Введение 4
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников с задержкой психического развитияпо теме «Величины» 8
1.1 Особенности методики изучения величин в начальной школе 8
1.2 Трудности, испытываемые младшими школьниками сзадержкой
психического развития при изучениивеличин 12
1.3 Педагогические условия организации обучения школьников с задержкой
психического развитияпри изучении величин 19
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по организации обучениямладших школьников с задержкой психического развития
величинам 26
2.1 Выявление затруднения при изучении величин у младших школьниковс
задержкой психического развития при изучении величин 26
2.2 Коррекционно-развивающая работа при изучении величин на примере
темы «Масса тела» 31
2.3 Анализ результатов опытной работы 42
Заключение 45
Список литературы 50
Приложения
56
В современных документах регламентирующих начальное образование прописана необходимость создания условий обучения для всех категорий учащихся. Проблемой обучения младших школьников с задержкой психического развития занимались: Гонеев А.Д., Корчемлюк О.М., Шевченко С.Г.
Вместе с тем наблюдается противоречие между необходимостью обучения младших школьников с задержкой психического развития теме «Величины» и недостаточной разработанности вопроса в педагогической теории и практике. Это обусловило актуальность темы и постановку проблемы, выявления педагогических условий обучения младших
школьников с задержкой психического развития теме «Величины».
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения детей младшего школьного возраста, показал, что разработано много рекомендаций по обучению младших школьников теме «Величины», но они, как правило, ориентированы на среднего ученика , и не учитывают психологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе, и школьников с задержкой психического развития по теме «Величины».
Цель исследования: определить педагогические условия коррекционно¬развивающего обучения младших школьников с задержкой психического
развития по теме «Величины» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать педагогические условия изучения младших
школьников с задержкой психического развитиятеме «Величины».
2) Выявить затруднения,младших школьников, с задержкой психического развития, возникающие при изучении величин.
3) Разработать систему коррекционно - развивающих заданий по теме «Величины» и доказать её эффективность.
Гипотеза. Обучение младших школьников с задержкой психического развития при изучении темы «Величины» будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- выявление трудностей изучения величин и причин их возникновения;
- организация обучения с опорой на жизненный опыт ребенка и создание условий для осознания учащимся практической значимости пройденного материала;
- использование специальных приемов обучения.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
- анализ работ учащихся на уроках;
- наблюдение за учебным процессом в школе;
- опытная работа, качественный анализ её результатов.
База исследования:3 «А» и 3 «Б» класс МБОУ СОШ №7 г. Бийск.
Практическая значимость состоит в том, что теоритический материал может быть учителями начальных классов при подготовке докладов,
Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования « Преемственность федеральных государственных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы». 28 апреля 2016 год. Бийск АГГПУ им. В.М. Шукшина 2016 год и на XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участиеммолодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы».Бийск АГГПУ им. В.М. Шукшина 2018 год.
Структура дипломной работы включает введение, основную часть, включающую две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обоснованы: актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы, теоретическая и экспериментальная база, практическая значимость и структура исследования.
В первой главе, «Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с задержкой психического развития при изучении темы величин» рассмотрены особенности методики изучения величин в начальной школе, трудности, испытываемые младшими школьниками с задержкой психического развития при изучении величин и педагогические условия организации обучения школьников с задержкой психического развития.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по организации обучения младших школьников с задержкой психического развития величинам», представлены результаты исследований уровней логического мышления, диагностика и анализ выявленных трудностей усвоения материала по теме величины школьниками с ЗПР. Так же в этой главе представлены
разработка и апробация комплекса занятий при изучении величин на примере темы «Масса тела».
В заключении представлены основные выводы, полученные в процессе исследования.
В список литературы включено 50 источников.
В приложении представлена диагностическая методика«Определение
степени овладения логическими операциями мышления» (автор Тихомирова Л.Ф.), и разработанные задания по теме «Величины».
Изучение темы "Величины" в начальной школе способствует формированию у учащихся обобщений, совершенствованию целенаправленности и точности выполнения действий, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля. В ходе формирования практических умений и навыков у учащихся развиваются внимание, память, наблюдательность, совершенствуются мелкая моторика, тактильные и зрительные ощущения. Все это служит решению задач развития учебно-познавательной деятельности, личностных качеств младших школьников. В процессе знакомства с единицами измерения величин у учащихся расширяются представления о числе. Они убеждаются , что числа получаются не только от пересчета предметных совокупностей, но и в результате измерения величин.
