Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ

Работа №154700

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 15
1.1 Командное единство как междисциплинарный феномен 15
1.2 Социально-психологический анализ студенческих инициативных групп 44
1.3 Становление как процесс и результат развития командного единства 65
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ 78
2.1. Методики изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 78
2.2. Результаты изучения становления командного единства в студенческих
инициативных группах 94
Заключение 120
Список литературы 123
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена объективной ситуацией, сложившейся в пространстве социокультурной действительности на сегодняшний день. В XXI век человечество вступило с несовершенствами, накапливаемых на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Тяжелейшими болями этой эпохи С. Л. Франк называет глубочайшее безверие, скепсис, духовную разочарованность и охлаждённость людей. А. Швейцер считает, что Кризис культуры в Европе обусловлен кризисом мировоззренческим: стремление к прогрессу ограничилось лишь внешними характеристиками, простым накоплением информации, успехов и благосостояния. Сбрасывается со счетов духовное и нравственное возвышение человека и всего мирового сообщества. В наши дни системным кризисом охвачены практически все сферы жизни и деятельности человека. Во многом ситуация детерминирована воздействием глобальных цивилизационных изменений в мире. Однако в не меньшей, а, быть может, даже большей степени, на неё влияют процессы, протекающие в нашей стране и связанных с её реформированием. Очевиден тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи, определения направления развития российского общества, в активное действие вступили рыночные механизмы. С одной стороны это создает условия для более инициативного проявления свободы личности, выбора ею рода занятий, социальных приоритетов и действий, реализации своих творческих возможностей. С другой стороны, воспроизводится всё больше отдельных носителей и слоёв различных форм собственности, проводящих в жизнь свою собственную эгоистическую идеологию, потребительскую ориентацию, зачастую имеющую антиобщественную направленность. В результате, наряду с расширением возможностей свободного духовного обогащения и роста личности, лавинообразно умножились негативные процессы, такие, как потеря нравственных и ценностных ориентиров, рост преступности, пьянство и наркомания. Можно номинировать этот процесс так: свободный, но социально невоспитанный дух индивидуализма, эгоизм и бездуховность ворвались в социокультурное пространство общественной жизни, сокрушая на пути вековую мудрость поколений, отметая на своём пути национальные онтогенетические характеристики нашего народа, девальвируя такие понятия и идеи как честь, совесть, долг, патриотизм, любовь и другие. Без сомнения такие условия среды жизнедеятельности порождают опасность антропологического кризиса, тем самым создавая отчётливо выраженную угрозу для социальной, культурной, психологической, и, в целом, духовной безопасности общества. Желанность (Востребованность) гармоничного существования видится испытанием, а его поиск - вызовом для всего человечества и для каждой отдельной личности.
Одной из эффективных областей социальной практики в наши дни является работа в команде, в нашем случае - в инициативной, сплочённой группе. Принято считать, что данная форма деятельности пришла к нам в Россию совсем недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако, на наш взгляд, такое положение не является абсолютной истиной, оно достаточно спорно. Определённые черты командной работы (взаимодействий) покоятся в основании отечественной социокультурной традиции, являются для нас вполне освоенными, относятся к разряду специфических, ментальных и исторически подтверждены практикой социальной действительности. Эти содержательно-смысловые позиции, которые уходят корнями в нашу историю, являются исторически устоявшимися для национальной социокультурной традиции. К ним относятся исконная для российского социального устройства коллективная форма взаимодействий (единение в общности); превалирующий качественный характер межличностных взаимоотношений в команде; и, главное, наличие уникального командного единства, мы-чувства, командного духа, создающего ценность единения в совместном действии. Эффективность результатов работы в команде во многом зависит именно от названных характеристик, держится на командном духе, коллективном способе освоения мира, взаимоотношениях между участниками, на философии развития. Это показатели качественные, требующие особо пристального внимания и поддержки. Они подтверждают актуальность выбранной темы, аргументируя социальный запрос российского сообщества.
