Введение 3
Глава 1. Теоретические основы вовлечения родителей детей с ОВЗ в жизнь ДОУ 8
1.1. Нормативно-правовая база для вовлечения родителей в жизнь
ДОУ 8
1.2. Особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья 14
1.3. Особенности вовлечения родителей детей с ОВЗ в жизнь ДОУ 18
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Вовлечение родителей детей с ОВЗ в жизнь ДОУ в рамках проекта «Родительский клуб» 32
2.1. Выявление состояния вовлечения родителей в жизнь МАДОУ
ДСКН №9 г Сосновоборска 32
2.2. Программа реализации проекта «Родительский
клуб» 37
2.3. Анализ предварительных результатов реализации проекта
«Родительский клуб» 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение 58
Актуальность работы заключается в формировании гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые.
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ОВЗ» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного вовлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
От вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), взаимодействия - совместной деятельности родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", говорится о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе. Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучГющихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развтии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФГОС дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального Закона об «Образовании Российской Федерации» говорит о необходимости взаимодействия с родителями воспитанников, о вовлечении их в образовательный процесс ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Сущность инклюзии как культурной дефиниции активно разрабатывается в современной отечественной научной литературе (С. В. Алехина , Е. В. Богданова, Е. Е. Буренина , Т. С. Дорохова , С. Э. Ковалев, Г. Т. Пономарева, Е. Л. Яковлева) и представляет собой образ мышления и стиль межличностных отношений, направленный на перестройку восприятия окружающих людей с точки зрения полезности (пригодности) и идентичности на точку зрения благотворности и уникальности. Ведущая психологичесаая идея инклюзивного образования заключается в том, что все люди имеют потенциал развития. Образовательный дошкольный родитель учитель
Взаимодействие на современном этапе рассматривается как обязательное условие единства требований детского сада и семьи,
успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность.
Современное видение поддержки и направления родителей при вовлечении их в образовательное пространство дошкольной
образовательной организации опубликовано в трудах Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, А.В. Козловой, А.А. Майер. Учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, А.А. Майер, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева), интерактивные формы вовлечения семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.Л. Зверева).
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ . В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране реализуется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и др. К их числу относят «Философскую
концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка», «Положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям»,
«Психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития». На методологическом уровне учеными раскрыта сущность интегративного
подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса, что обеспечивает его целостность и системность. Исследователи в своих работах подчеркивают, что интегративные процессы являются процессами качественного
преобразования отдельных элементов или всей системы. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. [15]....
Целью даннной работы было изучение использования разных форм образовательной деятельности для вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми и педагогом в практике работы старшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ДСКН №9 г.Сосновоборска в инклюзивной группе.
Для достижения цели в первой главе проанализированы
теоретические аспекты взаимодействия и вовлеченности родителей детей с ОВЗ в деятельность группы. Так же мной было рассмотрено и раскрыто понятие вовлеченности родителей с помощью научных трудов Мальковской И.А., О.Л. Зверевой, Е.И.Антипкиной, Е.И.Балдициной и т.д. Выявлено, что для достижения уровня вовлеченности родителей в совместную деятельность необходимы личная заинтересованность, высокая мотивация к деятельности.
Сегодня в практике работы ДОУ вовлечение родителей в образовательную деятельность стало приоритетным направлением в работе педагогов. Формы работы с родителями в рамках образовательной деятельности становятся все разнообразнее. Родители постепенно понимают свою значимость не только в воспитании, но и в образовании свих детей.
Таким образом, мы пришли к пониманию, что вовлеченность родителей детей с ОВЗ в процесс посещения инклюзивной группы нужен для благоприятного настроя детей и положительных эмоций от пребывания в социуме. Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно более пристальное внимание специалистов и родителей чтобы ощущать себя более комфортно не только в домашних условиях, но и в условиях детского сада.
