Военная проза В. П. Астафьева в историко-литературном контексте 1950-1970-х годов (учебные материалы для основного и элективного курсов литературы в старших классах)
Введение 3
Глава I. Особенности изображения войны в отечественной
литературе 40-70-х годов XX века 6
1.1. Общая характеристика литературы Великой Отечественной войны 40
50-х гг 6
1.2. «Другая» война в изображении участников (конец 50-х-70-е гг.) 11
Глава II. Разные аспекты войны в изображении В.П. Астафьева и
его современников 19
2.1. В.П. Некрасов «Сенька» (1950) 19
2.2. Ранние рассказы В. П. Астафьева «Солдат и мать» (1954-1959), «Старая
лошадь» (1958) 23
2.3. В.П. Астафьев «Пастух и Пастушка» (1967-1989), «Звездопад» (1972) 27
2.4. К.Д. Воробьев «Немец в валенках» (1966) 43
2.5. В.Ф. Тендряков «Донна Анна» (1969-1971) 47
2.6. В.В. Быков «Сотников» (1970) 51
2.7. В.Г. Распутин «Живи и помни» (1974) 56
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Поколение фронтовиков - самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел) - за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни. Как раз к таким и относится В.П. Астафьев.
Писатели-фронтовики, вступившие в литературу в 1950-е годы, в силу сходства биографического опыта, близости воззрений и восприятия современности стягивались в некое творческое единство, выражающееся через общность военной темы и волнующих авторов проблем. Таким образом, на рубеже 1950-1960- годов из большого массива их произведений образовалось целое художественно направление. Сразу оговоримся, что единства определений нет (течение, направление, жанр), словосочетание лейтенантская проза стало общеупотребительным.
Но главным творческим импульсом, вызвавшим к жизни прозу фронтового поколения, была полемическая установка - протест против идеологических стереотипов, которыми была «пленена» «тема войны», активное неприятие господствовавших и официально одобряемых псевдоромантических клише и шаблонов, которые порой превращали кровавую правду войны в схематичное изображение хороших, «своих» и плохого врага. «Человеческий масштаб» восприятия войны, ее психолого-философское осмысление, размышления о «цене» Победы, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне, - характерные особенности прозы В. П.Астафьева, В.П. Некрасова, К.Д. Воробьева, В. Ф.Тендрякова, В.В.Быкова.
Творчество В. П. Астафьева приобрело широкое читательское признание и серьезное внимание критики на рубеже 60-70-х годов. Это было связано с тем, что у произведений военной прозы была особая судьба и свои отличительные черты содержания и поэтики. Разным аспектам военной прозы Астафьева посвящены работы известных российских литературоведов: Зубкова В.А., Вахитовой Т.М., Золотухиной О.Ю., Цветовой Н. С., А. С. Смирновой и других.
Очевидно, что лейтенантская проза как литературное направление долгое время была в центре внимания критики и литературоведения ( А.Г.Бочаров, Н.Л. Лейдерман, В.Я. Курбатов, Л. И.Лазарев и другие). Однако, как правило, исследования представляли собой портреты отдельных писателей; в статьях затрагивались отдельные аспекты данного литературного направления.
Цель работы - сопоставительный анализ произведений о войне В.П. Астафьева и прозы советских писателей 50-70-х гг.
Данная цель предполагает следующие задачи:
Задачи:
1) исследовать проблематику художественного материала, выявить новизну в изображении военной действительности
2) определение типологического сходства сюжетов и героев
3) рассмотреть на данном художественном материале феномен человеческой слабости, психического надлома ( рассказы и повести В.П. Астафьева, В. П. Некрасова, К.Д.Воробьева, В.Ф.Тендрякова, В.В. Быкова, В.Г. Распутина)
Новизна работы: попытка сопоставления ряда произведений на обозначенную тему
Актуальность: изучение Великой Отечественной войны и советской истории требует обращения к определенному художественному материалу у современных школьников
Практическая значимость: возможность применения материала
исследования в школьном преподавании в основном и элективных курсах
Методы, используемые в работе: сопоставительный и метод
комплексного анализа
Объект: В.П. Астафьев «Пастух и пастушка», «Звездопад» «Старая лошадь», «Солдат и мать»; В. Некрасов « Сенька»; К. Воробьев «Немец в валенках»; В. Тендряков «Донна Анна»; В Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»
Предмет: сюжет, мотивы, образы, способствующие раскрытию созвучных авторских позиций
Структура: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 73 наименований
Литературным произведениям о войне, созданным в 1941-1945 годы, при всех их очевидных достоинствах, был присущ мобилизующий характер, схематизм, невозможность по цензурным соображениям полного изображения деталей, подробностей и тех реалий войны, которые могли дискредитировать образ советского воина, военного и политического командования.
Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.
Авторы лейтенантской прозы, рассказывая о фронте, стремились к правдивому освещению прошедших событий. В книгах В. Астафьева, В. Некрасова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Тендрякова война показана с поразительной точностью, достоверностью, благодаря личному опыту писателей - участников войны. Свою главную цель они видели в раскрытии своей правды о пережитом. В их творчество прочно вошел толстовский принцип изображения войны - «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в крови, в страданиях, в смерти» [65:101]. На основании изучения литературоведческих и литературно-критических материалов,
анализируемых новую волну военной прозы, приходим к выводу, о том, что повести авторов фронтовой плеяды были близки, прежде всего, выбором исходного материала и выбором героя, а значит, соответствующего угла зрения на воюющего человека и обстоятельства войны. Младшие командиры и солдаты оказались в центре этого нового художественного мира. Разумеется, в книгах о войне всегда действовали и солдаты, и младшие офицеры, но такой сосредоточенности на их фронтовом существовании, на их поведении в обстоятельствах трагического накала - не было.
