Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития экологических представлений у детей старшей группы о растениях посредством
аппликации 8
1.1. Сущность понятий «экологические представления» и
«аппликация» 8
1.2. Растения как важный объект экологических представлений детей
старшей группы 12
1.3. Методика развития экологических представлений о растениях у
детей старшей группы посредством аппликации 16
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития экологических представлений о растениях у детей старшей группы посредством аппликации 25
2.1. Выявление уровня развития экологических представлений у детей
старшей группы о растениях 26
2.2. Комплекс ООД по развитию экологических представлений о
растениях у детей старшей группы посредством аппликация 30
2.3. Анализ результатов исследования 43
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 55
Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом для формирования представлений об отдельных элементах природы (растения, животные и др.). На основе представлений у дошкольников происходит формирование знаний о природе и отношения к ней.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные
объекты природы. Одним из таких объектов являются - растения, поэтому ознакомление дошкольника с растениями неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Развитие представлений старших дошкольников о растениях - необходимое условие воспитания у них бережного отношения к природе, к материалам природного происхождения.
Вопросами формирования у дошкольников знаний о растениях занимались такие педагоги С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, Т.Т. Федорова [40], Э.К. Янакиева [43] и др. Так, С.Н.Николаева отмечает, что в дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них.
Продемонстрировать детям эти знания позволяет сюжетная
аппликация.
Согласно ФГОС дошкольного образования, конструирование из разного материала, включая изготовление аппликационных работ, дает возможность подвести дошкольников к пониманию специфических особенностей различных объектов, в том числе и строение растений. При этом дети способны понять многие признаки, характеризующие организмы.
Таким образом, проблема формирования экологических представлений и поиск новых способов их развития в процессе обучения и воспитания является одной из обсуждаемых и актуальных на сегодняшний день.
Цель исследования — выявление эффективности аппликации как средства развития у детей старшей группы экологических представлений о растениях.
Объектом исследования - экологические представления о растениях детей старшей группы.
Предмет исследования - процесс развития экологических
представлений о растениях детей старшей группы посредством аппликации.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективность развития экологических знаний о растениях детей старшей группы повысится при использовании аппликации.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были поставлены такие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития экологических представлений о растениях детей старшей группы посредством аппликации.
2. Выявить уровень развития экологических представлений о растениях детей старшей группы.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса ООД по аппликации для развития экологических представлений о растениях детей старшей группы.
В исследовании были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- педагогический эксперимент;
- методы качественной и количественной обработки полученных данных.
Апробация работы. Материалы исследования опубликованы в виде статьи «Развитие у детей старшей группы экологических представлений о растениях посредством аппликации» в сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся» (Бийск, АГГПУ им. В.М.Шукшина, 27 апреля 2018 г.)
Практическое значение исследования заключается в разработке комплекса ООД по аппликации для развития экологических представлений о растениях детей старшей группы, который может быть использован педагогами ДОУ и студентами педвуза в период педагогической практики, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлен методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития экологических представлений о растениях детей старшей группы посредством аппликации», дана характеристика экологическим представлениям, показаны возможности их развития посредством изготовления аппликации.
Вторая глава «Экспериментальное исследование по развитию экологических представлений о растениях детей старшей группы посредством аппликации» посвящена выявлению уровня сформированности экологических представлений детей старшей группы о растениях, разработан и реализован комплекса непосредственно образовательной деятельности по аппликации.
В заключении подведены итоги работы.
Список литературы представлен 50 источниками.
Приложение содержит протоколы исследования, описание методик эксперимента (определение уровня экологических представлений). Результаты диагностики экологических представлений на констатирующем и контрольном этапах, комплекс непосредственно образовательной деятельности по аппликации, направленный на развитие у детей старшей группы экологических представлений о растениях.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что дошкольный возраст - это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Методика аппликации в ДОУ разработана, однако методика ее организации с растениями недостаточно представлена.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Средний уровень развития экологических представлений о растениях невысокий в обеих группах: 40% респондентов экспериментальной и 50% испытуемых контрольной группы.
Низкий уровень развития экологических представлений о растениях выявлен у 50% респондентов экспериментальной и 40% испытуемых контрольной группы, представления о растительном мире.
Полученные данные явились основой для разработки комплекса ООД по аппликации по развитию экологических представлений детей экспериментальной группы о растениях.
При составлении комплекса ООД по аппликации учитывались возрастные особенности детей старшей группы, имеющийся уровень сформированности умений в аппликации, индивидуальные особенности и предпочтения детей.
Организованная образовательная деятельность подбиралась с учетом постепенного усложнения содержания заданий по аппликации на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно применять те или иные приемы вырезания.
Одним из ведущих методов организации образовательной деятельности по аппликации в старшей группе является рассматривание и анализ изображаемого предмета. Педагог показывала детям варианты передачи строения, цветового решения, различного расположения элементов на образцах.
После проведения комплекса ООД по аппликации, направленного на развитие экологических представлений респондентов о растениях, на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в сформированности экологических представлений о растениях в лучшую сторону: увеличилось число респондентов на 10% с высоком и на 20% со среднем уровнях развития экологических представлений о растениях, снизилось число респондентов с низкими показателями развития экологических представлений о растениях.
В контрольной группе изменений не произошло.
Полученные результаты свидетельствует об эффективности комплекса ООД по аппликации, направленного на развитие экологических представлений у детей старшей группы о растениях посредством аппликации.
