Сравнительный анализ функционального состояния и физической подготовленности студентов на начало и окончание первого курса (на примере института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина)
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА 7
1.1 Особенности функционального состояния студентов первого курса 7
1.2 Особенности физической подготовки и подготовленности
студентов первого курса 14
1.3 Программное обеспечение повышения функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина 20
1.4 Система оценивания функциональных и физических
показателей студентов первого курса 32
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Организация исследования 40
2.2 Методы исследования 41
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СРАВНЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОГО КУРСА 42
3.1 Сравнительный анализ функционального состояния и
физической подготовленности студентов на начало и окончание первого курса 42
3.2 Обсуждение результатов экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Приложение 1
Актуальность: проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку студенты являются одной из представительных групп молодежи страны. Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, которая хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения, и вместе с тем подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. С каждым годом численность студентов в основной группе снижается и повышается численность в подготовительной и специальной медицинской группах (слабое физическое развитие, наличие заболеваний, ослабленное здоровье).
Большинство студентов начинают обучение в вузе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости, общей выносливости и т.д. Применение нетрадиционных методов поддержания физической активности для студентов должно способствовать повышению уровня их работоспособности. Но для безопасной жизнедеятельности в самом начале учебного года необходимо проводить комплексную диагностику по определению состояния здоровья студентов, профилактический медицинский осмотр, чтобы выявить потенциальность занимающихся.
Сохранение здоровья и повышение уровня функциональных и физических кондиций является важным условием всестороннего, гармоничного физического развития обучающихся, в том числе в высших учебных заведениях. Вместе с тем известны исследования, подтверждающие наличие негативных тенденций в динамике параметров физического и двигательного потенциала студентов в период их обучения в вузе [68].
Одним из путей решения данной проблемы выступает внедрение в процесс физического воспитания студентов оперативной, индивидуально - ориентированной системы мониторинга [15].
Задача постоянного отслеживания уровня физического развития и здоровья поставлена и на государственном уровне. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2010 года. В этом документе указывается, что необходимо систематически осуществлять мониторинг, который должен обеспечивать выяснение взаимосвязей между физическим (функциональным) состоянием и условиями внешней среды, в которых обитает человек. Кроме того, результаты такого мониторинга должны позволять получать оценку степени влияния социальных, психологических, спортивных, педагогических и средовых факторов на качество жизни и служить основанием для принятия управленческих решений [51].
Исследованием функционального состояния и изучением способов его повышения занимались следующие ученые: Анохин П.К., Баев К.А.; Деманова И.Ф.; подбором и усовершенствованием средств и методов повышения функционального состояния и физической подготовленности занимались: Байко О.М., Брагинский М.Я.; возможности образовательного процесса как среды, способствующей улучшению функционального состояния и физической подготовленности, анализировались в трудах Кошелева В.Ф., Петровой Г.М.
Актуальность исследования выявила проблему: Каковы средства и методы повышения функционального состояния и физической подготовленности студентов 1го курса? На основании выявленной проблематики сформулирована тема исследования: «Сравнительный анализ функционального состояния и физической подготовленности студентов на начало и окончание 1го курса (на примере института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина)».
Объект исследования: Образовательный процесс в вузе
Предмет исследования: функциональное состояние и физическая подготовленность студентов на начало и окончание первого курса.
Цель исследования:
-теоретическое обоснование необходимости совершенствования методов и средств, разработки критериев оценивания функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса и их практическое применение на основе результатов сравнительного анализа.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
2. Определить критерии оценки функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса;
3. Опытно-экспериментальным путем оценить функциональное состояние и физическую подготовленность студентов первого курса на начало и окончание первого курса;
Гипотеза исследования: проблема улучшения функционального состояния и повышения уровня физической подготовленности студентов первого курса будет решаться эффективнее, если:
- всесторонне изучены особенности функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса;
- определены критерии оценки и опытно-экспериментальным путем оценены функциональное состояние и физическая подготовленность студентов первого курса;
- разработано и реализовано в образовательном процессе вуза программное обеспечение повышения функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса
Методы исследований:
- анализ научно-методической литературы
- педагогический эксперимент
- метод математической статистики
Исследование по оцениванию функционального состояния и физической подготовленности студентов института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина на начало и окончание первого курса проводилось в 3 этапа:
I этап (сентябрь 2018 - сентябрь 2019) - осуществлялся теоретический анализ научной и методической литературы, изучался накопленный в педагогике практический опыт по проблеме исследования; формулировалась тема, цель, задачи исследования; выдвигалась гипотеза; разрабатывался методологический и понятийный аппараты;
II этап (октябрь 2019-марта 2020) - организация и проведение педагогического эксперимента, в ходе которого выявлялась эффективность реализации образовательной программы, исследовалось функциональное состояние и физическая подготовленность студентов 1го курса;
III этап (апрель-май 2020) - производилась обработка результатов исследования методом математической статистики, подводились итоги и оформлялись материалы диссертационной работы.
