СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения сформированности речи у обучающихся младших классов с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и общим недоразвитием речи (далее - OHP) III уровня 10
1.1. Теоретические основы развития речи у младших школьников 10
1.2. Особенности развития устной речи младших школьников в онтогенезе.. 22
1.3. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР,
особенности сформированности речи 26
1.4. Психолого-педагогические особенности развития детей с OHP III
уровня, особенности сформированности речи 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сформированности речи у обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня 44
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 50
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
речи у младших школьников с ЗПР и OHP III уровня 63
Заключение 74
Библиографический список 78
Приложение 92
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения сформированности речи у обучающихся младших классов с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и общим недоразвитием речи (далее - OHP) III уровня 10
1.1. Теоретические основы развития речи у младших школьников 10
1.2. Особенности развития устной речи младших школьников в онтогенезе.. 22
1.3. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР,
особенности сформированности речи 26
1.4. Психолого-педагогические особенности развития детей с OHP III
уровня, особенности сформированности речи 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сформированности речи у обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня 44
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 50
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
речи у младших школьников с ЗПР и OHP III уровня 63
Заключение 74
Библиографический список 78
Приложение 92
Речевое развитие детей является одной из главных задач образования в начальной школе. Для успешного включения школьников в учебную деятельность ребенок должен иметь прочный фундамент, основой которого, безусловно, является речь. Это особенно актуально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В условиях современного образования становится очевидным факт общего увеличения количества таких обучающихся в школах. Образование детей с ОВЗ в настоящее время входит в число ключевых направлений работы Министерства просвещения Российской Федерации. Интересы лиц с ОВЗ, в частности и в области образования, защищаются и регламентируются как на международном, так на федеральном и региональном уровнях. Об этом свидетельствует вхождение Российской Федерации в число стран-участников Конвенции о правах инвалидов (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года), закрепление в Конституции Российской Федерации прав детей с ОВЗ на получение образования.
Стратегические ориентиры в области образования лиц с ОВЗ, установлены на федеральном уровне Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [130]. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598, устанавливают требования к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ [132]. В их число входят и требования к уровню речевого развития обучающегося: активное использование речевых средств, готовность слушать собеседника, вести диалог, осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной формах, отсутствие дефектов звукопроизношения, практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом, прогресс в развитии коммуникативной, познавательной, регулятивной функций речи.
Указанные формы государственного регулирования в сфере образования являются особенно значимыми в связи с ростом числа младших школьников с ОВЗ. Так, по данным отчета «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год», за 2011-2017 год количество школ, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов (в том числе имеющих статус обучающихся с ОВЗ), достигло 9 664 (22,4 % от всего числа российских школ). Количество обучающихся с ОВЗ в 2016-2017 учебном году выросло почти на 12 000, по сравнению с 2014-2015 учебным годом.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития свидетельствуют об особой роли периода младшей школы, где ребенку необходимо осваивать новые знания и виды деятельности, где происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы. Для обучающихся с ОВЗ этот период является особенно сложным, так как в новых условиях необходим высокий уровень речевого развития [33, 88, 138].
Следует отметить, что самыми многочисленными категориями среди обучающихся с ОВЗ являются дети с (ЗПР) и дети с нарушениями речи, в том числе с ОНР.
По мнению таких авторов, как Т.А. Власова В.И. Лубовский, Н.А. Никашина дети с ЗПР в начальной школе будут испытывать трудности при овладении счетом, решением арифметических задач, чтением, письмом [28, 119]. Заметна будет недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная медлительность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, небольшой объем внимания, быстрая утомляемость и т.д. В исследованиях В.А. Ковшикова, Е.А. Логиновой, И.Н. Садовниковой, отмечается, что у детей с ЗПР снижен темп протекания мыслительных операций, нарушено формирование зрительного восприятия и устной речи [20].
Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией школьников с недостаточными предпосылками для овладения новыми знаниями. По данным Колягина В.А., Колягиной В.Г., Козловской Г.Ю. младшим школьникам с ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте [67, 69, 70]. У детей с ОНР наблюдается ощущение своей маловажности, речевой дефект отрицательно влияет на формирование самооценки, её уровень значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений. Для успешного освоения учебной программы необходим полноценный фонематический слух и звуковой анализ, постоянная связь и взаимодействие речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем, сформированное™ графомоторных навыков, которые характеризуются незрелостью у детей с ОНР III уровня. Данный аспект развития рассмотрен в работах Е.В. Гурьяновой, Филипповой, Ю.Ф. Гаркуши [37, 131].
