Формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 7
1.1 Сущность понятий «изобразительные и технические навыки», их
значение в развитии детей 7
1.2 Методика формирования изобразительных и технических навыков у
детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальные исследования по формированию
изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного
возраста посредством дидактических игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 26
2.2. Содержание работы по реализации формирования изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 31
2.3 Анализ экспериментально-исследовательской работы 34
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 48
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 7
1.1 Сущность понятий «изобразительные и технические навыки», их
значение в развитии детей 7
1.2 Методика формирования изобразительных и технических навыков у
детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальные исследования по формированию
изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного
возраста посредством дидактических игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 26
2.2. Содержание работы по реализации формирования изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 31
2.3 Анализ экспериментально-исследовательской работы 34
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 48
В наше время все сложнее завлечь ребенка творчеством или играми, они все чаще предпочитают проводить свободное время за просмотром мультфильмов и игрой на различных гаджетах. Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно¬эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и
конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.[50]
На организованно-образовательной деятельности рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Изобразительная деятельность - это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Значительный вклад в разработку внесли исследователи художественного творчества
дошкольников А.А. Волкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, и другие.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими
формирования изобразительных и технических дошкольников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе. Недостаточные изобразительные навыки затрудняют развитие познания и эстетического восприятия у детей. Таким образом, возникает необходимость определить актуальность исследования и его проблему: как повысить изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Цель исследования: выявить эффективность дидактических игр и упражнений в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект: образовательный процесс, направленный на формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать проблему формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
2) определить уровень сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
3) разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
4) апробировать и выявить эффективность разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В решении задач проводимого поиска были использованы следующие методы и приемы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа; эксперимент, метод анализа детской работы, метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста, может найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений.
Апробация дипломной работы в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
База исследования: МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребенка» г. Бийска, Алтайского края, дети средних групп №4, № 1 в количестве 40 человек, из них: экспериментальная группа - 20 детей,
контрольная группа - 20 детей.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», и практической «Экспериментальные исследования по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», заключения, списка литературы, приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» дан анализ отечественной литературы по вопросам формирования изобразительных и технических навыков у детей дошкольного возраста.
В первом параграфе анализируется понятие «изобразительные и технические навыки», их значение в развитии детей дошкольного возраста.
Второй параграф посвящен методике формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В третьем параграфе рассматриваются дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Во второй главе представлена опытно - экспериментальная работа по формированию изобразительных и технических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно¬эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и
конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.[50]
На организованно-образовательной деятельности рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Изобразительная деятельность - это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Значительный вклад в разработку внесли исследователи художественного творчества
дошкольников А.А. Волкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, и другие.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими
формирования изобразительных и технических дошкольников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе. Недостаточные изобразительные навыки затрудняют развитие познания и эстетического восприятия у детей. Таким образом, возникает необходимость определить актуальность исследования и его проблему: как повысить изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Цель исследования: выявить эффективность дидактических игр и упражнений в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект: образовательный процесс, направленный на формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать проблему формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
2) определить уровень сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
3) разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
4) апробировать и выявить эффективность разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В решении задач проводимого поиска были использованы следующие методы и приемы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа; эксперимент, метод анализа детской работы, метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста, может найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений.
Апробация дипломной работы в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
База исследования: МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребенка» г. Бийска, Алтайского края, дети средних групп №4, № 1 в количестве 40 человек, из них: экспериментальная группа - 20 детей,
контрольная группа - 20 детей.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», и практической «Экспериментальные исследования по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», заключения, списка литературы, приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» дан анализ отечественной литературы по вопросам формирования изобразительных и технических навыков у детей дошкольного возраста.
В первом параграфе анализируется понятие «изобразительные и технические навыки», их значение в развитии детей дошкольного возраста.
Второй параграф посвящен методике формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В третьем параграфе рассматриваются дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Во второй главе представлена опытно - экспериментальная работа по формированию изобразительных и технических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Рассмотрев ключевые понятия, становится очевидным, что одним из эффективных средств развития интереса к изобразительной деятельности является использование дидактических игр и упражнений.
Исходя из теоретического анализа проблемы сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений, а также экспериментальных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать выводы:
• теоретический анализ показывает, что условием формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность;
• формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста должно осуществляться в рамках целостного, непрерывного процесса;
• изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:
а) многообразнее и сложнее становятся предметы и сюжеты;
б) разнообразнее становится используемый материал;
в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;
г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.
Контрольный эксперимент представлен теми же диагностическими методиками, что и в констатирующем. Он проведён в конце учебного года, после реализации разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментальная работа позволила сделать выводы, что изобразительная деятельность проходит более успешно, если целенаправленно использовать дидактические игры и упражнения.
Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня сформированности изобразительных и технических навыков детей посредством дидактических игр и упражнений экспериментальной группы.
Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментально подтверждена.
Исходя из теоретического анализа проблемы сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений, а также экспериментальных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать выводы:
• теоретический анализ показывает, что условием формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность;
• формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста должно осуществляться в рамках целостного, непрерывного процесса;
• изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:
а) многообразнее и сложнее становятся предметы и сюжеты;
б) разнообразнее становится используемый материал;
в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;
г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.
Контрольный эксперимент представлен теми же диагностическими методиками, что и в констатирующем. Он проведён в конце учебного года, после реализации разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментальная работа позволила сделать выводы, что изобразительная деятельность проходит более успешно, если целенаправленно использовать дидактические игры и упражнения.
Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня сформированности изобразительных и технических навыков детей посредством дидактических игр и упражнений экспериментальной группы.
Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментально подтверждена.
Подобные работы
- Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие пространственного мышления детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании средствами художественного конструирования (бумагопластика)
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Условия использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Искусство живописи как источник вдохновения в формировании творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