Научная новизна заключается в изучении изменений в особенностях функционального состояния и физической подготовленности студентов институтов физической культуры на основе компетентносного подхода при условии разработки программного обеспечения.
Практическая значимость заключается в осуществлении сравнительного анализа функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса с использованием функциональных проб и тестов измерения физической подготовленности.
Личный вклад диссертанта - результаты исследования подтверждены апробацией на конференциях (XII Международная научная конференция «Образование и социализация личности в современном обществе» апрель 2020г. и IV международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе») публикациями статей: «Физическое развитие и функциональное состояние обучающихся 1-го курса института физической культуры, спорта и здоровья»; « Обоснование физической подготовленности и морфофункционального состояния обучающихся в педагогической теории и практике», выступлениях на семинарах и аспирантских чтениях (2019г.).
Структура работы: диссертация содержит 78 страниц текстового документа, 85 литературных источника, 4 таблицы. 13 рисунков.
Таким образом, теоретический анализ научной и методической литературы выявил особенности функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса. Функциональное состояние является интегральным комплексом характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают и сопровождают выполнение любой деятельности, в том числе физической Функциональное состояние студентов первого курса влияет на их трудоспособность, учебную и будущую профессиональную деятельность. Основными видами средств, которые применяются в общей физической подготовке, являются упражнения: гимнастические плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры, туризм. Одним из значимых средств повышения уровня общей физической подготовленности является гимнастика, так как с ее помощью решается большой круг задач, таких как: формирование правильной осанки, совершенствование координации движений, силы мышц, развитие гибкости, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и т.д. Особое место в программе физического воспитания учащихся отводятся лыжной подготовке. Осуществляя ходьбу на лыжах, в работу включается весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система.
В контексте данного исследования по результатам теоретического анализа выявлено, что студенты первого курса, поступая в ВУЗ, на себе ощущают некоторые изменения, связанные с обучением в высшем учебном заведении, а именно:
- лекционные, семинарские и лабораторные занятия, которые продолжаются 1 час 30 минут в отличии от школьной урочной системы;
- физические нагрузки вместо 3х уроков в неделю по 40-45 мин. занятия по дисциплинам спортивной направленности 8 - 10 занятий по 1 часу 30 мин.;
- адаптационные процесс, связанный со сменой коллектива и умения приспосабливаться к особенностям командно-групповой деятельности;
- адаптация к изменению условий проживания для иногородних студентов, самостоятельное проживание в общежитии или съемной квартире;
- нивелирование контроля со стороны семьи и педагогов;
Для определения критериев оценки функционального состояния и физической подготовленности студентов первого курса на основе теоретического анализа, были проанализированы оценочные таблицы функциональных проб и тестов оценки физической подготовленности.
Для оценки функционального состояния по трудам Л.П. Богдановой, И.Ф. Демановой, А.Н. Кубиевой, использовались: весо-ростовой индекс Кетле; жизненный индекс; кистевая динамометрия; проба РWС170 с помощью степ-теста; гипоксемическая проба Штанге. Для оценки физической подготовленности студентов 1го курса использовались следующие тесты: прыжок в длину с места, толчком двумя ногами; метание набивного мяча, массой в 5 кг, из-за головы в положении сидя; бег на 60 метров; челночный бег 3х10 метров; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; кистевая сила «ведущей» руки; 6-минутный бег; бег на 400 метров.
По результатам эксперимента функциональное состояние студентов первого курса значительно улучшилось, в среднем прирост составил 10,4%, что является хорошим результатом, рассмотрим показатели прироста по различным тестам. Прирост показателя «ЖИ», который отражает функциональные возможности аппарата внешнего дыхания, составил 10%. Прирост показателя «сила кисти», который служит для определения силовых возможностей кистей рук, составил 10,1%; «проба PWC 170» , показывающая физическую работоспособность, повысилась на 11,8%; «проба Штанге», оценивающая состояние дыхательной системы - 9,7%.
