Возможности стратегии смыслового чтения в процессе преподавания русского языка как иностранного
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. 9
1.1. Истоки стр атегии смыслового чтения 9
1.2. Понятие «смысловое чтение» в современной методической науке 13
1.3. Этапы и приемы работы с текстом в стратегии смыслового чтения .... 23
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ 40
2.1. Анализ учебной литературы 40
2.2. Приемы смыслового чтения в обучении РКИ студентов (А1-А2) 51
2.2.1. Использование стратегии смыслового чтения на занятиях РКИ со
студентами из Египта ур овня владения языком А2 51
2.2.2. Использование пр иема «Ромашка Блума» на занятиях РКИ 54
2.2.3. Приемы пр едтекстовой деятельности стр атегии смыслового чтения
в процессе обучения иностранных студентов 56
2.2.4. Приемы текстовой деятельности стратегии смыслового чтения в
пр оцессе обучения иностр анных студентов 60
2.2.5. Приемы послетекстовой деятельности в процессе обучения
иностр анных студентов 64
2.3 Методическая разработка занятия РКИ с использованием стратегии
смыслового чтения по теме «Жизнь и творчество В.П. Астафьева» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. 9
1.1. Истоки стр атегии смыслового чтения 9
1.2. Понятие «смысловое чтение» в современной методической науке 13
1.3. Этапы и приемы работы с текстом в стратегии смыслового чтения .... 23
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ 40
2.1. Анализ учебной литературы 40
2.2. Приемы смыслового чтения в обучении РКИ студентов (А1-А2) 51
2.2.1. Использование стратегии смыслового чтения на занятиях РКИ со
студентами из Египта ур овня владения языком А2 51
2.2.2. Использование пр иема «Ромашка Блума» на занятиях РКИ 54
2.2.3. Приемы пр едтекстовой деятельности стр атегии смыслового чтения
в процессе обучения иностранных студентов 56
2.2.4. Приемы текстовой деятельности стратегии смыслового чтения в
пр оцессе обучения иностр анных студентов 60
2.2.5. Приемы послетекстовой деятельности в процессе обучения
иностр анных студентов 64
2.3 Методическая разработка занятия РКИ с использованием стратегии
смыслового чтения по теме «Жизнь и творчество В.П. Астафьева» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Жизнь в эпоху широкого использования информационных технологии определяет необходимость качественной обработки и усвоения полученной информации, поэтому так важно уделять внимание формированию навыков осмысленного чтения.
Смысловое чтение - это чтение, цель которого заключается в том, чтобы читающий понял смысловое содержание текста, а также мог самостоятельно делать выводы и использовать полученную информацию в дальнейшем. Стратегия смыслового чтения не только влияет на качество чтения, но и делает учебное занятие интересным, наполненным, запоминающимся.
Важность использования данной стратегии очевидна не только пр актикующим педагогам, но и признана на государственном ур овне, что отражается во ФГОС.
Стратегия смыслового чтения, зародившаяся в методике преподавания в звене начального образования, давно уже покинула столь тесные рамки и имеет применение как в звене среднего образования, так и высшего образования при обучении различным дисциплинам.
Смысловое чтение имеет непосредственное влияние на уровень читательской грамотности. По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2018), школьники России занимают только 31 место в мировом рейтинге. При работе с иностранными обучающимися тоже возникает проблема в обучении чтению текстов: иностранцы часто не могут сразу понять смысл прочитанного, для них важно просто прочитать текст, не стараясь прочитать каждое слово верно. Они торопятся, читают не для того, чтобы усвоить смысловое содержание текста, а для того, чтобы просто воспроизвести буквы, написанные на бумаге. Студенты часто не пр оявляют заинтер есованности в том, чтобы полностью понять текст, самостоятельно не пр едпринимают попыток разобраться в смысловой организации пр едставленной текстовой информации. Поэтому тр ебуется использовать стр атегии смыслового чтения для качественной работы с текстом на уроках РКИ. С этим и связана актуальность данного исследования.
Из вышесказанного следует вопрос: как стратегия смыслового чтения поможет повысить эффективность обучения русскому языку как иностранному?
