Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность в условиях комплексного центра социального обслуживания населения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.2 ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЦЕЛИ 10
1.3 УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .... 24
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 24
2.2 ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 5
1.2 ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЦЕЛИ 10
1.3 УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .... 24
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 24
2.2 ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Статистика последних лет показывает рост врожденных аномалий (пороки развития, хромосомные нарушения), а также осложнений беременности, родов, что является одной из причин возникновения отклонений в развитии ребенка [29].
Исторически сложилось так, что различные аспекты, касающиеся детей инвалидов, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, социологи и педагоги. В начале XX века крупные научные исследования в области психологии, психологии аномального детства, теории обучения и воспитания особенных детей были проведены учеными Е.К. Грачевой, Е.Х. Маляревской, И.В. Маляревским, Г.М. Россолимо, Г.Я. Трошиной. В изучении нарушения познания и восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья большой вклад внесли исследования психологов К.А. Вересотской, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф.
В настоящее время научные исследования в этой области имеют весьма широкий диапазон. Вопросы диагностики подробно рассмотрены в работах С.Д. Забрамной. Большое значение, в изучении организации обучения и коррекционно - воспитательной работы в разных типах учреждений, имеют труды следующих авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.П. Зарин, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Особенности реабилитации данной категории детей представлены в работах Н.Ф. Дементьевой, И.В. Лариковой, Б.П. Пузанова, Л.М. Шипицыной.
Причины, которые вызывают отклонения у ребенка разнообразны. Они могут быть вызваны полученной травмой во время родов, асфиксией, при заражении инфекцией и т.д. С появлением в семье ребенка с инвалидностью, появляется ряд проблем: социально-медицинских, социально
психологических, социально-педагогических и социально-экономических.
Комплексную квалифицированную помощь осуществляют в специали- зированых учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Учреждения социального обслуживания населения, как правило, ограничиваются организацией таких досуговых мероприятий для семей с детьми с инвалидностью как посещение учреждений культуры, организация разовых праздничных мероприятий, но при этом ресурсы самой семьи не всегда задействованы. Актуальность данной проблемы определила тему исследования:
«Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность в условиях комплексного центра социального обслуживания населения».
Объектом исследования является процесс вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Предметом исследования являются условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Гипотеза исследования: семьи с детьми с инвалидностью будут вовлечены в досуговую деятельность при условии изучения и учета их досуговых интересов, проведения обучающих семинаров для родителей по организации семейного досуга, проведения совместных досуговых мероприятий для родителей и детей с инвалидностью.
Задачи:
• проанализировать литературу по теме исследования;
• изучить досуговые интересы семей с детьми с инвалидностью, проанализировать полученные данные диагностики;
• разработать и реализовать программу организации досуга семей с детьми с инвалидностью с учетом выявленных досуговых интересов.
Методы: изучение и анализ научной литературы и нормативных правовых документов.
Исторически сложилось так, что различные аспекты, касающиеся детей инвалидов, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, социологи и педагоги. В начале XX века крупные научные исследования в области психологии, психологии аномального детства, теории обучения и воспитания особенных детей были проведены учеными Е.К. Грачевой, Е.Х. Маляревской, И.В. Маляревским, Г.М. Россолимо, Г.Я. Трошиной. В изучении нарушения познания и восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья большой вклад внесли исследования психологов К.А. Вересотской, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф.
В настоящее время научные исследования в этой области имеют весьма широкий диапазон. Вопросы диагностики подробно рассмотрены в работах С.Д. Забрамной. Большое значение, в изучении организации обучения и коррекционно - воспитательной работы в разных типах учреждений, имеют труды следующих авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.П. Зарин, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Особенности реабилитации данной категории детей представлены в работах Н.Ф. Дементьевой, И.В. Лариковой, Б.П. Пузанова, Л.М. Шипицыной.
Причины, которые вызывают отклонения у ребенка разнообразны. Они могут быть вызваны полученной травмой во время родов, асфиксией, при заражении инфекцией и т.д. С появлением в семье ребенка с инвалидностью, появляется ряд проблем: социально-медицинских, социально
психологических, социально-педагогических и социально-экономических.
Комплексную квалифицированную помощь осуществляют в специали- зированых учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Учреждения социального обслуживания населения, как правило, ограничиваются организацией таких досуговых мероприятий для семей с детьми с инвалидностью как посещение учреждений культуры, организация разовых праздничных мероприятий, но при этом ресурсы самой семьи не всегда задействованы. Актуальность данной проблемы определила тему исследования:
«Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность в условиях комплексного центра социального обслуживания населения».
Объектом исследования является процесс вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Предметом исследования являются условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать условия вовлечения семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность.
Гипотеза исследования: семьи с детьми с инвалидностью будут вовлечены в досуговую деятельность при условии изучения и учета их досуговых интересов, проведения обучающих семинаров для родителей по организации семейного досуга, проведения совместных досуговых мероприятий для родителей и детей с инвалидностью.
Задачи:
• проанализировать литературу по теме исследования;
• изучить досуговые интересы семей с детьми с инвалидностью, проанализировать полученные данные диагностики;
• разработать и реализовать программу организации досуга семей с детьми с инвалидностью с учетом выявленных досуговых интересов.
Методы: изучение и анализ научной литературы и нормативных правовых документов.
Вовлечение семей с детьми с инвалидностью в досуговую деятельность, одно из приоритетных задач деятельности учреждений социальной защиты населения. Досуговая деятельность, это не только потребность семьи в отдыхе, но и реабилитация направлена на использование ресурса искусства и культуры, что обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения.
