СТАНОВЛЕНИЕ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 15
1.1 Командное единство как междисциплинарный феномен 15
1.2 Социально-психологический анализ студенческих инициативных групп 44
1.3 Становление как процесс и результат развития командного единства 65
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 78
2.1. Методики изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 78
2.2. Результаты изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 94
Заключение 120
Список литературы 123
Приложения
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 15
1.1 Командное единство как междисциплинарный феномен 15
1.2 Социально-психологический анализ студенческих инициативных групп 44
1.3 Становление как процесс и результат развития командного единства 65
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 78
2.1. Методики изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 78
2.2. Результаты изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 94
Заключение 120
Список литературы 123
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена объективной ситуацией, сложившейся в пространстве социокультурной действительности на сегодняшний день. В XXI век человечество вступило с несовершенствами, накапливаемых на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Тяжелейшими болями этой эпохи С. Л. Франк называет глубочайшее безверие, скепсис, духовную разочарованность и охлаждённость людей. А. Швейцер считает, что Кризис культуры в Европе обусловлен кризисом мировоззренческим: стремление к прогрессу ограничилось лишь внешними характеристиками, простым накоплением информации, успехов и благосостояния. Сбрасывается со счетов духовное и нравственное возвышение человека и всего мирового сообщества. В наши дни системным кризисом охвачены практически все сферы жизни и деятельности человека. Во многом ситуация детерминирована воздействием глобальных цивилизационных изменений в мире. Однако в не меньшей, а, быть может, даже большей степени, на неё влияют процессы, протекающие в нашей стране и связанных с её реформированием. Очевиден тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи, определения направления развития российского общества, в активное действие вступили рыночные механизмы. С одной стороны это создает условия для более инициативного проявления свободы личности, выбора ею рода занятий, социальных приоритетов и действий, реализации своих творческих возможностей. С другой стороны, воспроизводится всё больше отдельных носителей и слоёв различных форм собственности, проводящих в жизнь свою собственную эгоистическую идеологию, потребительскую ориентацию, зачастую имеющую антиобщественную направленность. В результате, наряду с расширением возможностей свободного духовного обогащения и роста личности, лавинообразно умножились негативные процессы, такие, как потеря нравственных и ценностных ориентиров, рост преступности, пьянство и наркомания. Можно номинировать этот процесс так: свободный, но социально невоспитанный дух индивидуализма, эгоизм и бездуховность ворвались в социокультурное пространство общественной жизни, сокрушая на пути вековую мудрость поколений, отметая на своём пути национальные онтогенетические характеристики нашего народа, девальвируя такие понятия и идеи как честь, совесть, долг, патриотизм, любовь и другие. Без сомнения такие условия среды жизнедеятельности порождают опасность антропологического кризиса, тем самым создавая отчётливо выраженную угрозу для социальной, культурной, психологической, и, в целом, духовной безопасности общества. Желанность (Востребованность) гармоничного существования видится испытанием, а его поиск - вызовом для всего человечества и для каждой отдельной личности.
Одной из эффективных областей социальной практики в наши дни является работа в команде, в нашем случае - в инициативной, сплочённой группе. Принято считать, что данная форма деятельности пришла к нам в Россию совсем недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако, на наш взгляд, такое положение не является абсолютной истиной, оно достаточно спорно. Определённые черты командной работы (взаимодействий) покоятся в основании отечественной социокультурной традиции, являются для нас вполне освоенными, относятся к разряду специфических, ментальных и исторически подтверждены практикой социальной действительности. Эти содержательно-смысловые позиции, которые уходят корнями в нашу историю, являются исторически устоявшимися для национальной социокультурной традиции. К ним относятся исконная для российского социального устройства коллективная форма взаимодействий (единение в общности); превалирующий качественный характер межличностных взаимоотношений в команде; и, главное, наличие уникального командного единства, мы-чувства, командного духа, создающего ценность единения в совместном действии. Эффективность результатов работы в команде во многом зависит именно от названных характеристик, держится на командном духе, коллективном способе освоения мира, взаимоотношениях между участниками, на философии развития. Это показатели качественные, требующие особо пристального внимания и поддержки. Они подтверждают актуальность выбранной темы, аргументируя социальный запрос российского сообщества.
