Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты вовлечения родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в жизнь школы 6
1.1. Исследование проблемы вовлеченности родителей детей с ОВЗ в
школьную жизнь в России и за рубежом ... 6
1.2. Формы вовлечения родителей детей с ОВЗ в жизнь начальной
школы 16
1.3. Социально-психологические особенности работы с родителями
детей с ОВЗ 24
Выводы главы 1 31
Глава 2. Организация родительского клуба как средства вовлечения родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь 34
2.1. Изучение характера и уровня вовлеченности родителей детей с
ОВЗ в школьную жизнь МАОУ ООШ № 3 г. Сосновоборска 34
2.2. Программа реализации проекта «Родительский клуб» 39
2.3. Анализ предварительных результатов реализации проекта
«Родительский клуб» 46
Выводы главы 2 50
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 58
Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности, ее социализации. Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе социализации обучающихся. Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с тем, что значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как
в образовательном учреждении, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО и ОО ориентирует образовательные учреждения на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей. Родители должны стать активными участниками коррекционнообразовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями. Успех воспитательно-образовательного процесса во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя, социального педагога, психолога и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Перед педагогами стоит сложная задача —привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребенка другом и авторитетным наставником.
Одной из форм социокультурной деятельности, направленной на вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения, является родительский клуб. Деятельность клуба основана на добровольном объединении семей детей с ОВЗ и квалифицированных специалистов с целью реализации воспитательно-образовательного процесса.
Учитывая вышеизложенное, была сформулирована проблема исследования: как организовать вовлечение родителей детей с ОВЗ жизнь начальной школы.
Целью работы является разработка и реализация проекта
«Родительский клуб», нацеленного на вовлечение родителей обучающихся начальной школы с ОВЗ в школьную жизнь.
Объект исследования - процесс вовлечения родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь.
Предмет исследования: родительский клуб как средство вовлечения родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь.
Задачи работы:
1) Раскрыть понятие родительской вовлеченности на основе анализа психолого - педагогической литературы.
2) Выявить формы вовлечения родителей детей с ОВЗ в жизнь начальной школы.
3) Выявить социально-психологические особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью подбора форм их вовлечения в жизнь начальной школы.
4) Изучить характер и уровни вовлеченности родителей детей с ОВЗ в школьную жизнь.
5) Разработать и реализовать проект «Родительский клуб».
6) Проанализировать предварительные результаты реализации проекта «Родительский клуб».
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции современных ученых, посвященные проблемам вовлечения родителей детей с ОВЗ в школьную жизнь.
• исследования проблемы вовлеченности родителей в деятельность школы (И.В. Антипкина, К.А. Любицкая, А.К. Нисская [2;10]; Н.М. Мизина [24]; С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова[1] и др.);
• теоретические подходы к определению социально-психологических особенностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оказания им психологической помощи (Б. Лагерхейм, К. Гиллберг [19]; И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева [20;36;37;38]; И.И. Мамайчук [21] и др.);
• работы, посвященные формам взаимодействия семьи и образовательной организации (Л.В. Байбородова [5]; Е.П. Арнаутова[3;4], В.П. Дуброва[12; 13]; Н.А. Виноградова [8;9]; О.Л. Зверева [15;16] и др.)
Методами исследования данной работы являются: наблюдение, анализ, изучение литературы, раскрывающей тему исследования, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, библиографического списка.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме вовлечения родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы, а именно вопросы исследования вовлеченности родителей детей с ОВЗ в жизнь школы в России и за рубежом; формы вовлечения родителей детей с ОВЗ; социально-психологические особенности работы с родителями детей с ОВЗ. Проведенный теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной, но вместе с тем недостаточно изученной. Вовлеченность родителей в жизнь и школы рассматривается с одной стороны, как участие родителей в академическом развитии и образовании детей, с другой - как повышенная эмоциональная связь с образовательной организацией, которую ощущает родитель, мотивирующая к более активному участию в её жизнедеятельности. Все формы родительской вовлеченности можно условно разделить на: информационно-консультативные (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации); практико-ориентированные (семинары- практикумы, конференции, круглые столы, брифинг - встречи, тренинги и др.); досуговые (совместные праздники, развлечения, экскурсии, творческие мастерские и др.); наглядные (оформление стендов, папки-передвижки, памятки, буклеты и др.). В работе по вовлечению семей обучающихся с ОВЗ в силу особенностей наиболее востребованной выступает модель в виде триады «понимание - поддержка - совместные действия». При этом важно учитывать следующие показатели такого взаимодействия: субъект - субъектное взаимодействие в образовательном процессе; высокая мотивация к деятельности; творческий подход к деятельности.
Вторая глава выпускной квалификационной работы была посвящена изучению характера и уровня вовлеченности родителей детей с ОВЗ в
школьную жизнь МАОУ ООШ № 3 г. Сосновоборска. На основании
разработанной анкеты для родителей были изучены особенности родительской вовлеченности. Результаты анкеты показали недостаточный уровень вовлеченности родителей детей с ОВЗ в школьную жизнь. По результатам анкетирования была разработана и реализована программа проекта «Родительский клуб». В рамках реализации проекта «Родительский клуб» были проведены запланированные мероприятия. По итогам был проведен анализ предварительных результатов реализации проекта по двум показателям: количественному и качественному.
Анализ предварительных результатов эффективности программы «Родительского клуба» показал, что:
• повышение уровня вовлеченности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную жизнь;
• повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами школы (дефектолог, логопед, педагог - психолог, социальный педагог и др.), которая способствовала более глубокому пониманию проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с особенными потребностями;
• участие в совместных мероприятиях способствовало улучшению детско-родительских отношений, формированию активной жизненной позиции родителей, сохранению благоприятного психологического климата в семье, а также расширению круга общения родителей с детьми с ОВЗ между собой.
1. Алёхина C. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование, 2011, № 1. С. 83-92
2. Антипкина И. В. Исследование «родительской вовлеченности в России и за рубежом». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publications.hse.ru (дата обращения: 12.01.2020)
3. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание.- 2002.- №9.- С.52-58
4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья: [пособие] / Е.П. Арнаутова. - Москва : Карапуз, 2002. - 264 с.
5. Байбородова Л.В.Взаимодействие школы и семьи: [Учеб.- метод. пособие] / Л.В. Байбородова. - Ярославль, 2013. - 223 с.
6. Балдицина Е. И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: Автореф. дис. ... канд филос. наук. Ставрополь, 2005.27с.
7. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Рос. акад. образования, Юж. отд-ние, Рост. гос. пед. ун-т; [Бондаревская Е. В. и др.]; Под общ. ред. Бондаревской Е. В. - Ростов н/Д : РГПУ, 2013. - 170 с.
8. Виноградова Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.- М.: МГПИ, 2008.- С. 36-42
9. Виноградова Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.- М.: МГПИ, 2008.- С. 43-47
10. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей/ И. В. Антипкина, К. А. Любицкая, А. К. Нисская // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 4.- С.230-253
11. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова.- М.: «Сфера», 2012.- 114с.
12. Дуброва В.П. Работа педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей: методич. рекомендации / В.П. Дубова, А.А. Петрикевич.- Минск: МГПИ, 1998.- 57 с.
13. Дуброва В. П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи: Учеб. пособие. / В. П. Дуброва. - Минск, БГПУ, 1997. - 117 с.
14. Захаров А. Б., Капуза А. В. Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS2011 // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 234-257.
15. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы / О.Л. Зверева.- М.: ГПИ, 2003.- 40 с....40