Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы
1.1 Историография деятельности Франклина Делано Рузвельта
1.2 Источники изучения темы: проблемы изучения личности на уроках истории
1.3 Историческая личность: современное состояние методики преподавания
Глава 2. Методика формирования знаний обучающихся об исторической личности
2.1 Методика изучения исторической личности
2.2 Анализ учебно-методического комплекса по теме: проблемы изучения личности на уроках истории
2.3 Сравнительный анализ ФГОС с ГОС
2.4 Самоанализ проведённого урока по изучению личности Франклина Делано Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения.
Происходящие на современном этапе изменения в жизни нашего общества находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач обучения. В преподавании истории долгие десятилетия на первый план выдвигались объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью и бессознательностью исторического процесса. За пределами школьных курсов оставались быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности.
И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной литературе уделялось внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса. Так, недостаточно обращалось внимание на психологическую характеристику исторической личности, почти не рассматривались и не анализировались мотивы и нравственные аспекты её деятельности.
Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как самоценность исторического развития. Это нашло выражение в широко идущем процессе гуманизации всего образования. Так в государственном стандарте исторического образования проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. Поиски путей раскрытия человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями обучающихся, применения адекватных новому содержанию методических приёмов, средств и организационных форм обучения.
Курс всеобщей истории, который обучающиеся изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических
деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. С другой стороны, именно в подростковом возрасте усиливается интерес к другим людям, проявляется стремление понять и оценить их. Таким образом, как материал курса отечественной истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет искать подходы к её решению.
В практике явно недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических личностей:
- не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у обучающихся знаний об исторических личностях;
- учителя истории затрудняются в выборе эффективных приёмов и средств для решения этой проблемы;
- у обучающихся не формируется собственное суждение о той или иной личности и её роли в истории.
Нельзя не отметить, что проблема изучения исторической личности обучающимися всегда находила отражение в работах таких методистов, как Бернадский В.Н, Гора П.В, Горелик В.Б, Донской Г.М, Запорожец Н.И, Карцов В.Г, Лазукова Н.Н, Лейбенгруб П.С, Лернер И.Я, Стражев А.И, Сырейщикова Н.А, и др. Вместе с тем специального методического исследования по проблеме формирования знаний об исторической личности не проводилось. Поэтому, данная работа на мой взгляд актуальна.
Актуальность исследования определяется рядом следующих противоречий:
- между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости;
- между проявлением общей тенденции - единства общего алгоритма изучения личности и создания возможности выбора, от которого зависит своеобразие путей при изучении той или иной личности.
Объектом исследования- является процесс изучения темы " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д Рузвельта: методические аспекты преподавания".
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории в школе в 10 классе".
Цель данной ВКР: провести анализ методических аспектов преподавания темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д. Рузвельта в 10 классе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историографию и источниковую базу при освещении темы: "Проблемы изучения личности" на уроках истории в общеобразовательной школе.
2. Проанализировать учебно-методическую литературу и нормативно правовую базу по теме: "Проблемы изучения личности на уроках истории: методические аспекты преподавания".
3. Рассмотреть основные методические приёмы и средства при изучении данной темы в соответствии с ФГОС.
4. Выработать методическую модель построения урока по данной теме.
Структура выполненной квалификационной работы: работа включает в себя введения, две главы, заключения, списки литературы и источников, приложение.
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях, повысить внимание к ним у обучающихся.
Для решения этой задачи можно использовать социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии, которые станут важными элементами урока.
На различных уроках успешно формируется в сознании обучающихся образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами обучающихся - человек, испытавший взлеты и падения, добивавшийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.
При обучении развивать творческое мышление обучающихся, способность критически анализировать роль исторических деятелей.
Необходимо делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Помогать решать проблемы нравственного выбора.
Способность выявлять неоднозначности моральных оценок исторических личностей.
Вырабатывать умение находить причинно-следственные связи. Воспитывать уважение к исторической личности
Способствовать развитию умения понимать и оценивать поступки исторического деятеля, не отрывая от времени в котором он жил.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.
1. Андреева О. Н. Зарубежный опыт антикризисного управления: «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта [Текст]: Фан-наука / О. Н. Андреева, 2013. - № 4(19).: с. 83-94.
2. Бернс Д. М. Франклин Рузвельт. Человек политик. Roosevelt. The soldier of рмофы freedom [Текст]: Д.М. Бернс.Пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2004.: 622с.
