Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования

Работа №154701

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2015
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕЮ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Исследовательская компетенция педагога как компонент профессионально-педагогической компетентности 7
1.2 Становление исследовательской компетенции педагога в системе
дополнительного профессионального образования 18
1.3 Критерии и показатели становления исследовательской компетенции
педагога в системе дополнительном профессиональном образовании 31
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
2.1 Педагогические условия становления исследовательской компетенции педагога в дополнительном профессиональном образовании 45
2.2. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий, способствующих становлению исследовательской компетенции педагога в дополнительном профессиональном образовании 51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их результаты 68
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения 81


Актуальность исследования. Модернизация дополнительного педагогического образования и профессиональной деятельности педагога в Российской Федерации сегодня является предметом обсуждения семинаров, совещаний, конференции разного уровня, а также многочисленных исследований. Основная причина пристального внимания к данной проблематике со стороны государственных структур и общественно-профессиональных сообществ вызвана введением на территории Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые определили не только систему требований к реализации основных образовательных программ в образовательных организациях, но и актуализировали необходимость изменения норм профессиональной деятельности педагогов в данных условиях. Это явилось одним из основных оснований разработки и утверждения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», введение которого планируется на всей территории Российской Федерации в 2017 году [1].
В настоящее время система повышения квалификации педагогов не в полной мере совпадает с реальными потребностями отрасли образования, не позволяет полноценно осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательной деятельности. В связи с этим возрастают требования к профессиональному уровню педагогов, соответствующему запросам современной жизни и являющемуся необходимым условием модернизации системы российского образования. Повышение профессионализма педагогических кадров основано на освоении и внедрении в образовательную деятельность современных образовательных технологий, обеспечивающих становление исследовательской компетенции.
Недостаточный уровень подготовки специалистов в части становления исследовательской компетенций в значительной степени зависит от разработанности проблемы в педагогической науке и отражения полученных результатов во всех сферах педагогической деятельности.
Теоретические предпосылки для решения данной проблемы рассматриваются в трудах отечественных ученых (В.А. Адольф, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.) представлены основные положения компетентностного подхода, даны характеристики различных компетенций, в том числе и исследовательской.
Исследовательская деятельность, ее методология и методы, значение в образовательной деятельности описаны в работах С.Л. Белых, Е.В. Бережновой, В.И. Богословского, Н.В. Гафуровой, В.И. Загвязинского, Н.Ф. Ильиной, В.В. Краевского, А.М. Новикова, Т.П. Сальниковой, А.А. Шаповалова, Е.А. Шашенковой, Т.Н. Шипиловой и др.
Роль и возможности «педагогов-исследователей», «учителей- исследователей» в развитии практики образования активно обсуждались и продолжают обсуждаться в научно-педагогическом сообществе в разных модальностях (В.И. Загвязинский, Р.Х. Гильмеева, Т.А. Каплунович, В.В. Краевский, С.В. Кульневич, М.Р. Львов, А.Я. Найн, М.Н. Пальянов, А.И. Пискунов, В.М. Полонский, Г.Н. Прозументова, Г.И. Саранцев, Т.В. Светенко, Г.С. Сухобская, И.Д. Чечель и др.). Их подготовка к исследовательской деятельности стали предметом изучения в значительном числе работ (Г.Х. Валеев, В.Ф. Габдулхаков, В.А. Дмитриенко, Р.А. Исламшин, Т.Е. Климова, Т.М. Ковалева, В.И. Сахарова; А.С. Анискевич, И.Д. Волович, Л.В. Волошина, И.М. Логвинова, Н.Г. Лицман, Е.М. Муравьев, М.Н. Романова, Г.К. Чикунова, Р.Е. Хрусталева и др.) [14].
Проблеме формирования исследовательской компетенции педагогов в системе дополнительного профессионального образования посвящены научные исследования лишь некоторых авторов Л.А. Голубь, Л.И. Горбуновой, Е.М. Муравьевой, Г.К. Чикуновой.