Если обучающимся с нормой развития удаётся успешно справляться учебной программой, то незрелость речевых и неречевых функций у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня требует создания для таких детей специальных педагогических условий. Этим обоснована актуальность проблемы изучения сформированности речи у обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня.
При обилии исследований по проблеме обучения младших школьников с ОВЗ существует дефицит научных разработок по созданию специальных педагогических условий и организации среды для максимально эффективного речевого развития школьников с ЗПР и ОНР III уровня в условиях массовой школы [7, 26, 53, 73, 101, 130, 132]. Подготовка педагогов и разработка специальных учебников и учебно-методической литературы в соответствии с ФГОС ОВЗ входит в число приоритетных задач Минобрнауки России на 2018 год [132].
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между важностью создания специальных условий для обучения младших школьников с ОВЗ и недостаточностью специальных разработок, направленных на создание педагогических условий для максимально эффективного речевого развития обучающихся в ЗПР и OHP III уровня. На основе этих несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении устной речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций по преодолению нарушений речи.
Объект исследования: речь обучающихся с ЗПР и OHP III уровня.
Предмет: особенности речи обучающихся 2 класса с ЗПР и OHP III уровня.
Цель исследования: выявить специфические особенности сформированное™ речи у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня, составить дифференцированные методические рекомендации на основе выявленных особенностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Речь - это сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
2. Импрессивная речь обучающихся младших классов с ЗПР будет характеризоваться скудным пассивным словарем, несформированностью представлений о причинно-следственных и временных отношениях, неточным пониманием предлогов, а детей с OHP III уровня такими особенностями, как недостаточно сформированный пассивный словарь, неточное понимание значений сложных слов, нарушенное понимание сложных предлогов; экспрессивная речь обучающихся с ЗПР будет характеризоваться выраженной недостаточностью активного словаря, отсутствием в речи относительных, притяжательных, сравнительных прилагательных, использованием в активной речи простых предложений и словосочетаний, потерей основной мысли при пересказе текста, отсутствием четкой программы замысла высказывания, а обучающихся с OHP III уровня такими особенностями, как недостаточность активного словаря, неточностью употребления слов, сложности при пересказе текста, искажение сюжетных линий, множественные ошибки по типу генерализации окончаний при согласовании существительных и прилагательных, сложностью логического структурирования высказываний.
3. Учет выявленных особенностей сформированности речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня позволит составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обследуемых категорий обучающихся.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить диагностический комплекс, направленный на изучение сформированности речи у обучающихся с ЗПР и OHP III уровня.
3. Выявить особенности речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня.
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- понимание речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Р.П. Лалаева и др.);
- положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (А.Н. Корнев).
Методы исследования определялись для решения поставленных задач и проверки гипотезы. В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза (изучение медицинских карт, заключений психолого-медико-педагогической комиссии, протоколов учителя-логопеда), констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в структурировании критериев изучения сформированности речи у обучающихся с ЗПР и OHP III уровня, параметров оценивания обучающихся рассматриваемых категорий и составлении дифференцированных методических рекомендаций, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении имеющихся научных представлений об особенностях речи обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами модифицирована методика диагностики речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, а также предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня, которые могут быть использованы в работе педагогами, работающими с детьми рассматриваемых категорий.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся второго класса. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст детей (8-9 лет) и характер дефекта (ЗПР и OHP III уровня). Исследование проводилось в течение 2017-2018 годов в три этапа:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2017 г. - март 2018 г.).
2 этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (март 2018 г. - июнь 2018 г.).
3 этап - составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для осуществления эффективного речевого развития младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, оформление результатов исследования (июнь 2018 - ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях (V Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы и технологии в современном мире», г. Уфа, 29-30 ноября 2017 год с публикацией основных положений исследования в сборнике, составленном по материалам конференции).
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и проиллюстрирована 3 рисунками, 1 таблицей.
Стратегические ориентиры в области образования лиц с ОВЗ, установлены на федеральном уровне Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [130]. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598, устанавливают требования к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ [132]. В их число входят и требования к уровню речевого развития обучающегося: активное использование речевых средств, готовность слушать собеседника, вести диалог, осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной формах, отсутствие дефектов звукопроизношения, практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом, прогресс в развитии коммуникативной, познавательной, регулятивной функций речи.
