Введение 3
Глава 1. Использование инновационных подходов в курсе истории по теме: «Русские путешественники XVI - XVII вв.» 6
1.1. Понятийный аппарат в контексте темы: инновационные подходы в обучении истории 6
1.2. Традиционные и инновационные подходы, методы и приёмы на уроках истории при переходе на ФГОС 13
Глава 2. Изучение исторических материалов по теме: « Русские путешественники XVI - XVII вв.» и их использование на уроках истории в общеобразовательной школе 19
2.1. Историография вопроса 19
2.2. Использование исторических материалов по теме: «Русские путешественники XVI - XVII вв.» в общеобразовательной школе на уроках истории 31
Глава 3. Разработка и использование инновационных материалов на уроке по теме: «Русские путешественники XVI - XVII вв.» в средней общеобразовательной школе 35
3.1. Подготовка учителя к проведению урока. Анализ документов 35
3.2. Проведение инновационного урока по теме: « Русские путешественники XVI-XVII вв.» 53
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 65
Актуальность исследования:
Наша работа поможет внести вклад в изучении темы « Русские путешественники XVI - XVII вв.».
С помощью данного исследования попытаемся разобраться какие цели преследовали русские путешественники колонизировав новые земли. Была ли эта колонизация насильственной или имела естественный характер?
Проблема открытия и освоения Сибири должна затрагивать дошедшие до нас сведения не только о территориях, которые входят в состав современной территории Сибири, но и гораздо более обширную территорию, которая на языке наших предков именовалась «окраинной землёй». Сибирь - это часть огромной территории России. Это история России, её неотъемлемая часть. Но всегда ли так было. Остро встаёт вопрос зачем нужно было осваивать Сибирь с её суровым климатом? Зачем России нужна такая огромная территория?
Проблемой открытия и развития Сибири занимались достаточно много исследователей, как в прошлом, так и в настоящем, причем очень многие исследования производились на государственном уровне.
Теме «Русские путешественники XVI - XII вв.» в курсе истории в 7 классе отводится небольшое количество времени. Ввиду этого наработки выпускной квалификационной работы дополнят знания учащихся общеобразовательных школ.
Необходимо отметить, что сегодня не все учителя в проведении своих уроков используют инновационные подходы, методы и приёмы. Наша работа обратит внимание современного учителя на более эффективные методы проведения урока, используя при этом инновации в целом.
Объект исследования:
Новые подходы в преподавании темы: « Русские путешественники XVI-XVII вв. » на уроке в курсе истории в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования:
Инновационные подходы в преподавании истории в курсе темы « Русские путешественники XVI-XVII вв.» в средней общеобразовательной школе
Цель исследования:Рассмотреть инновационные подходы по теме « Русские путешественники XVI -XVII вв.».
Задачи:
- Исследовать комплекс инновационных подходов к обучению истории в школе. Сравнение с традиционными.
- Изучить комплекс исторических источников по данной теме и возможности применения их на уроках в общеобразовательной школе.;
- Подготовить методические рекомендации по данной теме применяемых на уроках истории в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
Основными методами обработки данных стали: анализ, синтез,сравнение, метод научного наблюдения.
Гипотеза исследования:
Следует ожидать, что инновационные подходы к обучению истории в курсе темы: «Русские путешественники XVI - XVII вв.» позволят повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность ребят на уроках.
Список используемых источников и литературы:
При исследовании темы использованы историографические и исторические источники такие как: отписки и челобитные, наказы и наказные памяти, распросные речи, судебные дела. Историческая литература:
Муромов И.А. « 100 великих путешественников», Скрынников Р.Г. « Ермак»,С.М. Соловьев « История с древнейших времен», С.В.Бахрушин « Казаки на Амуре», П.И. Словцов « Исторический обзор Сибири» и др. Методическая литература и документы.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списков использованных источников и литературы, основных информаторов, приложений.