Кроме того, изучение материала темы «Величины» способствует:
а) лучшему пониманию закономерностей десятичной системы счисления (соотношение единиц измерения величин, кроме единиц измерения времени, основано на десятичной системе счисления);
б) расширению понятий арифметических действий (арифметические действия можно производить и над числами, записанными с употреблением единиц измерения величин, законы арифметических действий над числами, полученными от пересчета предметных совокупностей, остаются справедливыми и для чисел, полученных от измерения). Производя действия над числами, учащиеся закрепляют навыки предварительного анализа задания, вычленяют черты сходства и различия в действиях с различными (по виду) числами.
Необходимо приучать учащихся к точности измерений. У них должен быть сформирован четкий алгоритм измерений:
1) правильно установить инструмент;
2) выбрать соответствующую единицу измерения;
3) произвести отсчет по шкале измерительного инструмента (линейки, весов, циферблатов часов);
4) правильно записать или использовать результат измерения.
Для этого дети должны четко понимать, что величину можно измерить только однородной величиной, принятой за единицу измерения.
Ниже представлены основные принципы, которых нужно придерживаться при работе над величинами в начальных классах.
1) Знакомство с любой новой единицей измерения целесообразно начинать с создания такой жизненной ситуации, которая помогала бы учащимся убедиться в необходимости введения той или иной единицы величины.
2) Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся ощутили, четко представили каждую единицу измерения, используя все органы чувств. Использовать наблюдения, опыт, знание уже известных единиц измерения. Например, при знакомстве с мерой длины 1 км использовать знание 1 м, пройти с учащимися расстояние 1 км и отметить затраченное время. Меры, которые трудно или невозможно ощутить (например, массу грузов в 1 ц или в 1 т), надо показать опосредованно, приводя примеры использования этих мер.
3) Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся:
а) по изготовлению единиц измерения (метра, дециметра, сантиметра, миллиметра, квадратных и кубических мер);
б) по измерению величин с помощью инструментов;
в) по выяснению соотношения мер (в дециметре укладывать сантиметры, метр делить на дециметры и сантиметры, приходя к выводу: 1 дм=10 см, 1 м=10 дм, 1 м=100 см).
Дети должны получить представление о размерах некоторых наиболее часто встречающихся в их опыте и опыте других людей предметов, знание которых поможет им лучше ориентироваться в жизни. Например , средний рост одноклассников, средний рост взрослого человека, длину и ширину тетради, классной доски, высоту, длину и ширину класса, длину карандаша, среднюю длину шага, высоту стола, стула. А также массу одного яблока, картофелины, буханки хлеба, батона, мешка картофеля (зерна, муки, сахара), среднюю массу человека, грузоподъемность машины. Еще: емкость, вместимость ведра, молочных бидонов; среднюю скорость пешехода, лошади, автомашины, поезда, самолета и т.д. Кроме того, что знание этих данных расширяет кругозор - дети смогут использовать их для самостоятельного составления задач, они помогут им в прикидке ответов в задачах и т.д.
4) Изучение мер должно сопровождаться развитием глазомера и мускульных ощущений. Кроме того, можно познакомить учащихся с приближенными результатами измерений. Если остаток меньше половины единицы измерения, то он отбрасывается; если остаток равен или больше половины единицы измерения, то к полученным целым единицам мер добавляется еще одна единица, например: 1 м 30 см » 1 м, 1 м 50 см » 2 м, 1 м 80 см »2 м.
5) Закрепление знаний мер и умения измерять проводится не только на уроках математики, но и на других учебных предметах, на уроках труда, физкультуры, рисования, а также во внеклассное время.
6) Измерению с помощью инструментов для определения точного значения размеров предметов должно предшествовать определение этих размеров на глаз. Это разовьет глазомер, закрепит представление о единицах измерения, укрепит знание названий единиц величин, предупредит их уподобление.
7) Измерительные упражнения необходимо проводить систематически. Они должны быть неотъемлемой частью большинства уроков математики. Можно предлагать следующие задания: упражнения по измерению или вычерчиванию отрезков, геометрических фигур, определению на глаз их длины, ширины, периметра, площади; определению высоты предметов, емкости сосудов; определению массы груза, времени по часам, а также времени, затраченного на ту или иную работу. Задания могут быть индивидуальными (определить массу яблока, пакета с крупой), фронтальными (нужно решить столбик примеров. Запишите время начала работы по часам. Решите примеры. Запишите время окончания работы. Определите, сколько времени затратил каждый).