Указанные формы государственного регулирования в сфере образования являются особенно значимыми в связи с ростом числа младших школьников с ОВЗ. Так, по данным отчета «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год», за 2011-2017 год количество школ, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов (в том числе имеющих статус обучающихся с ОВЗ), достигло 9 664 (22,4 % от всего числа российских школ). Количество обучающихся с ОВЗ в 2016-2017 учебном году выросло почти на 12 000, по сравнению с 2014-2015 учебным годом.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития свидетельствуют об особой роли периода младшей школы, где ребенку необходимо осваивать новые знания и виды деятельности, где происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы. Для обучающихся с ОВЗ этот период является особенно сложным, так как в новых условиях необходим высокий уровень речевого развития [33, 88, 138].
Следует отметить, что самыми многочисленными категориями среди обучающихся с ОВЗ являются дети с (ЗПР) и дети с нарушениями речи, в том числе с ОНР.
По мнению таких авторов, как Т.А. Власова В.И. Лубовский, Н.А. Никашина дети с ЗПР в начальной школе будут испытывать трудности при овладении счетом, решением арифметических задач, чтением, письмом [28, 119]. Заметна будет недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная медлительность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, небольшой объем внимания, быстрая утомляемость и т.д. В исследованиях В.А. Ковшикова, Е.А. Логиновой, И.Н. Садовниковой, отмечается, что у детей с ЗПР снижен темп протекания мыслительных операций, нарушено формирование зрительного восприятия и устной речи [20].
Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией школьников с недостаточными предпосылками для овладения новыми знаниями. По данным Колягина В.А., Колягиной В.Г., Козловской Г.Ю. младшим школьникам с ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте [67, 69, 70]. У детей с ОНР наблюдается ощущение своей маловажности, речевой дефект отрицательно влияет на формирование самооценки, её уровень значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений. Для успешного освоения учебной программы необходим полноценный фонематический слух и звуковой анализ, постоянная связь и взаимодействие речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем, сформированное™ графомоторных навыков, которые характеризуются незрелостью у детей с ОНР III уровня. Данный аспект развития рассмотрен в работах Е.В. Гурьяновой, Филипповой, Ю.Ф. Гаркуши [37, 131].
Если обучающимся с нормой развития удаётся успешно справляться учебной программой, то незрелость речевых и неречевых функций у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня требует создания для таких детей специальных педагогических условий. Этим обоснована актуальность проблемы изучения сформированности речи у обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня.
При обилии исследований по проблеме обучения младших школьников с ОВЗ существует дефицит научных разработок по созданию специальных педагогических условий и организации среды для максимально эффективного речевого развития школьников с ЗПР и ОНР III уровня в условиях массовой школы [7, 26, 53, 73, 101, 130, 132]. Подготовка педагогов и разработка специальных учебников и учебно-методической литературы в соответствии с ФГОС ОВЗ входит в число приоритетных задач Минобрнауки России на 2018 год [132].
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между важностью создания специальных условий для обучения младших школьников с ОВЗ и недостаточностью специальных разработок, направленных на создание педагогических условий для максимально эффективного речевого развития обучающихся в ЗПР и OHP III уровня. На основе этих несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении устной речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций по преодолению нарушений речи.
Объект исследования: речь обучающихся с ЗПР и OHP III уровня.
Предмет: особенности речи обучающихся 2 класса с ЗПР и OHP III уровня.
Цель исследования: выявить специфические особенности сформированное™ речи у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня, составить дифференцированные методические рекомендации на основе выявленных особенностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Речь - это сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
2. Импрессивная речь обучающихся младших классов с ЗПР будет характеризоваться скудным пассивным словарем, несформированностью представлений о причинно-следственных и временных отношениях, неточным пониманием предлогов, а детей с OHP III уровня такими особенностями, как недостаточно сформированный пассивный словарь, неточное понимание значений сложных слов, нарушенное понимание сложных предлогов; экспрессивная речь обучающихся с ЗПР будет характеризоваться выраженной недостаточностью активного словаря, отсутствием в речи относительных, притяжательных, сравнительных прилагательных, использованием в активной речи простых предложений и словосочетаний, потерей основной мысли при пересказе текста, отсутствием четкой программы замысла высказывания, а обучающихся с OHP III уровня такими особенностями, как недостаточность активного словаря, неточностью употребления слов, сложности при пересказе текста, искажение сюжетных линий, множественные ошибки по типу генерализации окончаний при согласовании существительных и прилагательных, сложностью логического структурирования высказываний.
