Введение
Глава I. Теоретическое обоснование скоростно-силовой подготовки обучающихся 10-12 лет
1.1. Теоретический анализ скоростно-силовой подготовки
1.2. Возрастные особенности физического развития детей 10-12 лет
1.3. Характеристика средств и методов, использованных в программе развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава III. Проверка результативности программы развития
скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
3.1. Разработка программы развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
3.2. Результативность программы развития скоростно-силовых
способностей обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
Выводы
Практические рекомендации
Список использованных источников
Актуальность. Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Приказ № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г.), введение в действие физкультурно-спортивного комплекса ГТО с 1 сентября 2014 г. актуализировали проблему физической подготовки обучающихся, повышения качества образования на основе внедрения научно обоснованных технологий интеграции средств двигательной активности обучающихся на уроках физической культуры (урочная деятельность) и тренировочных занятиях в школьных секциях по видам спорта (внеурочная деятельность).
Особенно важно существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности обучающихся в том возрасте, в котором закладывается их интерес к спортивной деятельности, в частности следует обратить внимание на средний школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования. В этот период происходит активная морфологическая перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат. Средний школьный возраст является особенно благоприятным для закладки физических навыков, умений, способностей обучающихся.
В последние годы особое внимание специалистов привлекает проблема совершенствования форм физического воспитания и содержания предмета «Физическая культура» в части обеспечения высокого уровня физической подготовки как признака здоровья подрастающего поколения.
По данным исследований урок физической культуры в школе компенсирует в среднем 11% необходимой школьнику нагрузки, а при максимальной физической нагрузке - 40% нужного объёма движений. Такое положение отрицательно сказывается на состоянии здоровья обучающихся и приводит к увеличению заболеваемости детей и подростков. Как следствие этого существующие методики требуют коррекции и приведения в соответствие с физическими возможностями современных школьников программ по предмету «Физическая культура» согласно требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предлагаемые учебные планы по стандарту 2010 г. ориентированы на 3 урока в неделю. Причем речь не идёт о внеурочной деятельности. Содержание программ внеурочных занятий разрабатывается самой школой с учетом ее особенностей, материальной базы и оснащённости.
Нами было выделено противоречие между повышением требований к уровню скоростно-силовых способностей обучающихся в современных условиях с одной стороны, и недостаточной разработанностью методик развития данных способностей на тренировочных занятиях во внеурочной деятельности - с другой. Данное противоречие актуализирует проблему развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет.
Обозначенные противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростно¬силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности будет более эффективным, если:
- учтены анатомо-физиологические особенности обучающихся 10-12 лет;
- проанализированы и охарактеризованы средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет;
- изучены возможности и особенности внеурочной деятельности для скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет;
- с учётом выявленных средств и методов разработана и апробирована программа развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить анатомо-физиологические и возрастные особенности обучающихся 10-12 лет.
3. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе программу дополнительных занятий по баскетболу для обучающихся 10-12 лет, направленную на развитие их скоростно-силовых способностей.
4. Выявить эффективность применения экспериментальной программы по развитию скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; тестирование; эксперимент; обработка данных методами математической статистики.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2019г.) анализировалась научно¬методическая литература с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - середина марта 2020г.) был освящен реализации программы в опытно-экспериментальной работе. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2020г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ «Таштыпская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1 им. Л.А. Третьяковой»
(Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып). В исследовании было задействовано 40 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описан процесс развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет, рассмотрении и анализе различных видов методов, средств и упражнений по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет, составлена программа развития скоростно-силовых способностей у школьников выделенной возрастной группы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы развития скоростно¬силовых способностей у обучающихся 10-12 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе спортивной секции МБОУ «Таштыпская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1 им. Л.А. Третьяковой».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников (54 источника), 4 таблиц, 68 страниц.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, убедились, что исследование на развитие скоростно-силовых способностей данного возраста недостаточно, что и послужило выбором этой темы.
2. Выявив низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, возникла необходимость разработки программы в виде комплекса специальных упражнений.