Изменения последних десятилетий в политической, социально-экономической и культурной сферах кардинальным образом влияют на отношения между людьми, на характер их взаимодействий, на формы социально-культурной деятельности. Культура как таковая, и, следовательно, культура человеческих взаимоотношений, является весьма сложным феноменом, который рассматривается в социально -психологическом ракурсе, как детерминанта социальной действительности. Она находит отражение (и выражение) в поведении, языковых особенностях, образе мышления, ценностных ориентациях, системе символов (ритуалов и церемоний), межличностных связях различных групп людей. Человек не живёт изолированно в мире, он является активным соучастником общества, созидателем социальных процессов и реализатором социальных взаимодействий. Между членами общества складываются отношения взаимозависимости и взаимовлияния, которые напрямую влияют на состояние, чувства и переживания конкретного индивида. Переживание диалектически дуально. С одной стороны, в нём отражён внешний мир человека, окружающая его среда в её отношении к нему, в том, как он принимает, чувствует эту среду. С другой стороны, в переживании воспроизведены особенности личностного развития человека. В процессе социального познания и взаимодействия человек получает информацию о разнообразных явлениях, на основе сложившихся социальных представлений выстраивает своё поведение и дополняет приобретаемым собственным опытом. Развитая личность носит свою социальность в себе, но становится её обладателем в своём окружении, в среде, формирующей и содержащей неповторимо организованные условия жизнедеятельности. Поэтому качественные характеристики окружающей человека среды становятся значимой психологической чертой (отличительным признаком) личности. Такого рода дуальность является основным противоречием между внешним и внутренним мирами человека, позволяя личности условно свободно выбирать интенсивность, объём и качество собственных вложений в средовое пространство (понимай в команду, в студенческую инициативную группу).
Выявление и анализ основных критериев и характеристик процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах позволит соединить (найти точки соприкосновения) прошлое с будущим в российской социокультурной действительности, углубить знания об особенностях командной работы, даст возможность творческим учащимся понять и принять возможности работы в инициативной группе, найти способы (пути) эффективного взаимодействия с социумом.
Степень разработанности проблемы. Проблема, заявленная в настоящем исследовании достаточно нова для российского социально - гуманитарного и психолого-педагогического знания. Она заявила о себе лишь в последние 10-15 лет. Это объясняется тем, что данная форма деятельности пришла в Россию совершенно недавно с волной кардинальных перемен 90-х, 2000-х гг. Однако со второй половины 90-х годов появляются первые материалы, посвящённые работе в команде, командообразованию, командной деятельности. Они достаточно малочисленны и вскрывают важную закономерность - направленность на практическое применение наработанных материалов, поиск новых техник, приёмов и способов работы по организационному и управленческому консультированию и сопровождению в практической деятельности.
Зарубежные исследования появились во второй половине XX в. Они в первую очередь направлены на разработку способов и техник командной работы в области менеджерского и управленческого уровней в экономической сфере, в меньшей мере на становление команд в спорте и туризме, в целом носят прикладной характер. К ним следует отнести работы Р. М. Белбина, К. Бюхлера, М. Геллерта и К. Новака, К. Исикава, Дж. Катценбаха и Д. Смита, Ф. Е. Фидлера, Д. Р. Форзайта, Е. Шпрангера.
В отечественном научном пространстве проблемами деятельности в команде наиболее плодотворно занимались В. А. Ильин, авторский коллектив социальных психологов Ю. М. Жуков, А. В. Журавлёв, Е. Н. Павлова, группа педагогов-психологов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, Б. Н. Маркин, Ю. В. Синягин.
При работе над материалами исследования были изучены авторские и коллективные труды и отдельные монографические издания зарубежных и российских учёных, посвящённые вопросам особенностей работы в команде. В частности. вопросам групповых процессов, динамики развития команд посвящены исследования К. Антонс, П. Р. Вельхофер, М. Геллерт и К. Новак, Дж. Катценбах и Д. Смит, Б. В. Такмен, П. В. Филиндаш, С. Р. Филонович, П. Л. Хасина. Публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении проблематики по командообразованию.
Интерес к изучению разных ракурсов командной работы нашёл отражение в исследованиях российских авторов последнего десятилетия, таких как Б. Б. Барциц, Н. С. Олейник, Л. Н. Пашкина, И. М. Пелевина, Л. Ф. Раскова, С. В. Снежко, Д. А. Яценко. Теоретической аргументации, научного психолого-педагогического, и, шире, социально-культурного обоснования в них не всегда достаточно. Проводилась заочная дискуссия с учёными, занятыми изучением вопросов командной работы.