Изменения последних десятилетий в политической, социально-экономической и культурной сферах кардинальным образом влияют на отношения между людьми, на характер их взаимодействий, на формы социально-культурной деятельности. Культура как таковая, и, следовательно, культура человеческих взаимоотношений, является весьма сложным феноменом, который рассматривается в социально -психологическом ракурсе, как детерминанта социальной действительности. Она находит отражение (и выражение) в поведении, языковых особенностях, образе мышления, ценностных ориентациях, системе символов (ритуалов и церемоний), межличностных связях различных групп людей. Человек не живёт изолированно в мире, он является активным соучастником общества, созидателем социальных процессов и реализатором социальных взаимодействий. Между членами общества складываются отношения взаимозависимости и взаимовлияния, которые напрямую влияют на состояние, чувства и переживания конкретного индивида. Переживание диалектически дуально. С одной стороны, в нём отражён внешний мир человека, окружающая его среда в её отношении к нему, в том, как он принимает, чувствует эту среду. С другой стороны, в переживании воспроизведены особенности личностного развития человека. В процессе социального познания и взаимодействия человек получает информацию о разнообразных явлениях, на основе сложившихся социальных представлений выстраивает своё поведение и дополняет приобретаемым собственным опытом. Развитая личность носит свою социальность в себе, но становится её обладателем в своём окружении, в среде, формирующей и содержащей неповторимо организованные условия жизнедеятельности. Поэтому качественные характеристики окружающей человека среды становятся значимой психологической чертой (отличительным признаком) личности. Такого рода дуальность является основным противоречием между внешним и внутренним мирами человека, позволяя личности условно свободно выбирать интенсивность, объём и качество собственных вложений в средовое пространство (понимай в команду, в студенческую инициативную группу).
Выявление и анализ основных критериев и характеристик процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах позволит соединить (найти точки соприкосновения) прошлое с будущим в российской социокультурной действительности, углубить знания об особенностях командной работы, даст возможность творческим учащимся понять и принять возможности работы в инициативной группе, найти способы (пути) эффективного взаимодействия с социумом.
Степень разработанности проблемы. Проблема, заявленная в настоящем исследовании достаточно нова для российского социально - гуманитарного и психолого-педагогического знания. Она заявила о себе лишь в последние 10-15 лет. Это объясняется тем, что данная форма деятельности пришла в Россию совершенно недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако со второй половины 90-х годов появляются первые материалы, посвящённые работе в команде, командообразованию, командной деятельности. Они достаточно малочисленны и вскрывают важную закономерность - направленность на практическое применение наработанных материалов, поиск новых техник, приёмов и способов работы по организационному и управленческому консультированию и сопровождению в практической деятельности.
Зарубежные исследования появились во второй половине XX в. Они в первую очередь направлены на разработку способов и техник командной работы в области менеджерского и управленческого уровней в экономической сфере, в меньшей мере на становление команд в спорте и туризме, в целом носят прикладной характер. К ним следует отнести работы Р. М. Белбина, К. Бюхлера, М. Геллерта и К. Новака, К. Исикава, Дж. Катценбаха и Д. Смита, Ф. Е. Фидлера, Д. Р. Форзайта, Е. Шпрангера.
В отечественном научном пространстве проблемами деятельности в команде наиболее плодотворно занимались В. А. Ильин, авторский коллектив социальных психологов Ю. М. Жуков, А. В. Журавлёв, Е. Н. Павлова, группа педагогов-психологов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, Б. Н. Маркин, Ю. В. Синягин.
При работе над материалами исследования были изучены авторские и коллективные труды и отдельные монографические издания зарубежных и российских учёных, посвящённые вопросам особенностей работы в команде. В частности. вопросам групповых процессов, динамики развития команд посвящены исследования К. Антонс, П. Р. Вельхофер, М. Геллерт и К. Новак, Дж. Катценбах и Д. Смит, Б. В. Такмен, П. В. Филиндаш, С. Р. Филонович, П. Л. Хасина. Публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении проблематики по командообразованию.
Интерес к изучению разных ракурсов командной работы нашёл отражение в исследованиях российских авторов последнего десятилетия, таких как Б. Б. Барциц, Н. С. Олейник, Л. Н. Пашкина, И. М. Пелевина, Л. Ф. Раскова, С. В. Снежко, Д. А. Яценко. Теоретической аргументации, научного психолого-педагогического, и, шире, социально-культурного обоснования в них не всегда достаточно. Проводилась заочная дискуссия с учёными, занятыми изучением вопросов командной работы.