3. Учет выявленных особенностей сформированности речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня позволит составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обследуемых категорий обучающихся.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить диагностический комплекс, направленный на изучение сформированности речи у обучающихся с ЗПР и OHP III уровня.
3. Выявить особенности речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня.
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- понимание речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Р.П. Лалаева и др.);
- положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (А.Н. Корнев).
Методы исследования определялись для решения поставленных задач и проверки гипотезы. В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза (изучение медицинских карт, заключений психолого-медико-педагогической комиссии, протоколов учителя-логопеда), констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в структурировании критериев изучения сформированности речи у обучающихся с ЗПР и OHP III уровня, параметров оценивания обучающихся рассматриваемых категорий и составлении дифференцированных методических рекомендаций, по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении имеющихся научных представлений об особенностях речи обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами модифицирована методика диагностики речи младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, а также предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные по преодолению выявленных в процессе исследования недостатков речевого развития у обучающихся младших классов с ЗПР и OHP III уровня, которые могут быть использованы в работе педагогами, работающими с детьми рассматриваемых категорий.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся второго класса. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст детей (8-9 лет) и характер дефекта (ЗПР и OHP III уровня). Исследование проводилось в течение 2017-2018 годов в три этапа:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2017 г. - март 2018 г.).
2 этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (март 2018 г. - июнь 2018 г.).
3 этап - составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для осуществления эффективного речевого развития младших школьников с ЗПР и OHP III уровня, оформление результатов исследования (июнь 2018 - ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях (V Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы и технологии в современном мире», г. Уфа, 29-30 ноября 2017 год с публикацией основных положений исследования в сборнике, составленном по материалам конференции).
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и проиллюстрирована 3 рисунками, 1 таблицей.
Изучению речевого развития обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня посвящены исследования Н.В. Бабкиной, Л.Б. Баряевой, Г.А. Власовой, Л.Н. Давыдовой, Т.Е. Дубининой, Т.В. Егоровой, Л.В. Зайкова, Т.Д. Ильяшенко, Р.В. Ивошкувене, В.И. Лубовского, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Л.И, Переслени, Р. Д. Триггера и других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что речь развивается во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, параллельно с общим развитием сознания и личности ребенка, способствует реализации социальной функции общения. Достаточный уровень речевого развития обучающегося младших классов является фундаментальной основой для успешного обучения в школе. Всю жизнь человек совершенствует, развивает речь и овладевает богатством языка. В младшем школьном возрасте речь приобретает дифференцированный характер, происходит развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической). Формирование и развитие речи младших школьников обеспечивает накопление словаря, что позволяет ребенку свободно объясняться с другими людьми по любому поводу, касающемуся повседневной жизни и входящему в круг его интересов.
Общая тенденция онтогенетического развития речи заключается в овладении ребенком речью от ситуативного до контекстного уровня и далее высшей формой речемыслительной деятельности - связной речью. Учет принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех составных компонентов речи позволяет грамотно спланировать работу по развитию речи у младших школьников.
Как показал анализ литературных источников по проблеме исследования, речь обучающихся с ЗПР и ОНР III уровня имеет свои специфические дизонтогенетические особенности.
У обучающихся младших классов в ЗПР и ОНР III уровня выделяют как общие нарушения речи, характерные для всех обследуемых детей, так и специфические, путь преодоления которых для каждой категории обучающихся должен быть индивидуальный. Следовательно, для дальнейшего развития речи и освоения учебной программы требуется тщательная диагностика и составление методических рекомендаций по формированию речи младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня.
С целью изучения особенностей речи обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня нами был составлен диагностический комплекс из взятых за основу диагностических методик по обследованию речи О.И. Азовой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.В. Мамаевой [5, 100].
