Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Я - Артист» 7
1.1 Развитие коммуникативных умений у детей в онтогенезе 7
1.2 Своеобразие коммуникативных умений у младших школьников с
нарушенным зрением 13
1.3 Обзор методик театрализации как средства развития коммуникативных
умений слабовидящих младших школьников с общим недоразвитием речи III
уровня 19
1.4 Предпроектное исследование и его анализ 23
Глава 2. Обоснование проекта «Я - Артист» 30
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 30
2.2. Описание продукта проекта 33
2.3 Апробация и анализ продукта 37
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложения 48
Актуальность. Общение - это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение имеет важное значение в жизни человека, при помощи него происходит социализация человека в обществе, обмен информацией, понимание и восприятие друг друга.
В младшем школьном возрасте дети динамично овладевают коммуникативными навыками, где главной задачей является установление дружеских контактов со сверстниками.
Слабовидящие младшие школьники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) имеют определенные затруднения в процессе овладевания коммуникативными способностями. Для детей с данной патологией сложно социально адаптироваться, для этого необходима работа в данном направлении, иначе может произойти обеднение социального опыта, а также социальная изоляция.
Дети с нарушенным зрением становятся неуверенными в собственных действиях, игровое взаимодействие между сверстниками не имеет достаточного развития, что может привести к межличностным конфликтам.
Данным вопросом в науке занимались отечественные авторы (В.М. Астапов, А.М. Виленская, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева и др.), и зарубежные авторы (Д. Паркер, Д. Бранс, и др.).
М.И. Лисина выделяла четыре критерия, одновременное наличие которых доказывает то, что ребенок нуждается в общении:
• проявления ребенком внимания и интереса к взрослому;
• проявление эмоций ребенком по отношению к взрослому;
• исходящая от ребенка инициатива для привлечения интереса взрослого;
• проявление чувствительности ребенка относительного взрослого.
М.И. Лисина утверждает, что совокупность этих критериев свидетельствует о степени сформированности потребности в общении.
Одним из эффективных приёмов развития речи признаётся драматизация. Во-первых, драматизация развивает умение общаться в различных ситуациях с различными собеседниками. Во-вторых, при использовании данного приёма учитываются возрастные особенности учеников. В-третьих, данный приём способствует достижению одной из главных целей обучения, согласно федеральному государственному образовательному стандарту - формированию коммуникативной компетенции. Материалом для драматизации могут служить книги, сказки, рассказы, песни и различные видеоматериалы.
Следовательно, составленная коррекционная программа, направленная на совершенствование межличностного общения младших школьников с нарушенным зрением, даст возможность повысить самооценку ребенка, а также уверенность в своих действиях, избавить от внутренних зажимов, которые мешают общаться с окружающими детьми, развить игровое взаимодействие между сверстниками и улучшить дружеские отношения.
Цель проектирования: разработка и апробация театрализованной деятельности на логопедических занятиях, направленных на развитие коммуникативных навыков у слабовидящих младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи проектирования:
Изучить и проанализировать современное состояние проблемы недостаточной сформированности коммуникативных умений у слабовидящих детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в психолого-педагогической, специальной логопедической литературе и в организации.
...
В заключении работы отмечаем, что нам удалось успешно разработать проект «Я - Артист», который направлен на развитие коммуникативных умений слабовидящих детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III ровня. В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня не теряет своей актуальности в силу того, что увеличивается количество детей имеющих стеснение, затруднение в ответах, зажатость, из-за имеющегося дефекта.
Анализ научно-методической литературы позволил расширить наши теоретические знания по проблеме развития коммуникативных умений слабовидящих младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. В первой главе мы подробно раскрыли важные аспекты: особенности развития навыка общения в онтогенезе, диагностика и формирование коммуникативных способностей при нарушении зрения и ОНР - основные принципы и разделы работы. Также мы раскрыли суть основного метода театрализации при развитии коммуникативных способностей.
В рамках диагностического этапа мы разработали методику обследования и провели диагностику детей, которая показала, что у слабовидящих детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, уровень сформированности коммуникативных умений ниже среднего. Мы наблюдали у детей зажатость, стеснение, сильное волнение перед выступлением, затруднение в ответах на поставленные вопросы, а также скованность в выражении своих эмоций. Таким образом, в ходе проведения предпроектного исследования, мы сделали вывод, что необходимо создать продукт, направленный на развитие коммуникативных умений. В ходе апробации нами был проведён цикл логопедических занятий по театрализованной деятельности, включающий в себя 12 занятий, направленных непосредственно на повышение уровня коммуникативных умений детей. Внедрение продукта показало, что в действии он решает ряд поставленных задач. Таким образом, нами была выявлена положительная динамика развития коммуникативных способностей: дети стали раскрепощеннее, свободнее в своих действиях, уверенно стали отвечать на поставленные вопросы. По завершении периода апробации представители образовательной организации представили «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым проект получил положительную оценку. В заключение работы отмечаем, что нам удалось успешно составить проект «Я - Артист», направленный на развитие коммуникативных умений слабовидящих детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Качественный анализ продукта позволяет нам делать выводы о том, что продукт имеет практическую ценность и может быть использован в работе со слабовидящими младшими школьниками с ОНР III уровня. Таким образом, поставленные нами цель и задачи были достигнуты.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционноразвивающего обучения. М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
3. Быкова М.В., Готовая И.В., Проглядова Г.А. Формирование познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 164с.
4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд.
• СПб.: Питер, 2008. - 272 с: ил. - (Серия «Детскому психологу»)
7. Волков, Б.С. Психология общения: педагогическое общение: учебник для СПО / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова.; под общ. ред. Б.С. Волкова.
• М.: Издательство Юрайт, 2018. - 333 с. - (Серия: Профессиональное образование).
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с. - (Акад. пед. наук СССР)
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56-79.
12. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127 с.
13. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 240 с.
14. Игра-драматизация в школе: [Сборник материалов] / Сост. кружок работников опытно-показательных учреждений школы А.А. Луначарской, под ред. Е. Соловьевой. - Москва; Петроград: Гос. изд-во, [1923]. - 188 с.;
15. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред.
А. Г. Рузской. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 186 с.
... всего 39 источников