59. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Азаровой. 5-е изд., стер. М.: 2006. 43-67 с.
60. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Владос, 2007. 190 с.Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные опечатки действительности. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 11.
61. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии, дисграфии) // Расстройство речи у детей и подростков. М.: Просвещение, 1999. 159 с.
62. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. - №2.- 2003.- 18-25 с.
63. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучению письму и чтению учащихся вспомогательной школы / Л.П. Уфимцева // Дефектология. - 2005.- №6.- С.21- 46.
64. Уфимцева Л.П., Самодурова А.А. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушениями интеллекта: метод. Рекомендации. Красноярск, 1996. 68 с.
65. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Филичева Т.Б., Туманов Т.В.- М.: «Издательство Гном и Д», 2000. - 128 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599)
67. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с ЗПР. М.: Просвещение, 1994. 350 с.
68. Чиркина Г.В. Ринолалия // Логопедия: под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1995. С. 131-155.
69. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева. М., 2003.276-288 с.
70. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1991. 390 с.
71. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984.-
158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