ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.2 ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЦЕЛИ 10
1.3 УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .... 24
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 24
2.2 ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Статистика последних лет показывает рост врожденных аномалий (пороки развития, хромосомные нарушения), а также осложнений беременности, родов, что является одной из причин возникновения отклонений в развитии ребенка [29].
Исторически сложилось так, что различные аспекты, касающиеся детей инвалидов, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, социологи и педагоги. В начале XX века крупные научные исследования в области психологии, психологии аномального детства, теории обучения и воспитания особенных детей были проведены учеными Е.К. Грачевой, Е.Х. Маляревской, И.В. Маляревским, Г.М. Россолимо, Г.Я. Трошиной. В изучении нарушения познания и восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья большой вклад внесли исследования психологов К.А. Вересотской, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф.
В настоящее время научные исследования в этой области имеют весьма широкий диапазон. Вопросы диагностики подробно рассмотрены в работах С.Д. Забрамной. Большое значение, в изучении организации обучения и коррекционно - воспитательной работы в разных типах учреждений, имеют труды следующих авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.П. Зарин, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Особенности реабилитации данной категории детей представлены в работах Н.Ф. Дементьевой, И.В. Лариковой, Б.П. Пузанова, Л.М. Шипицыной.
Причины, которые вызывают отклонения у ребенка разнообразны. Они могут быть вызваны полученной травмой во время родов, асфиксией, при заражении инфекцией и т.д. С появлением в семье ребенка с инвалидностью, появляется ряд проблем: социально-медицинских, социально
психологических, социально-педагогических и социально-экономических.
Комплексную квалифицированную помощь осуществляют в специали- зированых учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Учреждения социального обслуживания населения, как правило, ограничиваются организацией таких досуговых мероприятий для семей с детьми с инвалидностью как посещение учреждений культуры, организация разовых праздничных мероприятий, но при этом ресурсы самой семьи не всегда задействованы. Актуальность данной проблемы определила тему исследования:
«Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность в условиях комплексного центра социального обслуживания населения».
Объектом исследования является процесс вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Предметом исследования являются условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Гипотеза исследования: семьи с детьми с инвалидностью будут вовлечены в досуговую деятельность при условии изучения и учета их досуговых интересов, проведения обучающих семинаров для родителей по организации семейного досуга, проведения совместных досуговых мероприятий для родителей и детей с инвалидностью.
Задачи:
• проанализировать литературу по теме исследования;
• изучить досуговые интересы семей с детьми с инвалидностью, проанализировать полученные данные диагностики;
• разработать и реализовать программу организации досуга семей с детьми с инвалидностью с учетом выявленных досуговых интересов.
Методы: изучение и анализ научной литературы и нормативных правовых документов.
Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность, одно из приоритетных задач деятельности учреждений социальной защиты населения. Досуговая деятельность, это не только потребность семьи в отдыхе, но и реабилитация направлена на использование ресурса искусства и культуры, что обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения.
С целью выявления и понимания причин не активного участия в досуговой деятельности, а также с целью выявления досуговых интересов семьи на базе отделения проведено анкетирование родителей обратившихся в отделение за консультацией и состоявших на обслуживание как получатели социальных услуг. Количество участников опроса - 12 семей имеющих детей с инвалидностью.
Проведя экспериментальную работу изучены семьи с детьми с инвалидностью, в результате выявлена высокая степень информированности семей с детьми с инвалидностью о проводимых в центре досуговых мероприятия, высокая степень желания и готовности родителей к обучению методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях; выявлены досуговые интересы семей, имеющих ребенка с инвалидностью, приоритетными остаются развивающие занятия, которые можно будет родителем применить дома занимаясь с особенным ребенком.
С целью удовлетворения потребности семей с детьми с инвалидностью в обучении методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях разработана программа «Пластилиновая радуга». Программа направлена на развитие индивидуальных творческих способностей особенного ребенка, совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений рук. Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность и развитие фантазии. Эта программа позволяет освоить и применить полученные знания в домашних условиях.
В рамках эксперементальной работы проведен опрос семей, даны консультации по возможности посещения занятий в рамках программы. В результате выявлено 10 семей заинтересованных данной технологией и возможностью применения ее в домашних условиях.
Таким образом, в рамках программы «Пластилиновая радуга» 10 семей с детьми с инвалидностью посещали групповые занятия с периодичностью 2 раза в неделю по продолжительности занятие 60 минут. На занятиях подробно объясняли маме ребенка, как организовать семейный досуг, творческое пространство в домашних условиях, на что необходимо обратить внимание, учитывая интересы и особенности ребенка.
В процессе прохождения курса по программе «Пластилиновая радуга» семьи с ребенком с инвалидностью посещали занятия регулярно, пропусков без уважительной причины не наблюдалось. Виден явный интерес родителей к совместному досугу.
Многие родители, посещающие занятия отмечают изменения в поведении их ребенка, у ребенка появилось увлечение, и ребенок очень радуется получившимся работам. А домашняя галерея творческих работ только стимулирует их ребенка на дальнейшее творчество и конечно занятия совместные с мамой. Мамы отмечают, что они с ребенком стали ближе, улучшились межличностные отношения они теперь знаю чем занять своего особенного ребенка, знают, как организовать свой досуг. И даже некоторые отметили, что знают, что их ребенку подарить на день рождения. В результате прохождения курса семьи с детьми с инвалидностью стали более сплоченные, наблюдался впоследствии и проявленный интерес к посещению других мероприятий организованных на базе учреждения. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Закон Красноярского края «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае» от 16 декабря 2014 г. № 7-3023 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
2. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 600-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг». от 05 июля 2016 г. № 337-п [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы /Л.И. Акатов. - М.: Вла- дос, 2005. - 246 с.
4. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
5. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально- культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6
6. Гудина, Т.В. досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 1, 2010. - С. 241-245.
7. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - М.: Академкнига, 2005. - 247 с.
8. Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации / Л.А. Казакова. - Ульяновск, 2008. - 38 с.
9. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: Курс лекций по социальной педагогике / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 295 с.
10. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 284 с.
11. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
12. Мельченко, Н.И. Психологическая реабилитация детей с ограни
ченными возможностями [Электронный ресурс] / Н.И. Мельченко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции / под ред. Е.В. Ханжина, О.О. Ни- зовцевой, М.Э. Целиной. - Самара, 2008
URL: http: //www.minreabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9 &Itemid=85
13. Моисеева, Л.Г. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Г. Моисеева. - Самара, 2004. - 19 с.
14. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.
15. Морозова Е. А., Григорян Н. А. Клубная деятельность как форма поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 27. - С. 34-36.- URL: http://e- koncept.ru/2016/56444.htm....32