Физическая подготовленность испытуемых также улучшилась, в среднем показатели повысились на 11,8%. В тесте «прыжок в длину с места» прирост 8,1%; в тесте «метание набивного мяча» - 20,4%; данные тесты использовались для оценки скоростно-силовых качеств. Тесты, оценивающие быстроту студентов, показали следующие результаты: «бег 60 м» - 6%; в «челночный бег 3х10м» - 6,3%. Тест «сгибание и разгибание рук» прирост составил 19,5%; тест «сила «ведущей» руки» показал прирост 14,9%, данные тесты использовались для определения силовых качеств обучающихся. Для оценки выносливости применялся «6-ти мин бег» его показатель вырос на 10,4%. Тест «бег 400 м» отражает скоростную выносливость и его результаты выросли на 9,1%.
Таким образом, цель исследования по повышению функционального состояния и физической подготовленности студентов на начало и окончание первого курса достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Osipov A.Y., Kudryavtsev V.D., Fyodorova P., Serzhanova Zh., Savchuk A. Components of Positive Impact of Exposure to University Physical Culture and sports on Students’ Physical Activity JOURNAL OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT. 2017. Т. 17.№ 2.С. 871-878.
2. Volegzhanina, I.S., Chusovlyanova, S.V., Adolf, V.A., Bykadorova, E.S., Belova, E.N. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education (2017) Journal of Social Studies Education Research, 8 (2), pp. 39-61. DOI: 10.17499/jsser.34544
3. Аверясова, Ю. О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов: монография / Ю. О. Аверясова, Л. Б. Андрющенко, Т. Д. Алиев. - М.: ТР-принт, 2015. - 170 с.
4. Агеева, Г.Ф. Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями. Учебное пособие по курсу «Теория и история физической культуры и спорта» / Г.Ф. Агеева. - ФГБОУ СПО «БГУОР». - Брянск, 2014. - 15 с.
5. Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию ФГБУ СПбНИИФК (27-28 сентября 2018 года). В 2 т., т.1 / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. - 256 с.
6. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975.- 477 с.
7. Афанасьев, В. Г. Общая физическая подготовка личности: учеб. пособие/ В. Г. Афанасьев, Е. Ф. Суханьков; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 148 с.
8. Баев, К.А. Показатели функциональных систем организма студентов СУРГУ с разным уровнем физической подготовки / К.А. Баев // Вестни новых медицинских технологий. - 2007. - №12. - С. 121-125.
9. Байко, О.М. К вопросу определения функциональных возможностей организма студентов / О.М. Байко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №2. - С. 81-86.
10. Богданова, Л.П. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: учеб. пособие/ Л.П. Богданова. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2010. - 64 с.
11. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.
12. Брагинский, М.Я. Компартментно-кластерный анализ показателей функциональных систем организма тренированных и нетренированных студентов Югры / М.Я. Брагинский // Вестник новых медицинских технологий. - 2006. - №10. - С. 88-93.
13. Буйкова, О. М. Профессионально-прикладная физическая культура студентов медицинского вуза : учебное пособие / О. М. Буйкова ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра физического воспитания. - Иркутск : ИГМУ, 2016. - 31 с.
14. Высовень, Г.И. Средства физической культуры в регулировании работоспособности студентов / Г.И. Высовень // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2009. - №5. - С. 88-93.
15. Гусев, А.В. Формирование профессионально-прикладных
физических важных качеств у студентов вуза средствами физической
подготовки / А.В. Гусев // Известия Тульского государственного
университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №5. - С. 76-79.
16. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов/ Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124 с.
17. Двейрина, О.А. Теория спорта: конспекты лекций, вопросы для самопроверки и задания по УИРС. Учебно-методическое пособие/ СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2003 - 106 с.
18. Деманова, И.Ф. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов/ И.Ф. Деманова // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №6. - С. 145-149.
19. Дзюба, И.П. Футбол как базовое средство физического воспитания студентов / И.П. Дзюба // Омский научный вестник. - 2018. - №11. - С. 47-51.
20. Диц, С.Г. Кроссфит в системе общей физической подготовки студентов: учебно-методическое пособие. / С.Г. Диц, И.Н. Азизова, Л.М. Никитина. - Казань: КФУ, 2018. - 34 с.
21. Дубровский, В.И. Биомеханика: Учеб. для сред, и высш. учеб, заведений / В.И. Дубровский. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.:
22. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
23. Жукова, Т.А. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по педагогическим направлениям / Т.А. Жукова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2016. - №9. - С. 56-59.