В исследовании использованы наработки последних лет, для чего был проведён анализ материалов периодических изданий, вышедших в последние годы, а также защищённых диссертаций, отражающих различные аспекты изучаемого вопроса.
Аналитический обзор источников по данной теме позволил выявить, что исследователи придерживаются в достаточной степени единства во взглядах на понятие «команда», на командообразование как способ организации коллективных действий, способствующий сплочённости участников, наиболее полно и разносторонне выявляющий индивидуальные возможности участников. Без сомнения, каждый исследователь по своему расставляет акценты, обращает внимание на близкие ему позиции (аспекты). Варьируется круг признаков, необходимых и достаточных для признания команды состоявшейся и успешной. В целом общая картина выглядит не содержащей кардинальных противоречий. Различия в терминологическом аппарате, наборах доминирующих (избираемых) признаков являются результатом целевых различий, общих и частных задач, установленных разными исследователями, а также областями адресной реализации (аудиторией - производство, спорт, референтная группа).
Предпринятый анализ изученности проблемы определил методологический аппарат научного исследования.
Объект исследования - Деятельность студенческих инициативных групп. Предмет исследования - Становление командного единства в студенческих инициативных группах.
Гипотеза исследования: Становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы и впоследствии напрямую влияет на эффективность межличностных взаимодействий, развитие личностного и командного потенциала, повышает результативность работы команды в целом.
Целью исследования является изучение явления «командного единства» как междисциплинарного феномена на границе социального, психологического, педагогического знания, что позволит установить его содержательные, смысловые и структурные характеристики.
Задачи исследования
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в контексте социального, психологического и педагогического знаний, уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования
2. Раскрыть содержательное, смысловое наполнение понятия командное единство, эксплицировать определение данной дефиниции.
3. Осуществить социокультурную рефлексию средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов.
4. Установить критерии и характеристики процесса становления командного единства в студенческой инициативной группе
5. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческих инициативных группах, приводящие к становлению командного единства.
6. Разработать методические рекомендации по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Теоретические и методологические основы исследования. Базовым для исследования явился деятельностный подход к личностному и групповому развитию (Ю. Д. Апресян, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Л. Журавлёв М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Шумихина, Г. П. Щедровицкий); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу личности как субъекта социальных отношений (Н. А. Бердяев, К. Левин, А. С. Макаренко, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Франк,); теории единства социальных и психологических факторов в динамике групповых процессов (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломенский, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Б. Ф. Поршнев, А. А. Реан, К. Рудестам, А. А. Свенцицкий, В. И. Слободчиков, Ю. А. Шерковин); концепции личности как участника межличностных взаимодействий (Л. И. Божович, К. Бюхлер, П. Р. Вельхофер, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Н. Н. Обозов, Б. М. Теплов, Е. Шпрангер, Э. Эриксон).
Особое значение для настоящей работы имели исследования по развитию команд (К. Антонс, Р. М. Белбин, М. Геллерт, Ю. М. Жуков, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, В. А. Ильин, К. Исикава, Дж. Катценбах, К. Новак, К. Д. Смит, Б. В. Такмен, Ф. Е. Фидлер, П. В. Филиндаш).
Значимы были теоретические положения исследований об особенностях групповых процессов в образовательной среде (Ж. Л. Данилова, А. В. Ивлев, В. В. Игнатова, С. В. Костылев, В. А. Луков, В. В. Минеев, М. В. Сафонова, В. В. Сериков, Т. В. Фуряева, И. С. Якиманская, Д. А. Яценко), а также принцип комплексного описания формирования становления командного единства в студенческих инициативных группах и операционализация описания для изучения его динамики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлено, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено существование феномена командного единства.
2. Определены критерии изучения командного единства, приводящие к показателям его становления в студенческих инициативных группах.
3. Разработан комплекс методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Положения, выносимые на защиту
1. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально-психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве.
2. Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах.
3. Выявлена сущность становления как абсолютной категории, раскрывающей такие свойства объекта изучения, как процессуальность, динамичность, появление нового, детерминация и логическая обоснованность позиций, причастность к истинности, целеполаганию и аксиологическим установкам. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений.
