СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования фразовой речи в различных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие фразовой речи в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 10
1.2. Развитие общения в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 22
1.3. Анализ существующих подходов к проблемам диагностики и
развития фразовой речи 32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.3. Методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня 65
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение 84
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования фразовой речи в различных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие фразовой речи в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 10
1.2. Развитие общения в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 22
1.3. Анализ существующих подходов к проблемам диагностики и
развития фразовой речи 32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.3. Методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня 65
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение 84
Актуальность. Среди многих теоретически и методически значимых проблем особое место занимает формирование грамматически правильной речи, поскольку она является показателем речевого развития ребенка. Только овладев законами грамматики родного языка, он может общаться и познавать действительность (Д.Б.Эльконин) [2].
Формирование фразовой речи считается истоком для последующего становления умения воспользоваться монологической речью, грамматически её оформлять, четкого и ясного произнесения звуков и слов. Только лишь овладев законами построения разного вида фраз, ребенок способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, поэтому создание педагогических условий для формирования у детей различных моделей общения в процессе игровой деятельности способствует обогащению их лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств. На значимость игровой деятельности в речевом развитии дошкольников указывали Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.И. Фрадкина и др. Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития основных стадий эгоцентрической речи: сопровождающей, констатирующей, планирующей [32]. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для обогащения и активизации словарного запаса (А.Д. Саар, Д.В. Менджерицкая), развития инициативной речи (М.И. Попова), для формирования форм и функций речи (А.К. Маркова, М.А. Степанова).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования одним из ведущих целевых ориентиров выделено хорошее владение устной речью, построение речевого высказывания в игровой ситуации общения.
Вопросы включения фразовой речи в различные модели общения представлены в работах многих исследователей (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.С. Завгородняя, С.Н. Шаховская и др.), но они также не теряют своей актуальности на сегодняшний день.
Как указывают такие исследователи как И.А. Зимняя, А.В. Дайлене и др. фразовый материал, усвоенный детьми на занятиях, впоследствии не всегда актуализируется и не всегда используется в повседневном речевом общении. Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития фразовой речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения фразовой речи.
Но, при достаточной изученности проблемы формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР, вопросы ее развития и вопросы актуализации сформированных речевых эталонов во фразовой речи в различных моделях общения требует дальнейшего рассмотрения. Таким образом,
недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи дают основание считать исследование по изучению особенностей развития фразовой речи в разных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики и психологии.
Цель исследования: сравнить особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: фразовая речь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1. под фразой мы понимаем смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи мы будем через его продукт - предложение, которое характеризуется следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения;
2. мы полагаем выявить наличие уровневых отличий и качественного своеобразия в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи и умении применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня;
3. выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития фразовой речи.
2. Выявить уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. Сравнить особенности фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются о коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М. И. Лисина, Т. Б. Филичева), положение об ориентированности обучения на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психики (Р.Е.Левина), системном подходе к анализу речевых нарушений (М. С. Певзнер, Р. Е. Левина), положение о закономерностях усвоения языковых норм и правил (С. Н. Цейтлин). Методы:
- теоретические (библиографический метод, аналитический метод, качественный анализ);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, констатирующий эксперимент);
- в ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных. Научная новизна: выявлены уровневые и специфические особенности лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены научные сведения о сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендаций для развития фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, которые могут быть использованы воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 303» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группа, каждая по 10 детей в возрасте 4-5 лет. Экспериментальная группа состояла из детей, имеющих заключение общее недоразвитие речи II уровня.