При составлении единого диагностического комплекса были оптимизированы задания, предложенные в указанных методиках. Задания адаптированы к нашей экспериментальной группе обучающихся, учитывая их возраст, форму обучения, особенности развития. Кроме этого оптимизированы критерии оценки сформированности речи с учетом понимания и следования инструкции, способности правильно выполнять задания, использования помощи, возможности исправления ошибок, попыток выполнить или отказом от выполнения заданий.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ СШ № 2 г. Красноярска. Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группы из 10 человек. При комплектовании группы учитывался характер дефекта (обучающиеся с ЗПР и ОНР III уровня) и возрастная категория - обучающиеся 2 класса 8-9 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что группы школьников с ЗПР и ОНР III уровня является полиморфной по сформированности речи. На основании результатов обследования речи выявлено, что обучающиеся с ЗПР продемонстрировали низкий уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи, а у группы с ОНР III уровня импрессивная речь преимущественно (60%) средний уровень, а экспрессивная 60% низкий. В большинстве заданий обучающиеся с ЗПР демонстрировали низкий уровень сформированности речи. Следует отметить, что ни в одном из блоков заданий не зафиксирован высокий уровень, а в группе школьников с ОНР III уровня в первом блоке заданий 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень.
Мы сопоставили сформированность речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня с онтогенетическим развитием у детей с нормой развития и сделали вывод о том, что развитие речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня включает в себя те же составные компоненты, что и у детей с нормой развития, но имеет свои характерные особенности, выраженные как в общих нарушениях, свойственных обеим группам обследованных детей, так и некоторыми специфическими особенностями.
В импрессивной речи всех обучающихся экспериментальной группы явно выявилась недостаточность объема пассивного словаря, ограниченностью представления об окружающем мире, нарушенным пониманием предлогов.
Общими характеристиками экспрессивной речи являются скудность активного словаря, сложности в построении высказывания, трудности при пересказе текста (без опоры на картинку).
Особенностями импрессивной речи обучающихся с ЗПР мы выделили нарушение понимания причинно-следственных связей и временных отношений. В экспрессивной речи характерными особенностями являются отсутствие в активной речи относительных, притяжательных и сравнительных прилагательных, значительные трудности при пересказе текста с потерей главной мысли и сюжетной линии рассказа.
Импрессивная речь обучающихся с ОНР III уровня характеризуется общими для обеих исследуемых категорий особенностями: бедность пассивного словаря, неточность в понимании слов, сложностью понимания предлогов. Специфические особенности мы выявили в экспрессивной речи. К ним относятся ошибки по типу генерализации окончаний при согласовании прилагательных и существительных, искажение сюжетных линий при пересказе текста при сохранении основной мысли рассказа и смысла всего текста.
Следует отметить, что младшие школьники с ОНР III уровня в большинстве заданий демонстрировали более высокую, чем дети с ЗПР, мотивацию к выполнению заданий. В отличие от группы детей с ЗПР, где в зафиксированы случаи отказа от выполнения заданий, потери интереса.
Таким образом, наша гипотеза о том, что импрессивная и экспрессивная речь обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня будет иметь специфические нарушения полностью подтвердилась.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости составления дифференцированных методических рекомендаций по преодолению нарушений речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня, которые включают в себя принципы, задачи, условия и содержание коррекционной работы.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. Следует отметить, что результаты констатирующего эксперимента не охватывают все стороны речевого развития младших школьников, для уточнения характера нарушений требуют расширения диагностического комплекса и увеличения количества обучающихся экспериментальной группы. Следует отметить необходимость практической апробации предложенных нами дифференцированных методических рекомендаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что речь развивается во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, параллельно с общим развитием сознания и личности ребенка, способствует реализации социальной функции общения. Достаточный уровень речевого развития обучающегося младших классов является фундаментальной основой для успешного обучения в школе. Всю жизнь человек совершенствует, развивает речь и овладевает богатством языка. В младшем школьном возрасте речь приобретает дифференцированный характер, происходит развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической). Формирование и развитие речи младших школьников обеспечивает накопление словаря, что позволяет ребенку свободно объясняться с другими людьми по любому поводу, касающемуся повседневной жизни и входящему в круг его интересов.
Общая тенденция онтогенетического развития речи заключается в овладении ребенком речью от ситуативного до контекстного уровня и далее высшей формой речемыслительной деятельности - связной речью. Учет принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех составных компонентов речи позволяет грамотно спланировать работу по развитию речи у младших школьников.
Как показал анализ литературных источников по проблеме исследования, речь обучающихся с ЗПР и ОНР III уровня имеет свои специфические дизонтогенетические особенности.