Практическая значимость:
Методические наработки выпускной квалификационной работы можно предоставить учителям общеобразовательных школ на уроках истории в качестве вспомогательного или дополнительного материала для подготовки и проведения урока по теме: «Русские путешественники XVI - XVII вв.».
Таким образом, можно сделать вывод о том что, цель выпускной квалификационной работы исследовать методические разработки по теме «Русские путешественники XVI - XVII вв.» была достигнута. Был разработан инновационный урок по теме с использованием инноваций-трансформаций - взаимодействия ученика с учителем и другими учениками класса. Урок была построен в соответствии с ФГОС, примерной общеобразовательной программой, календарной - тематическим планированием и поурочными рекомендациями. В ходе проведения урока были использованы такие методы и приемы работы как устный опрос обучающихся, беседа, демонстрация, практические методы, метод обратной связи, работа с картой и историческим источником. В качестве проверки знаний был использован инновационный прием - « Кубик Блума».
Были достигнуты и поставленные задачи.
- Исследован комплекс инновационных подходов к обучению истории и выявлен ряд их преимуществ. Выполнено сравнение первых с традиционными подходами обучения;
- Изучен комплекс исторических источников по теме: « Русские путешественники XVI-XVII вв.» и возможности применения их в общеобразовательной школе;
- Подготовлен комплекс методических рекомендаций по теме выпускной квалификационной работе, применяемых на уроках истории в общеобразовательной школе;
Была доказана гипотеза данной работы о том что, инновационные подходы к обучению истории в курсе темы: «Русские путешественники XVI- XVII вв.» позволят повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность ребят на уроках. В качестве наглядности на уроке был использован различный дополнительный материал: «маршрутные листы» ,контурные карты, исторический источник, слайды презентации. Посредством вовлечения
учащихся в игровую, творческую деятельность удалось добиться реализации УУД и ожидаемых результатов.
В целом можно сказать о том, что инновационные подходы играют огромную роль в учебном процессе в целом. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
1. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования /П.Ф. Анисимов // Федеральное агентство по образованию. - М., 2004. - С. 6-47.
2. Баскаков Н.А. Подвиг Семёна Дежнёва. / Н.А. Баскаков. — М.-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941. — 216 с.
3. Бахрушин С.В. Казаки на Амуре. / С. В. Бахрумин.- Ленинград: Брокгауз— Ефрон, 1925. — 97 с.
4. Бекетова, О.А. Инновации в образовании: понятие и сущность [ Текст ] / О.А.Бекетова СПБ.: СатисЪ, 2014. - С 1-2.
5. Белов М. И. Новые данные о службах Владимира Атласова и первых походах русских на Камчатку / М. И. Белов // Летопись Севера. - М., 1957. - [Т.] 2. - С. 89-106.
6. Белов М. И. Подвиг Семёна Дежнёва. / М.И. Белов.— М.: Мысль, 1973. — 224 с.
7. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты / В.Г. Богин.- М.: Педагогика, 2002.- 421 с.
8. Вяземский Е.Е., Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 8. - С. 4-13.
9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2006. - 84 с.
10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. / Е.Е.Вяземский, О.Ю Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 110 - 115 с.
11. Геллер М.Я. История Российской Империи в 3-х томах./ М.Я Геллер - М.: МИК, 1997. - т.1 - 448с., т.И - 320с., т.Ш - 304с.
12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе./ П.В. Гора - М.: Просвещение, 1998. - с.137
13. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразовательных. организаций /А.А.Данилов ,О.Н. Журавлева - М.: Просвещение, 2016. — 77 с
14. Дёмин Л.М. Семён Дежнёв./ Л.М. Дёмин — М.: Молодая гвардия, 1990. — 336 с.
15. Жилин М.Я. Камчатский Ермак./ М.Я.Жилин. — Петропавловск- Камчатский : холд. комп. "Новая книга", 2011. — 236 с
16. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно- методическое пособие / В.Н.Иванченко. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 314 с.