Изучение научной литературы показывает, что вопросы становления исследовательской компетенции педагогов в системе дополнительного профессионального образования остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, все более явным становятся противоречия между:
- потребностью общества и системы образования в педагогах, владеющих исследовательской компетенцией и необходимостью совершенствования в этой связи содержания дополнительного профессионального образования;
- разработанностью основных положений компетентностного подхода в педагогической теории, осознанием педагогическим сообществом необходимости становления исследовательской компетенции у педагогов и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования у них данной компетенции в системе дополнительного профессионального образования.
Проблема исследования: Каковы педагогические условия становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования?
Цель: выявление, теоретическое обоснование, опытно-экспериментальная проверка педагогических условий становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: дополнительное профессиональное образование.
Предмет исследования: процесс становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования будет успешным, если:
- уточнены содержание и структура исследовательской компетенции педагога;
- созданы следующие педагогические условия:
а) разработана и реализована практико-ориентированная дополнительная профессиональная программа, способствующая становлению исследовательской компетенции педагога;
б) процесс становления исследовательской компетенции педагога организован посредством погружения в философские, языковые, педагогические и исследовательские практики в системе дополнительного профессионального образования;
- выявлены критерии и показатели становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования и на их основе проведен мониторинг данного процесса.
В соответствии с целью исследования, сформулированной гипотезой, предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
2. На основе анализа научных трудов уточнить особенности становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
3. Выявить и обосновать педагогические условия становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
4. Разработать критерии и показатели становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность педагогических условий становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Новизна исследования определяется тем, что в нем:
- конкретизировано понятие «исследовательская компетенция педагога»
- уточнены особенности становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
- разработаны критерии и показатели становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
- доказана перспективность реализации разработанных педагогических условий становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования» были решены следующие задачи:
- проанализированы теоретические основы становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования;
- на основе анализа научных трудов уточнены особенности становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования;
- разработаны критерии и показатели становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования;
- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования;
- опытно-экспериментальным путем проверена результативность педагогических условий становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Анализ документов в области образования показал, что одной из актуальных проблем в условиях радикальных социально-экономических преобразований является становления исследовательской компетенций педагога. Актуальность данной проблемы вызвана отсутствием специальных работ, посвященных исследованию содержания и условий организации процесса становления исследовательской компетенций педагога в системе дополнительного профессионального образования, что затрудняет решение задачи достижение нового современного качества дополнительного профессионального образования.
Изучение проблемы становления исследовательской компетенций педагога показало, что отечественная психолого-педагогическая наука имеет в данной области значительные достижения: разработаны теоретические предпосылки теоретические предпосылки для решения данной проблемы, изучены роль и возможности «педагогов-исследователей», «учителей- исследователей» в развитии практики образования, изучена исследовательская деятельность, ее методология и методы, значение в образовательной деятельности. Это позволило уточнить сущность становления исследовательской компетенций педагога в системе дополнительного профессионального образования.
При изучении состояние проблемы было выявлено, что становление исследовательской компетенции педагога относится к разряду наиболее актуальных проблем современности и является предметом изучения философской, педагогической и психологической наук. Становление исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса
Сущность процесса становления исследовательской компетенций педагога состоит в развитие основных направлений становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования:
- развитие мотивации к осуществлению исследовательской деятельности в сфере образования;
- изучение методологических основ исследовательской деятельности;
- организация собственной профессиональной исследовательской деятельности.
В ходе решения задач исследования определено, что основными критериями становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования являются составляющие (компоненты) готовности исследовательской деятельности: личностная, теоретическая и практическая.
Организация процесса становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования представлена посредством создания педагогических условий, а именно:
а) разработка и реализация практико-ориентированной дополнительной профессиональной программы;
б) погружение в философские, языковые, педагогические и исследовательские практики в системе дополнительного профессионального образования.
Эффективность разработанных педагогических условий подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы.
