Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №154671

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . Психолого-педагогические основы проблемы толерантного поведения младших школьников 6
1.1 Сущность понятия «толерантность» 6
1.2 Особенности толерантного поведения младших школьников 13
1.3 Приёмы воспитания толерантности 21
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности у младших школьников 27
2.1 Диагностика сформированности толерантности у младших школьников 27
2.2 Формирующий эксперимент 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение А 47
Приложение Б 48
Приложение В 49
Приложение Г 50
Приложение Д 51

С каждым годом в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной? В переводе с латинского толерантность означает терпение.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.
Таким образом, актуальность проблемы воспитания толерантности обусловлена:
1. Ростом различного рода противоречий, экстремизма, агрессивности, расширения зон конфликтов и конфликтных ситуаций;
2. Потребностью школы в разработке и внедрении в практику новых методов толерантного воспитания.
В связи с этим и на основании анализа психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема поиска основных направлений деятельности педагога по формированию толерантности у младших школьников.
Таким образом, цельнастоящего исследования:изучить
теоретические аспекты проблемы формирования толерантности у младших школьников и выявить уровень толерантной воспитанности младших школьников для разработки методических рекомендаций в помощь учителю.
В соответствие с заявленной темой было необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия «толерантность»;
2. Выявить возрастные особенности, позволяющие формировать
толерантность у младших школьников;
3. Раскрыть возможности проведения праздника для формирования
толерантности у младших школьников;
4. Проанализировать результаты изучения уровней развития толерантной воспитанности у младших школьников.
Объект исследования: толерантность у младших школьников.
Предмет исследования: формирование толерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования определена нами следующим образом: разработка специальных тренинговых мероприятий, направленных наразвитие групповой сплоченности, положительным образом влияет на толерантность в детском коллективе.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирический - опрос, методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапеизучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, формулировались ключевые позиции исследования, определялась база исследования.
На втором этапе проводилась экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников на уроках литературного чтения.
На третьем этапе проводилось обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы, написание выводов и заключения.
Экспериментальной базой исследования являлась «МБОУ СШ № 45», города Красноярска, 3 класс. В исследовании приняло участие 24 человека.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
По нашему мнению, наиболее точное определение понятию «толерантность» дано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО: толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.
В ходе работы выделены следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации, метод дилемм и рефлексия.
Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
На основе теоретических положений по проблеме исследования и выявленных противоречий был составлен проект опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения взаимодействовать со сверстниками, который включал себя констатирующий эксперимент и проект реализации педагогических условий гипотезы.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы в начальной школе. Для этого нами были проведены 3 методики, которые позволили определить средний уровень сформированное™ толерантности у младших. Данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности толерантности у младших школьников.
На этапе формирующего эксперимента выявлены:
• уровни сформированности толерантности у учащихся;
• разработаны и экспериментально организованны воспитательные мероприятия по формированию толерантности у учащихся начальной школы.
При проведении повторной социометрии число отверженных уменьшилось на 2 ребенка. Также прибавилось взаимовыборов, что положительно влияет на коллективистские отношения учащихся друг с другом.Эмоциональные связи детей в классе укрепились. Дети стали более доброжелательны по отношению друг к другу. Стали более раскрепощенными в общении.Многие дети проявили свои способности и природные задатки, что способствовало работе детей в группе.
Таким образом, мы можем говорить о целесообразности предложенных тренинговых мероприятий и подтверждении нашей гипотезы.


1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. - М., 1979. - 268 с.
2. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. - С. 121 - 128. - 350 с.
3. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. - М.,1983. - 332 с.
4. Балаев А.А. Активные методы обучения / А. А Балаев. - М.: Профиздат, 1986. - 96 с.
5. Баранов С. П., Болотина Л. Р. Сластенин В.А. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. - М., 1987. - 356 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 464 с.
7. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.
8. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
9. Караковский В.А Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
10. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: (Проблемы общей методики воспитат. процесса) / В. М.Коротов. - М.: Педагогика, 1974. - 280 с.
11. Конникова Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников / Т. Е.Конникова. - М., 1971. - 440 с.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение А. А. Леонтьев - М., 1979. - 96 с.
13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко / сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М., 1988. - 304 с.
14. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 1 - 8. - 512 с.
15. Маркс К. Капитал. В трех томах. / К. Маркс. - М.: Издательство политической лит-ры, 1986. - Т. 3. - 1086 с....23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