Целью работы является изучение инструментальных возможностей стратегии смыслового чтения в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотр еть понятие смыслового чтения;
2. Обозначить методы и приемы стратегии смыслового чтения;
3. Проанализировать современные учебные пособия на предмет возможности их использования в стратегии смыслового чтения
4. Представить результаты практического применения стратегии смыслового чтения на занятиях РКИ.
Объект исследования: стратегия смыслового чтения (технологии и методики её реализации).
Предмет исследования: процесс преподавания русского как иностранного посредством стратегии смыслового чтения.
Методы исследования: анализ методической и научной литературы, систематизация материалов, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что стратегия смыслового чтения ещё недостаточно изучена как методический инструмент пр еподавания русской литературы и русского языка для иностранных обучающихся.
Теоретической базой исследования явились работы таких педагогов, как В.Г. Апальков [Апальков, 2014], К.А Вознесенский, А.А Васильева [Вознесенский, Васильева, 2018], К.Д. Ушинский [Ушинский, 1864]; лингвистов: Ф. И. Буслаев [Буслаев, 1867], методистов: 3.И Клычникова [Клычникова, 1975], Л. А. Мосунова [Мосунова, 2011], Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева [Пранцова, Романичева, 2015], Н.Н. Сметанникова [Сметанникова, 2020] и др.
Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные результаты при дальнейших исследованиях, при разработке уроков для иностранных студентов высшего и среднеспециального звена, факультативных занятий, элективных курсов.
Магистерская работа включает в себя следующие разделы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе охарактеризованы базовые для работы термины, определены основные теоретические положения.
Вторая глава носит исследовательский характер и содержит методические разработки для иностранных обучающихся.
Результаты магистерской диссертации прошли апробацию в различных формах (выступления с докладами в следующих научных конференциях и форумах международного уровня):
1. I Международный научно-педагогический форум, посвященный 80- летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, доклад «Использование стратегии смыслового чтения на уроках РКИ для студентов из Египта уровня владения языком А2», Красноярск, 02-04 февраля 2022 года;
2. XXIII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и школьников, доклад «Использование приема "Ромашка Блума" в образовательной практике (обзор исследований)» Красноярск, 25 апреля 2022 года;
3. Научно-практическая конференция «Китайский язык и культура в современном мире», доклад «Опыт использования приёма «ромашка Блума» на занятии РКИ», Красноярск, 2022
4. III Международная научно-практическая конференция «Динамические процессы в языке и языковой картине мира» в рамках Международного научно-образовательного форума «Система педагогического образования - ресурс развития общества», доклад «Стратегия смыслового чтения: традиционные истоки современной педагогической технологии», Красноярск, 28 октября 2022 года
5. III Международная научно-практическая конференция «Воропановские чтения» в рамках Международного научно-образовательного форума «Система педагогического образования - ресурс развития общества», доклад «Опыт использования приема «Ромашка Блума» на занятии РКИ», Красноярск, 11-12 ноября 2022 года.
6. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» в рамках XXIV Международный научно-практический форум студентов, аспир антов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», доклад «Приемы послетекстовой деятельности в процессе обучения иностранных студентов (возможности стратегии смыслового чтения)», Красноярск, 19 апреля 2023 года.
Были также подготовлены следующие научные публикации в сборниках конференций:
1. Терентьева О.И. Использование стратегии смыслового чтения на уроках РКИ для студентов из Египта уровня владения языком А2 / О. И. Терентьева // Интеграция медицинского и фармацевтического обр азования, науки и пр актики : Сборник статей I Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, 02-04 февраля 2022 года / Гл. редактор И.А. Соловьева. - Красноярск, 2022. - С. 76-80. - EDN NYGCAI.
2. Терентьева О.И. Использование приема "Ромашка Блума" в обр азовательной практике (обзор исследований) / О. И. Терентьева // Актуальные проблемы совр еменной филологии : материалы XXIII Международной научно-практической конфер енции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. - С. 123-126. - EDN ZSNMFU....
Смысловое чтение - это чтение, цель которого заключается в том, чтобы читающий понял смысловое содержание текста, а также мог самостоятельно делать выводы и использовать полученную информацию в дальнейшем. Стратегия смыслового чтения не только влияет на качество чтения, но и делает учебное занятие интересным, наполненным, запоминающимся.
Важность использования данной стратегии очевидна не только пр актикующим педагогам, но и признана на государственном ур овне, что отражается во ФГОС.
