Внеурочная работа но истории в сельской общеобразовательной школе на примере и {учения проблемы терроризма в России в конце XX - начале XX! вв.
|
Введение 3
Глава 1. Обзор научных и учебных изданий, рассматривающих проблему терроризма в Российской Федерации конца XX- начала XXI 7
1.1. Историография и источниковая база изучаемого вопроса 7
1.2. Анализ учебной литературы по истории и обществознанию 18
Глава 2. Методический аспект изучения терроризма в сельской общеобразовательной школе 24
2.1. Основные точки зрения по организации внеклассных мероприятий по истории 24
2.2. Методические рекомендации по организации работы направленной на профилактику терроризма и экстремизма в сельской общеобразовательной школе 32
Заключение 41
Список источников и литературы: 45
Приложения 51
1. План-конспект внеклассного мероприятия 52
2. Анкета - опросник 60
3. Обработка данных полученных в результате проведение мероприятия . 62
4. Глоссарий педагогических понятий и терминов 63
Глава 1. Обзор научных и учебных изданий, рассматривающих проблему терроризма в Российской Федерации конца XX- начала XXI 7
1.1. Историография и источниковая база изучаемого вопроса 7
1.2. Анализ учебной литературы по истории и обществознанию 18
Глава 2. Методический аспект изучения терроризма в сельской общеобразовательной школе 24
2.1. Основные точки зрения по организации внеклассных мероприятий по истории 24
2.2. Методические рекомендации по организации работы направленной на профилактику терроризма и экстремизма в сельской общеобразовательной школе 32
Заключение 41
Список источников и литературы: 45
Приложения 51
1. План-конспект внеклассного мероприятия 52
2. Анкета - опросник 60
3. Обработка данных полученных в результате проведение мероприятия . 62
4. Глоссарий педагогических понятий и терминов 63
Понятие терроризма (лат. terror- страх, ужас) возникло в конце XVIII века, в период Великой французской революции.
Главная опасность терроризма заключается не только в непосредственном вреде жертвам преступлений. Не меньший ущерб он наносит общественной безопасности и вообще конституционному порядку.
Как показывает опыт последних десятилетий прошлого столетия, терроризм имеет тенденцию к постоянному расширению сферы своих интересов и влияния к так называемой, глобализации. Конец XX столетия стал веком возникновения активных террористических организаций, которые переросли в хорошо организованные содружества сообщества.
Терроризм стал «чумой» конца XX - начала XXI века поразившей многие цивилизованные государства используемый стоящими за ним исполнителями для достижения различных, прежде всего, политических целей. Российский опыт - прямое тому подтверждение.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что на протяжении последних лет в России, совершен ряд крупных террористических актов, в том числе, таких как захват заложников «Норд- Оста», взрывы пассажирских самолетов Ту-154 и Ту-134, взрывы в московском метро, захват детей в школе г. Беслана, взрыва в метро в Санкт- Петербурге и т.д. Теракты 1990-ых и 2000-ых отличаются от современных событий тем, что они носили иной характер и в их основе лежали другие события и требования.
В связи с терактами, данной проблеме стало уделяться особое внимание. Рассмотрение терроризма как явления, угрожающего государству, обществу и личности, в отечественной литературе началось лишь с начала 90-х годов XX столетия. Однако в современный период большой интерес представляет практический аспект рассматриваемой проблемы - как, где и в связи, с чем зарождается, формируется терроризм как международное явление.
Именно XXI век, характеризующийся высокими технологиями, может привести либо к контролю над терроризмом, либо терроризм как социальное явление международного масштаба приведет к межнациональным и региональным конфликтам, которые повлекут за собой гибель большого количества населения. Если захваты террористами самолетов еще в середине 80-х были сенсацией, единичными фактами, то уже к концу 90-х эти действия стали практически обыденным явлением, известны факты применения террористами оружия массового уничтожения. В повседневный обиход входят такие понятия, как «террористические рейды», «государственный терроризм», «регион, подконтрольный террористическим организациям».
