Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Работа №154731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК 10
1.1. Особенности средневековой городской литературы 10
1.2. Источниковедческий анализ произведений средневековой городской
литературы 14
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОДСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 23
2.1. Контент-анализ учебно-методического комплекса 23
2.2. Методические рекомендации по работе с художественной
литературой, как с историческим источников 26
2.3. Методика и анализ эффективности использования средневековой
городской литературы на уроках истории 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46

В школе дети 5-6 классов сложно воспринимают новую информацию, особенно по предметам, которые только начинают изучать и История является одним из таких предметов. В данной ситуации перед педагогом стоит задача сделать так, чтобы ученик не только знал, но и понимал материал. Чтобы он был ему интересен. Для этого учителю необходимо вовлечь ребенка в учебный процесс, используя различные формы и методы, которые помогут ему легче усваивать материал нового предмета.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на каждом уроке учитель обязан реализовывать системно­деятельностный подход. На уроках Всеобщей истории его организовать достаточно просто, благодаря тому, что сама по себе история не ограничивается текстом учебника и требует привлечения дополнительных материалов. И самыми распространенными дополнительными материалами являются исторические источники.
Средневековая городская литература представляет собой ценный исторический источник, который позволяет получить глубокое понимание жизни и культуры средневековых городов. Изучение и использование данной литературы на уроках истории Средних веков имеет большое значение для формирования у учащихся целостного представления о данном периоде, а так же поддержания интереса к истории, как предмету. Поэтому, актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы осветить значимость и необходимость использования средневековой городской литературы в школе на уроке Всеобщей истории для продуктивного учебного процесса.
Степень изученности: В ходе исследования нами были изучены работы, посвященные исследованию художественной литературы, как исторического источника, исследования, касаемо использования произведений средневековой городской литературы на уроках истории, а так же исследования по самим произведениям.
Использование художественной литературы на уроках истории довольно популярная и изучаемая тема. Такие методисты, как Вагин Алексей Алексеевич и Шоган Владимир Васильевич освещали данную тему в своих работах. В монографии Вагина «Методика преподавания истории в средней школе» приводятся классификации произведений, отличительные особенности классификаций печатных средств обучения, а так же примеры к ним.
Так же подобные вопросы рассматривает в своей работе кандидат исторических наук Михаил Тимофеевич Студеникин. В ней автор дает подробную информацию о классификации произведений: исторических источников, а так же исторической беллетристики
Михаил Алексеевич Зиновьев в своей монографии «Очерки методики преподавания истории» дает подробные рекомендации по организации тематического планирования, обращая внимание читателей на
составление ученического списка художественной литературы, который необходимо составлять согласно исторической ценности и художественного достоинства книг, а так же на основе их доступности, соответствия возрасту учеников и воспитательного значения книги.
Выделили критерии, которые оказывают помощь при выборе литературы для урока истории такие авторы, как Петр Иванович Паршаченко и Елена Спартаковна Сенявская. По этим критериям можно определить, на каких урока можно использовать те или иные произведения, чтобы это использование было уместным и целесообразным.
О необходимости выбора и целесообразности фрагментов из литературных произведений, для проведения урока истории писал Александр Александрович Преображенский, а так же представил несколько разработанных вариантов уроков истории с рекомендациями по поводу использования художественной литературы. Токмянина Светлана Витальевна в своей стать рассматривает особенности работы с письменными историческими источниками в общеобразовательной школе, а Ольга Михайловна Хлытина, на основе историко-методических исследований XIX-XXI вв. рассказала о взаимосвязи методологии исторической науки и приемов работы с историческими источниками на школьных уроках.
Изучение средневековой городской литературы как исторического источника имеет долгую и богатую историю и в западной и в отечественной историографии. В более ранних исследованиях западной историографии до начала XIX века, ученые эпохи Возрождения и Просвещения, такие как Петрарка и Эразм Роттердамский, признавали ценность городской литературы для понимания жизни в средние века. С развитием исторической мысли, в XIX веке началось систематическое изучение городской литературы как исторического источника, а появление таких направлений, как романтизм и национализм привели к возрождению интереса к изучению средневековой городской жизни.
В начале XX века историки Карл Лампрехт и Макс Вебер, использовали городскую литературу для изучения развития капитализма и городской культуры. В 40-50е годы XX века Жак Ле Гофф и Эммануэль Ле Руа Ладюри, использовали городские тексты для изучения повседневной жизни и менталитета в средние века. К концу века исследования городской литературы стали более специализированными, с упором на конкретные жанры и темы.
В настоящее время изучение городской литературы как исторического источника продолжается. Ученые, такие как Кэтрин Лэнгфорд и Сара Мензис, продемонстрировали ценность городской литературы для преподавания различных тем, включая социальную историю, гендерные отношения и городскую культуру. Исследования сосредоточены на разработке педагогических подходов, которые делают городскую литературу доступной и увлекательной для учащихся....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Всеобщую историю, как и Отечественную, необходимо изучать, так как это важный элемент в школьном курсе, являющийся инструментом, который формирует необходимые для учеников компетенции, познавательный интерес, а так же базовые навыки определения места исторических событий во времени.