4. Критериями становления командного единства в студенческой инициативной группе являются: наличие командного духа - энергийного заряда команды; устремлённость к единой цели; общая шкала ценностей; присутствие объединённого интеллектуально-творческого потенциала; совместное эффективное решение задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что среда высшего образовательного учреждения представлена как особое пространство, располагающее к групповым формам внеучебной деятельности студентов, способствующее развитию командной деятельности, становлению командного единства в студенческих инициативных группах. При этом эксплицировано понятие «командное единство» с позиции социально - психологического и психолого-педагогического знания, теоретически выявлено и обосновано суждение о студенческой инициативной группе, процессах, происходящих в ней в границах деятельностного подхода. Раскрыто понимание процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах, установлены критерии и показатели, дающие возможность апробации теоретических результатов экспериментальными методами. Разработанная система позволяет дать качественную и количественную оценку результативности процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практической деятельности учреждений высшего образования, а также, в практике молодёжных общественных организаций, и, косвенно, в деятельности социальных организаций, работающих с молодёжной возрастной аудиторией. Апробирован комплекс методик, диагностирующих уровень становления командного единства, разработаны методические рекомендации по организации коллективной деятельности молодых людей в пространстве университета.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов и методик:
Теоретические - контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, обобщение накопленного опыта;
Эмпирические - Психогеометрический тест С. Деллингер; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина (КОС); тест оценивания силы мотивации к достижению цели, к успеху Т. Элеса; методика «Пословицы» С. М. Петровой и В. Н. Панферова; тест креативности Э. Торренса, включённое наблюдение, групповое тестирование; самодиагностика, самообследование - мониторинг личностной и групповой активности участников команды.
Интерпретационные - комплексное описание, качественная и количественная обработка результатов исследования, экспертиза результатов эмпирического исследования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов работы достигнуты благодаря глубокой проработке данных по теме становления командного единства в студенческих инициативных группах в различных областях знаний - социальной психологии, педагогике, философии. Благодаря проделанной работе, установлены исходные методологические предпосылки изучения проблемы. Широко использованы научные результаты современных исследователей, выбрана репрезентативная экспериментальная база, применены современные методы теоретико-эмпирического исследования, методы математической статистики. Всесторонне проверена достоверность полученных результатов с помощью проведённой экспертной оценки, с обсуждением хода и результатов исследования педагогическим сообществом кафедры социальной педагогики и социальной работы. Результаты проведённой работы были представлены на Всероссийской и Международной конференциях, а также изложены в научных публикациях:
1. Штумпф С. П. Социокультурная деятельность молодёжных центров: духовно-нравственный контекст // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 12. С. 134-145. (Входит в Перечень ВАК)
2. Фуряева Т. В., Штумпф С. П. Национальные особенности командного взаимодействия в России. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Культура и искусство: поиски и открытия». Кемерово: КГИК, 22 апреля 2016 г. Кемерово: Кемер. Гос. Ин-т культуры. 2016. С. 342-347.
3. Штумпф С. П. Способности к эффективному взаимодействию в творческой группе (команде). Международная научная конференция Союз искусства и науки. КГИИ 15 апреля 2016 г. // Союз Искусства и науки: материалы Международной научной конференции 14-16 апреля 2016 г. / КГИИ; ред.: Н. А. Еловская, И. В. Ефимова, М. М. Лучкина,
М. В. Холодова. Красноярск: КГИИ, 2016. С. 182-185.
4. Штумпф С. П. Личностный ресурс участника команды: инициативность // Социально-гуманитарные исследования и технологии. Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского. 2017. Принято в печать. (Входит в Перечень ВАК).
Объём и структура диссертации. Исследование состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения, списка литературы. Работа изложена на 133 страницах. Список литературных источников содержит 95 наименования (в том числе 9 на английском и немецком языках), оформлен соответственно ГОСТ Р 7.0. 11-2011.
