Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования фразовой речи в различных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие фразовой речи в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 10
1.2. Развитие общения в онтогенезе при нормативном речевом
развитии и при общем недоразвитии речи 22
1.3. Анализ существующих подходов к проблемам диагностики и
развития фразовой речи 32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.3. Методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня 65
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение 84
Актуальность. Среди многих теоретически и методически значимых проблем особое место занимает формирование грамматически правильной речи, поскольку она является показателем речевого развития ребенка. Только овладев законами грамматики родного языка, он может общаться и познавать действительность (Д.Б.Эльконин) [2].
Формирование фразовой речи считается истоком для последующего становления умения воспользоваться монологической речью, грамматически её оформлять, четкого и ясного произнесения звуков и слов. Только лишь овладев законами построения разного вида фраз, ребенок способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, поэтому создание педагогических условий для формирования у детей различных моделей общения в процессе игровой деятельности способствует обогащению их лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств. На значимость игровой деятельности в речевом развитии дошкольников указывали Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.И. Фрадкина и др. Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития основных стадий эгоцентрической речи: сопровождающей, констатирующей, планирующей [32]. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для обогащения и активизации словарного запаса (А.Д. Саар, Д.В. Менджерицкая), развития инициативной речи (М.И. Попова), для формирования форм и функций речи (А.К. Маркова, М.А. Степанова).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования одним из ведущих целевых ориентиров выделено хорошее владение устной речью, построение речевого высказывания в игровой ситуации общения.
Вопросы включения фразовой речи в различные модели общения представлены в работах многих исследователей (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.С. Завгородняя, С.Н. Шаховская и др.), но они также не теряют своей актуальности на сегодняшний день.
Как указывают такие исследователи как И.А. Зимняя, А.В. Дайлене и др. фразовый материал, усвоенный детьми на занятиях, впоследствии не всегда актуализируется и не всегда используется в повседневном речевом общении. Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития фразовой речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения фразовой речи.
Но, при достаточной изученности проблемы формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР, вопросы ее развития и вопросы актуализации сформированных речевых эталонов во фразовой речи в различных моделях общения требует дальнейшего рассмотрения. Таким образом,
недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи дают основание считать исследование по изучению особенностей развития фразовой речи в разных моделях общения у детей с общим недоразвитием речи одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики и психологии.
Цель исследования: сравнить особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: фразовая речь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1. под фразой мы понимаем смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи мы будем через его продукт - предложение, которое характеризуется следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения;
2. мы полагаем выявить наличие уровневых отличий и качественного своеобразия в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи и умении применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня;
3. выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития фразовой речи.
2. Выявить уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. Сравнить особенности фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются о коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М. И. Лисина, Т. Б. Филичева), положение об ориентированности обучения на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психики (Р.Е.Левина), системном подходе к анализу речевых нарушений (М. С. Певзнер, Р. Е. Левина), положение о закономерностях усвоения языковых норм и правил (С. Н. Цейтлин). Методы:
- теоретические (библиографический метод, аналитический метод, качественный анализ);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, констатирующий эксперимент);
- в ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных. Научная новизна: выявлены уровневые и специфические особенности лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в свободной парной сюжетно-ролевой и свободной коллективной сюжетно-ролевой игре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены научные сведения о сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендаций для развития фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, которые могут быть использованы воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 303» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группа, каждая по 10 детей в возрасте 4-5 лет. Экспериментальная группа состояла из детей, имеющих заключение общее недоразвитие речи II уровня.
Исследование проводилось в течение 2017 - 2019 гг. и проходило в три этапа:
1 этап (сентябрь 2017 - май 2018г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности фразовой речи в разных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3 этап (сентябрь - октябрь 2019г.) - обобщающий посвящен завершению опытно - экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях и семинарах: городских, краевых (Красноярск 2018, Красноярск 2019);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках материалов научно-практических конференций студентов, магистрантов и аспирантов (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
По теме магистерской диссертации опубликовано 2 статьи (Красноярск 2018, Красноярск 2019).
Структура и объем работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В результате анализа литературы по проблеме развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы:
1. Фраза - это наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения; самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц. В контексте нашего исследования, под фразовой речью мы будем понимать смысловую единицу речевой деятельности, а изучать развитие фразовой речи будем через его продукт - предложение.
2. Так как фраза является фонетической единицей, а предложение - синтаксической единицей, мы будем рассматривать фразовую речь по следующими критериями: лексико-грамматическое оформление фразовой речи и умение применять фразовую речь в различных моделях общения.
3. У детей с общим недоразвитием речи имеются недостатки развития фразовой речи, которые проявляются в недостаточности практического усвоения лексической, грамматической, морфологической системы языка. При этом наблюдаются значительные сложности в умении применить фразовую речь в различных ситуациях общения, что значительно ограничивает речевые возможности детей. Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками.
4. Развитие фразовой речи в разных моделях общения требует сформированности других сторон речи и диалогического общения у детей. Реализация каждой из рассмотренных методик по развитию фразовой речи у детей дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня речевого развития детей, помогая обеспечить детям полноценное речевое общение.
Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого было сравнить особенности и уровни сформированное™ фразовой речи в различных моделях общения у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Констатирующий эксперимент включал 2 серии, длительностью 15 минут:
1. выявление особенностей фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой игре
2. выявление особенностей фразовой речи в свободной коллективной сюжетно-ролевой игре
Проведённый констатирующий эксперимент показал, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют уровневые особенности и качественное своеобразие лексико-грамматического оформления фразовой речи и умения применять фразовую речь в различных моделях общения, заключающиеся в малом использовании высказываний в игре, бедности их функционального содержания, значительном перевесе побудительных высказываний по сравнению с сообщениями, отрицаниями и заметном недостатке вопросительных высказываний, преобладании в речи слов-предложений и односоставных предложений, выражающих мысль в аморфном виде.
При распределении детей на группы в зависимости умения применять фразовую речь в процессе общения в экспериментальной группе была выявлена тенденция к большей сформированности умения применить фразовую речь в коллективной сюжетно-ролевой игре, чем в парной, что связано с более активными взаимными ответными высказываниями между партнерами, высокой инициативностью высказываний и т.д.
В ходе констатирующего эксперимента не выявлено значительных отличий в лексико-грамматическом оформлении фразовой речи у детей экспериментальной группы.
Учитывая и уровни сформированности умения применять фразовую речь, лексико-грамматического оформления и механизмы этих нарушений, полученных из констатирующего эксперимента, нами выделено четыре типологические группы, определено содержание работы по 3 направлениям по формированию фразовой речи в различных моделях общения.
Определенная зона ближайшего развития позволяет составить дифференцированное содержание логопедической работы по развитию фразовой речи в различных моделях общения у детей среднего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.
Таким образом, полученные экспериментальные данные соответствуют гипотезе исследования.
1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксёнова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольников [Текст]: метод. Пособие / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
4. Белянин, В. П. Психолингвистика. Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
5. Борякова Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического
строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст] / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова — М.: Центр полиграфии
АТТИКА, 2010. — 200 с.
6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
7. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
8. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: «Эксмо - Пресс», 2000. - 1008 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. - 472 с.
10. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. №2. - С . 56 - 73.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов - 2 изд. 2 , испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие [Текст] / О.Е. Грибова - М.: Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
13. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Оксана Викторовна Дзюба. - Москва, 2009. - 201 с.
14. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Ирина Алексеевна Емельянова.
- Екатеринбург, 2009. - 274 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Кн. для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
16. Жинкин, Н. И. Механизм речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо , 2014. - 288 с.
18. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов [Текст] / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.
- М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
20. Колесникова, А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход/ А.Е. Колесникова// Логопед. - 2015. - № 3. - С. 23-31.
21. Козырева О.А. Логопедические технологии [Текст] / О.А.Козырева. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 192 с.
22. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / И. Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 192 с.
23. Кошелева, Н. В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, текст. Практикум [Текст] / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015 - 95 с.
24. Кузьменкова, Н.Ю. Формирование коммуникативной
способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Наталья Юрьевна Кузьменкова. - Архангельск, 2006. - 197 с.
25. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: уч.-метод. пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
26. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: Владос, 2004 - 303 с.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — С-Пб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
28. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Академия, 2005. - 208 с.
29. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
30. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
31. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. В 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
32. Логопедия. Теория и практика [Текст] / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. - изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2018. - 608 с.
33. Логопедия: Учебник для студ. дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
34. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Любовь Ярославовна Лозован. - Кемерово, 2005. - 181 с.
35. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 685 с.
36. Мамаева, А. В. Развитие понимания текстовых сообщений у детей с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с двигательными и речевыми нарушениями / А.В. Мамаева, Н.А. Шевченко // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 2 (15). С.65-75.
37. Мамаева, А. В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов / А.В. Мамаева // Сибирский вестник специального образования, 2017. № 1 (19). С. 40 - 50.
38. Мамаева, А. В. Проявления коммуникативных нарушений у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием [Текст] / А.В.Мамаева. - Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2010. - 196 с.
39. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных
коммуникативных умений у детей 7 - 9 летнего возраста с церебральным параличом: учебно-методическое пособие [Текст] / А.В.Мамаева. -
Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2009. - 104 с.
40. Мамаева, А. В. Формирование умения декодировать информацию в процессе общения у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2011. № 3. С 33-41.
41. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003 - 240 с.
42. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
43. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности как направление совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Н. В. Микляева // Логопед. - 2008г. - №3. С. 26 - 30.
44. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 560 с.
45. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК», 1989. - 750 с.
46. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2008. - №4. С. 112 - 115.
47. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр
«Академия», 2002. — 480 с.
48. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2008 - 272с.
49. Розенталь, Д. Э. Словарь - справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя - 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
50. Селиверстов, В. И. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
51. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 473 с.
52. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2005. - 224 с.
53. Смышляева, Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.Н. Смышляева, Е. Ю. Корчуганова //«Логопедия». - 2005 г. - №1.
54. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.
55. Судакова, Н. Д. Формирование связного высказывания у детей с ОНР. [Текст] / Н.Д. Судакова. // Логопед.- 2008. - №8. С. 20 - 24.
56. Ушакова, О. С. Развитие предпосылок связной речи [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1997. - №2. С. 63.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https: //pravobraz.ru/federalnyj -gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya
58. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 203 с.
59. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008 — 224 с.
60. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
61. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
62. Pinker, S. language Learning and language development / S. Pinker. - Harvard University Press; M.: Masses And London (England), 1996. - 52 с.
63. Sprague, J. why teaching works: the transformative power of pedagogical communication / J. Sprague. Connection Of Education, 1993. - Thom. 42. - C. 4.