Введение
1 Глава Нормативная база организации внеурочной деятельности по предмету.
1.1 ФЗ «Об образовании», ФГОС ООО о воспитательных задачах основной школы.
1.2Внеурочная деятельность в основной школе: цели и способы ее реализации.
2 Глава Форма внеурочной деятельности по предмету обществознание.
2.1. Психологические особенности учащихся основной школы.
2.2 Эффективные формы внеурочной предметной деятельности в 6 - 7 классах.
2.2.1 Квест «Человек среди людей»
2.2.2 Интеллектуальная игра «Человек в экономических отношениях»
2.3. Эффективные формы внеурочной предметной деятельности в 8 - 9 классах.
2.3.1 Круглый стол «Искусство в жизни человека»
Заключение
Список литературы
Приложения
Школа для ребёнка - это второй дом, и главная задача для любого педагога не только качественно организовать учебный процесс, но и создать благоприятную культурную среду, где всегда есть место для творчества и самореализации. В этом может помочь организация внеурочной деятельности учащихся, которая формирует следующие задачи:
• социализация учащихся в образовательной среде;
• создание благоприятных условий для учащихся в образовательном учреждении;
• формирование и развитие личности с уклоном на индивидуальные особенности учащихся;
• образование через творчество.
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте сказано, что «основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность». Исходя из этого, следует отметить, что внеурочная деятельность занимает очень важное место в жизни учащихся и образовательной организации. Направления, по которым осуществляется внеурочная деятельность и развитие личности: спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Одними из главных критериев в организации внеурочной деятельности для учащихся являются добровольность и заинтересованность. Также эти критерии являются основополагающими и в творческой деятельности. Василий Иванович Сухомлинский, детский педагог-новатор, говорил: «Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты.
Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку»1 2.
В современной школе существует ряд проблем, касающихся внеурочной деятельности:
• большая нагрузка на учащихся основной урочной деятельностью;
• несерьёзное отношение к внеурочной деятельности учащихся, их родителей, педагогов и руководства образовательного учреждения;
• нехватка кадров в образовательном учреждении.
Степень изученности данной проблемы. Анализ научной литературы, представляет основу теоретических знаний по психологопедагогическому сопровождению детей подросткового возраста и организации внеурочной деятельности учащихся основной школы, которые должны применяться педагогами в ходе организации и работы во внеурочной деятельности. Исходя из этого, можно выделить четыре основных группы научных статей и монографий:
1. По методике организации внеурочной деятельности 2.
2. По методике преподавания обществознания3
3. По возрастной педагогике и психологии4.
М.: Просвещение, 2010. - 223с.; Опарина Е. В. Формирование социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах// Педагогика. Вопросы теории и практики. № 1 (9) 2018. С. 83-87.; Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИ1П1КРО, 2014. - 416 с.
3 Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 274 с. ; Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции 26 ноября 2015 г. [Электронное издание] / Сост. Е.Е. Вяземский, Ю.В. Романов, И.Ю. Синельников; Под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 120 с.; Фокеева И.М Особенности преподавания учебных предметов «история» и «обществознание в 2018/19 учебном году Методические рекомендации/ сост. Фокеева И.М Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2018. - 47с.
4 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.; Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 452 с.;Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.; Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 424 с. ; Голованов В. П. Педагогическое искусство или искусство педагогики// Педагогическое искусство.2017. № 1. С. 29 -32.; Серафимович И.В., Баранова Ю. Г., Куликова С. Ю. К вопросу об особенностях социальнопсихологического сопровождения процессов формирования и развития личностных результатов.// АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15). С. 262-267.; Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе.// Вестник ЧГПУ 3’2011. С. 62-69.; Тукшумская А.В., Калмыкова Е.С., Наместников В.В., Сухарева Ю.С. Влияние социальных условий на становление личности подростка // Вестник Воронежского государственного технического университета.2012. С. 150-155.; Бабанова Е. Д., Толстов С. Н. Психологопедагогические условия развития мотивации к дополнительному образованию/ Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). — М. : Изд-во Московского психологосоциального университета, 2016. — С. 46-50.;
4. По воспитательному процессу3 4.
При написании данного исследования мною были использованы следующие источники:
1. Нормативная база внеурочной деятельности5.