24. Журбина, А.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студента / А.Д. Журбина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2014. - №8. - С. 93-98.
25. Иванова, Л. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений / Л.А. Иванова // Концепт. - 2014. - № 10. - С. 105-110.
26. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): учеб. пособие / Е. П. Ильин. - М.: Наука, 1983. - 223 с.
27. Кабаченко, С.Н. Показатель устойчивости как интегральный критерий оценки функциональной и физической подготовленности студентов / С.Н. Кабаенко // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2013. - №4.- С. 98-104.
28. Кокорев, Д.А. Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов / Д.А. Кокорев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - №2. - С. 105-110.
29. Кокорев, Д.А. Совершенствование подготовки студентов к сдаче норм ГТО на основе функционального многоборья (кроссфита) / Д.А. Кокорев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №2. - С. 87-93.
30. Коновалов, В.Н. Развитие физических качеств средствами беговой и силовой подготовки у студентов с отклонениями в состоянии здоровья / В.Н. Коновалов // Вестник спортивной науки. - 2008. - №10. - С. 73-78.
31. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - Физкультура и спорт, 2010. - 455 с.
32. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. К 76 Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. - Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. - 464 с.
33. Кубиева, А.Н. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля / А.Н. Кубиева // Научно¬периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». -2018. -No 2 (9). -С. 26-49
34. Липаев, В.Ф. Соревнования по кроссфиту (функциональному многоборью), как альтернативный подход мониторинга физической и функциональной подготовки студентов / В.Ф.Липаев // E-Scio. - 2018. - №10.
- С. 78-81.
35. Лотарев, А.Н. Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания студенческой молодежи / А.Н. Лотарев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - №10.
- С. 98-103.
36. Лотарев, А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов / А.Н. Лотарев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №6. - С. 88-93.
37. Малютина, М.В. Физическая и функциональная подготовка студенток в вузе средствами аэробики / М.В. Малютина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №10. - С. 86-91.
38. Мануева, Р.С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки : учебное пособие / Р. С. Мануева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. - Иркутск : ИГМУ, 2018.
- 52 с.
39. Матухно, Е. В.Профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. пособие / Е. В. Матухно. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 97 с
40. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина - Волгоград: Изд-во ВолГМУ. - 48с.
41. Мустаев, Н.А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов / Н.А. Мустаев // Теория и практика физической культуры. - 2015.
- №8. - С. 121-125.
42. Носова, Н.С. Методика совершенствования физической подготовки студентов вуза / Н.С. Носова // Современные проблемы науки и образования.
- 2016. - № 6. - С. 210-215.
43. Орлова, В.В. Студенческий спорт как фактор подготовки
спортсменов высших достижений / В.В. Орлова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - №3. - С. 92-98.
44. Осипов, А.Ю. Оценка уровня подготовленности студентов занимающихся различными видами функционального тренинга / А.Ю. Осипов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №3. - С.93-98.
45. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. - СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 81 с.
46. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека : методические указания к выполнению О 93 контрольной работы [Электронный ресурс] / сост. : Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова. - Электрон. дан. - Омск : СибАДИ, 2015.
47. Перова, Г.М. Основы теории физической культуры студентов не физкультурного вуза: Курс лекций / Г.М. Перова - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 53 с.
48. Перспективы развития студенческого спорта [Текст] : сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Г. В. Бугаева. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014.
49. Пилипей, Л.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средствами хоккея на траве / Л.П. Пилипей // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - №9. - С. 105-110.
50. Попович, А. П. Физическое воспитание как средство профессиональной подготовки и карьерного роста современного студента : учеб. пособие / А. П. Попович, Г. И. Мехович, О. В. Прохорова ; [науч. ред. Е. С. Набойченко] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 92 с.
51. Рабочая программа дисциплины для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавров). — М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Физическое воспитание»,
2017. - 53 с.
52. Русак, С.Н. Параметры квазиаттракторов поведения вектора состояния нейро-вегетативной системы тренированных и нетренированных студентов Югры в условиях дозированных физических нагрузок / С.Н. Русак // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - №9. - С. 61-66.
53. Рязанова, Е.А. Оценка показателей здоровья и физическая подготовленность студентов / Е.А. Рязанова // Творчество и современность. -
2018. - №5. - С. 93-99.
54. Седоченко, С.В. Спортивно-оздоровительный мониторинг: практикум для студентов институтов физической культуры / С.В. Седоченко. - Воронеж: ВГИФК. - 2017. - 112 с.
