ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8
1.1. Коммуникативные умения как научная категория 8
1.2. Игровые технологии и их роль в развитии детей старшего дошкольного
возраста 17
1.3. Актуальные проблемы использования игровых технологий в целях
совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 26
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
2.1. Экспериментальное исследование, описание выборки и методик
исследования, его результаты 34
2.2. Описание формирующего эксперимента и его результаты 41
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по формированию
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий 45
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы исследования. Данное исследование посвящено весьма актуальной теме - совершенствованию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Ее актуальность обосновывается следующими аргументами.
Коммуникативные умения являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные умения отражают способность правильно
ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участвовать в нем, что достигается с помощью лингвистических знаний, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества. Коммуникативные умения формируются у человека с детства, и происходит это в процессе социализации ребенка. Все коммуникативные умения в системе образуют коммуникативную компетенцию. Понятие коммуникативной компетенции характеризует уровень мастерства человека в межличностном общении и основывается на психологических знаниях о себе и о других [18]. Сказанное убедительно аргументирует большую роль коммуникативных умений для человека вне зависимости от его возраста.
Для детей коммуникативные умения важны по той причине, составляющие их навыки характеризуют уровень общего развития дошкольника и уровень его социализации. Коммуникативные умения в этом случае выступают и как результат прохождения некоторого пути социализации, и как необходимое условие дальнейшей социализации. Не овладев основными коммуникативными навыками и умениями, ребенок не может перейти на следующие ступени развития. Недостаточное же владение такими навыками и умениями является одним из факторов, осложняющих не только обычное общение ребенка, но и его учебную деятельность, в том числе, и учебную деятельность в школе.
Процесс формирования и совершенствования коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, обычный процесс, обязательно происходящий в жизни любого человека на определенном этапе. С другой стороны, это очень сложный процесс, зависящий во многом от педагогов, родителей (или иных лиц, их заменяющих), в целом от окружения ребенка.
Коммуникативные умения не формируются лишь сами по себе. В большей мере они являются результатом реализации целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком. Также формирование коммуникативных умений зависит от особенностей личности, окружающего коллектива дошкольного учреждения, внутрисемейных взаимоотношений. Все перечисленное определяет сложность процесса формирования коммуникативных умений, наличие проблем в этой области. Поэтому процесс формирования коммуникативных умений требует постоянного анализа, поиска проблем, мер по выработке средств решения этих проблем. В данном исследовании проблемы формирования коммуникативных умений связаны с использованием игровых технологий.
Сами игровые технологии являются эффективным психологопедагогическим средством формирования и совершенствования коммуникативных умений. Но их практическое применение сопряжено с разными проблемами. Сложной проблемой является подбор наиболее эффективных игровых средств среди их большого разнообразия. Помимо этого, каждый этап развития дошкольников отличается некоторыми особенностями, что обязывает педагогов использовать разные игровые технологии для детей разных возрастов. Эта задача усложняется с учетом постоянного развития педагогики и психологии, появления новых игровых технологий. В современном мире постепенно начинает приобретать актуальность проблема введения в педагогический процесс информационных технологий....
Коммуникативные умения являются важнейшей составляющей, определяющей возможности общения человека, также возможности его развития. При этой, как правило, коммуникативные умения рассматриваются в качестве элементов коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция является общепризнанной
характеристикой. Ей уделено большое внимание в российской психологии, педагогике и социологии, но единой позиции, определяющей содержание коммуникативной компетенции, не выработано. Проблема, главным образом, заключена в определении соотношения между понятиями «компетентность» и «компетенция»: на этот счет есть разные подходы, в рамках которых данные понятия рассматриваются либо как идентичные и взаимозаменяемые, либо компетентность определяется как более широкое понятие, а компетенция - как одна из составляющих компетентности. Полагаем, что правильным нужно считать второй вариант. Таким образом, коммуникативная компетенция - это система знаний, умений и качеств человека, которые позволяют ему с помощью языковых и других средств общаться и иным образом эффективно взаимодействовать с другими индивидами в рамках социальных норм, действующих в обществе и группе.