3. Результаты проведенного нами исследования показали, что целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений положительно влияют на динамику роста показателей скоростно-силовых способностей. Об этом свидетельствует статистическое улучшение результатов, включенных в систему тестирования. Применяемая нами методика позволила повысить результаты в контрольных тестах. В тесте «прыжок в длину с места» динамика изменения результатов следующая: в экспериментальной группе результат равен 172,5±3,3, результат улучшился на 6,9%; в контрольной группе 159,2±2,9, результат улучшился на 1,2%.В тесте «прыжок в длину с разбега» динамика изменения результатов следующая: в экспериментальной группе результат равен 292,4±6,3, результат улучшился на 7,4%;
в контрольной группе 277,8±7,6, результат улучшился на 1,6%.
В тесте «прыжок в высоту с разбега» динамика изменения результатов следующая: в экспериментальной группе результат равен 98±3,2, результат улучшился на 13,3%; в контрольной группе 92±4,3, результат улучшился на 4,5%.
В тесте «метание набивного мяча» динамика изменения результатов была следующей: в экспериментальной группе результат равен 332,8±4,3, результат улучшился на 2,1%; в контрольной группе 324,0±6,2, результат улучшился на 0,2%.
4. В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными, кроме теста «метание набивного мяча», в котором различия в обеих группах недостоверны. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанного нами специального комплекса упражнений, применённого в программе развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет.
5. Разработанная нами программа развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность по сравнению с традиционно существующей практикой физического воспитания и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.
1. Александров, И.И. Метод определения скоростно-силовых способностей в спорте / И.И. Александров, И.Н. Михайлова, М.А. Солдатова // XXI Царскосельские чтения, 2017. - С. 231-234.
2. Александрова, Е.А. Пути психологического и педагогического сопровождения подростка / Е.А. Александрова // Воспитательная работа в школе. - 2015. - № 7. - С. 77-86.
3. Аль Кхатиб Ахмад. Начальное обучение юных баскетболистов на базе скоростно-силовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аль Кхатиб Ахмад. - Волгоград, 2000. - 24 с.
4. Ахапкин, В.Н. Критерии отбора детей 10-12 лет в виды спорта скоростно-силового характера / В.Н. Ахапкин, В.Г. Никитушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №11 (95). - С. 11-15.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 231с.
6. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - СПб.: Питер, 2000.
7. Блинков, С.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №7 (125). - С. 38-43.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 234 с.
9. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - М.: ФиС, 1987. - 144 с.
10. Брискин, Ю.А. Система мониторинга скоростно-силовых
способностей / Ю.А. Брискин, О.З. Блавт // Международный научно¬
исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2015. - С. 7-13.
11. Бурла, А.О. Физическая подготовка юных биатлонистов на этапе предварительной подготовки / А.О. Бурла, А.И. Кудренко, М.О. Лянной // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2016. - №12. - С. 18-25.
12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. - М.: Педагогика. - 1983. - 328 с.
13. Вяткина, Т.Н. Эффективность методики развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет / Т.Н. Вяткина, Т.А. Федорова // Перспективы развития современного студенческого спорта. - Казань, 2013. - С. 95-96.
14. Гадюкова, А.Н. Подготовка школьников 13-15 лет к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Н. Гадюкова, В.В. Куцаев // Педагогическое образование в России. - 2015. - №9. - С. 29-32.
15. Гаськов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки в
единоборствах /А.В. Гаськов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2000.
16. Горбунова, М., Ножкина, Т. Шпаргалка по психологии / М. Горбунова, Т. Ножкина. - М.: Аллель, 2015. - 64 с.
17. Губа, В.П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте / В.П. Губа. - М.: Олимпия-пресс, 2007.
18. Дворник, Л.С. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт / Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко. - № 3, 1999. - С. 37-39.
19. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 264 с.
20. Железняк, Ю.Д. Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
21. Жуков, В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений: монография / В.И. Жуков. - Майкоп, 1999. - 111 с.
22. Изоп, Э.В. Игры на площадке и на местности / Э.В. Изоп. - М., Учпедгиз, 1959.
23. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М., 1968.
24. Коротков, И.М. Подвижные игры в школе / И.М. Коротков. - М., 1974.
25. Клусов, Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителя / Н.П. Клусов. - М., 1986.
26. Кудрявцев, М.Д. Современные психолого-педагогические аспекты и технологии тренировочно-соревновательной деятельности в спортивных единоборствах: монография / М.Д. Кудрявцев, В.А. Кузьмин, А.В. Гаськов, С.А. Сергеев, Е.Е. Заколодная. - Красноярск: СФУ, 2017. - 230 с.
27. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Академия, 2015. - 305 с.
