Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений
диалогической речи у детей с ОНР II уровня 8
1.1 Речевое общение детей дошкольного возраста 8
1.2 Влияние общего недоразвития речи на становление
диалогической речи у дошкольников при дизартрии и алалии 10
1.3 Анализ методик развития диалогической речи 30
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности диалогической речи у детей с ОНР II уровня при дизартрии и алалии 44
2.1 Организация и методики исследования 44
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 51
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей сформированности диалогической речи у детей с ОНР II уровня при дизартрии
и алалии 67
Заключение 94
Список использованной литературы 100
Приложение А 105
Приложение Б 107
Приложение В
Актуальность исследования обусловлена тем, что на текущий момент система дошкольного образования регулярно совершенствуется посредством введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из главных целей и задач ФГОС выступает обеспечение государством возможностей получения дошкольного образования и полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от наличия у него речевых патологий и ограниченных возможностей здоровья.
Основным условием формирования личности и социализации ребенка является сформированность речевого развития, которое подразумевает не только правильное становление фонетической, лексической и синтаксической систем языка, но и полноценное речевое взаимодействие с окружающими. Коммуникативные навыки у ребенка формируются к старшему дошкольному возрасту, на этапе завершения дошкольного образования. От уровня сформированности коммуникативных навыков зависит дальнейшее образование ребенка, а также его социальное взаимодействие.
Первичной естественной формой языкового общения выступает диалогическая речь, посредством которой у ребенка формируются коммуникативные навыки. Однако в настоящее время количество детей, страдающих речевыми нарушениями, неуклонно растет, и проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем в теории и практики логопедии.
Согласно взглядам отечественных психологов, общение не только играет ведущую роль в развитии ребенка, но и является основным условием формирования его личности, посредством которого ребенок способен познать и оценить самого себя. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это в дальнейшем сказывается на школьной адаптации.
Проблема исследования заключается в том, что у детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений наблюдается задержка развития психических процессов, коммуникативные навыки слабо развиты. Данные нарушения отрицательно сказываются на процессе общения, что свидетельствует о недостаточно развитой речемыслительной и познавательной деятельности, которая является препятствием к овладению знаниями. При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР уровня недостаточно освещена. Проведено недостаточно исследований, направленных на изучение диалога, диалогической речи как компонента системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия для детей с ОНР.
Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Сравнительный анализ сформированности диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи при дизартрии и алалии».
Объект исследования - диалогическая речь у детей с ОНР.
Предмет исследования - особенности сформированности диалогической речи у детей с ОНР дизартрии и алалии.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что:
- у детей дошкольного возраста имеющих заключение ОНР, как с дизартрией, так и с алалией присутствуют нарушения диалогической речи, связанные с недостаточно развитой коммуникабельностью, экспрессивностью общения, недостаточной самостоятельностью, полнотой изложения, а также речевых средств, при помощи которых реализуются высказывания детей;
- у детей с алалией проявления нарушений диалогической речи будут более выраженные, чем у детей с дизартрией.
Цель исследования - провести сравнительный анализ сформированности диалогической речи у детей с ОНР II уровня при дизартрии и алалии.
Цель исследования и выдвинутые гипотезы потребовали решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать научно-лингвистическую и психологическую литературу по проблеме исследования, а именно:
- рассмотреть развитие общения детей дошкольного возраста;
- исследовать особенности развития диалогической речи у дошкольников с ОНР, в т.ч. при дизартрии и алалии;
- провести анализ методик развития диалогической речи.
2. Провести экспериментальное исследование сформированности диалогической речи у детей с ОНР при дизартрии и алалии.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей диалогической речи у детей с дизартрией и алалией.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• анализ научной литературы по данному вопросу,
• эмпирические методы, включающие проведение исследования выборки согласно методики Р.Е. Левиной «Выявление уровня развития навыков диалогического общения» с целью определения возможности испытуемых вести диалог с незнакомым человеком, поддерживая его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы); проведение исследований согласно методики М.И. Лисиной «Диагностика форм общения», которая направлена на обследование ведущей формы общения.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Исследования развития речи в онтогенезе: Т.В. Базжина, М.И. Лисина, Н.И. Лепская, О.С. Павлова, Ж. Пиаже, Н.Л. Фигурин и др.; исследования общего недоразвития речи, дизартрии: Л.А Брюховских, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н. И. Кузьмина, В.И. Рождественская, С.Н. Сазонова, Р.И. Лалаева.
2. Исследование методик по Р.Е Левиной, М.И. Лисиной.
3. Подбор дифференцированных методических рекомендаций: Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой.
Организация исследования: Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (ноябрь 2018 - декабрь 2018 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь-февраль 2019 г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (март 2019 - апрель 2019 г.) - составление методических рекомендаций. Оформление работы.