С целью выявления и понимания причин не активного участия в досуговой деятельности, а также с целью выявления досуговых интересов семьи на базе отделения проведено анкетирование родителей обратившихся в отделение за консультацией и состоявших на обслуживание как получатели социальных услуг. Количество участников опроса - 12 семей имеющих детей с инвалидностью.
Проведя экспериментальную работу изучены семьи с детьми с инвалидностью, в результате выявлена высокая степень информированности семей с детьми с инвалидностью о проводимых в центре досуговых мероприятия, высокая степень желания и готовности родителей к обучению методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях; выявлены досуговые интересы семей, имеющих ребенка с инвалидностью, приоритетными остаются развивающие занятия, которые можно будет родителем применить дома занимаясь с особенным ребенком.
С целью удовлетворения потребности семей с детьми с инвалидностью в обучении методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях разработана программа «Пластилиновая радуга». Программа направлена на развитие индивидуальных творческих способностей особенного ребенка, совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений рук. Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность и развитие фантазии. Эта программа позволяет освоить и применить полученные знания в домашних условиях.
В рамках эксперементальной работы проведен опрос семей, даны консультации по возможности посещения занятий в рамках программы. В результате выявлено 10 семей заинтересованных данной технологией и возможностью применения ее в домашних условиях.
Таким образом, в рамках программы «Пластилиновая радуга» 10 семей с детьми с инвалидностью посещали групповые занятия с периодичностью 2 раза в неделю по продолжительности занятие 60 минут. На занятиях подробно объясняли маме ребенка, как организовать семейный досуг, творческое пространство в домашних условиях, на что необходимо обратить внимание, учитывая интересы и особенности ребенка.
В процессе прохождения курса по программе «Пластилиновая радуга» семьи с ребенком с инвалидностью посещали занятия регулярно, пропусков без уважительной причины не наблюдалось. Виден явный интерес родителей к совместному досугу.
Многие родители, посещающие занятия отмечают изменения в поведении их ребенка, у ребенка появилось увлечение, и ребенок очень радуется получившимся работам. А домашняя галерея творческих работ только стимулирует их ребенка на дальнейшее творчество и конечно занятия совместные с мамой. Мамы отмечают, что они с ребенком стали ближе, улучшились межличностные отношения они теперь знаю чем занять своего особенного ребенка, знают, как организовать свой досуг. И даже некоторые отметили, что знают, что их ребенку подарить на день рождения. В результате прохождения курса семьи с детьми с инвалидностью стали более сплоченные, наблюдался впоследствии и проявленный интерес к посещению других мероприятий организованных на базе учреждения. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
С целью выявления и понимания причин не активного участия в досуговой деятельности, а также с целью выявления досуговых интересов семьи на базе отделения проведено анкетирование родителей обратившихся в отделение за консультацией и состоявших на обслуживание как получатели социальных услуг. Количество участников опроса - 12 семей имеющих детей с инвалидностью.
Проведя экспериментальную работу изучены семьи с детьми с инвалидностью, в результате выявлена высокая степень информированности семей с детьми с инвалидностью о проводимых в центре досуговых мероприятия, высокая степень желания и готовности родителей к обучению методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях; выявлены досуговые интересы семей, имеющих ребенка с инвалидностью, приоритетными остаются развивающие занятия, которые можно будет родителем применить дома занимаясь с особенным ребенком.
С целью удовлетворения потребности семей с детьми с инвалидностью в обучении методам работы с ребенком с инвалидностью в домашних условиях разработана программа «Пластилиновая радуга». Программа направлена на развитие индивидуальных творческих способностей особенного ребенка, совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений рук. Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность и развитие фантазии. Эта программа позволяет освоить и применить полученные знания в домашних условиях.
В рамках эксперементальной работы проведен опрос семей, даны консультации по возможности посещения занятий в рамках программы. В результате выявлено 10 семей заинтересованных данной технологией и возможностью применения ее в домашних условиях.
Таким образом, в рамках программы «Пластилиновая радуга» 10 семей с детьми с инвалидностью посещали групповые занятия с периодичностью 2 раза в неделю по продолжительности занятие 60 минут. На занятиях подробно объясняли маме ребенка, как организовать семейный досуг, творческое пространство в домашних условиях, на что необходимо обратить внимание, учитывая интересы и особенности ребенка.
В процессе прохождения курса по программе «Пластилиновая радуга» семьи с ребенком с инвалидностью посещали занятия регулярно, пропусков без уважительной причины не наблюдалось. Виден явный интерес родителей к совместному досугу.
Многие родители, посещающие занятия отмечают изменения в поведении их ребенка, у ребенка появилось увлечение, и ребенок очень радуется получившимся работам. А домашняя галерея творческих работ только стимулирует их ребенка на дальнейшее творчество и конечно занятия совместные с мамой. Мамы отмечают, что они с ребенком стали ближе, улучшились межличностные отношения они теперь знаю чем занять своего особенного ребенка, знают, как организовать свой досуг. И даже некоторые отметили, что знают, что их ребенку подарить на день рождения. В результате прохождения курса семьи с детьми с инвалидностью стали более сплоченные, наблюдался впоследствии и проявленный интерес к посещению других мероприятий организованных на базе учреждения. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Технологии социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом (Ярославский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Технология социальной реабилитации на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» ЗАТО Северск
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Технологии организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019





