Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выявление и формирование специальных компетенций бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология посредством дисциплины «Основы робототехники»

Работа №154634

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования специальных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое 9 образование»
1.1. Формирование содержательного контента «специальные
компетенции» 9
1.2. Выявление специальных компетенций у бакалавров по направлению
подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность 21 (профиль) образовательной программы Технология
Глава 2. Разработка учебной программы дисциплины «Основы робототехники» направленной на формирования специальных 33 компетенций бакалавров по направлению подготовки 44.03.01
«Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология
2.1. Содержание учебной программы дисциплины «Основы робототехники» 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента по формированию 82 специальных компетенций на занятиях дисциплины «Основы робототехники».
Заключение 87
Библиографический список 92
Приложение 1 97

В исследовании «Атлас новых профессий» [49], посвящённом рынку труда, которое провели Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» в 2014 году, отмечается, что на рынок труда большое влияние оказывают развитие информационных технологий, автоматизация и развитие среднего класса. В исследовании названо шесть направлений перемен (долгожительство, увеличение количества «умной» техники и систем, компьютеризация мира, новые правила социального взаимодействия, глобальная взаимосвязь мира, супер - структурированные организации), десять ценнейших профессиональных навыков, которые востребованы работодателями (осмысленность решений, понимание социума, новое гибкое мышление, кросскультурность, новая медиаграмотность, компьютерное мышление, мультидисциплинарность, мышление разработчика, управление когнитивными функциями, виртуальное сотрудничество).
Исследование предсказывает изменение рынка труда, изменение существующих профессий, создание новых специальностей и профессий. Реалии современного общества и государства привели к необходимости смены образовательной парадигмы в системе Российского образования. В качестве главного ориентира и психолого-педагогической основы подготовки выпускника в системе высшего образования определен компетентностный подход.
За последние годы в психолого-педагогической науке сформированы основные положения компетентностного подхода. Все исследователи, изучавшие природу компетентности и компетенций, обращают внимание на их многосторонний, разноплановый и системный характер. По мнению Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. профессиональные компетенции педагога - это:
• способность действовать с учетом ограничений и предписаний;
• знания, умения, навыки, способы и приемы;
• эффективное применение знаний и умений;
• ценностные ориентации, мотивы, отношения;
• знания и опыт в той или иной области;
• осведомленность в круге вопросов;
• уровень профессионализма, креативность;
• качества, обеспечивающие решение задач.
Компетенция рассматривается, как общая готовность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы. Некоторые педагоги под компетенцией понимают некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого. А под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество, т.е. характеристику.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Таким образом, как сформулировал И.Д.Фрумин, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально­экономическую реальность».
Идеи компетентностного подхода, как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, Ю.Г.Татура, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О.В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г.Щедровицкого, и др.
Анализ научной литературы показал, что компетенции - это: -парадигма «пример, модель, образец» или совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов;
-уровень овладения продуктивной деятельностью;
-объект тестирования квалификации индивида;
-стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели.
Анализируя, действуюший Федеральный государственный стандарт высшего образования в сфере подготовки бакалавров по напралению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (приказ МИНОБРНАУКИ России от 04.12.2015 № 1426), который задает набор компетенций, которыми должен обладать выпускник - будущий учитель, можно выделить следующие группы компетенций:
• общекультурные (ОК - 9 компетенций):
• общепрофессиональные (ОПК - 6 компетенций);
• профессиональные по видам деятельности бакалавра (педагогическая - 7 компетенций, проектная - 3 компетенций, исследовательская - 2 компетенций, культурно-просветительская - 2 компетенций).
Согласно ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» указаны все необходимые компетенции для формирования будущего учителя «вообще», но не достаточные для формирования учителя-«предметника». Для формирования учителя «предметника», необходимо добавить специальные компетенции дополнительно (дополнительные компетенции, вводятся Вузом с учетом направленности программы на конкретные области знаний или виды деятельности), которые должен был дать «стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 н с изм. от 25.12.2014), введение в действие, которого откладывает по настоящее время. Кроме того, в стандарте педагога не предусмотрели вовсе трудовые функции, необходимые умения и знания, другие характеристики для учителей-предметников (кроме, учителей математики и русского языка).