Стратегия смыслового чтения, зародившаяся в методике преподавания в звене начального образования, давно уже покинула столь тесные рамки и имеет применение как в звене среднего образования, так и высшего образования при обучении различным дисциплинам.
Смысловое чтение имеет непосредственное влияние на уровень читательской грамотности. По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2018), школьники России занимают только 31 место в мировом рейтинге. При работе с иностранными обучающимися тоже возникает проблема в обучении чтению текстов: иностранцы часто не могут сразу понять смысл прочитанного, для них важно просто прочитать текст, не стараясь прочитать каждое слово верно. Они торопятся, читают не для того, чтобы усвоить смысловое содержание текста, а для того, чтобы просто воспроизвести буквы, написанные на бумаге. Студенты часто не пр оявляют заинтер есованности в том, чтобы полностью понять текст, самостоятельно не пр едпринимают попыток разобраться в смысловой организации пр едставленной текстовой информации. Поэтому тр ебуется использовать стр атегии смыслового чтения для качественной работы с текстом на уроках РКИ. С этим и связана актуальность данного исследования.
Из вышесказанного следует вопрос: как стратегия смыслового чтения поможет повысить эффективность обучения русскому языку как иностранному?
Целью работы является изучение инструментальных возможностей стратегии смыслового чтения в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотр еть понятие смыслового чтения;
2. Обозначить методы и приемы стратегии смыслового чтения;
3. Проанализировать современные учебные пособия на предмет возможности их использования в стратегии смыслового чтения
4. Представить результаты практического применения стратегии смыслового чтения на занятиях РКИ.
Объект исследования: стратегия смыслового чтения (технологии и методики её реализации).
Предмет исследования: процесс преподавания русского как иностранного посредством стратегии смыслового чтения.
Методы исследования: анализ методической и научной литературы, систематизация материалов, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что стратегия смыслового чтения ещё недостаточно изучена как методический инструмент пр еподавания русской литературы и русского языка для иностранных обучающихся.
Теоретической базой исследования явились работы таких педагогов, как В.Г. Апальков [Апальков, 2014], К.А Вознесенский, А.А Васильева [Вознесенский, Васильева, 2018], К.Д. Ушинский [Ушинский, 1864]; лингвистов: Ф. И. Буслаев [Буслаев, 1867], методистов: 3.И Клычникова [Клычникова, 1975], Л. А. Мосунова [Мосунова, 2011], Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева [Пранцова, Романичева, 2015], Н.Н. Сметанникова [Сметанникова, 2020] и др.
Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные результаты при дальнейших исследованиях, при разработке уроков для иностранных студентов высшего и среднеспециального звена, факультативных занятий, элективных курсов.
Магистерская работа включает в себя следующие разделы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе охарактеризованы базовые для работы термины, определены основные теоретические положения.
Вторая глава носит исследовательский характер и содержит методические разработки для иностранных обучающихся.
Результаты магистерской диссертации прошли апробацию в различных формах (выступления с докладами в следующих научных конференциях и форумах международного уровня):
1. I Международный научно-педагогический форум, посвященный 80- летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, доклад «Использование стратегии смыслового чтения на уроках РКИ для студентов из Египта уровня владения языком А2», Красноярск, 02-04 февраля 2022 года;
2. XXIII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и школьников, доклад «Использование приема "Ромашка Блума" в образовательной практике (обзор исследований)» Красноярск, 25 апреля 2022 года;
3. Научно-практическая конференция «Китайский язык и культура в современном мире», доклад «Опыт использования приёма «ромашка Блума» на занятии РКИ», Красноярск, 2022
4. III Международная научно-практическая конференция «Динамические процессы в языке и языковой картине мира» в рамках Международного научно-образовательного форума «Система педагогического образования - ресурс развития общества», доклад «Стратегия смыслового чтения: традиционные истоки современной педагогической технологии», Красноярск, 28 октября 2022 года
5. III Международная научно-практическая конференция «Воропановские чтения» в рамках Международного научно-образовательного форума «Система педагогического образования - ресурс развития общества», доклад «Опыт использования приема «Ромашка Блума» на занятии РКИ», Красноярск, 11-12 ноября 2022 года.
6. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» в рамках XXIV Международный научно-практический форум студентов, аспир антов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», доклад «Приемы послетекстовой деятельности в процессе обучения иностранных студентов (возможности стратегии смыслового чтения)», Красноярск, 19 апреля 2023 года.
Были также подготовлены следующие научные публикации в сборниках конференций:
1. Терентьева О.И. Использование стратегии смыслового чтения на уроках РКИ для студентов из Египта уровня владения языком А2 / О. И. Терентьева // Интеграция медицинского и фармацевтического обр азования, науки и пр актики : Сборник статей I Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, 02-04 февраля 2022 года / Гл. редактор И.А. Соловьева. - Красноярск, 2022. - С. 76-80. - EDN NYGCAI.
2. Терентьева О.И. Использование приема "Ромашка Блума" в обр азовательной практике (обзор исследований) / О. И. Терентьева // Актуальные проблемы совр еменной филологии : материалы XXIII Международной научно-практической конфер енции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. - С. 123-126. - EDN ZSNMFU....
Актуальность использования стратегии смыслового чтения неизменно растет в связи с повышением внимания к читательской грамотности. Смысловое чтение является важным инструментом в обучении не только русских обучающихся, но и иностранцев.
Развитие стратегии смыслового чтения имеет свои корни еще в 19 веке, когда было замечено, что в школах часто ученики читают бездумно, сами тексты им непонятны и неинтересны. Из-за этого чтение не приносило ни пользы, ни удовольствия, поэтому стали появляться первые разновидности смыслового чтения: сознательное чтение, объяснительное чтение и постепенное чтение.
Термин «отчетливое чтение» связывают с именем Ф.И. Буслаева, который был пр отив механического чтения и тр ебовал от своих учеников понимания прочитанного, проверяемого через пересказ.
Отцом «объяснительного чтения» был К.Д. Ушинский, который в основе обучения видел симбиоз логической мысли и поэтического образа. А важным компонентом чтения К.Д. Ушинский называет сознательность. Объяснительное чтение в работах К.Д. Ушинского строится на чтении и объяснении, объяснении не только сложных слов, фраз и выражений, но и объяснении логической связи частей текста. Т ермин «объяснительное чтение» использовали также Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф и Д.И. Тихомиров в своих работах.
Понятия «постепенное чтение» придерживался Л.Н. Толстой. «Постепенное чтение» в противовес «объяснительному чтению» выступало за самостоятельное постижение обучающимся смысловой основы текста без объяснения каждого слова совместно с учителем.
Современная методическая литература предлагает сходные по своему значению определения «смысловому чтению». Наиболее общий, универсальный вариант определения смыслового чтения встречается в работе К.А. Вознесенского и А.А. Васильевой: «смысловое чтение - это чтение, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста, направленное на определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста».
Существует три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
К стратегии предтекстовой деятельности относят следующие приемы смыслового чтения: «Мозговой штурм», «Кластер», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Верите ли вы...».
В методической литературе выделяют данные приемы текстового этапа смыслового чтения: «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками», «Восстановление/ заполнение пр опусков», «Дневник двойных записей».
Послетекстовая деятельность включает в себя следующие приемы: «Отношение между вопросом и ответом»/ «Где ответ?», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка Блума», «Тайм-аут», «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Кубик Блума», «Синквейн», «Штрихи», «Даймонд», «G-S-R (Аннотация- Краткий пересказ-Пересказ)»/ «Смысловое свертывание», «Обзор словаря».
Анализ учебной литературы, предназначенной для преподавания РКИ, показал, что «Русский сувенир», «Точка Ру» и «Я люблю русский язык» - учебники, в которых больше всего используются приемы смыслового чтения. В них отражены все этапы работы с текстом. Несмотря на традиционную структуру, эти учебники предлагают в разных темах новые, необычные, яркие, интересные виды работ. Несмотря на это, ни один учебник не использует стратегию смыслового чтения в полном объеме, поэтому можно сказать, что в обучении РКИ важно дополнять систему заданий, предложенных в учебниках, исходя из особенностей конкретных обучающихся.
Т акже были проведены эксперименты, в ходе которых было определено
следующее:
• Эффективность использования стратегии смыслового чтения была доказана на уроках РКИ в аудитории иностранных обучающихся из Египта с уровнем владения языком А2. Текст, работа с которым была выстроена с помощью приемов стратегии смыслового чтения, студенты усвоили лучше, легче находили ответы на вопросы, текст не только оставил яркое впечатление в памяти обучающихся, но и вызвал эмоциональный отклик.