3. Бойко А. Н. Новый курс Ф. Рузвельта как предвестник парадигмальных изменений в системе лнапе капиталистической экономики [Текст]: А.Н. Бойко.Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 9.: с. 11-1
4. Вагин А.А. Методика преподавания истории средней школе [Текст]: А.А. Вагин. М. 1968.: с. 37-45.
5. Вагин А.А. Методика обучения истории школе [Текст]: А.А. Вагин. М. 1972.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России [Текст]: Справочно-методическое пособие для учителей. / Е.Е. Вяземский. М. 1997.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе [Текст] :/ Е.Е Вяземский. М. 1999.
8. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст]: Б. С Гершунский. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. 1998.
9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе [Текст]:/ П.В Гора. М. 1988.
10. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Кур Калининград [Текст]: О.С. Гребенюк. 1996
11. Гэлбрейт Дж. К. Великий крах 1929 года [Текст]: Дж. К. Гэлбрейт; пер. англ. С. Э. Борич. - Минск: Попурри, 2009. - 256с.
12. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах [Текст]: Г.Н Дайри. М. 1966.
13. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории [ текст]: Г. Н. Дайри. 1969.
14. Далин В.Л. Современные требования к уроку истории [Текст]: В. Л. Далин. М. 1978.
15. Ежова С.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе [Текст]: С. А. Ежова. М. 1986.
16. Зинн Г. Народная история США [Текст]: Г. Зинн. с 1492 года до наших дней / пер.: Г. П. Бляблин и др. Загл. и авт. ориг.: A people's history of the United States / Howard Zinn - М.: Весь Мир, 2006. - 878с.
17. Иванов С. В "Война с бедностью" Ф. Д. Рузвельта [Текст]: Социал. программы "нового курса" в США / С. В. Иванов.— Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1989.: 148с.
18. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе [Текст]: пособие для учителя к учебнику/ Л.А. Кацвы А.Л. Юрганова «История России. VIII-XV вв.». М. 1997.
19. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона», 1919-1929 [Текст]: А. Каспи. Пер. Л. Матяш. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008. - 329с. - Загл. и ориг.: Les Etats-Unis au temps de la prosparite, 1919-1929 / Andre Kaspi
20. Клемешева М.А., Ильина М.В., Романь Г.П. Очерки истории края [Текст]:/ Методическое пособие для учителей начальной и основной школы. Калининград, 1998.
21. Лан В. История США от первой мировой до второй мировой войны [Текст]: В. Лан. - М.: ОГИЗ, 1947. - 483с
22. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории [Текст]: П. С. Лейбенгруб М., 1960.
23. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории [Текст]: Я. И Лернер, 1968.
24. Лернер И.Я. Проблемное обучение[Текст]: И.Я Лернер М.: 1974.
25. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: [Текст]: Пособие для учителей М.: 1982.
26. Мальков В.Л., Наджафов Д. Г. Америка на перепутье 1929-1938 [Текст]: В. Л Мальков, В. Л. Мальков. - М.: Наука, 1967. - 228с.
27. Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика [Текст]: В. Л. Мальков. - М.: Наука, 1973.: 383 с.
28. Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки [Текст]: В. Л. Мальков. - М.: Мысль, 1988. - 350с.
29. Найденова Е. М. Рузвельт, Кейнс Великая депрессия [Текст]: Е. М Найденова. Terra Economicus - 2013. - № 4.: с. 36-43.
30. Наймушин В. Г. Уроки Великой депрессии для современной России [Текст]: В. Г Наймушин Terra Economicus - 2009. - № 2.: с. 42-49.
31. Новый взгляд на историю США [Текст]: Редкол.: Б. М. Шпотов и др.. - М.: Наука, 1993.: 223 с.
32. Пороховский лисе А. А. Рыночное развитие государство: взгляд России на американский опыт [текст]: США: экономика, политика, идеология. - 1995. - №4.: с. 15-24.
33. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования: история и современность [Текст]: З. И Равкин М. 1996.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Г. К Селевко М. 1998.
35. Селигмен Б. Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории: перевод английского [Текст]: Б. Селигмен; общ. ред. и С. Н. Вишневского. - М.: Прогресс, 1976. - 452, - Пер. изд.: The potentates: Business and Businessmen in American History / B. Seligman. - New
York, 1971
36. Сивачев иныхН. В. США: государство рабочий класс (от образования США надок до окончания второй мировой войны) [Текст]: Н. В. Сивачев. - М.: Мысль, 1982. - 343с.
