Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта 6
1.1. Вовлечение в досуговую деятельность подростков с нарушениями
интеллекта как социальная проблема 6
1.2. Социально-психологическая характеристика подростков с
нарушениями интеллекта 14
1.3. Условия организации досуговой деятельности с детьми с
нарушениями интеллекта 23
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по вовлечению в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта 30
2.1. Исследование досуговых интересов подростков 30
2.2. Программа вовлечения подростков в досуговую деятельность 37
2.3. Оценка эффективности реализации программы вовлечения
подростков в досуговую деятельность 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в наше время. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, генетики.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходима правильная организация обучения в образовательных учреждениях. Поэтому важно знать, каких детей можно считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Девиантное поведение - это поведение, нарушающее существенные социальные нормы, которые защищают жизненно важные для общества отношения, а значит, наносит ощутимый ущерб и поэтому осуждается значительным количеством людей.
С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает досуговая деятельность.
Тема работы - «Вовлечение в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта в условиях сельской школы».
Актуальность работы связана с тем, что проблема нарушений интеллекта и девиантного поведения вызывает большой интерес в различных областях научных знаний. Исследования девиантного поведения в мировой психологической литературе представлены достаточно широко, а в современной отечественной психологии и педагогике являются определяющими, потому что именно девиантное поведение препятствует социализации личности, ее становлению и формированию, развитию гражданского самосознания. Кроме того, установлено, что девиантное поведение подростков во многих случаях впоследствии трансформируется в криминальные формы поведения и составляет существенную опасность как для самой личности несовершеннолетнего, его дальнейшего развития, так и для всего общества.
Целью данной работы является определение эффективности условий вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта.
Основными задачами при написании работы стали:
1. Проанализировать возможности досуговой деятельности в работе с подростками с нарушениями интеллекта, их социально-психологические особенности.
2. Разработать методику исследования интересов подростков с нарушениями интеллекта и провести диагностику.
3. Разработать и реализовать программу вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта в условиях сельской школы.
Объектом исследования стал процесс вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования являются условия вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы, применяющиеся в современных гуманитарных науках: исторический и логический, системно-структурный, аналитический и синтетический, описательный и количественный и др.; а также практические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
База исследования: КГБОУ «Туринская школа», Эвенкийский район, п. Тура.
Гипотеза исследования: вовлечение в досуговую деятельность
подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным при следующих условиях:
• подростки будут включены в деятельность клубных объединений в соответствии с их интересами;
• приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в научных трудах и учебных пособиях по психологии, педагогике, социальной работе, при создании справочно-библиографических и энциклопедических изданий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта. Во второй главе работы описывается экспериментальная работа по вовлечению в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта.
Список использованной литературы состоит из двадцати девяти позиций. Объём работы составляет шестьдесят четыре страницы.
Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс воспитания, то есть становления личности, постепенного усвоения требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе. Мощными средствами социализации выступают СМИ. В процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественнополитической и познавательной деятельностью человека.
Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. По истине могучим стимулом для их творческого развития, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является культурнодосуговая деятельность.
Как известно, увлечь подростка с нарушениями интеллекта несложно, сложнее сохранить, поддержать и развить его интерес к положительным установкам и дальнейшему сотрудничеству. Так как отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации, то его коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность, где подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их процесс общения, нравственный облик и мировоззрение.
Особенности культурно-досуговой деятельности позволяют личности творчески развиваться, выбирать деятельность по интересам и способностям, так как она имеет множество видов и направлении своего проявления: праздники, мероприятия различной направленности, коллективная творческая деятельность, игры.
В данном исследовании рассмотрены особенности вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта в условиях сельской школы. В ходе работы выполнены поставленные задачи: проведен анализ возможностей досуговой деятельности в работе с подростками с нарушениями интеллекта, их социально-психологических особенностей; разработана методика исследования и проведена диагностика интересов подростков с нарушениями интеллекта.
В ходе исследования нами была разработана и реализована программа вовлечения в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта в условиях сельской школы. Программа состоит из трех блоков. Первый блок - «Мы выбираем спорт» - предполагает организацию внеклассных мероприятий по вовлечению подростков в спортивную деятельность. Второй блок - «Юный фотограф» - организация кружка по ознакомлению с основами фотографии и фотоискусства. Третий блок - «Национальная мастерская Эвенкии» - предполагает проведение занятий и мероприятий с целью приобщения подростков к национальной культуре Эвенкии, а также ознакомления и сохранения национальных традиций и обрядов северных народов.
В результате проведенного исследования было доказано, что вовлечение в досуговую деятельность подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным при следующих условиях:
• подростки будут включены в деятельность клубных объединений в соответствии с их интересами;
• приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы.
Следовательно, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Азарова Р. Социально-педагогическая организация досуга молодежи: Монография. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 216 с.
2. Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. Организация культурно-досуговой деятельности: Учебник. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
3. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: Учебное пособие. - СПб.: Питер,
2012. - 336 с.
4. Вассерберг В.В. Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью // Человек и образование. - 2017. - № 3 (52). - С. 142 - 146.
5. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? - М.: МГППУ, 2013. - 67 с.
6. Грюнберг И.В. Теоретические основы проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1 (57). - С. 434 - 437.
7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2017. - 392 с.
8. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории
социологических концепций [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 3. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-dosug-molodezhi-v-istorii- sotsiologicheskih-kontseptsiy
9. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2008. - 283 с.
10. Карабедова И.С. Социальный аспект досуговой деятельности россиян // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 4. - С. 196 - 199.
11. Каюмова Д.Ф., Ульянова П.Е. Культурно-досуговая деятельность - составная часть социокультурного процесса // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 112 - 113.
12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского
государственного университета культуры, 2015. - 136 с.
13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 290 с.
14. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. - 2003. - № 1. - С. 69 - 76.
15. Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2 (138). - С. 86 - 89....29