Развитие коммуникативных умений у младших школьников с легкой
умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного
аппарата средствами дополнительной коммуникации
Введение 3
Глава I: Теоретические основы изучения коммуникативных умений у детей, имеющих легкую степень умственной отсталости и нарушения опорно-двига
тельного аппарата 8
1.1. Развитие коммуникативных навыков в онтогенезе 8
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей с легкой степенью 17
1.3. Подходы к организации логопедической работы у детей с легкой
степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата 28
1.4. Дополнительная коммуникация, как средство формирования коммуникативных умений у детей с легкой степенью умственной отсталости и
нарушениями опорно-двигательного аппарата 37
Вывод по главе 1 42
Глава II: Проект по развитию коммуникативных умений у детей, имеющих легкую степень умственной отсталости и нарушения опорно-двигательного аппарата 44
2.1. Предпроектное исследование коммуникативных навыков, умений у
младших школьников, имеющих легкую степень умственной отсталости и нарушения опорно-двигательного аппарата 44
2.2. Проект «Мой помощник» по развитию коммуникативных умений
средствами дополнительной коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата 53
2.3. Методические рекомендации по организации внедрения проекта «Мой
помощник» 60
Выводы по 2 главе 65
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 76
Проблема развития коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного является одной из актуальных проблем логопедии и смежных с ней наук. Об этом свидетельствует ряд исследований таких авторов как: А.И. Ахметзянова, В.В. Герасимова, И.Г. Латухина, И.Л. Рязанова.
К категории детей с умственной отсталостью относятся дети с нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации. К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами с врожденным или приобретенным недоразвитием (деформацией) опорнодвигательного аппарата.
В соответствии со статьей 79 «законом об образовании в Российской Федерации» отдельной категорией выделены дети со сложной структурой развития, что ставит перед участниками образовательного процесса задачу создать и адаптировать образовательные условия, которые бы учитывали особенности и образовательные потребности детей с легкой степенью умственной отсталости инарушениями опорно-двигательного аппарата.
Важнейшей задачей современного общества и коррекционной науки является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация их к социуму, процесс интеграции, зависят не только от приобретенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности. При этом несовершенство таких умений связано с использованием главного средства общения - речи, которое у детей с легкой умственной отсталостью носит характер общего недоразвития всех компонентов. Важный фактор, необходимый для осуществления коммуникативной деятельности - наличие у партнеров определенных коммуникативных умений. Их сформированность предполагает, как владение средствами коммуникации, так и умение адекватно использовать эти средства в условиях естественного живого общения. Недостаточность элементарных коммуникативных умений приводит к затруднению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию уровня его тревожности, что может нарушить процесс в целом.
Нарушения в виде органического поражения отделов головного мозга ведет к неравномерности формирования мыслительных, психических функций, что приводит к дезонтогенезу речевого развития. Данный патологический процесс негативно отражается на формировании познавательной деятельности ребенка, а также нарушает коммуникативные возможности ребенка (Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина).
Исследования Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной указывают на недостаточность навыков речевой коммуникации приводит у существенному снижению социальной адаптации и дефициту межличностных отношений. Коммуникация играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения .
Образовательные программы не всегда могут быть эффективно использованы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, поскольку традиционные методики не могут в полной мере учитывать индивидуальные потребности детей.
...
В процессе работы нами была подобрана и проанализирована научная и методическая литература, изучены научные статьи.
В ходе работы мы рассмотрели такие вопросы как: развитие коммуникативных навыков в онтогенезе, особенности коммуникативных умений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата, подходы к организации логопедической работы детей с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата; дополнительные средства развития коммуникации как ресурс формирования навыков общения у детей с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была подобрана методика исследования коммуникативных навыковА.В. Хаустова.
Нами был разработан буклет «Мой помощник» по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В данном исследовании за основу мы взяли методику А.В. Хаустова. Данная методика отлично подходит детей данной категории.
Основная цель проекта: улучшение навыков чувств и эмоций и диалоговыхнавыков.
Задачи проекта:
1. формирование коммуникативных умений с использованием средств дополнительной коммуникации;
2. расширение повседневных социальных контактов и обогащение словарного запаса ребенка;
3. формирование навыков выражения чувств и эмоций;
4. улучшение диалоговых навыков;
5. побуждение к самостоятельной речи.
Выбранный нами проект основывается на таких коррекционнопедагогических принципах, как: индивидуальные возрастные особенности детей; индивидуальный подход к каждому ребенку; принцип наглядности; принцип деятельностного подхода; принцип активности и сознательности; принцип целостности.
Согласно анализу проведения исследования по методике А.В. Хаустова мывыяснили, что у детей экспериментальной группы отмечаются характерные задержки в развитии коммуникативных навыков. Навыки сформированы частично или не сформированы вовсе. Навыки, развитые в норме: навыки социально-ответной реакции (в большинстве случаев). Навыки, развитые на среднем уровне: навыки называть объекты (в большинстве случаев), навык привлечения внимания (в большинстве случаев), навык выражения просьб и требований, навыки социального поведения. Навыки, развитые на низком уровне: навык умения выражать чувства и эмоции, диалоговые навыки.
В процессе полученных результатов, была определена необходимость в развитии коммуникативных навыков (а именно, в развитии навыков выражать чувства и эмоции, диалоговые навыки) у детей с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата, в ходе чего был разработан проект «Мой помощник».
Буклет «Мой помощник» по развитию коммуникативных умений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет собой буклет, состоящий из 3 основных частей, включающих в себя карточки PECS и изображения (фото- графии). Данный проект помогает детям с легкой степенью умственной отста- лости и нарушениями опорно-двигательного аппарата улучшить и повысить навыки выражения чувств и эмоций, диалоговые навыки.
...
1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
2. Ахметзянова А.И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А.И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина / 2017, № 2 - 105,114 с.
3. Бабина Г. В. Неврологические основы дизартрии: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова - М.: Наука, 2008. - 215 с.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В., Я - говорю! Упражнения я пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: Дрофа, 2007. - 55 с.
5. Басилова А.Т., О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемахих семейного воспитания. - М.: 2009. - 31 с.
6. Белякова Л. И. Логопедия: Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова - М.: Владос, 2009. - 328 с.
7. Белякова Л.И. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специаль - ности логопедия / Л. И. Белякова - М.: Прометей, 2004 - 6, 8, 315 с.
8. Бодалев А.А. Психология общения / А. А. Бодалев - М.: Наука,
2008. - 245 с.
9. Бояршинова О.С. Развивающий уход за детьми со сложной структурой деффекта - М.: Теревинф, 2018. - 26, 27 с.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская - М.: Просвещение,
2009. - 309 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Винарская Е.Н., Пулатов А.М. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии - М.: Просвещение, 2001. - 153 с.
13. Волосовец Т.В. Логопедия: методические традиции и новаторство / под
72
ред.Шаховской С.Н. - М.:Воронеж,2003. - 94 с.
14. Герасимова В.В. Формирование коммуникативной функции у детей/ Герасимова В.В. Новация, 2018. - 32 с.
15. Глухов В.А. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций - М.:
Московскийпедагогический государственный университет, 2017. - 137с.
... всего 54 источников