У обучающихся младших классов в ЗПР и ОНР III уровня выделяют как общие нарушения речи, характерные для всех обследуемых детей, так и специфические, путь преодоления которых для каждой категории обучающихся должен быть индивидуальный. Следовательно, для дальнейшего развития речи и освоения учебной программы требуется тщательная диагностика и составление методических рекомендаций по формированию речи младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня.
С целью изучения особенностей речи обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня нами был составлен диагностический комплекс из взятых за основу диагностических методик по обследованию речи О.И. Азовой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.В. Мамаевой [5, 100].
При составлении единого диагностического комплекса были оптимизированы задания, предложенные в указанных методиках. Задания адаптированы к нашей экспериментальной группе обучающихся, учитывая их возраст, форму обучения, особенности развития. Кроме этого оптимизированы критерии оценки сформированности речи с учетом понимания и следования инструкции, способности правильно выполнять задания, использования помощи, возможности исправления ошибок, попыток выполнить или отказом от выполнения заданий.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ СШ № 2 г. Красноярска. Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группы из 10 человек. При комплектовании группы учитывался характер дефекта (обучающиеся с ЗПР и ОНР III уровня) и возрастная категория - обучающиеся 2 класса 8-9 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что группы школьников с ЗПР и ОНР III уровня является полиморфной по сформированности речи. На основании результатов обследования речи выявлено, что обучающиеся с ЗПР продемонстрировали низкий уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи, а у группы с ОНР III уровня импрессивная речь преимущественно (60%) средний уровень, а экспрессивная 60% низкий. В большинстве заданий обучающиеся с ЗПР демонстрировали низкий уровень сформированности речи. Следует отметить, что ни в одном из блоков заданий не зафиксирован высокий уровень, а в группе школьников с ОНР III уровня в первом блоке заданий 20% респондентов продемонстрировали высокий уровень.
Мы сопоставили сформированность речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня с онтогенетическим развитием у детей с нормой развития и сделали вывод о том, что развитие речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня включает в себя те же составные компоненты, что и у детей с нормой развития, но имеет свои характерные особенности, выраженные как в общих нарушениях, свойственных обеим группам обследованных детей, так и некоторыми специфическими особенностями.
В импрессивной речи всех обучающихся экспериментальной группы явно выявилась недостаточность объема пассивного словаря, ограниченностью представления об окружающем мире, нарушенным пониманием предлогов.
Общими характеристиками экспрессивной речи являются скудность активного словаря, сложности в построении высказывания, трудности при пересказе текста (без опоры на картинку).
Особенностями импрессивной речи обучающихся с ЗПР мы выделили нарушение понимания причинно-следственных связей и временных отношений. В экспрессивной речи характерными особенностями являются отсутствие в активной речи относительных, притяжательных и сравнительных прилагательных, значительные трудности при пересказе текста с потерей главной мысли и сюжетной линии рассказа.
Импрессивная речь обучающихся с ОНР III уровня характеризуется общими для обеих исследуемых категорий особенностями: бедность пассивного словаря, неточность в понимании слов, сложностью понимания предлогов. Специфические особенности мы выявили в экспрессивной речи. К ним относятся ошибки по типу генерализации окончаний при согласовании прилагательных и существительных, искажение сюжетных линий при пересказе текста при сохранении основной мысли рассказа и смысла всего текста.
Следует отметить, что младшие школьники с ОНР III уровня в большинстве заданий демонстрировали более высокую, чем дети с ЗПР, мотивацию к выполнению заданий. В отличие от группы детей с ЗПР, где в зафиксированы случаи отказа от выполнения заданий, потери интереса.
Таким образом, наша гипотеза о том, что импрессивная и экспрессивная речь обучающихся младших классов с ЗПР и ОНР III уровня будет иметь специфические нарушения полностью подтвердилась.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости составления дифференцированных методических рекомендаций по преодолению нарушений речи у младших школьников с ЗПР и ОНР III уровня, которые включают в себя принципы, задачи, условия и содержание коррекционной работы.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. Следует отметить, что результаты констатирующего эксперимента не охватывают все стороны речевого развития младших школьников, для уточнения характера нарушений требуют расширения диагностического комплекса и увеличения количества обучающихся экспериментальной группы. Следует отметить необходимость практической апробации предложенных нами дифференцированных методических рекомендаций.
Подобные работы
- Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ
ΓΡΑPAMMATИЧЕСКИХХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ Школьников С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительное изучение сформированности моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023