Одной из эффективных областей социальной практики в наши дни является работа в команде, в нашем случае - в инициативной, сплочённой группе. Принято считать, что данная форма деятельности пришла к нам в Россию совсем недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако, на наш взгляд, такое положение не является абсолютной истиной, оно достаточно спорно. Определённые черты командной работы (взаимодействий) покоятся в основании отечественной социокультурной традиции, являются для нас вполне освоенными, относятся к разряду специфических, ментальных и исторически подтверждены практикой социальной действительности. Эти содержательно-смысловые позиции, которые уходят корнями в нашу историю, являются исторически устоявшимися для национальной социокультурной традиции. К ним относятся исконная для российского социального устройства коллективная форма взаимодействий (единение в общности); превалирующий качественный характер межличностных взаимоотношений в команде; и, главное, наличие уникального командного единства, мы-чувства, командного духа, создающего ценность единения в совместном действии. Эффективность результатов работы в команде во многом зависит именно от названных характеристик, держится на командном духе, коллективном способе освоения мира, взаимоотношениях между участниками, на философии развития. Это показатели качественные, требующие особо пристального внимания и поддержки. Они подтверждают актуальность выбранной темы, аргументируя социальный запрос российского сообщества.
Изменения последних десятилетий в политической, социально-экономической и культурной сферах кардинальным образом влияют на отношения между людьми, на характер их взаимодействий, на формы социально-культурной деятельности. Культура как таковая, и, следовательно, культура человеческих взаимоотношений, является весьма сложным феноменом, который рассматривается в социально -психологическом ракурсе, как детерминанта социальной действительности. Она находит отражение (и выражение) в поведении, языковых особенностях, образе мышления, ценностных ориентациях, системе символов (ритуалов и церемоний), межличностных связях различных групп людей. Человек не живёт изолированно в мире, он является активным соучастником общества, созидателем социальных процессов и реализатором социальных взаимодействий. Между членами общества складываются отношения взаимозависимости и взаимовлияния, которые напрямую влияют на состояние, чувства и переживания конкретного индивида. Переживание диалектически дуально. С одной стороны, в нём отражён внешний мир человека, окружающая его среда в её отношении к нему, в том, как он принимает, чувствует эту среду. С другой стороны, в переживании воспроизведены особенности личностного развития человека. В процессе социального познания и взаимодействия человек получает информацию о разнообразных явлениях, на основе сложившихся социальных представлений выстраивает своё поведение и дополняет приобретаемым собственным опытом. Развитая личность носит свою социальность в себе, но становится её обладателем в своём окружении, в среде, формирующей и содержащей неповторимо организованные условия жизнедеятельности. Поэтому качественные характеристики окружающей человека среды становятся значимой психологической чертой (отличительным признаком) личности. Такого рода дуальность является основным противоречием между внешним и внутренним мирами человека, позволяя личности условно свободно выбирать интенсивность, объём и качество собственных вложений в средовое пространство (понимай в команду, в студенческую инициативную группу).
Выявление и анализ основных критериев и характеристик процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах позволит соединить (найти точки соприкосновения) прошлое с будущим в российской социокультурной действительности, углубить знания об особенностях командной работы, даст возможность творческим учащимся понять и принять возможности работы в инициативной группе, найти способы (пути) эффективного взаимодействия с социумом.
Степень разработанности проблемы. Проблема, заявленная в настоящем исследовании достаточно нова для российского социально - гуманитарного и психолого-педагогического знания. Она заявила о себе лишь в последние 10-15 лет. Это объясняется тем, что данная форма деятельности пришла в Россию совершенно недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако со второй половины 90-х годов появляются первые материалы, посвящённые работе в команде, командообразованию, командной деятельности. Они достаточно малочисленны и вскрывают важную закономерность - направленность на практическое применение наработанных материалов, поиск новых техник, приёмов и способов работы по организационному и управленческому консультированию и сопровождению в практической деятельности.
Зарубежные исследования появились во второй половине XX в. Они в первую очередь направлены на разработку способов и техник командной работы в области менеджерского и управленческого уровней в экономической сфере, в меньшей мере на становление команд в спорте и туризме, в целом носят прикладной характер. К ним следует отнести работы Р. М. Белбина, К. Бюхлера, М. Геллерта и К. Новака, К. Исикава, Дж. Катценбаха и Д. Смита, Ф. Е. Фидлера, Д. Р. Форзайта, Е. Шпрангера.
В отечественном научном пространстве проблемами деятельности в команде наиболее плодотворно занимались В. А. Ильин, авторский коллектив социальных психологов Ю. М. Жуков, А. В. Журавлёв, Е. Н. Павлова, группа педагогов-психологов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, Б. Н. Маркин, Ю. В. Синягин.