В исследовании использованы наработки последних лет, для чего был проведён анализ материалов периодических изданий, вышедших в последние годы, а также защищённых диссертаций, отражающих различные аспекты изучаемого вопроса.
Аналитический обзор источников по данной теме позволил выявить, что исследователи придерживаются в достаточной степени единства во взглядах на понятие «команда», на командообразование как способ организации коллективных действий, способствующий сплочённости участников, наиболее полно и разносторонне выявляющий индивидуальные возможности участников. Без сомнения, каждый исследователь по своему расставляет акценты, обращает внимание на близкие ему позиции (аспекты). Варьируется круг признаков, необходимых и достаточных для признания команды состоявшейся и успешной. В целом общая картина выглядит не содержащей кардинальных противоречий. Различия в терминологическом аппарате, наборах доминирующих (избираемых) признаков являются результатом целевых различий, общих и частных задач, установленных разными исследователями, а также областями адресной реализации (аудиторией - производство, спорт, референтная группа).
Предпринятый анализ изученности проблемы определил методологический аппарат научного исследования.
Объект исследования - Деятельность студенческих инициативных групп. Предмет исследования - Становление командного единства в студенческих инициативных группах.
Гипотеза исследования: Становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы и впоследствии напрямую влияет на эффективность межличностных взаимодействий, развитие личностного и командного потенциала, повышает результативность работы команды в целом.
Целью исследования является изучение явления «командного единства» как междисциплинарного феномена на границе социального, психологического, педагогического знания, что позволит установить его содержательные, смысловые и структурные характеристики.
Задачи исследования
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в контексте социального, психологического и педагогического знаний, уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования
2. Раскрыть содержательное, смысловое наполнение понятия командное единство, эксплицировать определение данной дефиниции.
3. Осуществить социокультурную рефлексию средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов.
4. Установить критерии и характеристики процесса становления командного единства в студенческой инициативной группе
5. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческих инициативных группах, приводящие к становлению командного единства.
6. Разработать методические рекомендации по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Теоретические и методологические основы исследования. Базовым для исследования явился деятельностный подход к личностному и групповому развитию (Ю. Д. Апресян, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Л. Журавлёв М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Шумихина, Г. П. Щедровицкий); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу личности как субъекта социальных отношений (Н. А. Бердяев, К. Левин, А. С. Макаренко, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Франк,); теории единства социальных и психологических факторов в динамике групповых процессов (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломенский, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Б. Ф. Поршнев, А. А. Реан, К. Рудестам, А. А. Свенцицкий, В. И. Слободчиков, Ю. А. Шерковин); концепции личности как участника межличностных взаимодействий (Л. И. Божович, К. Бюхлер, П. Р. Вельхофер, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Н. Н. Обозов, Б. М. Теплов, Е. Шпрангер, Э. Эриксон).
Особое значение для настоящей работы имели исследования по развитию команд (К. Антонс, Р. М. Белбин, М. Геллерт, Ю. М. Жуков, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, В. А. Ильин, К. Исикава, Дж. Катценбах, К. Новак, К. Д. Смит, Б. В. Такмен, Ф. Е. Фидлер, П. В. Филиндаш).
Значимы были теоретические положения исследований об особенностях групповых процессов в образовательной среде (Ж. Л. Данилова, А. В. Ивлев, В. В. Игнатова, С. В. Костылев, В. А. Луков, В. В. Минеев, М. В. Сафонова, В. В. Сериков, Т. В. Фуряева, И. С. Якиманская, Д. А. Яценко), а также принцип комплексного описания формирования становления командного единства в студенческих инициативных группах и операционализация описания для изучения его динамики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлено, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено существование феномена командного единства.
2. Определены критерии изучения командного единства, приводящие к показателям его становления в студенческих инициативных группах.
3. Разработан комплекс методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах.
Положения, выносимые на защиту
1. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально-психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве.
2. Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах.
3. Выявлена сущность становления как абсолютной категории, раскрывающей такие свойства объекта изучения, как процессуальность, динамичность, появление нового, детерминация и логическая обоснованность позиций, причастность к истинности, целеполаганию и аксиологическим установкам. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений.