Писатели, бывшие участники войны, осуждались за «кровавые» подробности, за то, что «сузили» масштаб изображения до «пяди земли»,окопчика, показали «солдатскую» войну, забыв о «генеральской». Их обвиняли в «ремаркизме», «дегероизации» подвига, преувеличенном внимании к страданиям, смерти, словно не замечая, что «недостатки» были порождены болью за человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны.
Вопреки распространенным в 50-60-е гг. требованиям «идеального героя» в военной прозе авторы лейтенантской прозы выдвинули своего героя - тоже положительного, но «настоящего» человека со всеми его достоинствами и недостатками. Анализируя выбранные нами тексты, мы убедились в наличии целого ряда типологических черт в художественных портретах главных героев произведений, которые и несут в себе определенное новаторство ( молодость, военная неопытность, мальчишество, романтическое мировосприятие, юношеская бравада и, как следствие, недооценка опасности и некоторые другие черты)
Открытие «окопной правды» принадлежит В.Некрасову. Это открытие удачно дополнялось интересом к жизни частного человека (вопреки заявлениям теоретиков соцреализма о том, что жизнь частного человека советского читателя не интересует).
Смело можно утверждать, что многие моменты содержания и поэтики романа «в окопах Сталинграда» послужили образцом и идеологической основой для лейтенантской прозы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо обращаться к анализу некрасовских произведений для того, чтобы в дальнейшем увидеть генетическую связь авторских текстов с тем, что вышло из-под пера Астафьева и других авторов
Повесть В. Некрасов «Сенька» была обойдена вниманием литературной критики, так как затрагивала одну из запретных тем: солдатской слабости, трусости, однако, она показана с гуманистическим пониманием автора в отношении героя. В дальнейшем герой и сам готов реабилитироваться, главное, чтобы у него была такая возможность. В реалиях же ВОВ он должен был быть расстрелян подобно тому, как это происходит в рассказе Тендрякова «Донна Анна».
Автобиографизм и художественно-документальная основа ( У В.Тендрякова- это личный опыт, фактографичность, точность деталей, реалистичность письма), сходство в системе персонажей ( как у В. Тендрякова , так и у В. Астафьева герои сюжета -молодые лейтенанты) дают основание внести «Донну Анну» и «Пастуха пастушку» в категорию военной прозы. Как было сказано выше, главный герой обеих повестей- молодой лейтенант с книжно- романтическим миропониманием : Борис Костяев и Ярик Галчевский- интеллигентные юноши, мечтающие «о подвигах и о славе». Заметим, что в том и другом случае в создании изображения образов этих героев играет интертекст, литературно
театральные аллюзии. Для сюжета чрезвычайно важен конфликт романтического героя с сурово - реалистическим (до цинизма доходящим). Также очевидна параллель в фамилиях героев повестей- Мохнаков - Мохнатов, где присутствует удивительное совпадение звукового сходства, семантики некоего звериного и биологического начал. Авторская идея и в том, и другом случае заключается в показе вынужденного «расчеловечевания» человека на войне. Стоит оговориться, что произведение Астафьева опубликовано раньше и нарушало многие стандарты в изображении войны, но Тендряков как будто еще острее показал проблематику, связанную с «войной» против заградительных отрядов и своих же бойцов. Но до такой остроты Астафьев поднялся уже в своих поздних произведениях («Проклятые и убитые» 1990-1994)
Отечественная война для Виктора Петровича Астафьева - это противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу, как произошло с главным героем повести «Пастух и Пастушка» и «Звездопад», несмотря на то, что место действия первой - это непосредственно поля боя, а второй-военный госпиталь....
1. Астафьев, В. П.Звездопад // В. Астафьев. Военные страницы. Повести и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1987.
2. Астафьев, В. П. Пастух и пастушка // В. Астафьев Пастух и пастушка.
Звездопад. Обертон. Из тихого света. М.: ACT, 2004.
3. Астафьев В. П. Жестокие романсы. Рассказы. М.: АСТ, 2006
4. Астафьев В.П., Колобов Е.В. Созвучие .М.; Издатель Сапронов, 2004.
5. Астафьев В.П., Жизнь и творчество: библиограф, указ. произвед. пис. на рус. и иностр. яз.: Литература о жизни и творчестве. К 75-летию со дня рождения//М.: «Пашков дом», 1999. C. 235
6. Бедрикова М.Л. Особенности «традиционной» русской прозы 1980-1990-х годов: проза В. Астафьева и В. Распутина // Проблемы истории, филологии, культуры. 2000. С. 332 - 350.
7. Большакова А.Ю. Астафьев В.П. // Русские писатели XX века.
Биографический словарь. М.: Рандеву, 2000. С. 25-31
8. Бочаров А.Г Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне // М.: Советский писатель, 1973. С. 20-40.
9. Бровман Г. А. Герой и время: Обзор прозы за 1963 год. М.: Знание, 1964. C. 38.
10 .Быков В. Сотников М.: Эксмо, 2016
11. Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995. №3.
12. Вахитова Т.М. Современная пастораль. Повесть В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»// Структура литературного произведения. Л., 1984.
13. Воробьев К. Д. «Немец в валенках»
URL.:http://modernlib.ru/books/vorobev_konstantin_dmitrievich/nemec_v_valenk ah/read/ (дата обращения 15.04.2017)
14. Гончаров П.А Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тамбов, 2004.
15. Давыдов Б.Е. Великая Отечественная война в современной прозе: Обзор произведений В.П. Астафьева, В. Быкова, Л. Решина и Г. Владимова. Нева.1995. № 5. С. 200-205....73