При работе над материалами исследования были изучены авторские и коллективные труды и отдельные монографические издания зарубежных и российских учёных, посвящённые вопросам особенностей работы в команде. В частности. вопросам групповых процессов, динамики развития команд посвящены исследования К. Антонс, П. Р. Вельхофер, М. Геллерт и К. Новак, Дж. Катценбах и Д. Смит, Б. В. Такмен, П. В. Филиндаш, С. Р. Филонович, П. Л. Хасина. Публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении проблематики по командообразованию.
Интерес к изучению разных ракурсов командной работы нашёл отражение в исследованиях российских авторов последнего десятилетия, таких как Б. Б. Барциц, Н. С. Олейник, Л. Н. Пашкина, И. М. Пелевина, Л. Ф. Раскова, С. В. Снежко, Д. А. Яценко. Теоретической аргументации, научного психолого-педагогического, и, шире, социально-культурного обоснования в них не всегда достаточно. Проводилась заочная дискуссия с учёными, занятыми изучением вопросов командной работы.
В исследовании использованы наработки последних лет, для чего был проведён анализ материалов периодических изданий, вышедших в последние годы, а также защищённых диссертаций, отражающих различные аспекты изучаемого вопроса.
Аналитический обзор источников по данной теме позволил выявить, что исследователи придерживаются в достаточной степени единства во взглядах на понятие «команда», на командообразование как способ организации коллективных действий, способствующий сплочённости участников, наиболее полно и разносторонне выявляющий индивидуальные возможности участников. Без сомнения, каждый исследователь по своему расставляет акценты, обращает внимание на близкие ему позиции (аспекты). Варьируется круг признаков, необходимых и достаточных для признания команды состоявшейся и успешной. В целом общая картина выглядит не содержащей кардинальных противоречий. Различия в терминологическом аппарате, наборах доминирующих (избираемых) признаков являются результатом целевых различий, общих и частных задач, установленных разными исследователями, а также областями адресной реализации (аудиторией - производство, спорт, референтная группа).
Предпринятый анализ изученности проблемы определил методологический аппарат научного исследования.
Объект исследования - Деятельность студенческих инициативных групп. Предмет исследования - Становление командного единства в студенческих инициативных группах.
Гипотеза исследования: Становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы и впоследствии напрямую влияет на эффективность межличностных взаимодействий, развитие личностного и командного потенциала, повышает результативность работы команды в целом.
Целью исследования является изучение явления «командного единства» как междисциплинарного феномена на границе социального, психологического, педагогического знания, что позволит установить его содержательные, смысловые и структурные характеристики.
Задачи исследования
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в контексте социального, психологического и педагогического знаний, уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования
2. Раскрыть содержательное, смысловое наполнение понятия командное единство, эксплицировать определение данной дефиниции.
3. Осуществить социокультурную рефлексию средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов.
4. Установить критерии и характеристики процесса становления командного единства в студенческой инициативной группе
5. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческих инициативных группах, приводящие к становлению командного единства.
6. Разработать методические рекомендации по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Теоретические и методологические основы исследования. Базовым для исследования явился деятельностный подход к личностному и групповому развитию (Ю. Д. Апресян, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Л. Журавлёв М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Шумихина, Г. П. Щедровицкий); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу личности как субъекта социальных отношений (Н. А. Бердяев, К. Левин, А. С. Макаренко, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Франк,); теории единства социальных и психологических факторов в динамике групповых процессов (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломенский, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Б. Ф. Поршнев, А. А. Реан, К. Рудестам, А. А. Свенцицкий, В. И. Слободчиков, Ю. А. Шерковин); концепции личности как участника межличностных взаимодействий (Л. И. Божович, К. Бюхлер, П. Р. Вельхофер, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Н. Н. Обозов, Б. М. Теплов, Е. Шпрангер, Э. Эриксон).
Особое значение для настоящей работы имели исследования по развитию команд (К. Антонс, Р. М. Белбин, М. Геллерт, Ю. М. Жуков, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, В. А. Ильин, К. Исикава, Дж. Катценбах, К. Новак, К. Д. Смит, Б. В. Такмен, Ф. Е. Фидлер, П. В. Филиндаш).
Значимы были теоретические положения исследований об особенностях групповых процессов в образовательной среде (Ж. Л. Данилова, А. В. Ивлев, В. В. Игнатова, С. В. Костылев, В. А. Луков, В. В. Минеев, М. В. Сафонова, В. В. Сериков, Т. В. Фуряева, И. С. Якиманская, Д. А. Яценко), а также принцип комплексного описания формирования становления командного единства в студенческих инициативных группах и операционализация описания для изучения его динамики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлено, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено существование феномена командного единства.
