Методика изучения личности на уроках истории на примере Франклина Делано Рузвелта
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы
1.1 Историография деятельности Франклина Делано Рузвельта
1.2 Источники изучения темы: проблемы изучения личности на уроках истории
1.3 Историческая личность: современное состояние методики преподавания
Глава 2. Методика формирования знаний обучающихся об исторической личности
2.1 Методика изучения исторической личности
2.2 Анализ учебно-методического комплекса по теме: проблемы изучения личности на уроках истории
2.3 Сравнительный анализ ФГОС с ГОС
2.4 Самоанализ проведённого урока по изучению личности Франклина Делано Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы
1.1 Историография деятельности Франклина Делано Рузвельта
1.2 Источники изучения темы: проблемы изучения личности на уроках истории
1.3 Историческая личность: современное состояние методики преподавания
Глава 2. Методика формирования знаний обучающихся об исторической личности
2.1 Методика изучения исторической личности
2.2 Анализ учебно-методического комплекса по теме: проблемы изучения личности на уроках истории
2.3 Сравнительный анализ ФГОС с ГОС
2.4 Самоанализ проведённого урока по изучению личности Франклина Делано Рузвельта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения.
Происходящие на современном этапе изменения в жизни нашего общества находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач обучения. В преподавании истории долгие десятилетия на первый план выдвигались объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью и бессознательностью исторического процесса. За пределами школьных курсов оставались быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности.
И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной литературе уделялось внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса. Так, недостаточно обращалось внимание на психологическую характеристику исторической личности, почти не рассматривались и не анализировались мотивы и нравственные аспекты её деятельности.
Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как самоценность исторического развития. Это нашло выражение в широко идущем процессе гуманизации всего образования. Так в государственном стандарте исторического образования проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. Поиски путей раскрытия человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями обучающихся, применения адекватных новому содержанию методических приёмов, средств и организационных форм обучения.
Курс всеобщей истории, который обучающиеся изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических
деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. С другой стороны, именно в подростковом возрасте усиливается интерес к другим людям, проявляется стремление понять и оценить их. Таким образом, как материал курса отечественной истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет искать подходы к её решению.
В практике явно недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических личностей:
- не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у обучающихся знаний об исторических личностях;
- учителя истории затрудняются в выборе эффективных приёмов и средств для решения этой проблемы;
- у обучающихся не формируется собственное суждение о той или иной личности и её роли в истории.
Нельзя не отметить, что проблема изучения исторической личности обучающимися всегда находила отражение в работах таких методистов, как Бернадский В.Н, Гора П.В, Горелик В.Б, Донской Г.М, Запорожец Н.И, Карцов В.Г, Лазукова Н.Н, Лейбенгруб П.С, Лернер И.Я, Стражев А.И, Сырейщикова Н.А, и др. Вместе с тем специального методического исследования по проблеме формирования знаний об исторической личности не проводилось. Поэтому, данная работа на мой взгляд актуальна.
Актуальность исследования определяется рядом следующих противоречий:
- между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости;
- между проявлением общей тенденции - единства общего алгоритма изучения личности и создания возможности выбора, от которого зависит своеобразие путей при изучении той или иной личности.
Объектом исследования- является процесс изучения темы " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д Рузвельта: методические аспекты преподавания".
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории в школе в 10 классе".
Цель данной ВКР: провести анализ методических аспектов преподавания темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д. Рузвельта в 10 классе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историографию и источниковую базу при освещении темы: "Проблемы изучения личности" на уроках истории в общеобразовательной школе.
2. Проанализировать учебно-методическую литературу и нормативно правовую базу по теме: "Проблемы изучения личности на уроках истории: методические аспекты преподавания".
3. Рассмотреть основные методические приёмы и средства при изучении данной темы в соответствии с ФГОС.
4. Выработать методическую модель построения урока по данной теме.
Структура выполненной квалификационной работы: работа включает в себя введения, две главы, заключения, списки литературы и источников, приложение.