• «Ромашка Блума», как прием стратегии смыслового чтения, дает возможность сделать урок РКИ интересным, заставляет обучающихся высказывать своё мнение, приводить аргументы, что способствует развитию критического мышления. Благодаря данному приему иностранные обучающихся получили навыки формулирования своей позиции по определенным вопросам, научились делать выводы. Таким образом, прием «Ромашка Блума» посредством вопросов обращает внимание читателей на мельчайшие детали текста, ответив на которые, обучающиеся самостоятельно приходят к серьезным выводам об идее текста.
• Были определены наиболее результативные приемы предтекстовой деятельности. Успешнее других было задание, основанное на пр огнозировании по иллюстр ациям. Работа с заглавием также имеет свои позитивные стороны, однако имеет и свои особенности в организации: необходимо убедиться в том, что обучающиеся пр авильно понимают слова заглавия. Важно объяснить, что такое «ассоциация». В противном случае, задание не будет выполнено корректно. Последним по очереди должно быть задание на просмотровое чтение, чтобы процесс предвосхищения событий в тексте основывался на собственных догадках обучающихся, а не на знании текста. Прием «Верите ли Вы ...» создает состояние ожидания и пр едвкушения пр очтения текста, у обучающихся возникает дополнительная мотивация познакомиться со смысловым содержанием текста, чтобы убедиться в своих пр едположениях.
• Выявлены наиболее эффективные приемы и менее эффективные приемы текстовой деятельности. К первой группе можно отнести «Чтение про себя с пометками» и «Чтение про себя с вопросами». Средним по уровню эффективности был прием «Восстановление/ заполнение пропусков», так как для использования этого приема требуется качественное знание новой лексики, обсуждение и объяснение контекстов ее использования. Менее успешным был прием «Дневник двойных записей» .
• В послетекстовой деятельности наиболее результативными оказались приемы «Ориентир предвосхищения», «Тайм-аут», «Толстые и тонкие вопросы», «Верные и неверные утверждения». Наименее эффективным приемом послетекстового этапа был прием «Синквейн».
Разработка урока, основанная на жизни и творчестве В.П. Астафьева, является примером практического применения приемов стратегии смыслового чтения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапе.
Развитие стратегии смыслового чтения имеет свои корни еще в 19 веке, когда было замечено, что в школах часто ученики читают бездумно, сами тексты им непонятны и неинтересны. Из-за этого чтение не приносило ни пользы, ни удовольствия, поэтому стали появляться первые разновидности смыслового чтения: сознательное чтение, объяснительное чтение и постепенное чтение.
Термин «отчетливое чтение» связывают с именем Ф.И. Буслаева, который был пр отив механического чтения и тр ебовал от своих учеников понимания прочитанного, проверяемого через пересказ.
Отцом «объяснительного чтения» был К.Д. Ушинский, который в основе обучения видел симбиоз логической мысли и поэтического образа. А важным компонентом чтения К.Д. Ушинский называет сознательность. Объяснительное чтение в работах К.Д. Ушинского строится на чтении и объяснении, объяснении не только сложных слов, фраз и выражений, но и объяснении логической связи частей текста. Т ермин «объяснительное чтение» использовали также Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф и Д.И. Тихомиров в своих работах.
Понятия «постепенное чтение» придерживался Л.Н. Толстой. «Постепенное чтение» в противовес «объяснительному чтению» выступало за самостоятельное постижение обучающимся смысловой основы текста без объяснения каждого слова совместно с учителем.
Современная методическая литература предлагает сходные по своему значению определения «смысловому чтению». Наиболее общий, универсальный вариант определения смыслового чтения встречается в работе К.А. Вознесенского и А.А. Васильевой: «смысловое чтение - это чтение, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста, направленное на определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста».
Существует три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
К стратегии предтекстовой деятельности относят следующие приемы смыслового чтения: «Мозговой штурм», «Кластер», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Верите ли вы...».
В методической литературе выделяют данные приемы текстового этапа смыслового чтения: «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками», «Восстановление/ заполнение пр опусков», «Дневник двойных записей».