Исследование проводилось в течение 2017 - 2019 гг. и проходило в три этапа:
1 этап (сентябрь 2017 - май 2018г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3 этап (сентябрь - октябрь 2019г.) - обобщающий посвящен завершению опытно - экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях и семинарах: городских, краевых (Красноярск 2018, Красноярск 2019);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках материалов научно-практических конференций студентов, магистрантов и аспирантов (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
По теме магистерской диссертации опубликовано 2 статьи (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
Структура и объем работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Формирование фразовой речи считается истоком для последующего становления умения воспользоваться монологической речью, грамматически её оформлять, четкого и ясного произнесения звуков и слов. Только лишь овладев законами построения разного вида фраз, ребенок способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, поэтому создание педагогических условий для формирования у детей различных моделей общения в процессе игровой деятельности способствует обогащению их лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств. На значимость игровой деятельности в речевом развитии дошкольников указывали Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.И. Фрадкина и др. Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития основных стадий эгоцентрической речи: сопровождающей, констатирующей, планирующей [32]. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для обогащения и активизации словарного запаса (А.Д. Саар, Д.В. Менджерицкая), развития инициативной речи (М.И. Попова), для формирования форм и функций речи (А.К. Маркова, М.А. Степанова).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования одним из ведущих целевых ориентиров выделено хорошее владение устной речью, построение речевого высказывания в игровой ситуации общения.
Вопросы включения фразовой речи в различные модели общения представлены в работах многих исследователей (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.С. Завгородняя, С.Н. Шаховская и др.), но они также не теряют своей актуальности на сегодняшний день.
Как указывают такие исследователи как И.А. Зимняя, А.В. Дайлене и др. фразовый материал, усвоенный детьми на занятиях, впоследствии не всегда актуализируется и не всегда используется в повседневном речевом общении. Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития фразовой речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения фразовой речи.
Но, при достаточной изученности проблемы формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР, вопросы ее развития и вопросы актуализации сформированных речевых эталонов во фразовой речи в различных моделях общения требует дальнейшего рассмотрения. Таким образом,
недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи дают основание считать исследование по изучению особенностей развития фразовой речи в разных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики и психологии.
Цель исследования: сравнить особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: фразовая речь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1. под фразой мы понимаем смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи мы будем через его продукт - предложение, которое характеризуется следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения;
2. мы полагаем выявить наличие уровневых отличий и качественного своеобразия в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи и умении применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня;
3. выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития фразовой речи.
2. Выявить уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. Сравнить особенности фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются о коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М. И. Лисина, Т. Б. Филичева), положение об ориентированности обучения на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психики (Р.Е.Левина), системном подходе к анализу речевых нарушений (М. С. Певзнер, Р. Е. Левина), положение о закономерностях усвоения языковых норм и правил (С. Н. Цейтлин). Методы:
- теоретические (библиографический метод, аналитический метод, качественный анализ);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, констатирующий эксперимент);
- в ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных. Научная новизна: выявлены уровневые и специфические особенности лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены научные сведения о сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендаций для развития фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, которые могут быть использованы воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 303» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группа, каждая по 10 детей в возрасте 4-5 лет. Экспериментальная группа состояла из детей, имеющих заключение общее недоразвитие речи II уровня.
Исследование проводилось в течение 2017 - 2019 гг. и проходило в три этапа:
1 этап (сентябрь 2017 - май 2018г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3 этап (сентябрь - октябрь 2019г.) - обобщающий посвящен завершению опытно - экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях и семинарах: городских, краевых (Красноярск 2018, Красноярск 2019);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках материалов научно-практических конференций студентов, магистрантов и аспирантов (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
По теме магистерской диссертации опубликовано 2 статьи (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
Структура и объем работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В результате анализа литературы по проблеме развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы:
1. Фраза - это наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения; самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц. В контексте нашего исследования, под фразовой речью мы будем понимать смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи будем через его продукт - предложение.
2. Так как фраза является фонетической единицей, а предложение - синтаксической единицей, мы будем рассматривать фразовую речь по следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. У детей с общим недоразвитием речи имеются недостатки развития фразовой речи, которые проявляются в недостаточности практического усвоения лексической, грамматической, морфологической системы языка. При этом наблюдаются значительные сложности в умении применить фразовую речь в различных ситуациях общения, что значительно ограничивает речевые возможности детей. Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками.