2. Определены критерии изучения командного единства, приводящие к показателям его становления в студенческих инициативных группах.
3. Разработан комплекс методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Положения, выносимые на защиту
1. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально-психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве.
2. Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах.
3. Выявлена сущность становления как абсолютной категории, раскрывающей такие свойства объекта изучения, как процессуальность, динамичность, появление нового, детерминация и логическая обоснованность позиций, причастность к истинности, целеполаганию и аксиологическим установкам. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений.
4. Критериями становления командного единства в студенческой инициативной группе являются: наличие командного духа - энергийного заряда команды; устремлённость к единой цели; общая шкала ценностей; присутствие объединённого интеллектуально-творческого потенциала; совместное эффективное решение задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что среда высшего образовательного учреждения представлена как особое пространство, располагающее к групповым формам внеучебной деятельности студентов, способствующее развитию командной деятельности, становлению командного единства в студенческих инициативных группах. При этом эксплицировано понятие «командное единство» с позиции социально - психологического и психолого-педагогического знания, теоретически выявлено и обосновано суждение о студенческой инициативной группе, процессах, происходящих в ней в границах деятельностного подхода. Раскрыто понимание процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах, установлены критерии и показатели, дающие возможность апробации теоретических результатов экспериментальными методами. Разработанная система позволяет дать качественную и количественную оценку результативности процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практической деятельности учреждений высшего образования, а также, в практике молодёжных общественных организаций, и, косвенно, в деятельности социальных организаций, работающих с молодёжной возрастной аудиторией. Апробирован комплекс методик, диагностирующих уровень становления командного единства, разработаны методические рекомендации по организации коллективной деятельности молодых людей в пространстве университета.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов и методик:
Теоретические - контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, обобщение накопленного опыта;
Эмпирические - Психогеометрический тест С. Деллингер; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина (КОС); тест оценивания силы мотивации к достижению цели, к успеху Т. Элеса; методика «Пословицы» С. М. Петровой и В. Н. Панферова; тест креативности Э. Торренса, включённое наблюдение, групповое тестирование; самодиагностика, самообследование - мониторинг личностной и групповой активности участников команды.
Интерпретационные - комплексное описание, качественная и количественная обработка результатов исследования, экспертиза результатов эмпирического исследования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов работы достигнуты благодаря глубокой проработке данных по теме становления командного единства в студенческих инициативных группах в различных областях знаний - социальной психологии, педагогике, философии. Благодаря проделанной работе, установлены исходные методологические предпосылки изучения проблемы. Широко использованы научные результаты современных исследователей, выбрана репрезентативная экспериментальная база, применены современные методы теоретико-эмпирического исследования, методы математической статистики. Всесторонне проверена достоверность полученных результатов с помощью проведённой экспертной оценки, с обсуждением хода и результатов исследования педагогическим сообществом кафедры социальной педагогики и социальной работы. Результаты проведённой работы были представлены на Всероссийской и Международной конференциях, а также изложены в научных публикациях:
1. Штумпф С. П. Социокультурная деятельность молодёжных центров: духовно-нравственный контекст // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 12. С. 134-145. (Входит в Перечень ВАК)
2. Фуряева Т. В., Штумпф С. П. Национальные особенности командного взаимодействия в России. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Культура и искусство: поиски и открытия». Кемерово: КГИК, 22 апреля 2016 г. Кемерово: Кемер. Гос. Ин-т культуры. 2016. С. 342-347.
3. Штумпф С. П. Способности к эффективному взаимодействию в творческой группе (команде). Международная научная конференция Союз искусства и науки. КГИИ 15 апреля 2016 г. // Союз Искусства и науки: материалы Международной научной конференции 14-16 апреля 2016 г. / КГИИ; ред.: Н. А. Еловская, И. В. Ефимова, М. М. Лучкина,
М. В. Холодова. Красноярск: КГИИ, 2016. С. 182-185.
4. Штумпф С. П. Личностный ресурс участника команды: инициативность // Социально-гуманитарные исследования и технологии. Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского. 2017. Принято в печать. (Входит в Перечень ВАК).
