Военно-патриотическое воспитание обучающихся средствами культурно-досуговой работы в общеобразовательной школе
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и структура военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе 6
1.2. Культурно-досуговая работа в общеобразовательной
школе 15
1.3. Военно-патриотическое воспитание обучающихся посредством
деятельности патриотического клуба в общеобразовательной школе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Реализация программы военно-патриотического воспитания
обучающихся средствами культурно-досуговой работы в
общеобразовательной школе 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по военнопатриотическому воспитанию обучающихся в общеобразовательной
школе 45
Заключение 52
Список используемых
источников 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и структура военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе 6
1.2. Культурно-досуговая работа в общеобразовательной
школе 15
1.3. Военно-патриотическое воспитание обучающихся посредством
деятельности патриотического клуба в общеобразовательной школе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Реализация программы военно-патриотического воспитания
обучающихся средствами культурно-досуговой работы в
общеобразовательной школе 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по военнопатриотическому воспитанию обучающихся в общеобразовательной
школе 45
Заключение 52
Список используемых
источников 53
Историческое прошлое нашей страны доказывает, что моральный дух людей всегда базировался на идеях патриотизма и любви к Отечеству, что позволяло не только одерживать блистательные победы в наиболее трудные периоды жизни русского народа, но и сохранять независимость государства и в мирное время.
Сегодняшнее положение Российской Федерации на международной арене, ее многовековая история, культурные и нравственные ценности, менталитет и народное самосознание диктуют актуальность реализации военно-патриотического воспитания среди обучающейся молодежи.
Проблеме патриотизма как важнейшей задаче воспитания и могучего педагогического средства уделялось внимание в работах Радищева А.Н., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского B.C. и др. Влияние процессов глобализации, интеграции, поли культурности мира на воспитательный процесс в школе и, в частности, на воспитание патриотизма раскрыто в работах Гасапова З.Т., Исмаилова Ш.И., Косолапова Н.П., Никонова В.А., Слободчикова В., Харламова И.Ф. и др. [3;11:32].
Теоретический анализ состояния проблемы и изучение педагогического опыта в этой области показывают, что её многоаспектность, чрезвычайная сложность и высокая общественно-государственная значимость требуют продолжения исследования и других вопросов. Целенаправленная и интенсивная воспитательно-патриотическая работа в школьном периоде должна касаться, в первую очередь, обучающихся старших классов старшего подросткового возраста, в связи с приближением срока призыва на военную службу. В этом отношении большим потенциалом обладает клубная культурно-досуговая деятельность, позволяющая повысить уровень военнопатриотической воспитанности обучающихся общеобразовательной школы. Поэтому решением проблемы может стать реализация военнопатриотического воспитания обучающихся в клубной культурно-досуговой деятельности, поскольку досуг для современной молодежи — это одна из первостепенных ценностей, к которым относится патриотический клуб.
Деятельность патриотического клуба позволяет обеспечить многие социокультурные потребности обучающихся, в том числе в старшем подростковом возрасте. Проблемы военно-патриотического воспитания средствами культурно-досуговой деятельности затрагивались в трудах М.А. Ариарского, А.А. Аронова, А.Д. Жаркова, Л.О. Жарковой, Л.О. Зориловой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Н.А. Паршикова, И.Н. Романова, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, B.C. Садовской, где определяется как сложное интегрированное качество личности, ведущими составляющими которого являются честь, совесть и достоинство, ответственность, целеустремленность, стремление к победе в соперничестве, преданность делу, нетерпимость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными и др. [3].
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка программы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся посредством организации патриотического клуба.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: программа по организации патриотического клуба для военно-патриотического воспитания обучающихся.
Основываясь на цели работы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему военно-патриотического воспитания и возможности культурно-досуговой работы в военно-патриотическом воспитании обучающихся в научно-методической литературе.
2. Определить исходное развитие военно-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
3. Разработать и реализовать программу военно-патриотического воспитания обучающихся в патриотическом клубе как форме культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе.
4. Экспериментальным путем обосновать результативность реализации программы военно-патриотического воспитания обучающихся в патриотическом клубе как форме культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе....
Сегодняшнее положение Российской Федерации на международной арене, ее многовековая история, культурные и нравственные ценности, менталитет и народное самосознание диктуют актуальность реализации военно-патриотического воспитания среди обучающейся молодежи.
Проблеме патриотизма как важнейшей задаче воспитания и могучего педагогического средства уделялось внимание в работах Радищева А.Н., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского B.C. и др. Влияние процессов глобализации, интеграции, поли культурности мира на воспитательный процесс в школе и, в частности, на воспитание патриотизма раскрыто в работах Гасапова З.Т., Исмаилова Ш.И., Косолапова Н.П., Никонова В.А., Слободчикова В., Харламова И.Ф. и др. [3;11:32].