Опираясь на теоретические материалы в главе 1 очевидно что это трудно достичь без партнерства между специалистами образовательного учреждения и родителями. Возможностью преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение здоровья, является реализация образовательных, социальных, коммуникативных потребностей. Такой возможность Процесс обучения построенный особым образом с помощью которого ребенок может познавать окружающий мир и адаптироваться в социуме.
Изучение образовательной деятельности ДОУ показало, что
существует множество разнообразных форм взаимодействия в образовательном учреждении, деятельности, где родители могут использовать и проявить свой воспитательный и образовательный потенциал. Каждая форма общения педагогов с родителями имеет определенные цели и задачи. К формам взаимодействия ДОУ с родителями детей с ОВЗ:
• Консультации и беседы специалистов;
• Родительские собрания;
• Информационные стенды, тематические выставки;
• Открытые занятия специалистов и воспитателей.
Работа специалистов по включению семьи проходит по таким направлениям как образовательная , психологическая и посредническая. Специалисты ДОУ стимулируют родителей, вовлекая в процесс участия в проектах и мероприятиях ДОУ , после чего у родителей формируется более активный интерес , повышается родительская компетентность.
Одна из форм вовлечения родителей в совместную деятельность работы с ДОУ является «родительский клуб». Родительский клуб это перспективная форма работы с родителями , учитывающая актуальные потребности семей и способствующая активному диалогу родителей , детей и педагогов.
В главе 2 нами были сформулированы задачи:
• создать благоприятные условия для эффективного вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ;
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями воспитаннтков;
• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
Проведение анкетирования родителей позволило выявить наиболее интересующие их формы взаимодействия: совместные праздники, конкурсы и участие в непосредственной образовательной деятельности. Для вовлечения родителей в образовательную деятельность, в старшей группе МАДОУ ДСКН №9 г.Сосновоборска был реализован комплекс мероприятий (консультации родителей, круглый стол, вебинаров, тренингов, мастер- классов, медиатеки), направленных на повышение психологопедагогического потенциала родителей.
В результате проведения совместных мероприятий была отмечена активность родителей, улучшение взаимодействия между воспитанниками, педагогами и родителями, что способствует повышению педагогических навыков родителей, формированию оптимальных детско-родительских отношений.
Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность должна быть со стороны ДОУ постоянной, родители должны видеть заинтересованность педагогического коллектива, чувствовать свою необходимость для детей и педагогов. то есть работа клуба - это старт к новым возможностям и результатам.
Анализ результатов проведенных бесед с родителями, анкет, показал, что родители хотели бы видеть такие формы взаимодействия, где они принимали бы непосредственное участие наравне со своими детьми, то есть быть вовлеченными в образовательную деятельность ДОУ.
1. Агавелян, М. Г., Данилова, T. А., Чечулина, О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 129-135.
3. Алехина С. В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? // Сибирский вестник специального образования. - 2017. - № 1 (19). - С. 4-7.
4. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления "Братья Карич", 1996. - 304с.
5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей//Дошкольное воспитание - 2004. - №9. - С. 52-58.
6. Арнаутова, Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова. М: Линка-Пресс, 2004.-205 с.
7. Арнаутова, В. П., Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В. М. Иванова. - М., 1993. - 59с.
8. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога.- Екатеринбург. 2000.
9. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
10. Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья
как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2015. - Т. 21, № 3. - С. 158-160.
11. Буренина Е.Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций. - Статья в науч. журн. "Человек и образование". - 2014. - №4.
12. Башкирев В.А. Родительский клуб как форма работы с родителями на отделении раннего вмешательства / В.А. Башкирев, Е.А. Гречина., Н.Л. Зверькова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2016. - Вып. 9: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения. - С. 61 -69.
13. Дегтярева Л. И., Петрова Е. Э., Чепель Т. Л. Инклюзивное обучение детей с РАС в школе «Аврора»: опыт, внушающий надежду // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 2. (42). - С. 58-66. 20.
14. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений [Текст] / Т.Н. Доронова - М., 2002. - 120 с.
15. Дорохова Т.С.. Развитие социально-педагогической теории и практики в период с конца XIX В. До 20-Х годов XX века....48