Базой для исследования явилась средняя, старшая группы МБДОУ №12 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 10 детей среднего, старшего дошкольного возраста с заключениями: «ОНР II ур., дизартрия» и «ОНР II ур., моторная алалия».
Практическая значимость исследования: заключается в том, что были разработаны дифференцированные методические направления и рекомендации по работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии и моторной алалии, которые могут быть использованы остальными участниками коррекционно-педагогического процесса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, включает в себя 7 рисунков, 3 таблицы и 3 приложения
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. К 7¬ми годам диалогическая речь дошкольников полностью формируется, совершенствуется способность ориентироваться на партнера в разговоре.
В возрасте 6 лет дети с ОНР II-III уровня, испытывают потребность в совместной деятельности с взрослым, но в то же время охотнее принимают ее в ходе предметной деятельности, а не на фоне самостоятельной. Что свидетельствует о не достаточности коммуникативных умений с окружающими людьми.
Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей нарушения диалогической речи у детей с ОНР II-III, уровня было проведено на базе МБДОУ №249 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «ОНР II-III уровня» (дизартрия, моторная алалия).
Для исследования были выбраны следующие методики:
• беседа с ребенком по методике Р.Е. Левиной «Выявление уровня развития навыков диалогического общения» (каким образом дети 6 лет могут вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы);
• для обследования ведущей формы общения применялась методика М.И. Лисиной «Диагностика форм общения»
В результате оценки особенностей диалогической речи у детей с ОНР II¬III уровня было выяснено, что по всем критериям сформированность связной диалогической речи у детей с дизартрией выше, нежели у детей с моторной алалией.
У детей с моторной алалией несформированность связной речи, связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи.
Результаты диагностики форм общения по М.И. Лисиной показали, что, для большинства детей старшего возраста с ОНР II-III уровня характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Их совместная деятельность с взрослым вплетена уже в основном не в практическое сотрудничество, а в «теоретическое». Взрослые выступают перед ребенком-как источник новых знаний В ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки (о явлениях природы, о животных и т.д.) [38].
При сравнении результатов между подгруппами выяснено, что для детей с ОНР II-III уровня с дизартрией внеситуативно-познавательное общение характерно для 80% детей, а для детей с ОНР II-III уровня с моторной алалией - для 60% детей.
В меньшей степени встречается ситуативно-деловая форма общения, которая была выявлена в группе детей с моторной алалией (40%), данная форма вовсе не желательна для детей этого возраста (свойственна детям от 6- ти мес. до 3-х лет), у детей с данной формой общения взаимодействие с взрослым происходит только в ходе предметной деятельности (с игрушками), т.е внутри конкретной ситуации. Это подтверждает тот факт, что у детей с моторной алалией имеются в той или иной степени трудности обобщения и абстрактного понятия не несущего за собой конкретного зрительного представления, т.е вне ситуации.
Однако, высшей и характерной формой общения шестилетних дошкольников выступает внеситуативно-личностная форма (свойственна детям 5-7 лет), данная форма выявлена в группе детей с дизартрией (20 %), ведущими мотивами общения становятся личностные (о правилах поведения, о себе, о своих родителях и пр.), т.е главным побудителем общения, является сам человек, независимо от его конкретных функций. [38].
Основываясь на результатах исследования, нами были разработаны дифференцированные направления и рекомендации по развитию связной диалогической речи у детей с ОНР II-III уровня с дизартрией и моторной алалией. Направления работы будут одинаковыми, как для детей с дизартрией, так и с моторной алалией, однако отличие будет состоять в:
- предварительной работе,
- подборке методического материала, (игры, литература),
- организации занятия в зависимости от формы общения,
- подаче материала (с опоройбез опоры, уровень сложности),
- вариации форм планируемых занятий (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное).
В работе над диалогической речью мы ориентировались на следующие основные задачи:
- учить детей отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения;
- учить задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные),
- формировать навык самостоятельного вступления в диалог,
- учить поддерживать беседу в соответствии с функциональной задачей общения (сообщения, вопросы, побуждения);
- содействовать развитию умений адекватно и уместно использовать невербальные средства общения;
- учить излагать свои мысли связно, логично и полно.
При написании методических рекомендаций выявили, что основными методами формирования диалогической речи является: организованная беседа педагога с детьми, неорганизованный диалог, чтение художественной литературы и безусловно игры.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ с взрослым и совместный рассказ детей).
Игра является наиболее приближенным к возрастным особенностям детей и их потребностям методом. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
В результате, у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.
Таким образом, для детей с ОНР с дизартрией и моторной алалией были разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию диалогической речи. Основными методами будут являться беседа- подготовленный разговор, диалог - не подготовленный разговор, чтение художественной литературы и игры.