28. Лебединская, И.Г. Пути повышения скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции / И.Г. Лебединская // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №2. - С. 262-267.
29. Леньшина, М.В. Проектирование прыжковых заданий для воспитания скоростно-силовых способностей юных баскетболистов 14-15 лет / М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, Р.И. Андрианова, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №11 (129). - С. 133¬140.
30. Ломан, В. Бег, прыжки, метания / В. Ломан. - М., 1974.
31. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. - М., 1993.
32. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Пособие для учителя / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. - М., 1997.
33. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы / В.И. Лях. - М., 2005.
34. Мартынова, В.А. Эффективность программы повышение скоростно-силовых способностей у бегунов на средние дистанции / В.А. Мартынова, А.В. Корнева // Апробация. - Махачкала, 2015. - С. 50-52.
35. Медведев, И.В. Развитие скоростного и силового компонентов функциональной структуры скоростно-силовых способностей у мальчиков- школьников 7-17 лет различных типов физического развития региональной популяции / И.В. Медведев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №6 (100). - С. 86-90.
36. Миронов, Д.Л. Анализ эффективности различных подходов к скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров / Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров, Э.М. Попов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - №4. - С. 132-138.
37. Миронова, В.Л. Моделирование психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков / В.Л. Миронова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75007.htm(дата обращения 7.02.2020)
38. Мокеев, Г.И. Поиск закономерностей предсоревновательной подготовки спортсмена / Г.И. Мокеев, Г.В. Руденко, О.В. Костромин, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры. - № 6. - 2015. - С. 69-72.
39. Овчинникова, А.Я. Динамика естественного развития скоростно-силовых способностей школьников / А.Я. Овчинникова // Тенденции развития науки и образования. - Люберцы, 2015. - С. 66-67.
40. Осипов, А.Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни / А.Н. Осипов, Г.В. Ахметжанова // Вектор науки ТГУ. - 2016. - №3 (29). - С. 265-267.
41. Пархоменко, Е.А. Особенности саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте / Е.А. Пархоменко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - №1. - С. 43-46.
42. Ревенко, Е.М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры / Е.М. Ревенко // Образование и наука. - 2016. - №1 (130). - С. 118-131.
43. Сергеев, А.В. Дифференцированная методика силовой и скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации / А.В. Сергеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №2. - С. 98-102.
44. Синявский, Н.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №4 (86). - С. 137-141.
45. Солодянников, В.А. Совершенствование технико-тактической подготовленности баскетболистов 16-18 лет на базе развития специальных физических качеств / В.А. Солодянников, Л.Г. Львова, Л.В. Люйк // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №4. - С. 198-204.
46. Степанова, М.М. Влияние круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей школьников 12-14 лет на уроках физической кульутры / М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №9. - С. 89-94.
47. Титулов, Р.В. Тесты для контроля скоростно-силовых способностей / Р.В. Титулов, В.В. Дорошенко, Н.М. Мартыненко // SWORLD. - Иваново, 2017. - С. 56-61.
48. Черногоров, Д.Н. Особенности методики развития силовых способностей юношей 15-17 лет на занятиях по силовой подготовке / Д.Н.
Черногоров, Ю.Л. Тушер // Вестник спортивной науки. - 2015. - №2. - С. 61¬63.
49. Шаяхметова, В.К. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного
поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы / В.К. Шаяхметова, С.А. Брынских // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. С. 116-120. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75024.htm (дата обращения 7.02.2020)
50. Широбоков, А.А. Влияние комплекса скоростно-силовых тренировок на развитие физических способностей баскетболистов в переходном периоде учебно-тренировочного процесса / А.А. Широбоков, Н.Н. Софронов // Успехи современного естествознания. - Пенза, 2016. - С. 64-65.
51. Янова, М.Г. Психологические факторы, влияющие на отношение обучающихся к занятиям физической культурой / Шишкин Т.Е., Янова М.Г. // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2019. - С. 148-150.
52. Янова, М.Г. Формирование здорового образа жизни у обучающихся школы / Моргунова И.А., Шпет И.Н., Каширин И.Е., Янова М.Г. // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2019. - С. 75-78.
53. Sanderson J. Basketball Strength and Conditioning / Jon Sanderson. - U of Michigan, 2016. - 115 p.
54. Gillet J. Strength Training for Basketball / Javair Gillett, William Burgos- Fontanez Jr. - Human Kinetics, 2019. - 288 p.