37. Согрин В. В. Три ключевые проблемы в исследовании истории Нового курса Рузвельта [Текст]: В.В Согрин Новая и новейшая история. - 2007. - №5.: с. 3-14
38. Уткин А. И. Рузвельт [Текст]: А. И. Уткин. - М.: Логос, 2005.: 544
с.
39. Фалюшина Л. И. Предупреждающее кризис государственное управление. Возможно оно? [Текст]: Л. И Фалюшина. Известия Иркутской государственной экономической академию. - 2009. - № 4.: с.8 -12
40. Фолсом эихт Б.. Новый курс, или кривая дорожка?: как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию [Текст]: Б. Фолсом; с англ.; А. Плисецкая; науч. ред.: А . Кудряев; Фонд: Либеральная миссия. - М.: Мысль, 2012. 351с. - Загл. и авт. ориг.: New deal or raw deal?: how FDR's Economic Legacy Has Damaged America / Burton W. Folsom, Jr.
41. Шовтак дву ми В. Б. Становление системы ечиан государственного регулирования никвар экономики США (1933-1945 гг.) [Текст]: В. Б. Шовтак. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004.: 302 с.
42. Шлезингер А. М. Циклы американской истории [Текст]: Пер. с англ. П. А. Развина, Е. И. Бухаревой; Заключит. ст. В. И. Терехова - М.: Прогресс, Прогресс-академия, 1992.: 687 с.
43. Яковлев Н. Н. Франклин Делано Рузвельт - человек и политик [Текст]: Н. Н. Яковлев.- 5-е изд. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.: 592с.
44. Яковлев оэ пух Н. Н. Франклин Рузвельт: утосиев человек и политик: ипрнеамл новое прочтение [Текст]: Н. Н. Яковлев. - М.: рвпсао Международные отношения, 1981.:416с.
Учебная литература
1. Российский учебник: восеын Каталог-справочник [Текст]: В 2 ч. Под ажвинмы ред. М.Р. Леонтьевой. М.: 1996.
2. История бгщеоСША: В 4х томах [Текст]: Гл. редактор етзавьлйонГ.Н. Севостьянов. М.: Наука, 1985. - Т.З.: 671с.
3. История веотясакСША: учеб гчроинювястапособие для токчрсиестуд. вузов под утмсхвныеред. Э. А. Иваняна [Текст]: 2-е изд., испр.. - М.: Дрофа, 2006.: 571 с.
4. История США: учеб. пособие под чанлеред. Б. Д. Козенко, Г . Н [Текст]: Севостьянов. - Самара: СОИПКРО, 1994.: 479 с.
5. Новейшая история США: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» [Текст]: Н. В. Сивачев, Е. Ф. Языков. - М.: Высшая школа, 1980.: 383 с.
6. Яковлев Н. Н. Новейшая история США : (1917-1960) [Текст]: Н. Н. Яковлев. - М.: Соцэкгиз, 1961.: 624 с.
Источники
Источники документального характера.
1. Нигматуллин Р.Ш. Практикум по теме "Новый курс Ф.Рузвельта (1933-1939гг.)":учеб. пособие [Текст]:/ Р. Ш. Нигматуллин;КГПУ.—4-е изд..— Казань: ГранДан, 1999.: 31 с.
2. Хрестоматия по новейшей истории. Т.1, 1917-1939: в 3т.:
документы и материалы/ под ред.: Б. Г. Гафурова [и др.] [Текст]:/ М.: Изд-во социал.-эконом.лит., 1960.: 927 с.
Источники личного происхождения
1. Рузвельт Ф. Д. Беседы у камина [Текст]:/ Пер. А. Б. Шаракшанэ. - М.: ИТРК, 2003.: 406 с.
2. Рузвельт Э. Его глазами [Текст]:/ Пер. с англ. А. Д. Гуревича и Д.
Э. Куниной. - 2-е изд., доп.. - М.: АСТ: Астрель, 2003.: 284 с.
Статьи
1. Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) [Текст]/ Л. Н Алексашкина. История. 1996. №42, 43.
2. Бацын В.К. О реформе исторического обществоведческого образования в современной российской школе [текст]/ В. К Бацын. Преподавание истории в школе. 1997. № 8.
3. Безрогое В.Г. и др. Учебная литература по истории: современное состояние и перспективы [Текст]/ В. Г Безрогов. История. 1997. № 11.
