Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1Коммуникативные УУД и их особенности как предмет теоретических и практических исследований 7
1.2 Особенности развития коммуникативных УУД младших школьников 20
1.3 Организация дискуссии во внеурочной деятельности в начальной
школе 30
Выводы по 1 главе 45
Глава 2 Экспериментальное исследование использования дискуссий в рамках внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД 46
2.1. Актуальный уровень развития коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся третьего класса 46
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативных УУД
младших школьников 58
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 62
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 83
Целью современного образования является всестороннее развитие личности учащихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования наряду с другими декларируются и цели, связанные с коммуникативным развитием личности. Так, среди личностных результатов образования указывается «сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности», а среди метапредметных результатов - «умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно решать конфликты» .
Особое место в реализации ФГОС НОО отводится формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия дают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Разработчиками понятий универсальных учебных действий является группа авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, также как кооперация, учет позиции собеседника при взаимодействии с ним, умение налаживать отношения со сверстниками, эффективно выстраивать процесс коммуникации и обмен информацией . Проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались В.А. Канн- Калик, Ю.К. Бабанский, Д.В. Воровщиков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Любинская, Г.К. Селевко, А.В. Усов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, O.A. Веселкова, А.Е. Дмитриев, JI.P. Мунирова, A.A. Панферова, В.П. Понутриева, Л.А. Петровская. Как показывает практика, в настоящее время уровень развития коммуникативной сферы большинства младших школьников не соответствует возрастному и нормативному, поэтому существует необходимость развития данной сферы.
Одним из способов развития коммуникативных умений является применение учебной дискуссии. Развитие в дискуссии диалогических умений приобретают важное значение как в обучении, так и в жизни. Во-первых, общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, то есть в мирное обсуждение проблемы. Во-вторых, поступив в школу, ребенок испытывает потребность в диалоге при обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору . В-третьих, на уроках в начальной школе продолжают доминировать фронтальные методы работы; учебное взаимодействие осуществляется преимущественно между учителем и каждым отдельным учеником; основные усилия учителя направлены на организацию индивидуальных действий каждого ребенка; дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. Таким образом, применение дискуссии в начальной школе позволит эффективно развивать универсальные учебные действия. В основе современной методики учебной дискуссии лежат взгляды ученых различных областей научного знания лингвистики, риторики, педагогики, психологии, методики (М.М. Бахтин, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Н.Н. Кузнецова, Е.А. Ножина, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Л.Д. Мали, Н.И. Махновская, М.С. Соловейчик, И.Н. Курочкина, Н.И. Формановская).
...
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования мы рассмотрели различные подходы к определению понятия коммуникативных умений и разграничили такие понятия, как общение, коммуникация, коммуникативная компетентность. Установили, что коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Также мы выяснили, что развитию коммуникативных универсальных учебных действий способствует применение групповых форм работы во внеурочной деятельности.
В процессе анализа литературы по проблеме исследования нами были выделены критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников. Результаты констатирующего этапа показали, что параметры коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации характеризуются средним и низким показателем развития.
Разработанная нами программа была направлена на развитие коммуникативных УУД младших школьников через дискуссию во внеурочной деятельности.
После проведения формирующего эксперимента мы провели повторный срез, который показал положительную динамику развития коммуникативных УУД. Показатели, полученные после проведения эксперимента,
превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий школьников посредством дискуссии во внеурочной деятельности является возможным в рамках начальной школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена, что доказано статистической обработкой данных формирующего эксперимента (см. Приложение 6).
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. 2009. № 2. С. 32-38.
2. Акопов Г.В. Психология общения: социокультурный анализ. - Ростов-на- Дону, 2003.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 365 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. - 546 с.
5. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения. / Морозов А.В. Психология влияния СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2013. - 268 с.
7. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2017. -№5
8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
9. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
10. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание. - 1998. - № 6. - C. 86-89.
11. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - М., 1997. №9.
12. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
13. Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. Г.В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
14. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2015. - 177 с.
15. Байматова М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры диалогического взаимодействия младших школьников// Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2003
... всего 96 источников