Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся старшей школы в рамках мега-уроков 5
1.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся на уроках 5
1.2. Модель «Мега-класс» в процессе обучения информатике в старшей
школе 17
Глава 2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при
обучении информатике в рамках модели «Мега-класс» 23
2.1. Анализ развития коммуникативных универсальных учебных
действий на мега-уроках информатики 23
2.2. Пример урока информатики в рамках проекта «Мега-класса» 38
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Приложение Д 58
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению
коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Объект исследования: процесс обучения базовому курсу
информатики на платформе «Мега-класс».
Предмет исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения информатике.
Цель исследования: выявление способов развития коммуникативных универсальных учебных действий старшеклассников при обучении информатике на платформе «Мега-класс» и их анализ в системе мега-уроков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития коммуникативных универсальных учебных действий в обучении школьников и их диагностики.
2. Изучить особенности организации мега-уроков по информатике в рамках проекта «Мега-класс».
3. Провести анализ развития коммуникативных универсальных учебных действий на мега-уроках информатики.
4. Разработать пример мега-урока по информатике и осуществить его апробацию.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. Выполнена на 52 страницах без учета приложений, содержит 2 таблицы.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
В первой главе "Теоретические аспекты развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся старшей школы в рамках мега-уроков" рассмотрены особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в обучении у обучающихся на уроках и соответственно сама модель «Мега-класс», на которой осуществляется процесс обучения. Были выявлены критерии развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
Во второй главе " Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении информатике в рамках модели «Мега-класс»" проведен анализ десяти мега-уроков по информатике в старшей школе и составлен собственный урок, с учетом проведенного анализа. В результате анализа было выявлено, что мега-уроки способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий, так как применяются разные виды деятельности, способствующие данному развитию, такие как межшкольные группы, работа в парах, работа с тьюторами, с мега-учителем, с учителем в школе. При разработке данного урока особое внимание было уделено видам деятельности, направленным на развитие коммуникативных УУД обучающихся.
1. Асмолов А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
2. Асмолов, А.Г./Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека[Текст] / А.Г. Асмолов. — М., 2007.
3. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
4. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.
B. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос» / 2001. - 176 с.
5. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149.
6. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - URL: http://www.eidos.ru/journal. (дата обращения 12.12.16)
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / М.: Педагогика, 2011.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 - 72 c.
9. Гульчевская В. Г. "Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях: практическое пособие". Издательство:
АРКТИ, 2010
10. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. —
C. 78-80.
11. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская
версия/. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов. - 2004.
12. Зимняя И.А., Путиловкая Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативных задачи
13. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.
14. Игнатьева, И. С., Кокарева, З.А., Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.)/ Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. С.316.
15. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2007. - 235 с.
... всего 32 источника