2. Школьная учебная литература6
Для достижения положительных результатов учащихся важно учитывать их возрастные и психологические особенности, найти индивидуальный подход к обучению и воспитанию. Д.В. Григорьев в своей работе раскрывает значение воспитательного результата внеурочной деятельности. Помимо этого, он говорит о понятии воспитательного эффекта внеурочной деятельности, который определяется как влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка7 7.
Мухина В. в своём труде по возрастной психологии пишет, что в процессе взросления ребёнка происходит дифференциация психики, усложнение духовной жизни, что непременно нужно учитывать в воспитательном процессе. Советский психолог Л.С. Выготский в труде по подростковой психологии отмечал, что структура интересов ребёнка совершенствуется, эволюционирует. Исходя из этого, важно учесть, что удержание интереса учащихся может являться проблемой для педагогов.
Одним из важных факторов в организации внеурочной деятельности учащихся является принцип добровольного взаимодействия педагога и учащихся. Внеурочная деятельность должна привлекать учащихся, заинтересовывать в погружение образовательного процесса. Доктор психологических наук Маралов В.Г. в своей работе «Психология и педагогика ненасилия» описывает теоретические основы педагогики и психологии ненасилия, показывает пути построения учебного процесса, который основан на принципах ненасилия, представляет основные технологии ненасильственного взаимодействия и методы формирования способности к ненасилию у всех участников образовательного процесса. Также в этой работе предоставляются методические и практические материалы, которые помогут педагогам овладеть базовыми компетенциями педагогики и психологии ненасилия при организации работы с учащимися8....
Формирование личности подрастающего поколения ФЗ «Об Образовании», ФГОС и другие нормативные документы выделяют в качестве приоритетных не случайно. Формирование институтов гражданского общества невозможно в обществе, где нет критической массы людей с активной жизненной позицией.
Школа играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения, наряду с семьей, поэтому содержание школьного образования позволяет решить поставленную задачу.
В ходе проведенного исследования, мы проанализировали сущность дефиниции «внеурочная работа» и ее классификации в современной практике воспитательной работы образовательных учреждений.
Изучили основные направления внеурочной деятельности, формы, технологии, модели ее организации в основной школе по предмету обществознание.
В ходе исследования пришли к следующим выводам: внеурочная работа по предмету может обеспечить положительный эффект при соблюдении ряда условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; выбор формы деятельности проводится с учетом пожеланий самих обучающихся; содержание внеурочной деятельности расширяет и углубляет контент, изученный учащимися на уроках.
Хорошо продуманный план мероприятий, вовлеченность учеников в его подготовку и проведение позволяет выполнить поставленные цели и получить желанный результат, но к сожалению, не для всех обучающихся, т.к. мотивация к обучению, индивидуальные особенности, межличностные отношения в классе все это важные факторы, которые учитель должен учитывать в своей работе.
1. Бабанова Е. Д., Толстов С. Н. Психолого-педагогические условия развития мотивации к дополнительному образованию/ Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120 - летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). — М. : Изд-во Московского психологосоциального университета, 2016. — С. 46-50.
2. Байбородова Л.В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для СПО/ отв. ред. Л.В. Байбородова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: издательство Юрайт, 2016. - 413с.
3. Балакирева Е. И., Игнатьева О. Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты.// Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 228-231.
4. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Бахмутова Л. С., Калуцкая Е. К. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 274 с.
5. Боголюбова Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304с.
6. Будымко И.Е. Достижение планируемых результатов средствами внеурочной деятельности в основной школе/ ЖУРНАЛ Педагогическое искусство. 2018. С. 85-88.
7. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
9. Голованов В. П. Педагогическое искусство или искусство педагогики// Педагогическое искусство.2017. № 1. С. 29-32.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор [текст] / Д.В. Григорьев, Д.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
11. Григорьева А. И. Воспитательный потенциал профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 34-41.
12. Дубровина И. В. Проблема воспитания в свете идей Л. С. Выготского/ Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 78 июня 2016 года). — М. : Изд-во Московского психологосоциального университета, 2016. — С. 71-74.
13. Карабанова О. А. Психологические аспекты моральнонравственного воспитания детей и подростков/ Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). — М. : Изд- во Московского психологосоциального университета, 2016. — С. 2932.
14. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Мудрость веков. Россия. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2006г. - 576с.
15. Кондратюк О.Е., Куликова Н.Г. Воспитание подростка: объем проблемы.// Открытое образование № 2.2016. С. 97-99....30