РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Специфика коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Условия развития коммуникативных умений в старшем 11
дошкольном возрасте 11
Выводы по Главе 1 19
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Предпроектное исследование особенностей развития коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Содержание проекта по развитию коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проекта 34
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Специфика коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Условия развития коммуникативных умений в старшем 11
дошкольном возрасте 11
Выводы по Главе 1 19
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Предпроектное исследование особенностей развития коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Содержание проекта по развитию коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проекта 34
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определено, что важной образовательной областью дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Данная образовательная область обеспечивает развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) именно речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Проблемой развития коммуникативных умений дошкольников и младших школьников занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных умений должно проходить посредством игровой деятельности детей.
Ориентация современной науки на гуманизации воспитательнообразовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами дошкольных образовательных организаций.
Цель проектной работы: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий в рамках проекта «Веселые ребята».
Объект проектной работы: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектной работы: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Веселые ребята».
Проектная идея: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации в дошкольной образовательной организации следующих психолого-педагогических условий:
• использование комплекса коммуникативных игр;
• последовательное проведение работы, включающей: создание
положительной мотивации к общению, ознакомление детей с новыми моделями и средствами коммуникативного поведения, закрепление и активизацию полученных знаний и умений;
• включение в психолого-педагогическую работу всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Задачи проектной работы:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы в научной литературе (охарактеризовать понятие «коммуникативные умения», выделить условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста).
...
Данная образовательная область обеспечивает развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) именно речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Проблемой развития коммуникативных умений дошкольников и младших школьников занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных умений должно проходить посредством игровой деятельности детей.
Ориентация современной науки на гуманизации воспитательнообразовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами дошкольных образовательных организаций.
Цель проектной работы: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий в рамках проекта «Веселые ребята».
Объект проектной работы: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектной работы: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Веселые ребята».
Проектная идея: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации в дошкольной образовательной организации следующих психолого-педагогических условий:
• использование комплекса коммуникативных игр;
• последовательное проведение работы, включающей: создание
положительной мотивации к общению, ознакомление детей с новыми моделями и средствами коммуникативного поведения, закрепление и активизацию полученных знаний и умений;
• включение в психолого-педагогическую работу всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Задачи проектной работы:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы в научной литературе (охарактеризовать понятие «коммуникативные умения», выделить условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста).
...
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, а так же разработка проекта «Веселые ребята», позволили нам сделать следующие выводы.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлись разработка и апробирование проекта «Веселые ребята», направленного на формирование и повышение уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации проекта нами был поставлен и реализован ряд задач:
1. Проанализированы теоретические аспекты проблемы в научной литературе (охарактеризовано понятие «коммуникативные умения», выделены условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста).
2. Проведено предпроектное исследование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработан и реализован проект «Веселые ребята», направленный на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучена эффективность проведенной в рамках проекта работы.
Решение указанных задач позволило доказать проектную идею о том, что развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации в дошкольной образовательной организации следующих психолого-педагогических условий:
• использование комплекса коммуникативных игр;
• последовательное проведение работы, включающей: создание
положительной мотивации к общению, ознакомление детей с новыми моделями и средствами коммуникативного поведения, закрепление и активизацию полученных знаний и умений;
- включение в психолого-педагогическую работу всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Проект «Веселые ребята» эффективен, для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы данного проекта заключаются в следующем: на основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов, средств работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных умений.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлись разработка и апробирование проекта «Веселые ребята», направленного на формирование и повышение уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации проекта нами был поставлен и реализован ряд задач:
1. Проанализированы теоретические аспекты проблемы в научной литературе (охарактеризовано понятие «коммуникативные умения», выделены условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста).
2. Проведено предпроектное исследование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработан и реализован проект «Веселые ребята», направленный на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучена эффективность проведенной в рамках проекта работы.
Решение указанных задач позволило доказать проектную идею о том, что развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации в дошкольной образовательной организации следующих психолого-педагогических условий:
• использование комплекса коммуникативных игр;
• последовательное проведение работы, включающей: создание
положительной мотивации к общению, ознакомление детей с новыми моделями и средствами коммуникативного поведения, закрепление и активизацию полученных знаний и умений;
- включение в психолого-педагогическую работу всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Проект «Веселые ребята» эффективен, для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы данного проекта заключаются в следующем: на основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов, средств работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных умений.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017