4. Критериями становления командного единства в студенческой инициативной группе являются: наличие командного духа - энергийного заряда команды; устремлённость к единой цели; общая шкала ценностей; присутствие объединённого интеллектуально-творческого потенциала; совместное эффективное решение задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что среда высшего образовательного учреждения представлена как особое пространство, располагающее к групповым формам внеучебной деятельности студентов, способствующее развитию командной деятельности, становлению командного единства в студенческих инициативных группах. При этом эксплицировано понятие «командное единство» с позиции социально - психологического и психолого-педагогического знания, теоретически выявлено и обосновано суждение о студенческой инициативной группе, процессах, происходящих в ней в границах деятельностного подхода. Раскрыто понимание процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах, установлены критерии и показатели, дающие возможность апробации теоретических результатов экспериментальными методами. Разработанная система позволяет дать качественную и количественную оценку результативности процесса становления командного единства в студенческих инициативных группах.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практической деятельности учреждений высшего образования, а также, в практике молодёжных общественных организаций, и, косвенно, в деятельности социальных организаций, работающих с молодёжной возрастной аудиторией. Апробирован комплекс методик, диагностирующих уровень становления командного единства, разработаны методические рекомендации по организации коллективной деятельности молодых людей в пространстве университета.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов и методик:
Теоретические - контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, обобщение накопленного опыта;
Эмпирические - Психогеометрический тест С. Деллингер; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина (КОС); тест оценивания силы мотивации к достижению цели, к успеху Т. Элеса; методика «Пословицы» С. М. Петровой и В. Н. Панферова; тест креативности Э. Торренса, включённое наблюдение, групповое тестирование; самодиагностика, самообследование - мониторинг личностной и групповой активности участников команды.
Интерпретационные - комплексное описание, качественная и количественная обработка результатов исследования, экспертиза результатов эмпирического исследования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов работы достигнуты благодаря глубокой проработке данных по теме становления командного единства в студенческих инициативных группах в различных областях знаний - социальной психологии, педагогике, философии. Благодаря проделанной работе, установлены исходные методологические предпосылки изучения проблемы. Широко использованы научные результаты современных исследователей, выбрана репрезентативная экспериментальная база, применены современные методы теоретико-эмпирического исследования, методы математической статистики. Всесторонне проверена достоверность полученных результатов с помощью проведённой экспертной оценки, с обсуждением хода и результатов исследования педагогическим сообществом кафедры социальной педагогики и социальной работы. Результаты проведённой работы были представлены на Всероссийской и Международной конференциях, а также изложены в научных публикациях:
1. Штумпф С. П. Социокультурная деятельность молодёжных центров: духовно-нравственный контекст // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 12. С. 134-145. (Входит в Перечень ВАК)
2. Фуряева Т. В., Штумпф С. П. Национальные особенности командного взаимодействия в России. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Культура и искусство: поиски и открытия». Кемерово: КГИК, 22 апреля 2016 г. Кемерово: Кемер. Гос. Ин-т культуры. 2016. С. 342-347.
3. Штумпф С. П. Способности к эффективному взаимодействию в творческой группе (команде). Международная научная конференция Союз искусства и науки. КГИИ 15 апреля 2016 г. // Союз Искусства и науки: материалы Международной научной конференции 14-16 апреля 2016 г. / КГИИ; ред.: Н. А. Еловская, И. В. Ефимова, М. М. Лучкина,
М. В. Холодова. Красноярск: КГИИ, 2016. С. 182-185.
4. Штумпф С. П. Личностный ресурс участника команды: инициативность // Социально-гуманитарные исследования и технологии. Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского. 2017. Принято в печать. (Входит в Перечень ВАК).
Объём и структура диссертации. Исследование состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения, списка литературы. Работа изложена на 133 страницах. Список литературных источников содержит 95 наименования (в том числе 9 на английском и немецком языках), оформлен соответственно ГОСТ Р 7.0. 11-2011.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проведённого исследования было изучение явления командного единства как междисциплинарного феномена на границах социального, психологического и педагогического знания. Поставленная цель достигнута.