Образовательные организации высшего образования, действуя, согласно данного ФГОС ВО не добавляют специальные компетенций в обязательном порядке в учебные планы, итоговую аттестацию и прочие учебно-методическеие документы, не разрабатывают их, и таким образом, напрямую не занимаются их полноценным становлением и формированием. К сожалению, на второй план отходит предметная подготовка учителей «предметников». Как показывает анализ учебных планов и аннотаций к учебным программам по университетам России, реализующих направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология, мало кто использует дополнительные компетенции и вставляет в учебный план, те специальные - предметные компетенции, которыми должен обладать современный учитель технологии, физики, биологии, истории и другие связанные с профильностью. Специальные компетенции задается в настоящий момент произвольно (предметными профильными выпускающими кафедрами), или вовсе игнорируется университетами, исходя только из утвержденных Министерством образования и науки учебных программ в общеобразовательной школе.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:
• сформулировать содержательный контент понятия «компетенции» и «специальные компетенции».
• выявить перечень специальных компетенций студентов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология.
• разработать образовательную программу дисциплины «Основы робототехники», направленную на формирование специальных компетенций (бакалавриат, направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология).
• апробировать в опытно-экспериментальной работе программу дисциплины «Основы робототехники» (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология).
1. На основании исследования теоретических источников выявлена сущность понятия «компетентность», «компетенция», «специальные компетенции».
Понятия «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами, исходя из того, что первое относится к общему в содержании компетентностного образования, а второе - к индивидуальному. Компетентность показывает наличие минимального опыта проявления компетенции; Компетенция - это интегративное качество человека, включающее в себя не только знания, умения, навыки, но способность и готовность проявить их в решении актуальных задач; любая компетенция имеет мотивационную и ценностную основу, выражающуюся в готовности осваивать и использовать знания, умения и способы деятельности в различных ситуациях; когнитивная основа компетенции определяется способностью использовать результаты образования;
Под «специальными компетенциями» будем понимать интегративное качество человека, включающее в себя не только знания, умения, навыки, но способность и готовность проявить их в решении актуальных задач в предметной области знаний.
2. Изучено содержание подготовки учителей технологии, основанное на системно-деятельностном подходе и ориентированное на развитие специальной компетенции учителя технологии. Выявлен потенциал теории и практики формирования специальных компетенций бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология.
Выделено 8 специальных компетенций, которые являются тем необходимым и достаточным минимумом компетенций, необходимиым для качественной предметной подготовки бакалавров, и в совокупности с компетенциями общекультурными (ОК - 9 компетенций),
общепрофессиональными (ОПК - 6 компетенций) и профессиональными компетенциями (ПК - 14 компетенций в соотвествии с видами деятельности бакалавра), составляют полный перечень компетенций, исходя из современных теребований стандартов и действующих учебных общеобразовательных программ по технологии, которые необходимо, посредством учебных предметов и курсов по выбору сформировать в высшем учебном заведении, реализующим, данную программу бакалавриата.
3. Нами разработано на основе системно-деятельностного подхода содержание рабочей программы дисциплины «Основы робототехники», формирующее специальные компетенции учителя технологии (СК-8 - готов к изучению с учащимися основ техники, конструирования устройств и «роботов», к выполнению их программирования). Программа содержит следующие компоненты:
• пояснительная записка;
• учебная программа дисциплины (рабочая программа дисциплины, методические рекомендации по освоению дисциплины);
• карта литературного обеспечения;
• технологическая карта рейтинга;
• технологическая карта обучения;
• фонд оценочных средств;
• карта материально-технической базы дисциплины.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы удалось апробировать программу дисциплины «Основы робототехники» (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология).