Игровые технологии включают систему специальных приемов организации учебного процесса, направленных на эффективное использование игр и достижение определенных образовательных целей. Значение игровых технологий признается всеми психологами и педагогами, а также и государством, предусмотревшим в рамках ФГОС игру как одну из ведущих форм образования и воспитания детей.
Игровые технологии по своему содержанию включают обширную группу приемов организации процесса обучения. Для игровых технологий характерен важный признак - наличие четко определенной цели, направленной на достижение соответствующего результата, а также соблюдение определенных принципов. Среди основных выделяют принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности; принцип адекватности используемого предметного содержания; принцип интерактивности.
Постоянно совершенствующиеся технологии и методики организации воспитательного процесса требуют от педагогов постоянного повышения своего профессионального мастерства, обогащения практики опытом применения новых технологий и методик. Но часто возможности практического внедрения новых технологий ограничены финансовыми возможностями дошкольного учреждения. Современные тенденции образования выражаются во все более раннем развитии и внедрении информационных технологий в учебный и воспитательный процесс. Но российские реалии ограничивают возможности широкого использования последних достижений науки.
Эмпирическая часть данного исследования была проведена с участием воспитанников детского сада г. Ачинска.
Цель данного эмпирического исследования заключалась в изучении коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста и совершенствования этой компетенции посредством игровых технологий. Были применены две методики: Методика изучения коммуникативных умений Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, и Методика вербального выбора «День рождения» Г.П. Авдуловой и Г.Р. Хузеевой.
Выборку составили воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения численностью 16 чел.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень владения коммуникативными умениями в целом по группе приемлемый. Но у 25% воспитанников имелись явные признаки недостаточного владения коммуникативными умениями.
После того, как констатирующий этап исследования был выполнен, в течение двух недель проводился формирующий эксперимент. В ходе него организовывались разные игры по развитию коммуникативных умений.
По истечении двух недель проводился контрольный эксперимент, нацеленный, главным образом, на выявление возможных изменений. Повторная диагностика показала положительные изменения, хотя и незначительные. С учетом того, что период формирующего эксперимента был относительно коротким, результаты положительного влияния целенаправленных игровых мероприятий на коммуникативные умения можно считать более чем убедительными.
В результате можно сделать вывод, что гипотеза исследования о том, что игровые технологии являются наиболее эффективным средством совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265.
2. Абричкина М.Е. Развивающая игра как средство эмоционально
познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей
международной научно-практической конференции 21 апреля 2014 г. / Отв. ред. А.А.Сукиасян. -Уфа: Аэтерна, 2014. С. 3-5.
3. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 59. С. 13-22.
4. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная
компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. - М.:
Прометей, 2013.
5. Айзенбарт М.М. Формирование социально-коммуникативной компетенции старшиз дошкольников // Социосфера. 2014. № 1. С. 198-202.
6. Андреева И.А., Темербекова А.А. Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в условиях внедрения нового ФГОС ДО // Информация и образование: границы коммуникаций.
2014. № 6 (14). С. 40-41.
7. Борисова А.Н. Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 158-164.
8. Букина Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. 2016. С. 233-235.
9. Варенина Л.П. Технология игры // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук 2015. № 1-2. С. 66-68.
10. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как
иностранного. - М.: Русский язык, 1984. - 144 с.
11. Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования.
2015. № 4. С. 46.
12. Губанова Л.В. Использование игровых технологий в
коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста // Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. Материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: «Федеральный
институт развития образования», 2013. С. 83-88.
13. Гуркова М.В. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством организации игрового взаимодействия // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 204-206.
14. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М. : Исследовательский центр семьи и детства, 1996. - 52 с.
15. Долинина И.Г., Бороненкова Л.С. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3....43