Методические аспекты изучения личности на уроках истории на примере А.А. Брусилова
|
Введение 3
Глава 1. Алексей Алексеевич Брусилов, его политическая деятельность в годы революции 6
1.1. Биография Брусилова 6
1.2. Политическая деятельность Алексея Алексеевича Брусилова.. ..15
Глава 2. Алексей Алексеевич Брусилов - главнокомандующий войсками 22
2.1. Военная деятельность А.А.Брусилова 22
2.2. Военная операция А.А.Брусилова 27
Глава 3. Изучение личности А.А. Брусилова на уроках истории в общеобразовательной школе 39
3.1. Изучение исторической личности на уроках истории 39
3.2. Методические аспекты изучения личности на примере А.А. Брусилова 44
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение
Глава 1. Алексей Алексеевич Брусилов, его политическая деятельность в годы революции 6
1.1. Биография Брусилова 6
1.2. Политическая деятельность Алексея Алексеевича Брусилова.. ..15
Глава 2. Алексей Алексеевич Брусилов - главнокомандующий войсками 22
2.1. Военная деятельность А.А.Брусилова 22
2.2. Военная операция А.А.Брусилова 27
Глава 3. Изучение личности А.А. Брусилова на уроках истории в общеобразовательной школе 39
3.1. Изучение исторической личности на уроках истории 39
3.2. Методические аспекты изучения личности на примере А.А. Брусилова 44
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. В истории личностями именуют людей, владеющих наглядно проявленной особенностью, отличающихся от иных людей в каком-либо отношении, при этом не только лишь в положительном, однако и в негативном значении.
Понятие историческая личность, как правило, отображает взаимосвязь работы политического руководителя с большими историческими мероприятиями, в процесс которых он прикладывает собственный персональный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом отличительных черт этого периода, когда он проживал, его морального выбора, нравственности его действий. Оценка может быть отрицательной либо положительной, однако чаще всего она является неоднозначной, учитывающей позитивные и отрицательные стороны деятельности этой или иной личности.
Науке известно и понятие «выдающаяся личность», определяющее деятельность людей, ставших воплощением основных современных преобразований.
Историческим личностям, согласно суждению В.О.Ключевского, характерны стремление служить единому благу страны и народа, безусловное мужество, необходимое с целью этого служения; желание и способность вникнуть в условия русской жизни, в самые основные принципы сформировавшихся социальных взаимоотношений, чтобы здесь найти предпосылки пережитых бедствий, отчуждение от государственной замкнутости и исключительности.
Актуальность исследования обусловливается рядом противоречий:
- между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новейших учебников, публикаций и работ, зачастую “преображаются” до неузнаваемости;
- между проявлением единой направленности - целостности общего метода исследования личности и формирования возможности выбора, от которого зависит особенность путей при изучении этой или другой личности.
Объект исследования: личность А.А.Брусилова.
Предмет исследования: приемы изучения исторической личности на уроках истории
Цель исследования: выявить различные приёмы для изучения исторической личности.
Задачи исследования:
1. Изучить политическую деятельность А.А.Брусилова.
2. Рассмотреть личность Алексея Алексеевича Брусилова как русского и советского военачальника.
3. Рассмотреть приемы и формы, используемые для изучения личности на уроках истории в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: наилучшее развитие взглядов о исторической личности гарантируется при наличии последующих условий:
- потребность продемонстрировать исторического деятеля как сына его времени, выделить исторические условия, сыгравшие главную роль в создании его представлений и индивидуальных качеств;
- показать, что работа исторической личности, проблемы, которые она старалась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим формированием, показать взаимосвязь данного деятеля с его предшественниками.
Методы исследования: теоретические (общетеоретический анализ философской, педагогической, общественно-педагогической,психологической литературы; исследование, синтез и классификация социально-педагогического опыта); метод работы с текстами научного стиля, источниками Интернета и биографическими справочниками.
Экспериментальной базой исследования выступило МБОУ СОШ № 5. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 23 человека.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться в практике работы педагога образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.
Понятие историческая личность, как правило, отображает взаимосвязь работы политического руководителя с большими историческими мероприятиями, в процесс которых он прикладывает собственный персональный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом отличительных черт этого периода, когда он проживал, его морального выбора, нравственности его действий. Оценка может быть отрицательной либо положительной, однако чаще всего она является неоднозначной, учитывающей позитивные и отрицательные стороны деятельности этой или иной личности.
Науке известно и понятие «выдающаяся личность», определяющее деятельность людей, ставших воплощением основных современных преобразований.
Историческим личностям, согласно суждению В.О.Ключевского, характерны стремление служить единому благу страны и народа, безусловное мужество, необходимое с целью этого служения; желание и способность вникнуть в условия русской жизни, в самые основные принципы сформировавшихся социальных взаимоотношений, чтобы здесь найти предпосылки пережитых бедствий, отчуждение от государственной замкнутости и исключительности.
Актуальность исследования обусловливается рядом противоречий:
- между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новейших учебников, публикаций и работ, зачастую “преображаются” до неузнаваемости;
- между проявлением единой направленности - целостности общего метода исследования личности и формирования возможности выбора, от которого зависит особенность путей при изучении этой или другой личности.
Объект исследования: личность А.А.Брусилова.
Предмет исследования: приемы изучения исторической личности на уроках истории
Цель исследования: выявить различные приёмы для изучения исторической личности.
Задачи исследования:
1. Изучить политическую деятельность А.А.Брусилова.
2. Рассмотреть личность Алексея Алексеевича Брусилова как русского и советского военачальника.