Послетекстовая деятельность включает в себя следующие приемы: «Отношение между вопросом и ответом»/ «Где ответ?», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка Блума», «Тайм-аут», «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Кубик Блума», «Синквейн», «Штрихи», «Даймонд», «G-S-R (Аннотация- Краткий пересказ-Пересказ)»/ «Смысловое свертывание», «Обзор словаря».
Анализ учебной литературы, предназначенной для преподавания РКИ, показал, что «Русский сувенир», «Точка Ру» и «Я люблю русский язык» - учебники, в которых больше всего используются приемы смыслового чтения. В них отражены все этапы работы с текстом. Несмотря на традиционную структуру, эти учебники предлагают в разных темах новые, необычные, яркие, интересные виды работ. Несмотря на это, ни один учебник не использует стратегию смыслового чтения в полном объеме, поэтому можно сказать, что в обучении РКИ важно дополнять систему заданий, предложенных в учебниках, исходя из особенностей конкретных обучающихся.
Т акже были проведены эксперименты, в ходе которых было определено
следующее:
• Эффективность использования стратегии смыслового чтения была доказана на уроках РКИ в аудитории иностранных обучающихся из Египта с уровнем владения языком А2. Текст, работа с которым была выстроена с помощью приемов стратегии смыслового чтения, студенты усвоили лучше, легче находили ответы на вопросы, текст не только оставил яркое впечатление в памяти обучающихся, но и вызвал эмоциональный отклик.
• «Ромашка Блума», как прием стратегии смыслового чтения, дает возможность сделать урок РКИ интересным, заставляет обучающихся высказывать своё мнение, приводить аргументы, что способствует развитию критического мышления. Благодаря данному приему иностранные обучающихся получили навыки формулирования своей позиции по определенным вопросам, научились делать выводы. Таким образом, прием «Ромашка Блума» посредством вопросов обращает внимание читателей на мельчайшие детали текста, ответив на которые, обучающиеся самостоятельно приходят к серьезным выводам об идее текста.
• Были определены наиболее результативные приемы предтекстовой деятельности. Успешнее других было задание, основанное на пр огнозировании по иллюстр ациям. Работа с заглавием также имеет свои позитивные стороны, однако имеет и свои особенности в организации: необходимо убедиться в том, что обучающиеся пр авильно понимают слова заглавия. Важно объяснить, что такое «ассоциация». В противном случае, задание не будет выполнено корректно. Последним по очереди должно быть задание на просмотровое чтение, чтобы процесс предвосхищения событий в тексте основывался на собственных догадках обучающихся, а не на знании текста. Прием «Верите ли Вы ...» создает состояние ожидания и пр едвкушения пр очтения текста, у обучающихся возникает дополнительная мотивация познакомиться со смысловым содержанием текста, чтобы убедиться в своих пр едположениях.
• Выявлены наиболее эффективные приемы и менее эффективные приемы текстовой деятельности. К первой группе можно отнести «Чтение про себя с пометками» и «Чтение про себя с вопросами». Средним по уровню эффективности был прием «Восстановление/ заполнение пропусков», так как для использования этого приема требуется качественное знание новой лексики, обсуждение и объяснение контекстов ее использования. Менее успешным был прием «Дневник двойных записей» .
• В послетекстовой деятельности наиболее результативными оказались приемы «Ориентир предвосхищения», «Тайм-аут», «Толстые и тонкие вопросы», «Верные и неверные утверждения». Наименее эффективным приемом послетекстового этапа был прием «Синквейн».
Разработка урока, основанная на жизни и творчестве В.П. Астафьева, является примером практического применения приемов стратегии смыслового чтения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапе.
Подобные работы
- Специфика восприятия иностранцами текстов в формате инфографики на русском языке
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - КРИТЕРИИ ОТБОРА НЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ И ПРИЁМЫ ИХ АДАПТАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (УРОВЕНЬ В2, ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - У Юйхан РОЛЬ МОТИВИРОВАННЫХ СЛОВ В ОСВОЕНИИ ЧТЕНИЯ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РКИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА: НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О ХАКАСИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2024 - Работа с культурологическими текстами на занятиях русского языка
как иностранного
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНТАКТНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Экспериментальное исследование влияния предтекстовых заданий на стратегии чтения русских учебных текстов китайскими студентами
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2024