4. Развитие фразовой речи в разных моделях общения требует сформированности других сторон речи и диалогического общения у детей. Реализация каждой из рассмотренных методик по развитию фразовой речи у детей дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня речевого развития детей, помогая обеспечить детям полноценное речевое общение.
Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого было сравнить особенности и уровни сформированное™ фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Констатирующий эксперимент включал 2 серии, длительностью 15 минут:
1. выявление особенностей фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой игре
2. выявление особенностей фразовой речи в свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
Проведённый констатирующий эксперимент показал, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения, заключающиеся в малом использовании высказываний в игре, бедности их функционального содержания, значительном перевесе побудительных высказываний по сравнению с сообщениями, отрицаниями и заметном недостатке вопросительных высказываний, преобладании в речи слов-предложений и односоставных предложений, выражающих мысль в аморфном виде.
При распределении детей на группы в зависимости умения применять фразовую речь в процессе общения в экспериментальной группе была выявлена тенденция к большей сформированности умения применить фразовую речь в коллективной сюжетно-ролевой игре, чем в парной, что связано с более активными взаимными ответными высказываниями между партнерами, высокой инициативностью высказываний и т.д.
В ходе констатирующего эксперимента не выявлено значительных отличий в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи у детей экспериментальной группы.
Учитывая и уровни сформированности умения применять фразовую речь, лексико-грамматического оформления и механизмы этих нарушений, полученных из констатирующего эксперимента, нами выделено четыре типологические группы, определено содержание работы по 3 направлениям по формированию фразовой речи в различных моделях общения.
Определенная зона ближайшего развития позволяет составить дифференцированное содержание логопедической работы по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.
Таким образом, полученные экспериментальные данные соответствуют гипотезе исследования.
1. Фраза - это наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения; самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц. В контексте нашего исследования, под фразовой речью мы будем понимать смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи будем через его продукт - предложение.
2. Так как фраза является фонетической единицей, а предложение - синтаксической единицей, мы будем рассматривать фразовую речь по следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. У детей с общим недоразвитием речи имеются недостатки развития фразовой речи, которые проявляются в недостаточности практического усвоения лексической, грамматической, морфологической системы языка. При этом наблюдаются значительные сложности в умении применить фразовую речь в различных ситуациях общения, что значительно ограничивает речевые возможности детей. Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками.
4. Развитие фразовой речи в разных моделях общения требует сформированности других сторон речи и диалогического общения у детей. Реализация каждой из рассмотренных методик по развитию фразовой речи у детей дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня речевого развития детей, помогая обеспечить детям полноценное речевое общение.
Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого было сравнить особенности и уровни сформированное™ фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Констатирующий эксперимент включал 2 серии, длительностью 15 минут:
1. выявление особенностей фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой игре
2. выявление особенностей фразовой речи в свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
Проведённый констатирующий эксперимент показал, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения, заключающиеся в малом использовании высказываний в игре, бедности их функционального содержания, значительном перевесе побудительных высказываний по сравнению с сообщениями, отрицаниями и заметном недостатке вопросительных высказываний, преобладании в речи слов-предложений и односоставных предложений, выражающих мысль в аморфном виде.
При распределении детей на группы в зависимости умения применять фразовую речь в процессе общения в экспериментальной группе была выявлена тенденция к большей сформированности умения применить фразовую речь в коллективной сюжетно-ролевой игре, чем в парной, что связано с более активными взаимными ответными высказываниями между партнерами, высокой инициативностью высказываний и т.д.
В ходе констатирующего эксперимента не выявлено значительных отличий в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи у детей экспериментальной группы.
Учитывая и уровни сформированности умения применять фразовую речь, лексико-грамматического оформления и механизмы этих нарушений, полученных из констатирующего эксперимента, нами выделено четыре типологические группы, определено содержание работы по 3 направлениям по формированию фразовой речи в различных моделях общения.
Определенная зона ближайшего развития позволяет составить дифференцированное содержание логопедической работы по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.
Таким образом, полученные экспериментальные данные соответствуют гипотезе исследования.