Данные мониторинга показывают наличие позитивной динамики процесса становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования: существенно повысилось количество педагогов, имеющих высокий и средний уровни готовности к исследовательской деятельности на 14,69 % и 33,13 % соответственно.
Таким образом, гипотеза получила подтверждение, задачи исследования решены, результаты исследования позволяют утверждать, что в основном подтвердились положения, вынесенные на защиту.
Проведённое исследование не исчерпывает всего спектра затронутой автором проблематики обеспечения становления исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования. В дальнейшем исследовании нуждаются факторы, влияющие на формирование и развитие внутренней мотивации педагогов к исследовательской деятельности в условиях модернизации образования.



1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». - 2010, Минэкономразвития России (проект)
http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf Дата
обращения 13.08.2015.
3. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. -М.: Минобрнауки РФ, 2003.
4. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007 - 79 с.
5. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Красноярск, 1998. 310 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.
8. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. Тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. с. 327.
9. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm
10. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях
глобализации экономики // Вестник ТИСБИ, 2006, №4
httD://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue4/Qbrazl.htm
11. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. - М.: Флинта Наука. 1998.- 168 с.
12. Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб, пособие. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 151с.
13. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.608 с.
14. Горбунова Л.Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Горбунова Лариса Николаевна. - Барнаул, 2010. - 4 с.
15. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя / С. Б. Елканов. - М. : Просвещение, 1986. - 143 с.
16. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / - 7-е изд., стер. М, ИЦ «Академия», 2012.208 с.
17. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005- 336 с
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
20. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. — Ижевск., 2001, 234с.
21. Зинченко, В. И. Принципы психологической педагогики [Текст] / В. И. Зинченко // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 9-17.
22. Ильина Н.Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития: монография. Красноярск, 2013. 308 с.
23. Ильина, Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования: дне. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Нина Фёдоровна. - Красноярск, 2014. - 46 с.
24. Ипполитова И.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ...д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
25. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 240 с.
26. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов - Ростов-н-Д. : Феникс, 1996. - 512 с.
27. Кочетов А.И. Культура педагогических исследований .Минск, 1996. - 328 с.
28. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л: ЛГУ, 1972. 288 с.
29. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. И.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
30. Лазарев В. С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика. - 2000. - № 3. - С.27-34.
31. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - 195 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / ред. Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. 352 с
33. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учебное пособие для студ. средн, пед. учеб, заведений [Текст] / В. Г. Маралов - М. : Академия, 2002.-256 с.
34. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Макарова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
35. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.
36. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Л. М. Митина - М. : Академия, 2004 - 320 с.
37. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
38. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Развитие личности. - 2004. - № 3.
39. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова; Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.
40. Плотникова Н. И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 327.
41. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений [Текст] / С. Попов // Кентавр. - 2000. - №23.-С. 2-7.
42. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст] / отв. ред. В. В. Игнатова, О. А. Шушерина. - Томск : Изд-во ТГУ, 2005.-264 с.
43. Пупынина И. А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа. URL: http ://festival.l September, ru/articles/584510/
44. Рыбалева И. А. Формирование готовности учителя к исследовательской деятельности в процессе непрерывного педагогического образования: автореф., канд.пед. наук. Амурский гуманитарно-педаг. гос. университет, Комсомольск-на-Амуре, 2012.
45. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2006, 480 с.
46. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. - М., 2004. - № 3.- С.29-32.
47. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическая наука и образование. 2006. № 4. С. 4-8.
48. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 223 с
49. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998.
50. Слободчиков В. И. Антропологический кризис европейской модели человека [Текст] / В. И. Слободчиков // Кентавр. - 2005. - №36. - С. 24-29.
51. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школьная пресса, 2000. - 416 с.
52. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения [Текст] / М. И. Станкин. - М. : Флинта, 1998. - 368 с
53. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное Образование - № 2. - 2003. - С. 58-64.
54. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков - М. : Логос, 1994. - 320 с
55. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2006. 240 с.
56. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дне...д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992.-403 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