Введение
3
1. Теория воспитания.
9
1.1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания.
9
1.2. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации.
10
1.3. Методы воспитания.
21
1.4. Формы воспитания.
23
1.5. Место внеклассной работы в структуре педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребенка.
24
2. Организация исследования внеклассной работы по физической культуре и ОБЖ.
28
2.1.Общие положения исследования внеклассной работы.
28
2.2. Система внеурочной работы и организация ее. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
45
2.3. Исследование внутреннего мира внеклассной работы.
47
Заключение.
65
Литература.
71
Приложение.
76
Актуальность.
Воспитание подростков является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание является одним из важных факторов стабилизации общества, а потому должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но еще и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам; здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Этим и объясняется актуальность данной темы и наш интерес к вопросу исследования.
Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:
1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.
2. Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.
3. Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1999 г.
4. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1990 г.
5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.
В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социальнопедагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Также отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации подростка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы. Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе. Школа, в которой я проходил педагогическую практику, проводила эксперимент под названием «Школа шагает по 21 веку».
Элемент новизны темы состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента.
Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии: точного представления (научной системной картины) об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе и разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы.
Объектом исследования является учебный процесс по ОБЖ.
Предметом исследования внеклассно-досуговая работа по ОБЖ.
Целью дипломного проекта является оценка эффективности внеклассно-досуговой работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2.Определить степень совпадения интересов родителей и детей.
3. Определить место внеклассно-досуговой работы в школьной жизни.
Исходя из вышеизложенного противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: совершенствование системы воспитания подростков внеклассно-досуговой работой, проводимой в общеобразовательных учебных заведениях.
Методологической основой нашего исследования выступили:
1. Системный, личностный и индивидуально-творческий подходы.
2. Идея гуманизации и профессионализации системы воспитания старшеклассников с использованием внеклассной работы по ОБЖ.
Основываясь на названной методологической основе, нами была разработана новая система по воспитанию старшеклассников в общеобразовательных учебных заведениях различных типов, где мы попытались создать необходимые условия для улучшения качества подготовленности учащихся старших классов.
Создана и опробована система воспитания в процессе проведения внеклассной работы, разработаны предложения по обязательному введению во внеклассную работу по ОБЖ мероприятий воспитательного характера.
Для укрепления качества мероприятий разработаны рекомендации по проведению внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.
Для улучшения психологического состояния учащихся старших классов нами разработано содержание таких мероприятий, куда вошли элементы современности и увлечений подросткового контингента. Мы выдвинули ряд предложений по подведению итогов таких мероприятий в общеобразовательных учреждениях....
Требования, предъявляемые программой по ОБЖ, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по ОБЖ, на тех, кто добивается при изучении ОБЖ лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение ОБЖ дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения ОБЖ, одной из форм которой является внеклассная работа.
Под внеклассной работой по ОБЖ понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.
Следует различать два вида внеклассной работы по ОБЖ:
• работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия, таких не очень много);
• работа с учащимися, проявляющими к изучению ОБЖ повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее.
Этот вид внеклассной работы с учащимися по ОБЖ в настоящее время имеет место почти в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения ОБЖ с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае -продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны преподавателя ОБЖ.
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу ОБЖ.
Передовой опыт работы преподавателей ОБЖ свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими по предмету обучения.
1. Дополнительные (внеклассные) занятия по ОБЖ целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.
2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).
3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
4. После повторного изучения того или иного раздела ОБЖ на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.
5. Дополнительные занятия по ОБЖ, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Тестовых материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.
6. Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими ОБЖ, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по данной дисциплине более эффективными.
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по ОБЖ - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к ОБЖ (ОВС).
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу по ОБЖ.
3. Оптимальное развитие практических навыков и профессиональных способностей у учащихся, а также привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
4. Воспитание высокой культуры логического мышления и быстроты принятия решения, а также психологической устойчивости при возникновении ЧС различного характера.
5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении ОБЖ в жизни.
7. Расширение и углубление представлений учащихся о необходимости ОБЖ в современном мире.
8. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
9. Установление более тесных деловых контактов между преподавателем ОБЖ и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
10. Создание актива, способного оказать учителю ОБЖ помощь в организации эффективного обучения всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в воспитании будущих патриотов страны).....
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
2. Акбашева А.С. О внеклассном чтении учащихся // Методика преподавания в средней школе. - Л.,1995. - С. 5-11.
3. Алексеев А.Н. Внеклассная работа по физической культуре в 5-7 классах. - М., 2002.
4. Баева Т.Е. По следам красного десанта на Азовском море // Внеклассная работа (Из опыта работы учителей Ростовской области) / Сост. П.Ф. Славгородский. - М., 1994. - С. 170-183.
5. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы: Развитие навыков анализа творческой работы у старшеклассников. Пособие для учителя. - М., 1995.
6. Басырова Л.Г. Организация внеклассного чтения литературы о родном крае в школах Башкирии // Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя / Сост. М.Д. Янко. - М., 1996. - С. 49-56.
7. Беккер Э.Г. Организация историко-литературных экскурсий по родному краю // Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя / Сост. М.Д. Янко. - М., 1996. - С. 69-77.
8. Бомясная А.К. Воспитывать гражданина // Из опыта внеклассной работы по литературе: Пособие для учителя / Сост. Е.И. Бушина. - М., 1993. - С. 3-6.
9. Бушина Е.И., Чернова И.И. Музей партизанской славы // Из опыта внеклассной работы по литературе: Пособие для учителя / Сост. Е.И. Бушина. - М., 1990. - С. 25-32.
10. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.
11. Ввсилюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
12. Внеклассная работа (Из опыта работы учителей Ростовской области) / Сост. П.Ф. Славгородский. - М., 1994.
13. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М., 1998.
15. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. — М., 1995....72