Объём и структура диссертации. Исследование состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения, списка литературы. Работа изложена на 133 страницах. Список литературных источников содержит 95 наименования (в том числе 9 на английском и немецком языках), оформлен соответственно ГОСТ Р 7.0. 11-2011.
Целью проведённого исследования было изучение явления командного единства как междисциплинарного феномена на границах социального, психологического и педагогического знания. Поставленная цель достигнута.
Изучено состояние проблемы командного единства в студенческих инициативных группах. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально -психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве. (1, 2 задачи исследования.)
Осуществлена социокультурная рефлексия средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов. Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. (3 задача.)
Выявлена сущность становления как абсолютной категории. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений. Установлены критерии и показатели становления командного единства в студенческой инициативной группе. К ним относятся наличие боевого духа - энергийного заряда команды, устремлённость к единой цели, общая шкала ценностей, наличие объединённого интеллектуально - творческого потенциала, совместное эффективное решение задач. Каждый из этих критериев устанавливает показатели, к появлению которых они приводят. (4, 5 задача.)
В качестве методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах считаем актуальными следующие: 1) Знакомство участников команды с организационной средой университета, направлениями внеучебной деятельности, её организациями и подразделениями с целью более мягкой и быстрой адаптации в пространстве ВУЗа; 2) Проведение специальных тренинговых занятий по командообразованию и межличностным взаимодействиям; 3) Введение в деятельность формирующейся студенческой инициативной группы игровых техник и упражнений; 4) Присутствие и включение в деятельность команды педагога-наставника, выполняющего роль внешнего лидера. (6 задача.)
Выдвинутая нами гипотеза исследования нашла подтверждение лишь частично. Несомненно, становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы. Бесспорно его последующее влияние на эффективность межличностных взаимодействий и развитие личностного и командного потенциала. Допущение же о взаимозависимости становления командного единства в студенческой инициативной группе и эффективности решаемой командой задачи не нашло подтверждения. В проведённом нами исследовании задача, поставленная перед командой, была решена весьма ярко и эффективно. Однако динамика процесса становления командного единства у испытуемых оказалась минимальной, сплочёнными единым духом (единым коллективом) участники себя не почувствовали.
Изучено состояние проблемы командного единства в студенческих инициативных группах. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально -психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве. (1, 2 задачи исследования.)
Осуществлена социокультурная рефлексия средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов. Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. (3 задача.)
Выявлена сущность становления как абсолютной категории. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений. Установлены критерии и показатели становления командного единства в студенческой инициативной группе. К ним относятся наличие боевого духа - энергийного заряда команды, устремлённость к единой цели, общая шкала ценностей, наличие объединённого интеллектуально - творческого потенциала, совместное эффективное решение задач. Каждый из этих критериев устанавливает показатели, к появлению которых они приводят. (4, 5 задача.)
В качестве методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах считаем актуальными следующие: 1) Знакомство участников команды с организационной средой университета, направлениями внеучебной деятельности, её организациями и подразделениями с целью более мягкой и быстрой адаптации в пространстве ВУЗа; 2) Проведение специальных тренинговых занятий по командообразованию и межличностным взаимодействиям; 3) Введение в деятельность формирующейся студенческой инициативной группы игровых техник и упражнений; 4) Присутствие и включение в деятельность команды педагога-наставника, выполняющего роль внешнего лидера. (6 задача.)
Выдвинутая нами гипотеза исследования нашла подтверждение лишь частично. Несомненно, становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы. Бесспорно его последующее влияние на эффективность межличностных взаимодействий и развитие личностного и командного потенциала. Допущение же о взаимозависимости становления командного единства в студенческой инициативной группе и эффективности решаемой командой задачи не нашло подтверждения. В проведённом нами исследовании задача, поставленная перед командой, была решена весьма ярко и эффективно. Однако динамика процесса становления командного единства у испытуемых оказалась минимальной, сплочёнными единым духом (единым коллективом) участники себя не почувствовали.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПЫТ И УРОКИ ВОСПИТАНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ 60-80-е гг. XX в. (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПЫТ И УРОКИ ВОСПИТАНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ 60-80-е гг. XX в. (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Проектная технология как основа организации патриотического воспитания школьников (на примере деятельности музея МАОУ СШ № 108)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020