Теоретический анализ состояния проблемы и изучение педагогического опыта в этой области показывают, что её многоаспектность, чрезвычайная сложность и высокая общественно-государственная значимость требуют продолжения исследования и других вопросов. Целенаправленная и интенсивная воспитательно-патриотическая работа в школьном периоде должна касаться, в первую очередь, обучающихся старших классов старшего подросткового возраста, в связи с приближением срока призыва на военную службу. В этом отношении большим потенциалом обладает клубная культурно-досуговая деятельность, позволяющая повысить уровень военнопатриотической воспитанности обучающихся общеобразовательной школы. Поэтому решением проблемы может стать реализация военнопатриотического воспитания обучающихся в клубной культурно-досуговой деятельности, поскольку досуг для современной молодежи — это одна из первостепенных ценностей, к которым относится патриотический клуб.
Деятельность патриотического клуба позволяет обеспечить многие социокультурные потребности обучающихся, в том числе в старшем подростковом возрасте. Проблемы военно-патриотического воспитания средствами культурно-досуговой деятельности затрагивались в трудах М.А. Ариарского, А.А. Аронова, А.Д. Жаркова, Л.О. Жарковой, Л.О. Зориловой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Н.А. Паршикова, И.Н. Романова, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, B.C. Садовской, где определяется как сложное интегрированное качество личности, ведущими составляющими которого являются честь, совесть и достоинство, ответственность, целеустремленность, стремление к победе в соперничестве, преданность делу, нетерпимость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными и др. [3].
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка программы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся посредством организации патриотического клуба.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: программа по организации патриотического клуба для военно-патриотического воспитания обучающихся.
Основываясь на цели работы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему военно-патриотического воспитания и возможности культурно-досуговой работы в военно-патриотическом воспитании обучающихся в научно-методической литературе.
2. Определить исходное развитие военно-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
3. Разработать и реализовать программу военно-патриотического воспитания обучающихся в патриотическом клубе как форме культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе.
4. Экспериментальным путем обосновать результативность реализации программы военно-патриотического воспитания обучающихся в патриотическом клубе как форме культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе....
Таким образом, проблема военно-патриотического воспитания обучающихся продолжает быть актуальной. Эффективным решением проблемы является реализация данного направления средствами культурно - досуговой работы. Они основаны на ранее накопленном опыте в области военно- патриотического воспитания, при этом содержат актуальные нововведения в этой области.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило возможности патриотического клуба «Сибирский характер» в военнопатриотическом воспитании обучающихся.
Основная идея клуба - тесное переплетение различных направлений военно-патриотического воспитания обучающихся старшего подросткового возраста и объединении различных видов деятельности, направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков.
В результате проведенного экспериментального исследования были получены следующие данные сформированности военно-патриотической воспитанности:
На констатирующем этапе исследования уровень военнопатриотического воспитанности обучающихся характеризуется
следующими показателями: частичное понимание обучающимся сущности патриотизма, средний и нейтральный уровни позитивной ценностнопатриотической ориентации, средней и низкой установки на военную службу.
После реализации программы патриотического клуба в экспериментальной группе произошло понимания обучающимся сущности патриотизма, ценностно-патриотическая ориентация характеризуется адекватностью личностных проявлений представлениям патриотизма, повышение установки на военную службу обучающихся экспериментальной группы.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило возможности патриотического клуба «Сибирский характер» в военнопатриотическом воспитании обучающихся.
Основная идея клуба - тесное переплетение различных направлений военно-патриотического воспитания обучающихся старшего подросткового возраста и объединении различных видов деятельности, направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков.
В результате проведенного экспериментального исследования были получены следующие данные сформированности военно-патриотической воспитанности:
На констатирующем этапе исследования уровень военнопатриотического воспитанности обучающихся характеризуется
следующими показателями: частичное понимание обучающимся сущности патриотизма, средний и нейтральный уровни позитивной ценностнопатриотической ориентации, средней и низкой установки на военную службу.
После реализации программы патриотического клуба в экспериментальной группе произошло понимания обучающимся сущности патриотизма, ценностно-патриотическая ориентация характеризуется адекватностью личностных проявлений представлениям патриотизма, повышение установки на военную службу обучающихся экспериментальной группы.
Подобные работы
- ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОАВТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся в
суворовском училище как фактор становления личности суворовца
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Военно-патриотическое воспитание обучающихся 12-13 лет средствами
культурно-досуговой работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание подростков в молодежном военно-спортивном центре "Патриот" города Красноярска
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛEНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание младших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023 - ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003





