Введение 3
1 Глава. Теоретические основы формирования культуры здорового
образа жизни одаренных младших школьников 7
1.1 Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ» 7
1.2 Психологические особенности одарённых детей младшего
школьного возраста 16
1.3 Проблема формирования ЗОЖ у одаренных детей младшего
школьного возраста 31
Выводы по первой главе 43
2 Глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни у одарённых младших школьников 44
2.1 Организация исследования 44
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 45
2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 49
2.4 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 55
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 67
Приложение Б 68
Приложение В 69
Приложение Г 72
Приложение Д 73
Приложение Е 74
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 79 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 58 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 28 % - хронические заболевания, 57 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что организация работы по укреплению детского здоровья нуждается в новых подходах.
Анализ состояния здоровья одаренных детей высвечивает еще одну сторону этой многогранной проблемы, волнующей все общество, педагогов, родителей. Сравнение состояния здоровья детей двух классов одной из школ г.Красноярска показало, что из 30 ребят младшего школьного возраста, обучающихся в классах для одаренных детей, 70% относятся ко второй группе здоровья, в то время как среди обучающихся класса для детей с нормой развития из 30 школьников только 16% обучающихся относятся ко второй группе здоровья.
Поэтому для всех субъектов образовательного процесса актуализируется задача формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у одаренных младших школьников, так как очевидно, что здоровье данной категории детей подвергается рискам в связи с неправильно организованным режимом дня, порою чрезмерно насыщенным дополнительными занятиями, отсутствием гармонии между статичными занятиями и двигательной активностью, питанием и т.п.
Приобщение школьников к мероприятиям по сохранению своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и других специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Отсюда вытекает задача формирования здорового образа жизни одаренных младших школьников, так как наряду с обычными возрастными особенностями эти дети имеют обычно личностные особенности (перфекционизм, самооценка, ответственность за поступки и их последствия, повышенная впечатлительность, независимость (автономность), лидерство, соревновательность, особенность эмоционального развития). Поэтому тема нашего исследования «Формирование здорового образа жизни у одарённых младших школьников» является актуальной для государаства, общества, семь и личности.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у одаренных младших школьников.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические средства формирования ЗОЖ у младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ».
2.Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста как благоприятного периода для формирования здорового образа жизни.
3. Описать педагогический опыт формирования ЗОЖ у одаренных детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: Формирование здорового образа жизни у одарённых младших школьников будет протекать успешно при следующих условиях:
• если содержание воспитательной работы по формированию ЗОЖ будет включать следующие темы (разделы): двигательный режим, правила личной гигиены, правила питания, режим дня, профилактика вредных привычек, понятия о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни и др.
• если используются такие педагогические средства как беседы, игры, обсуждение м/фильмов, личные примеры взрослых, творческая и проектная деятельность;
• если работа по формированию ЗОЖ будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер.
Теоретическую основу исследования по формированию ЗОЖ составили работы ученых из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова).
К настоящему времени исследована природа одаренности (В.Александер, В.Бастендорф, Г.Вебб, Д.Векслер, Е. Галантер, Т.Гассер, Дж.Миллер, Д.Молфезе, К.Прибрам, Д. Хендриксон, Р.Хэттел, Е.Шафер, Дж.Эртл и др.), определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (К.Абромс, Д.Б.Богоявленская, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина,
А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкина, Ф.Монкс, В.И.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.). Кроме того, рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), обосновано значение общих способностей как основы развития способностей специальных (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн). Предложены способы изучения одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л .Тер мен, П.Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Халлер и др.). Значительный интерес для нашей работы имеют труды, в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы (Ю.Д.Бабаева, Г.Л.Бардгор, Л.М.Долгополова,
A. В.Жигайлов, В.П.Лебедева, А.М. Матюшкин, И.М. Никольская, В.А.Орлов
B. И. Панов, Л.В. Попова, Н.Н.Понарина, Т.А.Поярова, А.И.Савенков и др.)....
Тема нашего исследования «Формирование ЗОЖ у одарённых младших школьников».
В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ».
2. Охарактеризованы возрастные особенности детей младшего школьного возраста как благоприятного периода для формирования здорового образа жизни.
3. Проведена диагностика уровня знаний и представлений о ЗОЖ у группы одарённых школьников.
4. Обобщен и описан педагогический опыт формирования ЗОЖ у одаренных детей младшего школьного возраста.
Известно, что здоровый образ жизни - это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. И по мере роста уровня развития личности, совершенствования всех категорий человеческого бытия ценность здоровья будет возрастать.
Программа «Расти здоровым» основывалась на следующих принципах:
• принцип ответственности за свое здоровье;
• принцип комплексности;
• принцип индивидуализации.
Содержание работы с детьми включало темы: основные вопросы гигиены; особенности влияния вредных привычек на здоровье; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; соблюдение общепринятыхправил в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Педагогические средства: игры; беседы; тесты и анкетирование;
круглые столы; просмотр тематических видеофильмов, мультфильмов;
конкурсы рисунков; плакатов; решение ситуационных задач;
театрализованные представления.
Как показали результаты нашего исследования, в контрольном эксперименте в экспериментальной группе уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни значительно повысился, чем в констатирующем эксперименте.
В контрольной группе результаты контрольного эксперимента не изменились по отношению к констатирующему.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана.
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Москва: Сталкер, 2004. 502с.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. Екатеринбург, 2013 г. 402 с.
3. Балыков С.М. Воспитание красотой. М.: Овал, 2005. 403с.
4. Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, СПб.: Питер, 2005. 254с.
5. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 2007г. 240 с.
6. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. М., 2003 г. 210 с.
7. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, Минск:
Вышейшая школа, 2004. 303с.
8. Бордовская Н.В. Психология. М., 2008 г. 323 с.
9. Брехман И.И. Образовательная валеология. 2005 г. 245 с.
10. Буцкина Д.К. Младший школьник, Москва: Аверсев, 2001. 152с.
11. Воеводина О.Л. Здоровый малыш, Москва: Физкультура и спорт, 2009. 232с.
12. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, Минск: Вышэйшая школа, 2003 г. 223с.
13. Гольдвассер И.И. Как быть здоровым. Екатеринославль, 2011 г. 143 с.
14. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе. Журнал Начальная школа, 2001 г. 354 с.
15. Жирова Т.М. развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005 г. 144 с....38