Изучено состояние проблемы командного единства в студенческих инициативных группах. Командное единство является сложным, многогранным феноменом. Его изучение носит междисциплинарный характер, раскрывая социальный, социально -психологический, психолого-педагогический, социально-культурный, организационно-управленческий аспекты изучения. Это позволяет рассмотреть командное единство с разных позиций, более глубоко, широко и достоверно изучить ведущие признаки, характеристики и содержание исследуемого явления. Эксплицировано понятие командного единства - это взаимосвязь между участниками команды, при которой их усилия: единые действия, активность, эмоциональный конструктивный настрой, дополняя друг друга, образуют единое целое. Команда - это всегда взаимодействие между её членами. Такое взаимодействие наиболее конструктивно проявляется в единстве. (1, 2 задачи исследования.)
Осуществлена социокультурная рефлексия средового пространства учреждения высшего образования как располагающего для совместных действий студентов. Она обеспечивает условия для вхождения индивида в коллектив, даёт возможность для участия в организованных внеучебных мероприятиях и проектах, помогает выстроить личностную траекторию развития, отвечающую социальным ожиданиям. Образовательная среда педагогического ВУЗа создаёт организационные условия для занятий учащихся творчеством в инициативных группах (командах). Сформулировано рабочее понятие студенческой инициативной группы (команды) - это консолидированная общность активных, самостоятельных, целеустремлённых молодых людей 18-23 лет, ориентированных на личностное совершенствование, динамично взаимодействующих с целью совместного эффективного решения задач в образовательном пространстве университета. (3 задача.)
Выявлена сущность становления как абсолютной категории. Становление представляет собой актуализацию тех элементов и характеристик, которые существовали в исходной точке. Рассматривая процесс становления как развитие единых действий, деятельности, совокупности её структурных особенностей, применяемых способов и средств, стадийный порядок следования, имеющий целевую детерминацию, приходим к выводу, что личностное развитие участников команды является дополняющей линией, детализирующей процесс становления. Становление командного единства - это процессуальное действие, которое выражается в позитивном развитии внутренних потенций членов командного взаимодействия в целенаправленном процессе совместной деятельности, являет разворачивающуюся во времени поэтапную последовательность изменений. Установлены критерии и показатели становления командного единства в студенческой инициативной группе. К ним относятся наличие боевого духа - энергийного заряда команды, устремлённость к единой цели, общая шкала ценностей, наличие объединённого интеллектуально - творческого потенциала, совместное эффективное решение задач. Каждый из этих критериев устанавливает показатели, к появлению которых они приводят. (4, 5 задача.)
В качестве методических рекомендаций по становлению командного единства в студенческих инициативных группах считаем актуальными следующие: 1) Знакомство участников команды с организационной средой университета, направлениями внеучебной деятельности, её организациями и подразделениями с целью более мягкой и быстрой адаптации в пространстве ВУЗа; 2) Проведение специальных тренинговых занятий по командообразованию и межличностным взаимодействиям; 3) Введение в деятельность формирующейся студенческой инициативной группы игровых техник и упражнений; 4) Присутствие и включение в деятельность команды педагога-наставника, выполняющего роль внешнего лидера. (6 задача.)
Выдвинутая нами гипотеза исследования нашла подтверждение лишь частично. Несомненно, становление командного единства является важным процессуальным действием на этапе формирования студенческой инициативной группы. Бесспорно его последующее влияние на эффективность межличностных взаимодействий и развитие личностного и командного потенциала. Допущение же о взаимозависимости становления командного единства в студенческой инициативной группе и эффективности решаемой командой задачи не нашло подтверждения. В проведённом нами исследовании задача, поставленная перед командой, была решена весьма ярко и эффективно. Однако динамика процесса становления командного единства у испытуемых оказалась минимальной, сплочёнными единым духом (единым коллективом) участники себя не почувствовали.



1. А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. Том 1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm= bks&q= isbn:5457067815 (дата обращения: 24.12.2013).
2. Аксаков, К. С. Записка К. С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленная Александру II в 1855 г. / К. С. Аксаков [Электронный ресурс]. URL: http://xix-vek.ru/material/item/f00/s00/z0000003/st085(дата обращения: 24.12.2013).
3. Андреева, Г. М., Шевелева, А. Ю. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии / Г. М. Андреева, А. Ю. Шевелева // Вестник Московского университета. - Серия 14: Психология. - 1998. - № 1. - С. 41-46.