55. Селиванова, С.Р. Дифференцированный подбор средств физической культуры для совершенствования функциональной подготовленности студентов - спортивных менеджеров / С.Р. Селиванова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 98-104.
56. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб.для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
57. Средства физической культуры в формировании личности студента: Материалы очно-заочной научно-практической конференции, проводимой в рамках госбюджетной инициативной темы с региональным участием (Екатеринбург, 27 января 2014 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 39 с.
58. Суворов, Ю.А. Физическая подготовка студентов / Ю.А. Суворов / Учебно-методическое пособие - СПб: СПб ГУИТМО, 2006. - 90 с.
59. Сухоцкий, И.В. Физическая культура: Конспект лекций для студентов очной формы обучения всех специальностей / И.В. Сухоцкий. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. - 67 с.
60. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т.А. Завьялова, А.А. Кылосов, Г.А. Павлов, А.Л. Подосенков, Ю.П. Шарков, С.Е. Шивринская; под общ. ред. С.Е. Шивринской. - Череповец: ЧГУ, 2013. - 257 с.
61. Теория и методика физической культуры: метод. реко-мендации для самостоят. работы студентов/ Владим. гос. ун-т. им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; сост. С. В. Одинцова. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. - 36 с.
62. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ.культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287.
63. Теория физической культуры и спорта. основные понятия и термины: Составитель: Самыличев А.С. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2017 - 33 с.
64. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер.ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
65. Титовец, С.В. Флорбол как средство физической подготовки студентов / С.В. Титовец // Царскосельские чтения. - 2013. - №1. - С. 77-81.
66. Усков, В.М. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов / В.М. Усков // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2016. - №7. - С. 71-78.
67. Учебная программа дисциплины «Физическая культура»: для студентов всех специальностей и направлений подготовки очной формы обучения / Л.В. Касатова, Е.В. Фазлеева, В.Г. Двоеносов, А.Н. Меркулов, Н.Р. Утегенова, А.С.Шалавина - Казань: КФУ, 2014. - 55 с.
68. Учебная программа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2019/10/14/5ae4090ac44982ee44e83718011bc8a3/uchebnyij-plan-440305-fizicheskaya-kultura-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-sportivna.pdf
69. Физическая культура (часть 1): учебное пособие для студентов вузов / С.Ю. Иванова, Е.В. Сантьева, Ю.В. Гребенникова и др.; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет). - Кемерово, 2016. - 154 с.
70. Физическая культура в высших учебных заведениях России. СПб.: НИУИТМО,2013. - 167 с
71. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I - III курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 310 с.
72. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
73. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
74. Физическая культура: Студенческий спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений / авт.-сост. М.П. Коновалова, И.А. Милехина, О.Г. Гарина: учеб. пособие / Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2012. - 92 с.
75. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.
76. Физическое состояние студентов и возможные пути его совершенствования: учебно-методическое пособие для студентов вузов / В.И. Вишневский [и др.]; под ред. В.И. Вишневского. - М.: МАДИ, 2017. - 120 с.
77. Фролов, В.Г. Значение зачетных нормативов в физической подготовке студентов / В.Г. Фролов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2011. - №8. - С. 93¬97.
78. Фудин, Н.А. Эффекты дозированной физической нагрузки у тренированных и нетренированных студентов с позиций системного синтеза / Н.А. Фудин // Вестник спортивной науки. - 2016. - №4. - С. 93-98.
79. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,ис ир.и доп. / Ж.К. Холодов. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 450 с.
80. Чемезов, А.И. Совершенствование психофизической подготовки студентов с помощью занятий боксом / А.И. Чемезов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2011. - №12. - С. 87-93.
81. Чеснова, Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов
специальности 050720 Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - 222 с.
82. Эльмурзаев, М.А. Методологические подходы к исследованию физической подготовки студентов / М.А. Эльмурзаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №2. - С. 121-125.
83. Якуткина, И.В. Значимость лыжной подготовки в укреплении функциональных возможностей организма студентов / И.В. Якуткина // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017.
- №4. - С. 98-102.
84. Ямбаева, Н.В. Подготовка студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности / Н.В. Ямбаева // Вестник Марийского государственного университета. - 2016. - №4. - С. 71¬77.
85. Янова М.Г. Здоровьесберегающие технологии в транзитивном
образовании: традиции и новации // Современные проблемы науки и образования. - 2015 - № 6.; URL http://science-
education.ru/ru/article/view?id=23098(дата обращения: 15.04.2020).