Для большей эффективности образовательного процесса данного курса необходимо предусматривать возрастные и психологические особенности детей, так как ученики шестых классов находятся все еще в переходящей фазе между детством и подростковым возрастом и им все еще может быть тяжело концентрироваться на чем-то одном.
Педагогу необходимо грамотно использовать художественную литературу на уроках истории и подобрать наиболее приемлемые произведения, исходя из критериев отбора художественных произведений и других условий. Методические приемы и формы работы с художественной литературой имеют место быть на любом уроке истории.
Правильный выбор художественного произведения может помочь в реализации многих учебных и воспитательных задач, таких как развитие критического мышления, умения анализировать и доказывать свою точку зрения, умения работать с текстом, а так же это способствует и воспитанию духовно-нравственных качеств.
Проанализировав структуру, содержание и историю создания «Романа о Ренаре», «Романа о Розе» и сборник шванков «Поп Амис» мы убедились, что их можно достаточно эффективно использовать на уроках Всеобщей истории и в разных форматах, что значительно улучшило восприятие тем школьниками. Так же, благодаря данным источникам , дети стали лучше писать контрольные и самостоятельные работы, а так же навыки, преобретенные в ходе уроков с использованием заданий с средневековой городской литературой позволило лучше подготовиться к Всероссийской проверочной работе по истории.
Поработав с произведениям средневековой городской литературы и проанализировав учебники, мы можем сделать вывод о том, что самыми эффективными и уместными заданиями на уроке являются: работа с вопросами на развитие критического мышления, творческие задания на развитие креативного мышления, задания на развитие читательской грамотности.
Самыми эффективными формами работы, которые применялись в ходе уроков, были выделены такие как: работа с театрализованными постановками, фронтальный опрос в игровой форме, групповые задания в формате кейс-stadi, смысловое чтение источников и анализ предоставляемой в них информации, а так же классическая работа с текстами произведений и разного рода творческие задания.
Данные методы и формы работы соответствуют психологическим
особенностям младшего подросткового возраста, а так же является наиболее подходящей для работы с произведениями средневековой городской литературы.
Учениками были освоены навыки по работе с историческими источниками, в качестве которых выступали произведения средневековой городской литературы, а так же улучшились основные проверяемые навыки работы с разными типами заданий: задания на работу с исторической терминологией, историческими личностями, датами и событиями, а так же работа с исторической картой.
Принимая во внимание качественные результаты, мы можем говорить о том, что данные приемы и формы работы с применением средневековой городской литературы оказались весьма эффективными и помогли детям освоить сложные темы, облегчив восприятие истории Средних веков.
Благодаря использованию Художественной литературы на уроках Всеобщей истории занятие проходит динамично и интересно, ведь через нее ученики могут глубоко погрузиться в эпоху и даже попробовать ощутить себя в ней, примеряя образы людей того времени. Материал становится не скучным и легче запоминается, ведь намного интереснее читать какое-нибудь сказочное и, даже иногда, мистическое произведение, чем просто сухой и непонятный текст.
Таким образом, средневековая городская литература необходима для обогащения дополнительными и основными знаниями школьников, а так же она является большим помощником учителю в образовательной деятельности.


1. Лоррис Г. де. Роман о Розе / Г. де Лоррис, Ж. де Мен; предисл. и пер. со старофр. Н. В. Забабуровой. Ростов н/Д : Югпродторг, 2001. 287 с.
2. Основные ветви старофранцузского «Романа о Лисе». [Электронный ресурс] URL: https://facetia.ru/node/2507 (дата обращения: 22.03.2024).
3. Роман о Лисе // Пер. со старофр. А. Г. Наймана. [Электронный ресурс] URL: https://facetia.ru/node/1233 (дата обращения: 03.03.2024).
4. Штрикер. Сборник шванков «Поп Амис» («Pfaffe Amis») // пер. М. Замаховской. М.: 1999. 243 с.
Нормативные источники:
5. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования, принятый на основе Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) г. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Do cument/View/0001202107050027?index=37&rangeSize=1 (дата обращения: 29.02.2024).
Методические источники:
6. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2022. 287 с.
7. Конструктор рабочих программ по истории. [Электронный ресурс] URL: https://workprogram.edsoo.ru/work-programs/4062238 (дата обращения: 13.02.2024).
8. История. Всеобщая история. История Средних веков: 6-й класс: методическое пособие к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / А. В. Игнатов. М.: Просвещение, 2023. 135 с.
Литература:
9. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X—XIII вв.) / М. Л. Андреев. М.: Искусство, 1989. 212 с.
10. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе: Учение о методах: Теория урока. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
11. Гофф Ж. ле. Герои и чудеса Средних веков / Ж. ле Гофф; пер. с фр. Д. Савосина. М.: 2011. 220 с.
12. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: пародия в литературе и искусстве IX—XVI вв. / В. П. Даркевич. М.: Наука, 1992. 285 с.
13. Дройзен И. Г. Очерк историки (1858) / Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2004. 581 с.
14. Назарова Л. А. История западноевропейской литературы Средних веков : учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 184 с.
15. Лоррис Г. де. Роман о Розе. Средневековая аллегорическая поэма / Г. де Лоррис, Ж. де Мен; пер. и Коммент. И. Б. Смирновой. М.: Героика и спорт, 2007. 671 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