4. Богоявленский Б., Митрофанов К. История: во-первых, во-вторых, в- третьих [Текст]/ История. 1994. № 27.
5. Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) [Текст]/ История. 1997. № 2.
6. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции [Текст]/ История. 1997. № 26.
7. Вяземский Е.Е. На пути к новой Европе. О международном сотрудничестве в области преподавания истории и обществознания [Текст]/ Граждановедение: Приложение к «Учительской газете». 1997. № 44.
8. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме [Текст]/ Мое Отечество. 1997. № 1.
9. Вяземский Е.Е. О проблемах экспертизы учебной литературы по истории [Текст]/ Е. Е Вяземский. Преподавание истории в школе. 1998. № 6.
10. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной российской школе [Текст]/ Е. Е Вяземский. Мое отечество. 1998. № 4.
11. Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра: Обзор проблем и контуры решений [Текст]/ А. Ю Головатенко История. 1997. № 7.
12. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1999. №2.
13. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1997. № 1.
14. МейтлэнД С. Совет Европы и историческое образование [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1995. №2 7.
15. О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1999. №26.
16. Стрелова О.Ю. Регионализация исторического образования: средство распада или объединения? [Текст]/ Мое Отечество. 1998. №3.
17. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования [текст]/ История. 1994. № 45. 55
18. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории [Текст]/ Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996.
19. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1999. №21.
20. Умбражко К. Развитие творческого мышления на уроках истории [Текст]/ Преподавание истории в школе. 1996. № 2.
21. Богданов А.П. Российская история до Петровских времён. 10-11 кл [Текст]:/ М., 1996.
22. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX в. [Текст]:/ 10 кл М., 1997.
23. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории. [Текст]/ 4-5 кл. М., 1996.
24. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. [Текст]/ 10-11 кл. М., 1996.
25. ГоДер Г.И. Задания для самостоятельной работы по истории [Текст]/ 5 кл. М., 1995.
26. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век [Текст]/ 9 кл. М.,1995.
27. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век [Текст]/ Ч. 1-2. 10-11 кл. М., 1996.
28. Дмитренко В.П. и др. История Отечества. XX век [Текст]/ 11 кл. М.,1996.
29. Журавлёв В.В., Доброхотов Л.Н., Колодёжный В.Н. История современной России[Текст]/ В. В Журавлев М., 1995.
30. Попов И.Н. Российская цивилизация [Текст]/ И. Н Попов М., 1995.
31. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. 6 кл [Текст]/ Л. А Кацва М., 1997.
32. Китенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных:
33. Задачник. 5-11 кл. М., 1996.
34. Кириллов В. От СССР к России. М., 1996.
35. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества [Текст]/ 10-11 кл. М.,1996.
36. КреДер А.А. Новейшая история [Текст]:/ А. А Кредер 9 кл. М., 1995.
37. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. В 2 ч. М., 1978.
38. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов. Учебное пособие. Калининград, 1998.
39. Программно-методические материалы. История 5-9 классы. М., 1999.
40. Программно-методические материалы. История 10-11 классы. М.,[текст] 1999.
41. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. 6-7 кл. М., 1996.
42. Петрова Н. Древний Восток [Текст]/ Н Петрова М., 1996.
43. Петрова Н. Древние Греция и Рим [Текст]:/ М., 1996.
44. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории [Текст]/ Г. М Плотник 10-11 кл. М.,1995.
45. Пунский В.О., Юдовская А.Я. Новая история [ Текст]/ В. О Пунский 9 кл. М., 1995.
46. Саплина Е., Саплин А. Путешествие в историю [Текст]:/ Е Саплина М., 1995.
47. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в [Текст]/ А. Н Сахаров 10 кл. М., 1997.
48. Сороко-Цюпа О.С. и др. Мир в XX веке [Текст]/ О. С Сороко-Цюпа 11 кл. М., 1996.
49. Трубаров А., Федоренко А. Рабочая тетрадь к учебнику А. Кредера «Новейшая история» [Текст]/ А Трубаров В 2 ч. М.,1994.
50. Трухина Н.Н. История Древней Греции [Текст]:/ Н. Н Трухина М.,1996.
51. Фураев В.К. Новейшая история [Текст]/ В. К Фураев 1917-1939. М., 1991.
52. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций [Текст]/ В. М Хачатурян 10-11 кл. М.,1997. 57