Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕНННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. Мышление как психический познавательный процесс 6
1.2. Особенности развития мышления старших дошкольников 16
1.3. Г ендерные особенности развития мышления детей 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 36
2.1. Характеристика экспериментальной группы и методик
исследования 36
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей развития
мышления детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Основная задача образования связана с подготовкой подрастающего поколения к активной жизни в современном обществе. Дошкольное детство по признанию специалистов всего мира является возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, благоприятным периодом для раскрытия существующих и формирования последующих способностей. В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребёнка.
Учеными доказано, что интенсивное развитие мыслительных операций в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Важно не то, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать вывод, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Проблема возникновения и развития мышления обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Поэтому остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является гендерный подход к обучению и воспитанию детей. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей.
Глубокие теоретические основы гендерной психологии были заложены в 1960-е годы отечественными исследователями под руководством Б. Г. Ананьева, которые выявили различия между полами в познавательной сфере. Проблема гендерной специфики мышления в отношении детей дошкольного возраста были рассмотрены в исследованиях И.Я. Каплунович, А.Л. Сиротюк. В 1960-х годах В.А. Геодакяном была сформулирована теория полового диморфизма. Женское и мужское начала здесь сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная и кратковременная память вида, консервативность и вариативность.
Весомый вклад в разработку вопросов, касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной психологии: В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган. Н.Е. Румянцев, М.М. Рубинштейн, Н.А. Рыбников и др. Понимание этих различий помогает педагогу индивидуализировать подход к детям в зависимости от их физического и психологического пола.
Поэтому актуальность данной работы, заключается в выявлении гендерных особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста.
Т еоретико-методологическая основа:
• теоретические представления о гендерных различиях в когнитивной сфере психики детей старшего дошкольного возраста В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман;
• теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Цель данной работы: изучить гендерные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития мышления мальчиков и девочекстаршего дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме развития мышления детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть гендерные особенности психического развития старших дошкольников;
3) подобрать диагностические методики для определения уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста;
4) диагностировать уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста, с учетом гендерных различий;
5) составить психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретический метод: анализ научной литературы;
2) эмпирические методы: диагностические методики «Четвертый лишний» (Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина), «Исключение четвертого лишнего» в картинках (Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина), «Умозаключения» (Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина).
Гипотеза: мышление детей в старшем дошкольном возрасте будет иметь гендерные особенности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними, которое осуществляются посредством умственных операций.
В старшем дошкольном возрасте складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, которые во многом зависят от гендерных особенностей психического развития детей дошкольного возраста.
Различия в протекании многих процессов в головном мозге мальчиков и девочек отражается на восприятии ими информации, ее обработке и воспроизведении в процессе обучения.
Деятельность мышления тесно связано с речью. К концу дошкольного возраста язык становится средством общения и мышления ребенка. Основным критерием развития словено-логического мышления является способность употреблять слово, как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без опоры на образ, т.е. использовать выработанные человечеством понятия.
В отличие от девочек у мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, отвечающее за речевое мышление и логические операции . Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. Мышление мальчиков обобщённое, абстрактное, а девочек более детальное, конкретное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки - на результат, предпочитают типовые шаблонные задания, которые требуют тщательного исполнения.
В результате нашего исследования выявлено, что девочки, по сравнению с мальчиками, демонстрируют более высокий уровень умственного развития, что находит своё отражение в более широком словарном запасе, уровне развития связной речи, лёгкости извлечения слов из памяти, их речь развита лучше, хотя их мышление более однотипно.
Таким образом, результаты нашего исследования, подтверждают предположение о том, что развитие мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста имеет гендерные особенности, которые необходимо учитывать при воспитании, обучении и развитии детей.


1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. 1980. №2 (23). С.33 - 35.
2. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. 244 с.
3. Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
4. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 422 с.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. СПб. Питер, 2008. 398 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М., 1985.176 с.
7. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
8. Валлон А. От действия к мысли. М.: Просвещение, 1986. 286 с.
9. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. М.: Знания, 1994. 150 с.
10. Венгер Л.А., О.М. Дъяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте. М.,1989. 127 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 318 с.
12. Выготский Л. С. В 92 Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1987. 528 с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Наука, 1976. 374 с.
15. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. С. 105 - 112....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