17. Каманин Л.Г. Первые исследователи Дальнего Востока./ Л.Г. Каманин. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 152 с.: ил.
18. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия./ Ю.Н. Колюткин ,И.В. Муштавинская. : СПб ГУПМ. - 2002.
19. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / Котов В.В. : Рязань, 1977г. - 8 с.
20. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки / С.П. Крашенинников.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).
21. Лебедев Д.М. Русские географические открытия и исследования с древних времен до 1917 г. / Лебедев Д.М., Есаков В.А. - М.: Мысль, 1971. - 520 с.
22. Леонтьева, Г. А. Якутский казак Владимир Атласов — первопроходец земли Камчатки / Г.А.Леоньева. — М., 1997. — 192 с .
23. Лубченкова, Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России / Т. Ю. Лубченкова - М.: Вече, -1999. - 302 с.
24. МагиДович И. П., МагиДович В. И. Очерки по истории географических открытий. И. П. Магидович— М: Просвещение, 1983. — Т. 2. — С. 300-303.
25. Марков С. Н. Подвиг Семёна Дежнёва. / С.Н. Марков .— М.: Географгиз, 1948. — 88 с.
26. Миллер Г. Ф. История Сибири. — Т. 1. / Г.Ф.Миллер — М.: «Восточная литература», 1999. — 632 с.
27. Минькова А.Н. Повышение активности учащихся на уроках истории. / А.Н. Минькова М.,1963, 222 с.
28. Муромов И. Л. 100 великих путешественников. / И.Л. Муромов - М.: Вече, 1999 - с 27.
29. Никитин Н. И. Землепроходец Семён Дежнёв и его время / Н. И Никитин— М.: РОССПЭН, 1999. — 192 с.
30. Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми. / Н.И. Никитин.— М.: Наука, 1987. — 176 с.
31. Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии./ Л.П. Павлова- Мн.: МИУ. - №1 - 2008.- с.12¬16.
32. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. - 365 с.
33. Полевой, Б. П. Новое об открытии Камчатки : в 2 ч. / Б. П. Полевой. — Петропавловск-Камчатский : изд-во "Камч. печ. двор", 1997.
34. Прокофьев М.А. Современная общеобразовательная школа на современном этапе./ М.А Прокофьев. М., 1975. С 41.
35. Самойлов В.А. Семён Дежнёв и его время. / В.А. Самойлов. - М.: Главсевморпути, 1945. - 151 с.
36. Сафонов Ф.Г. Ерофей Хабаров: Рассказ о судьбе русского землепроходца. / Ф.Г. Сафонов — Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1983.
37. Сафронов Ф. Г. Ерофей Хабаров / Ф.Г. Сафронов - Хабаровское книжное издательство.: 1982. - 98 с.
38. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2004. 224 с.
39. Сергеев В. И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака // Вопросы истории. — 1959. — № 1.
40. Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. — 2-е изд. — / Р.Г. Скрынников - Новосибирск: Наука, 1986. — 290 с.
41. Словцов П. А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. / П.А. Словцов.— М.: Вече, 2012. — 512 с.
42. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Пособие для учителей и студентов вузов. / М.Т. Студеникин — М.: Владос, 2007. — 80 с.
43. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. / М.Т Студеникин М.: Владос, 2000. — 240 с.
44. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе./ М.Т.Студеникин М.: ВЛАДОС, 2000 - 84 с.
45. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
46. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика: Научное издание ./ А.В .Хуторской. - М.: Издательство УНЦ ДО, 2005. - 222с.
47. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса / А.В.Цыганов , журнал : Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена - 2010. - 1-5 с.
48. Чулков Н. Ерофей Павлов Хабаров. Добытчик и прибыльщик XVII века // Русский архив, 1898. — Кн. 1. — Вып. 2. — С. 177—190.
49. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. / В.В. Шоган - Ростов на/Д: Феникс, 2007. - с. 91-100.
50. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. / В.В. Шоган. - Ростов на Д: Феникс, 2005. - 156 с.