3. Рассмотреть приемы и формы, используемые для изучения личности на уроках истории в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: наилучшее развитие взглядов о исторической личности гарантируется при наличии последующих условий:
- потребность продемонстрировать исторического деятеля как сына его времени, выделить исторические условия, сыгравшие главную роль в создании его представлений и индивидуальных качеств;
- показать, что работа исторической личности, проблемы, которые она старалась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим формированием, показать взаимосвязь данного деятеля с его предшественниками.
Методы исследования: теоретические (общетеоретический анализ философской, педагогической, общественно-педагогической,психологической литературы; исследование, синтез и классификация социально-педагогического опыта); метод работы с текстами научного стиля, источниками Интернета и биографическими справочниками.
Экспериментальной базой исследования выступило МБОУ СОШ № 5. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 23 человека.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться в практике работы педагога образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.
В ходе написания исследования были изучены биографические данные и проведен анализ политической и военной деятельности А.А. Брусилова.
Первоначально, пройдя в течение четырех десятилетий (1872—1912 гг.) все ступени военной карьеры от выпускника Пажеского корпуса и армейского поручика до «полного генерала», Алексей Алексеевич Брусилов отнюдь не выглядел выскочкой на вершине русской военной иерархии. Не имевший в юности ни средств, ни выгодных связей для того, чтобы задержаться в столице и поступить в гвардию, он честно прошел свой воинский путь.
Начав службу в армии, Брусилов легко выделился из числа своих сослуживцев добросовестным отношением к возложенным на него обязанностям. В самом начале русско-турецкой войны поручик Брусилов впервые продемонстрировал свои военно-тактические навыки, пленив без единого выстрела пограничный турецкий отряд во главе с бригадным генералом.
Именно служба на Кавказе и участие в Русско-турецкой войне способствовали развитию в сознании Брусилова понимания роли России, как гаранта стабильности в мире, противовеса странам Запада. Служба в Офицерской кавалерийской школе принесла Брусилову имя крупного военного ученого, имевшего богатый опыт преподавания военных наук, а также сделала его весьма способным военачальником.
Также были рассмотрена военная операция под руководством А.А. Брусилова. Боевые действия 1914-1916 гг. выдвинули его в число главных русских военачальников. Показав незаурядные организаторские и полководческие способности на посту командующего 8-й армии Юго-Западного фронта, Алексей Алексеевич удостоился назначения главнокомандующим фронтом.
Брусилов, считавший Николая II основным виновником военных неудач России, поддержал февральский переворот 1917 года и проявил лояльность новому режиму, Временному правительству. Обвинения, выдвигаемые А.А.Брусилову, в связи с отречением Николая П — беззаконны, так как сама версия организации «заговора генералов» представляется несостоятельной.
Анализируя значительный фактический материал в работе доказывается, что в государственном перевороте Брусилов не принимал активного участия. Но Брусилов не стал и защищать действующего монарха. Причина этого крылась не в негативном отношении Алексея Алексеевича Брусилова лично к государю, хотя их взаимоотношения были довольно прохладными. Однако он считал, что отречение царя принесет с собой падение дисциплины в армии и духовный кризис русского общества. Но он даже не предполагал, что в итоге отречение Николая II приведет к падению монархии в целом. A.A. Брусилов был уверен, что спасти монархию можно, но для этого нужно пожертвовать монархом, и допускал эту возможность лишь в конкретных условиях войны и бунта в столицах..
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.
Первоначально, пройдя в течение четырех десятилетий (1872—1912 гг.) все ступени военной карьеры от выпускника Пажеского корпуса и армейского поручика до «полного генерала», Алексей Алексеевич Брусилов отнюдь не выглядел выскочкой на вершине русской военной иерархии. Не имевший в юности ни средств, ни выгодных связей для того, чтобы задержаться в столице и поступить в гвардию, он честно прошел свой воинский путь.
Начав службу в армии, Брусилов легко выделился из числа своих сослуживцев добросовестным отношением к возложенным на него обязанностям. В самом начале русско-турецкой войны поручик Брусилов впервые продемонстрировал свои военно-тактические навыки, пленив без единого выстрела пограничный турецкий отряд во главе с бригадным генералом.
Именно служба на Кавказе и участие в Русско-турецкой войне способствовали развитию в сознании Брусилова понимания роли России, как гаранта стабильности в мире, противовеса странам Запада. Служба в Офицерской кавалерийской школе принесла Брусилову имя крупного военного ученого, имевшего богатый опыт преподавания военных наук, а также сделала его весьма способным военачальником.
Также были рассмотрена военная операция под руководством А.А. Брусилова. Боевые действия 1914-1916 гг. выдвинули его в число главных русских военачальников. Показав незаурядные организаторские и полководческие способности на посту командующего 8-й армии Юго-Западного фронта, Алексей Алексеевич удостоился назначения главнокомандующим фронтом.
Брусилов, считавший Николая II основным виновником военных неудач России, поддержал февральский переворот 1917 года и проявил лояльность новому режиму, Временному правительству. Обвинения, выдвигаемые А.А.Брусилову, в связи с отречением Николая П — беззаконны, так как сама версия организации «заговора генералов» представляется несостоятельной.
Анализируя значительный фактический материал в работе доказывается, что в государственном перевороте Брусилов не принимал активного участия. Но Брусилов не стал и защищать действующего монарха. Причина этого крылась не в негативном отношении Алексея Алексеевича Брусилова лично к государю, хотя их взаимоотношения были довольно прохладными. Однако он считал, что отречение царя принесет с собой падение дисциплины в армии и духовный кризис русского общества. Но он даже не предполагал, что в итоге отречение Николая II приведет к падению монархии в целом. A.A. Брусилов был уверен, что спасти монархию можно, но для этого нужно пожертвовать монархом, и допускал эту возможность лишь в конкретных условиях войны и бунта в столицах..
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.