Россия с первых месяцев провозглашения своего суверенитета в 1991 году, столкнулась с проблемой терроризма и насильственных форм разрешения конфликта. Как никто другой на собственном опыте наше государство испытало пагубность иллюзий в отношении истинных намерений террористов и лозунгов, которыми они прикрывают преступные по своей природе действия.
Сейчас, когда многие страны вынуждены обратиться к переоценке размера и характера террористической угрозы, возможностей и потребностей; ответа на нее со стороны отдельных государств и всего мирового сообщества, представляется особо актуальным дать оценку насильственным вооруженным действиям.
Изучение темы терроризма в школе необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности школьников. На примере террористических актов, которые захватили нашу страну на рубеже веков, школьники узнают о сути терроризма и его целях. Кроме этого, учащиеся получат знания необходимые при попадании в подобные экстренные ситуации.
Помимо усвоения жизненно важных знаний для школьников среднего звена, которые в скором времени продолжат учебу в более крупных населенных пунктах, методика проведения мероприятия предполагает работу с источниками. Внеклассное мероприятие носит не только содержательный характер, но позволяет закрепить те универсальные учебные действия, которыми учащиеся овладели на уроках истории.
Таким образом, можно сказать, что актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена современными образовательными стандартами и террористически нестабильной ситуацией в стране и мире.
Цель работы: разработка методического сопровождения внеурочного занятия по профилактике терроризма и экстремизма в сельской общеобразовательной школе.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) дать характеристику историографии и источников по изучаемому вопросу;
2) проанализировать учебную литературу по истории, и выявить актуальность проведения внеклассного мероприятия по данной теме;
3) изучить методические рекомендации по организации внеурочной работы в сельской общеобразовательной школе;
4) проанализировать проведенную работу, направленную на профилактику терроризма.
Объектом исследования является внеурочная работа по истории в сельской общеобразовательной школе.
Предметом исследования стал методический аспект изучения терроризма в школе.
Хронологические рамки исследования включают в себя 90-е гг. XX -
начало XXI века. Нижняя хронологическая грань - 1994 год - начало террористической деятельности на территории России. Верхняя хронологическая грань - 2006 год - окончание контртеррористической операции в Чеченской Республике (завершение первой волны терроризма в Российской Федерации).
Структура работы включает в себя введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение, приложения, список источников и литературы.
Главная опасность терроризма заключается не только в непосредственном вреде жертвам преступлений. Не меньший ущерб он наносит общественной безопасности и вообще конституционному порядку.
Как показывает опыт последних десятилетий прошлого столетия, терроризм имеет тенденцию к постоянному расширению сферы своих интересов и влияния к так называемой, глобализации. Конец XX столетия стал веком возникновения активных террористических организаций, которые переросли в хорошо организованные содружества сообщества.
Терроризм стал «чумой» конца XX - начала XXI века поразившей многие цивилизованные государства используемый стоящими за ним исполнителями для достижения различных, прежде всего, политических целей. Российский опыт - прямое тому подтверждение.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что на протяжении последних лет в России, совершен ряд крупных террористических актов, в том числе, таких как захват заложников «Норд- Оста», взрывы пассажирских самолетов Ту-154 и Ту-134, взрывы в московском метро, захват детей в школе г. Беслана, взрыва в метро в Санкт- Петербурге и т.д. Теракты 1990-ых и 2000-ых отличаются от современных событий тем, что они носили иной характер и в их основе лежали другие события и требования.
В связи с терактами, данной проблеме стало уделяться особое внимание. Рассмотрение терроризма как явления, угрожающего государству, обществу и личности, в отечественной литературе началось лишь с начала 90-х годов XX столетия. Однако в современный период большой интерес представляет практический аспект рассматриваемой проблемы - как, где и в связи, с чем зарождается, формируется терроризм как международное явление.