В практической части дипломной работы было проведено исследование на базе 3 класса "а" В эксперименте приняли участие 4ученика с задержкой психического развития(по заключению ТПМПК).
Целью исследования являлось выявить условия коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ЗПР при изучении величин и доказать их эффективность.
В ходе исследования была подробно изучена и проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу; проанализирована программа по математике для слабоуспевающих младших школьников с точки зрения изучения величин и единиц измерения; определены теоретические основы изучения величин в начальной школе; проанализирована особенность этапа актуализации знаний на уроке с использованием дидактической системы деятельностного метода.
Были подобраны специальные упражнения, с помощью которых был выявлен уровень овладения мыслительными операциями у детей, и разработана система упражнений при изучении величин и единиц измерения.
Используя разнообразные развивающие задания, направленные на практическое их выполнение, мы повысили качество знаний и умений по теме «Масса тела».
Перечислим основные задачи изучения темы «Масса тела»:
1) сформировать у учащихся конкретные представления о массе тела;
2) познакомить учащихся с единицами измерения массы (килограмм , грамм, тонна, центнер) и соотношениями между ними;
3) создать условия для овладения учащимися умениями измерять массу, выражать результаты измерения различных единицах измерения;
4) сформировать умение переводить массы, выраженные в единицах одних наименований, в единицы других наименований;
5) сформировать у младших школьников умение выполнять арифметические действия над величинами «масса».
При работе над темой «Масса» необходимо, прежде всего, заботиться о том, чтобы знания детей не были формальными. При этом большое значение приобретает организация практической работы, направленной на обобщение и систематизацию уже имеющихся у детей представлений о величинах и их измерении.
При проведении занятий с использованием упражнений при изучении величин на формирующем этапе эксперимента было отмечено, что дидактический материал способствует повышению уровня познавательной активности учащихся и качества выполнения заданий. Таким образом, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. Занимательные материалы. [Текст] / Н.В. Агаркова/ - Волгоград: Учитель, 2014. - 128 с.
2. Александрова, Э.И. Методика преподавания. Математика. / [Текст] / Э. И.Александрова /Вестник образования. - Москва: - 2014. - №18. - С. 36¬56
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] / Ю.К. Бабанский/ - Москва: Просвещение, 2013. - 208 с.
4. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах. [Текст] / П.У. Байрамукова А.У. Уртенова / - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
5. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. Учебное пособие [Текст] / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,
А.М. Полевщикова, - М.: Просвещение, 2014. - 335 с
6. Башмаков, М.И. Теория и практика продуктивного обучения. [Текст] / М.И. Башмаков - Москва: Народное образование, 2000. - 248 с.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
8. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. [Текст] /М.Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая./ - 2-е изд. - Самара: Изд. дом «Федоров», 2016. - 96 с.
9. БоДанский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников. [Текст] / Ф.Г. Боданский /. - Москва, 2013. - С. 115-125.
10. Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - Москва: Баласс, 2014. - 43 с.
11. Варегина, Ф.В. Вычислительные навыки: методика изучения их качества: [Текст]: учебно-методическое пособие / Ф.В. Варегина. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. - 90 с.
12. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. [Текст] /
Д.В. Вилькеев- Казань: Знание, 2013.
13. Волчегорская, Е.Ю. Формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников. [Текст] /
Е.Ю. Волчегорская, А.А. Савчук // Проблемы современного образования: материалы IV международная научно - практическая. конференция. 10-11 сент. 2013 г. - Прага, 2013. - № 37. - С. 88 - 90
14. Воронова, А.П. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков. [Текст] / А.П. Воронова // Начальная школа. - 2003.
- № 11. - С. 55 - 58.
15. Вычужанина, О.В. Решать задачи стало интересно. [Текст] /
О.В. Вычужанина //Начальная школа. -1999. - №3. - С.77-79
16. Гайдай, Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС [Электронный ресурс] / Н. П. Гайдай. - Режим доступа: http //moiamour.ru/publ/stati_ehkspertov_po_amoim
17. Дорофеев, Г.В. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
- Москва: Просвещение, 2016. - 137 с.