4. Барциц, Б. Б. Акмеологическая диагностика способностей к командной работе и их развитие: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Барциц Борис Бесланович. - М., 2008. - 171 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
6. Белбин, Р. М. Команды менеджеров: Секреты успеха и причины неудач / Р. М. Белбин. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
7. Белбин, Р. М. Типы ролей в командах менеджеров / Р. М. Белбин. - М.: HIPPO, 2003. - 232 с.
8. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1999. - 400 с.
9. Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А. Энциклопедический Словарь. Инициатива /
В. А. Брокгауз, И. А. Ефрон [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vehi.net/brokgauz/(дата обращения: 15.12.2016).
10. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики: В 3-х томах. / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - Т. 1. - 501 с.
11. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель; отв. ред М. Ф. Быкова; пер с нем. Г. Г. Шпет. - М.: Наука, 2000. - 495 с.
12. Геллерт, М., Новак, К. Всё о командообразовании: руководство для тренеров: пер. с нем / М. Геллерт, К. Новак. - М.: Вершина, 2006. - 352 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1979. - Т. 2. - 779 с.
14. Данилова, Ж. Л. Групповая сплочённость в адаптационном периоде
студенческой группы / Ж. Л. Данилова, репозиторий Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, 2015 [Электронный ресурс]. URL:
https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/6569/%D0%94%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%96.% D0%9B..pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 16.12.2016).
15. Жуков, Ю. М., Журавлёв, А. В. Психологическая поддержка масштабных
преобразований: конференциальные и игровые технологии /
Ю. М. Жуков, А. В. Журавлёв // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 1. - С. 133-144.
16. Жуков, Ю. М., Журавлёв, А. В., Павлова, Е. Н. Технологии командообразования: учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлёв, Е. Н. Павлова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с.
17. Журавлёв, А. Л. Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред.
А. Л. Журавлёв. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
18. Журавлёв, А. Л., Харламенкова, Н. Е. Динамический подход к
исследованию психологии личности / А. Л. Журавлёв,
Н. Е. Харламенкова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 5-23.
19. Журавлёв, А. Л., Юревич, А. В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья / А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 1. - С. 5-15.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2003. - 128 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Фролов, Д. Ф., Грабенко, Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. - СПб.: Речь,
2011. - 304 с.
22. Ивлев, А. В. Комплекс педагогических условий, направленных на эффективное развитие у студентов университета навыков работы в команде / А. В. Ивлев // Проблемы истории, филологии, культуры: сб. статей. - Магнитогорск, 2006. - С. 297-302.
23. Ивлев, А. В. Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ивлев Антон Васильевич. - Магнитогорск, 2006. - 191 с.
24. Игнатова, В. В. Рефлексивные практики в процессе становления духовно - творческой личности / В. В. Игнатова // Вестник Тувинского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. - 2012. - №
4. - С. 5-9.
25. Ильин, В. А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства - функциональный и личностный аспекты / В. А. Ильин // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 62-77.
26. Ильин, В. А. Социально-психологические основы командообразования:
методология и базовые техники: учеб. пос / В. А. Ильин. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2005. - 168 с.
27. Ильин, В. А., Кондратьев, М. Ю. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение / В. А. Ильин, М. Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. -
2012. - № 1. - С. 44-58.
28. Исаев, Е. И., Слободчиков, В. И. Психология образования человека: Становление субъективности в образовательных процессах / Е. И. Исаев,
В. И. Слободчиков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.
29. Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. - Москва: Экономика, 1988. - 151 с.
30. Катценбах, Дж., Смит, К. Д. Командный подход. Создание высокоэффективной организации (The Wisdon of Teams) / Дж. Катценбах, К. Дуглас Смит. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 376 с.
31. Ковалёв, П. Д. Качества личности от А до Я. Подсказки для жизни. Инициатива [Электронный ресурс]. URL: http://podskazki.info/iniciativnost/(дата обращения: 20.12.2016).
32. Ковчина, Н. В., Игнатова, В. В. Междисциплинарный анализ феномена «Социальное взаимодействие» / Н. В. Ковчина, В. В. Игнатова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 240. doi: 95121743.
33. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь /
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2005. - 173 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/
document/d/1 -to80RE7 Zj lqobnobry7 up87IlyOJ 81 fwP9j 5 iWatNo/edit?pli= 1 (дата обращения: 15.04.17).
34. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
35. Копцева, Н. П., Ма Лия, Кирко, В. И. Феномен коммуникации как
предмет современных научных исследований / Н. П. Копцева, Ма Лия, В. И. Кирко // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 4. - С. 191¬204 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hses-
online.ru/2015/04/22.pdf (дата обращения: 15.02.16).
36. Костылев, С. В. Менеджмент культурно-досугового пространства
образовательного учреждения / С. В. Костылев // Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы: материалы Второго регионального симпозиума. Сибирский федеральный университет. 2014. С. 40-49.
37. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин, под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - 576 с.
38. Липатов, С. А. Проблема взаимодействия человека и организации: концепции и направления исследований / С. А. Липатов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 1. - С. 85¬96.
39. Логунова, Л. В. Единство вечности и времени: философский анализ: дис.
... канд. филос. наук: 09.00.01 / Логунова Лариса Валентиновна. -
Красноярск, 2015. - 155 с.
40. Луков, В. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ:
монография / В. А. Луков. - М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2012. - 528 с.
41. Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплочённости: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Макаров Юрий Владимирович. - Санкт-Петербург, 1998. - 180 с.
42. Мейдус, А. А., Минеев, В. В. Влияние глобализации на образование - плюсы или минусы / А. А. Мейдус, В. В. Минеев // Молодёжь и наука XXI века: XVII Международный форум студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы философии и социологии». - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. - С. 140-148.
43. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/271-
metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-dostizheniya-uspekha (дата обращения: 15.05.17).
44. Минеев, В. В. Будущее не проходит стороной: реформа образования в контексте глобальных процессов / В. В. Минеев // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2013. - № 2 (24). - С. 26-36.
45. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 560 с.
46. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М.: МГУ, 1990, - 300 с.
47. Новейший философский словарь. Социальная группа / сост.
A. А. Грицанов. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/(дата обращения: 15.05.17).
48. Обозов, Н. Н Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбедь, 1990. - 192 с.
49. Обозов, Н. Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 121-186.
50. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. - М.: Оникс 21 век; Мир и Образование, 2003. - 944 с.
51. Олейник, Н. С. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов с различными типами саморегуляции деятельности: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Олейник Надежда Сергеевна. - Набережные Челны, 2005. - 154 с.
52. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В, В. Синявского и
B. А. Федорошина) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00352.htm (дата обращения:
15.02.17).
53. Пашкина, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодёжных общественных организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Пашкина Людмила Николаевна. - М., 2010. - 222 с.
54. Пелевина, И. М. Социально-психологическое обеспечение командного взаимодействия в контексте организационной культуры: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Пелевина Ирина Михайловна. - Тверь, 2009. - 220 с.
55. Петрова, С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Петрова Светлана Михайловна. - СПб., 1995. - 191 с.
56. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
57. Петровский, В. А. «Я» в персонологической перспективе / В. А. Петровский. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. - 504 с.
58. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.
59. Платон. Диалоги // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. - М.: Мысль, 1994. - Т. 2. - 528 с.
60. Поршнев Б. Ф. «Мы и они» как коститутивный принцип психической общности / Б. Ф. Поршнев. Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов. М., 1968, - Т. 3, Вып. 1.
61. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
62. Развитие личности в условиях обновлённого образования: коллективная
монография / Гордиенко, Е. В., Плеханова, Е. М., Аликин, И. А.,
Лукьянченко, Н. В., Потапова, Е. В., Сафонова, М. В., Мосина, Н. А., Горнякова, М. В., Ищенко, Т. Н., Кондратова, А. С., Чижакова, Г. И.,
Потапова, Н. А., Злотникова, Е. В., Дуда, И. В., Коваль, С. А.,
Позднякова, А. Л., Хачатрян, И. А. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22865056.
dic.nsf/dic_new_philosophy/1121/ (дата обращения: 20.03.2016).
63. Раскова, Л. Ф. Развитие управленческой команды как акмеологической
системы: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Раскова Людмила
Фёдоровна. - М., 2010. - 213 с.
64. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Изд-во Питер, 1999. - 416 с.
65. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.
66. Рэймонд Мередит Белбин. Интервью [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.salesportal.ru/archives/106 (дата обращения:
01.05.2017).