Составленный комплекс организованной образовательной деятельности могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о растениях у детей старшей группы посредством аппликации.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
Практическое значение исследования заключалось в разработке комплекса ООД по аппликации для развития экологических представлений о растениях детей старшей группы, который может быть использован педагогами ДОУ и студентами педвуза в период педагогической практики, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
1. Аксенова, П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников [Текст] / П. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7.
- С. 62-65.
2. Афонькин, С.Ю. Работы в технике аппликация [Текст] / С.Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - СПб.: Химия, 2013. - 164 с.
3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З.А. Богатеева.
- М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
4. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 39 - 43.
5. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 5-7 лет [Текст] / А.Н. Вовикова. - М.: Стрекоза, 2013. - 20 с.
6. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа [Текст] / С.К. Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33 с.
7. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 6.- С. 16-20
8. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада по аппликации. Экология [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова. - Воронеж: Учитель, 2014. - 131 с.
9. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3.- С. 23-27.
10. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд- во Нижне-Варт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
11. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду [Текст]
/А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2010. - 16 с.
12. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст] /А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий,
2011. - 152 с.
13. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы / Л.И. Егоренков. -
М.: АРКТИ, 2010. - 128 с.
14. Жихарева, О.М. Сюжетная аппликация для дошкольников [Текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 6-7 лет в ДОУ / О.М. Жихарева.- Гном-Пресс, 2013. - 148 с.
15. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева //Дошкольное воспитание. - 2012. - №7. - С.45-49.
16. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с растительным миром [Текст] / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1998. - 159 с.
17. Иванова, А.И. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / А.И. Иванова. - Новокузнецк, 2009. - 190 с.
18. Кишмахова, Р. З. Уроки труда по аппликации [Текст]: / Р. З. Кишмахова // Педагогическое творчество. - 2014. - № 2. - С. 6-7.
19. Константинова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Константинова // Начальная школа плюс До и После. - 2012.- №12. - с. 77.
20. Кузин, В.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2012. - 332с.
21. Курашова, В. Методика экологического воспитания средствами аппликации [Текст] / В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - с. 108.
22. Максимова, М.Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к растительному миру [Текст] / М.Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 79-83.
23. Маслова, И.В. Аппликация [Текст] / И.В. Маслова. - М.: Баласс,
2012. - 64 с.
24. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.
25. Назайкин, А.Н. Оценка достижения планируемых результатов развития экологических знаний в ДОУ: практическое пособие [Текст] / А.Н.Назайкин. - М.: Эксмо, 2012. - 352с.
26. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-
Синтез, 2004. - 96с.
27. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
28. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М., 2009. - 286 с.
29. Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду [Текст] / И.Л. Новикова. - М.: Академия Развития, 2012. - 192 с.
30. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.
31. Павлова, Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей [Текст] / Л.Ю. Павлова // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 1. - С. 58.
32. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов / Н.А. Рыжова; науч.ред. Г.А. Ягодин. - М. : Изд.дом «Карапуз», 2009. - 432 с.
33. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки [Текст] / Е.А. Румянцева. - М.: Мир книги, 2010. - 112 с.
34. Савченко, М.М. Трудовая деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / М.М. Савченко. - М.: Академия, 2012. — 307 с.
35. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: учебное пособие / П.Г. Саморукова. - М.: «Просвещение», 1983.-234с.
36. Серебрякова, Т.А. Системный подход к изучению уровня сформированности экологических представлений дошкольников об окружающем мире на начальном этапе непрерывного экологического образования [Текст] / Т.А. Серебрякова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. - с. 139 .
37. Система экологического воспитания в дошкольных
38. Сержантова, Т.Б. 100 поделок аппликаций [Текст] / Т. Б. Сержантова. - М.: Айрис Пресс, 2011. - 208 с.
39. Соколова, С.В. Аппликация в дошкольном воспитании [Текст] / С.В. Соколова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 15-18.
40. Соловьева, Н.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром животных и растений с помощью сюжетной аппликации [Текст]: методическое пособие / Н.Г. Соловьева. - М.: Айрис-Пресс, 2013. - 55 с.
41. Табарина, Т.И. Аппликация и развитие ребенка [Текст] / Т.И. Табарина. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 224 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
43. Федорова, Т.Т. Распространение экологических знаний в
дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.Т. Федорова // Современный детский сад. - 2010. - № 3. - С. 24-27.
44. Хорчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях [Текст] / О.В. Хорчикова. - Ростов Н/Д: Феникс, 2012.-167с.
45. Художественно-творческая деятельность. Аппликация [Текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябова, О.А. Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 95 с.
46. Шарова, Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации [Текст] / Т.В. Шарова // Современный детский сад . - 2016. - № 4. - С. 19-21.
47. ЭДман, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении [Текст] / Г.Г. Эдман. - М. 2013. - 344 с.
48. Юнина, А.П. Аппликация - как средство развития дошкольника [Текст] / А.П. Юнина // Семья и школа. - 2014. - №3. - С.34-36.
49. Янакиева, Э.К. Теоретические вопросы экологического воспитания [Текст] / Э.К. Янакиева // Современный детский сад . - 2011. - № 8. - С. 49-51.
50. Ярина, Т.М. Аппликация. Старшая и подготовительная группа [Текст] / Т.М. Ярина // Вестник науки. - 2014. - № 2. - С16-19.