В ходе опытно-экспериментальной работы удалось апробировать программу дисциплины «Основы робототехники» (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология). Опытно-экспериментальная работа по внедрению дисциплины «Основы робототехники» и оценки результатов заключалась в следующем: включение в учебный план бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология данной дисциплины; организация учебного процесса по дисциплине «Основы робототехники» (подготовка учебно-методического комплекса, создание материально-технической базы, создание учебно­методических материалов). Кроме того, обучающиеся, будущие бакалавры были включены в различные мероприятия по предмету:
1. Площадка от университета по робототехнике в 2015, 2016 гг. во Всероссийском научном мероприятии "Наука 0+" проводимым в МВДЦ «Сибирь», г. Красноярск.
2. Интерактивная площадка по робототехнике от ВНИК 06/12 КГПУ им. В.П. Астафьева на Сибирском робототехническом фестивале «Роботех: Кластер будущего» 21 ноября 2015 г. г. Железногорск. На площадке представлен «робот - биатлонист».
3. Первая региональная конференция кафедры технологии и предпринимательства «Современное технологическое образование. Робототехника». Ноябрь 2015 г. (участие студентов в пленарных докладах, помощь в организации конференции).
4. Городской марафон по робототехнике города Красноярска в 2015, 2016, 2017 годах в Лицее №6 г Красноряска. (студенты члены жюри)
5. Краевая интенсивная школа для учащихся 8 и 10 специализированных классов (инженерно-физических) март 2016 г., апрель 2017 г. в спортивно­оздоровительном комплексе «Зелёные горки». Студенты совместно с преподавателеми проводили занятия по робототехнике.
Обучающиеся, будущие учителя технологии, учавствовали в различных соревнованиях и олимпиадах:
1. I место в личном первенстве Сибирского тура Всероссийской олимпиады среди педагогических вузов по робототехнике заняла студентка ИМФИ Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Зыкова Анастасия. 15-17 февраля 2017 года, г. Красноярск.
2. III место в личном первенстве Сибирского тура Всероссийской олимпиады среди педагогических вузов по робототехнике заняла студентка ИМФИ Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Суворова Александра и Сарафанова Антонина. 15-17 февраля 2017 года, г. Красноярск.
3. II место обще командное в первенстве Сибирского тура Всероссийской олимпиады среди педагогических вузов по робототехнике. 15-17 февраля 2017 года, г. Красноярск.
4. 1 место в Региональной робототехнической олимпиаде в студенческой категории, состязание «Боулинг». Сибирский аэрокосмический университет, 2016, г. Красноярск.
5. 2 место в олимпиаде по робототехнике среди студентов технических вузов. Зыкова А.В. Сибирский аэрокосмический университет, 2016, г. Красноярск.
Разработка и проведение диагностики специальной компетенции студентов показали, что проведенная научно-практическая работа оказалась в достаточно степени эффективной. Предложенный подход к оцениванию специальной компетенций позволит измерить уровень сформированности её у студента по каждому компоненту, а также общий уровень компетенции в период обучения дисициплине «Основы робототехники».
Таким образом, задачи, обозначенные в работе решены, цель направленная на выявление специальных компетенций и разработку педагогических условий формирования специальных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) образовательной программы Технология посредством дисциплины «Основы робототехники» достигнута.


1. Абасов З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философские науки. 2005. № 9. С. 101-114.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Изд-во КГУ, 1998.
3. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. - ИЦПКПС. - 2008. - 81 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс.: М., 2002. - 212 с.
5. Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спе-циалистов. 1999 г. - 296 с.
6. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. 480 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Изб. психол. труды / Л.И. Божович. - М., Воронеж, 2001.
8. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
- С. 8-14.
9. Буланова, М.В. Педагогика и психология высшей шко-лы.: учеб. пособ. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с.
10. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004.
11. Гершунский, Б.Г. Философия образования для XXI века. М.: Смысл 1997. 128 с.
12. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы. М.: Юнити-Дана, 2012.
13. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2003.
14. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. М.: UNESCO, 1996.
15. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. 2010. № 1. С. 59-63....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