67. Садовский, В. Н. Основания общей теории систем. Логико - методологический анализ / В. Н. Садовский. - М.: Наука, 1974. - 280 с.
68. Сафонова, М. В. Новое качество образования: психологические условия обеспечения / М. В. Сафонова // Психология обучения. - 2010. - № 10. -
С. 17-29.
69. Слободчиков, В. И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека / В. И. Слободчиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roman.by/r-3564.html(дата обращения: 21.05.2017).
70. Словарь по этике / под. ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
71. Снежко, С. В. Неформальные отношения как социальный ресурс организации: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Снежко Светлана Валерьевна. - М., 2010. - 27 с.
72. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test- kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya(дата обращения: 21.01.2017).
73. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь Ушакова / Д. Н. Ушаков [Электронный
ресурс]. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php ?wordid=73958 (дата
обращения: 21.12.2016).
74. Филиндаш, П. В. Социально-психологические детерминанты
командообразования: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Филиндаш Павел Вячеславович. - М., 2010. - 197 с.
75. Философия: Энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
76. Франк, С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк [Электронный ресурс].
URL: http://magiaworld.org.ru/library/book-74.html (дата обращения:
20.12.2011) .
77. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - М.: Правда, 1990. - 608 с.
78. Фризен, М. А. Рефлексивность как ресурс проектирования саморазвития /
М. А. Фризен // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) - 2015. - № 7. - С. 422-440 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal-
s.org/index.php/sisp/article/view/6646/pdf_1169. (дата обращения:
21.12.2011) .
79. Фуряева, Т. В. Организация практического обучения студентов в контексте антропологических и синергетических тенденций развития профессионального социального образования / Т. В. Фуряева // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 9-17.
80. Фуряева, Т. В. Профессиональное социальное образование в контексте политики развития человеческого потенциала / Т. В. Фуряева // Социальная реабилитация: социокультурные и психолого-педагогические ресурсы и практики: материалы III всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Т. В. Фуряевой. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - С. 39-50.
81. Хасина, П. Л. Ролевой состав команды и динамика её эффективности: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Хасина Полина Леонидовна. М., 2011. 151 с.
82. Шерковин, Ю. А. Коллектив и личность / Ю. А. Шерковин. - М.: Наука, 1975. - 263 с.
83. Широкова, М. А. Философские основания культурно-исторической концепции ранних славянофилов: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. - Барнаул, 2013. - 44 с.
84. Шумихина, Л. A. Генезис русской духовности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. - Екатеринбург, 1999. - 49 с.
85. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон / пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с..
86. Яценко, Д. А. Влияние групповых методов обучения на психологическое развитие студентов : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Яценко Денис Александрович. - М., 2009. - 180 с.
87. Abramov, Y. F., Shtumpf, S. P. Humanistic Content of Spiritual Outlook like vector of development human and society / Y. F. Abramov, S. P. Shtumpf. - Journal of Siberian Federal University. Humanistic Sciences. - 2014. - No. 2. - Pp. 341-346.
88. Antons, К. Praxis der Gruppendynamik / K. Antons. - 5 Auflage. - Gottingen, 1992.
89. Buhler, K. Handbuch der Psychologie / K. Buhler. - Jena, 1922.
90. Fiedler, F. E. Leadership Experience and Leadership Performance / F. E. Fiedler. - Alexandria, VA: US Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences, 1994.
91. Forsyth, D. R. Group Dynamics / D. R. Forsyth - 5 th ed. - Cengage Learning, 2009. - p. 704.
92. Safonova, M. V. Social representations of modern Russians about the lonely person / M. V. Safonova // Problems of Psychology in the 21th Centery. - Vоl. 4, - 2012. Scientia Socialis, Lithuania. - рр. 74-84.
93. Spranger, E. Psychologie der Jugendalters. 25. Aufl. Heidelberg: Quelle &Meyer, 1957. - 321 s.
94. Tuckman, Bruce W. Developmental sequence in small groups / Bruce W. Tuckman. Psychological Bulletin. - Vol 63(6). - Jun 1965. - pр. 384-399 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/h0022100. shtml (дата обращения: 07.01.2014).
95. Wellhofer, P. R. Gruppendynamik und soziales Lernen / P. R. Wellhofer. - Stuttgart, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