И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной литературе уделялось внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса. Так, недостаточно обращалось внимание на психологическую характеристику исторической личности, почти не рассматривались и не анализировались мотивы и нравственные аспекты её деятельности.
Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как самоценность исторического развития. Это нашло выражение в широко идущем процессе гуманизации всего образования. Так в государственном стандарте исторического образования проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. Поиски путей раскрытия человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями обучающихся, применения адекватных новому содержанию методических приёмов, средств и организационных форм обучения.
Курс всеобщей истории, который обучающиеся изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических
деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. С другой стороны, именно в подростковом возрасте усиливается интерес к другим людям, проявляется стремление понять и оценить их. Таким образом, как материал курса отечественной истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет искать подходы к её решению.
В практике явно недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических личностей:
- не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у обучающихся знаний об исторических личностях;
- учителя истории затрудняются в выборе эффективных приёмов и средств для решения этой проблемы;
- у обучающихся не формируется собственное суждение о той или иной личности и её роли в истории.
Нельзя не отметить, что проблема изучения исторической личности обучающимися всегда находила отражение в работах таких методистов, как Бернадский В.Н, Гора П.В, Горелик В.Б, Донской Г.М, Запорожец Н.И, Карцов В.Г, Лазукова Н.Н, Лейбенгруб П.С, Лернер И.Я, Стражев А.И, Сырейщикова Н.А, и др. Вместе с тем специального методического исследования по проблеме формирования знаний об исторической личности не проводилось. Поэтому, данная работа на мой взгляд актуальна.
Актуальность исследования определяется рядом следующих противоречий:
- между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости;
- между проявлением общей тенденции - единства общего алгоритма изучения личности и создания возможности выбора, от которого зависит своеобразие путей при изучении той или иной личности.
Объектом исследования- является процесс изучения темы " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д Рузвельта: методические аспекты преподавания".
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории в школе в 10 классе".
Цель данной ВКР: провести анализ методических аспектов преподавания темы: " Проблемы изучения личности на уроках истории на примере Ф.Д. Рузвельта в 10 классе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историографию и источниковую базу при освещении темы: "Проблемы изучения личности" на уроках истории в общеобразовательной школе.
2. Проанализировать учебно-методическую литературу и нормативно правовую базу по теме: "Проблемы изучения личности на уроках истории: методические аспекты преподавания".
3. Рассмотреть основные методические приёмы и средства при изучении данной темы в соответствии с ФГОС.
4. Выработать методическую модель построения урока по данной теме.
Структура выполненной квалификационной работы: работа включает в себя введения, две главы, заключения, списки литературы и источников, приложение.
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях, повысить внимание к ним у обучающихся.
Для решения этой задачи можно использовать социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии, которые станут важными элементами урока.
На различных уроках успешно формируется в сознании обучающихся образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами обучающихся - человек, испытавший взлеты и падения, добивавшийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.
При обучении развивать творческое мышление обучающихся, способность критически анализировать роль исторических деятелей.
Необходимо делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Помогать решать проблемы нравственного выбора.
Способность выявлять неоднозначности моральных оценок исторических личностей.
Вырабатывать умение находить причинно-следственные связи. Воспитывать уважение к исторической личности
Способствовать развитию умения понимать и оценивать поступки исторического деятеля, не отрывая от времени в котором он жил.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.
Для решения этой задачи можно использовать социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии, которые станут важными элементами урока.
На различных уроках успешно формируется в сознании обучающихся образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами обучающихся - человек, испытавший взлеты и падения, добивавшийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.
При обучении развивать творческое мышление обучающихся, способность критически анализировать роль исторических деятелей.
Необходимо делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Помогать решать проблемы нравственного выбора.
Способность выявлять неоднозначности моральных оценок исторических личностей.
Вырабатывать умение находить причинно-следственные связи. Воспитывать уважение к исторической личности
Способствовать развитию умения понимать и оценивать поступки исторического деятеля, не отрывая от времени в котором он жил.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.