18. Дрозд, В.А. Методика начального обучения математике. [Текст] /
В.А. Дрозд. - Минск: Всетка, 2007.
19. Жунисбекова, Ж.А. Использование методов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. [Текст] /
Ж.А. Жунисбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-1. - С. 71-75
20. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически. [Текст] /
И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская - Санкт-Петербург: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2013. - 192 с.
21. Истомина Н. Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: [Текст]: Развивающее обучения. / Н. Б. Истомина,
Ю. С. Заяц - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144 с.
22. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. [Текст] /
Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 30 - 34.
23. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: [Текст]: Развивающее обучение. / Н.Б. Истомина - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 288 с
24. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них. [Текст] / С.А. Козлова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 10. -
С. 3 - 9.
25. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 24 дек. 2013 г. № 2506-р // Официальные документы в образовании. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506.
26. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. [Текст]: / В.А. Крутецкий - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 303 с.
27. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. [Текст]: / И.Я. Лернер - Москва: Знание, 1974. - 64 с.
28. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: [Текст]: урок литературного чтения (из опыта работы) /
Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева - Москва: Вита-Пресс, 2011. - 176 с.
29. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: [Текст]: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций / Москва М.И. Моро, С.И. Волкова,
С.В. Степанова и др. - 4-е изд. перераб. - Москва: Просвещение, 2016. - 124 с.
30. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. [Текст]:- Москва, Просвещение, 1977. - 240 с.
31. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения. [Текст]: / М.И. Махмутов - Казань: Знание, 2010. - 522 с.
32. Меджидова, А.А. Технологии применения проблемного подхода в процессе обучения математике в начальных классах. [Текст]/
А.А. Меджидова // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 196-200.
33. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. [Текст] / Е.Л. Мельникова // Сборник программ / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва: Баласс, 2008. - С. 75-90.
34. Михайлова, И.И., Мендыгалиева, А.К. Формирование
вычислительных навыков младших школьников на уроках математике
в начальной школе. [Текст] / И. И. Михайлова, А. К. Мендыгалиева // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 701-705
35. Моро, М.И. Математика: Учебник для 4 класса в 2-х частях (4-е изд.) [Текст] / М. И. Моро, М. А. Бантова. - М.: Просвещение, 2018; Ч. 1. - 112 с., Ч. 2. - 128 с. - ISBN: 978-5-09-035799-9
36. Николау, Л.Л. Методика обучения математики в начальной школе: организация самостоятельной работы. [Текст] / Л. Л. Николау- Бендеры: ГУИПП «Бендерская типография «Полиграфист», 2014. -162с.
37. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода. [Текст] / Г.Х. Валеев// Педагогика. - 2005. - №5 - с. 39-45.
38. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 26 - 31
39. Петрова, М.А. Отличительные особенности компетентностного
и системно-деятельностного подходов в образовании. [Текст] / М.А. Петрова // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск: ИГЛУ, 2014 - С. 9.
40. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. [Текст] /
И.П. Подласый // Народное образование, 2003 - С.476-485.
41. Попова, А.А. Деятельность младших школьников по освоению универсальных учебных действий информационного наполнения: [Текст] /
А. А. Попова, Е.В. Черная // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 9 - 1. - С. 189-197.
42. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: [Текст]: учеб. пособие / В. П. Ручкина.; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» - Екатеринбург, 2016. - 313 с.
43. Ручкина, В.П. Формирование общего приема решения задач средствами математики. [Текст] / В. П. Ручкина // Специальное образование. 2015. № 3. - С.35-45.
44. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно¬
деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vse-temu.org/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-
fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html.
45. Современные средства обучения математике: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edubrends.ru/ primaryschool.html.
46. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе. [Текст] / А.В. Тихоненко, [и др.]; под ред. проф.
А.В. Тихоненко - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 350 c.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Текст] с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федер. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты втор. поколения). ISBN978-5-09-025287-4.
48. Филиппова, Г.Н. Особенности интерактивного обучения
в начальной школе. [Текст] / Г. Н. Филиппова, В. А. Горюнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 399-404.
49. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [Текст] / Под ред.
А.Г. Асмолова - Москва: Просвещение, 2011. -58 с.
50. Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 3 класс: [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.П. Хиленко. - Москва: Просвещение, 2014. - 96 с.