Исходя из выявленных форм общения, необходимо у детей с ситуативно - деловой формой общения сформировать новый мотив познавательный, находящийся в зоне ближайшего развития, посредством:
- проведение подготовленных бесед, участие в неорганизованных диалогах;
- чтения художественной литературы: о космосе, о животных, о явлениях природы и т.д. (получение впечатлений);
- посещение театров, музеев, проведение опытов, экспериментов (активная деятельность);
- проведений разнообразных игр (признание, похвала, поддержка). Детям с внеситуативно-познавательной формой общения необходимо
сформировать личностный мотив, посредством:
- чтения художественной литературы: о человеческих качествах: доброта, красота, любовь, вежливость, героизм, мужество (новые впечатления);
- беседы о людях и их поступках, достоинствах (впечатления);
- посещение театров, музеев (деятельность);
- проведение подготовленных бесед, участие в неорганизованных диалогах;
- проведений разнообразных игр (сюжетно-ролевые игры);
- обучения детей речевому этикету (признание и поддержка, желание придерживаться точки зрения взрослого).
Ребенку с внеситуативно-личностной формой общения, находящейся в зоне актуального развития необходимо также, повышать и обогащать свои знания, умения навыки общения с окружающими:
- чтения художественной литературы: о человеческих качествах: доброта, красота, любовь, вежливость, героизм, мужество (получение новых впечатления);
- беседы о людях и их поступках, достоинствах (впечатления);
- посещение театров, музеев (деятельность);
- проведение подготовленных бесед, участие в неорганизованных диалогах;
- проведений разнообразных игр: сюжетно-ролевые игры и т.д. (признание и поддержка).
Поскольку уровень развития тех или иных сторон речи, психологический статус, а также дизонтогенетические симптомы у всех детей индивидуальны, то методики, приемы и их последовательность могут быть использованы по - разному на усмотрение педагога.
Хочется отметить, что работа с детьми по развитию диалогической речи должна безусловно протекать в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса, в т.ч и с родителями.
1. Dunn J. Distress and comfort .- Cambridge; Mass, 1977. -208 с.
2. Gewirtz J. L. Discussion on the use of operant conditioning techniques with children // Child research in psychopharmacology. Springfield, 1959. P. 127¬136
3. Gibson J. Growing up: A study of children.-Reading, Mass. 1978. - 526 p.
4. Rheingold H. L., Gewirtz J. L., Ross H. W. Social conditioning of vocalizations in the infant // J. Comp. Psychol. Physiol. 1959. Vol. 52, P. 68-73
5. Ribble M. The right of infants: early psychological needs their satisfaction. - N. Y., 1943.- 172 с. 23.
6. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002
8. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития// Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С. Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 57-66.
9. Брюховский Л.А. Дизартрия. Учебно-методическое пособие. -Изд- е 2, перераб. и доп. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 180 с.
10. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. - М.: Педагогика, 2008. - 153 с.
11. Васильева И.И. Психологические особенности диалога: Дисс. ... канд.психол.наук. - М., 1984. - 181 с
12. Винокур Т.Г. Десять заповедей культуры речевого поведения. / Т.Г. Винокур // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. Вып. I. - М.: Языки славянских культур, 2009. - С. 50-63
13. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. Вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998
14. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с.
15. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.- 210с.
16. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
17. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 2008. - №4. - С8-10
18. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М.: Союз,
2007. - 156 с.
19. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации: учеб. для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 272 с.
20. Г ойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Г ойхман. -М.: Инфа, 2006. - 272 с
21. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с
22. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз,
2008. - 142с
23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - САГА, 2002
24. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 403 с
25. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - С. 3-19.
26. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. - Минск: Университетское, 2012. - 120 с.
27. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. - Минск: Университетское, 2002. - 120 с
28. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. - М., 1986.
29. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с
30. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159с
31. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969.- 214 с.
32. Лепская, Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Цейтлин [и др.]. -СПб.: Образование, 1992. - С. 39-49.
33. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - М.: МПСИ, 1997.
34. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск, 1995. - 115 с
35. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - С. 513-524
36. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Изд. 2-е. - Ростов на/ Д., 2003. - 416 с.
37. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.49¬52.
38. Маркова А.К. Коррекция нарушений слоговой структуры слова / А.К. Маркова. -М., 2001.
39. Михальская А.К. Теоретические основы педагогической риторики / А.К. Михальская. - М., 1993
40. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 70.
41. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. - М.: Педагогика. - 144 с
42. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 2007. - 304с.
43. В.Я. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988г.
44. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 408 с.
45. Розенгард-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 272 с.
46. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
47. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 97-107.
48. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - С. 4-16.
49. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
50. Фигурин, Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова ; Под ред. чл. -кор. АМН СССР проф. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной. - Москва : изд. и тип. Медгиза, 1949. - 104 с.
51. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
52. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.
53. Чеканова М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1509-1512.
54. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык // Избр. работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - С. 113-129.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.:
Педагогика, 1990. - 359 с.
56. Якубинский Л. П. О диалогической речи / под ред. Л. В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.
57. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 238 с.