Именно XXI век, характеризующийся высокими технологиями, может привести либо к контролю над терроризмом, либо терроризм как социальное явление международного масштаба приведет к межнациональным и региональным конфликтам, которые повлекут за собой гибель большого количества населения. Если захваты террористами самолетов еще в середине 80-х были сенсацией, единичными фактами, то уже к концу 90-х эти действия стали практически обыденным явлением, известны факты применения террористами оружия массового уничтожения. В повседневный обиход входят такие понятия, как «террористические рейды», «государственный терроризм», «регион, подконтрольный террористическим организациям».
Россия с первых месяцев провозглашения своего суверенитета в 1991 году, столкнулась с проблемой терроризма и насильственных форм разрешения конфликта. Как никто другой на собственном опыте наше государство испытало пагубность иллюзий в отношении истинных намерений террористов и лозунгов, которыми они прикрывают преступные по своей природе действия.
Сейчас, когда многие страны вынуждены обратиться к переоценке размера и характера террористической угрозы, возможностей и потребностей; ответа на нее со стороны отдельных государств и всего мирового сообщества, представляется особо актуальным дать оценку насильственным вооруженным действиям.
Изучение темы терроризма в школе необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности школьников. На примере террористических актов, которые захватили нашу страну на рубеже веков, школьники узнают о сути терроризма и его целях. Кроме этого, учащиеся получат знания необходимые при попадании в подобные экстренные ситуации.
Помимо усвоения жизненно важных знаний для школьников среднего звена, которые в скором времени продолжат учебу в более крупных населенных пунктах, методика проведения мероприятия предполагает работу с источниками. Внеклассное мероприятие носит не только содержательный характер, но позволяет закрепить те универсальные учебные действия, которыми учащиеся овладели на уроках истории.
Таким образом, можно сказать, что актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена современными образовательными стандартами и террористически нестабильной ситуацией в стране и мире.
Цель работы: разработка методического сопровождения внеурочного занятия по профилактике терроризма и экстремизма в сельской общеобразовательной школе.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) дать характеристику историографии и источников по изучаемому вопросу;
2) проанализировать учебную литературу по истории, и выявить актуальность проведения внеклассного мероприятия по данной теме;
3) изучить методические рекомендации по организации внеурочной работы в сельской общеобразовательной школе;
4) проанализировать проведенную работу, направленную на профилактику терроризма.
Объектом исследования является внеурочная работа по истории в сельской общеобразовательной школе.
Предметом исследования стал методический аспект изучения терроризма в школе.
Хронологические рамки исследования включают в себя 90-е гг. XX -
начало XXI века. Нижняя хронологическая грань - 1994 год - начало террористической деятельности на территории России. Верхняя хронологическая грань - 2006 год - окончание контртеррористической операции в Чеченской Республике (завершение первой волны терроризма в Российской Федерации).
Структура работы включает в себя введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение, приложения, список источников и литературы.
В научном понимании терроризм представляет собой совокупность общественно опасных деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем осуществления взрывов и иных опасных для здоровья людей действий. Акты терроризма влекут бессмысленную гибель людей, нарушая нормальную общественную жизнь, и затрудняют международные контакты встречи. Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций.
Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту.
Позиция России по рассматриваемой проблеме была сформулирована Президентом достаточно четко. Россия выступает за широкое сотрудничество в борьбе с терроризмом. Необходимо заключение всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Конференция европейских министров юстиции поддержала предложение России о разработке глобальной антитеррористической конвенции в рамках ООН.
С каждым разом террористы находят все более изощренные формы, и все более усложняют задачу спецподразделениям по освобождении заложников - пример, уровень подготовки боевиков в «Норд-Осте» и в Беслане.
На данном этапе молодежь является наиболее уязвимой террористическим проявлениям. Поэтому работа по профилактике терроризма и экстремизма должна начинаться уже в школе. Такая работа может заключаться в проведении внеклассных мероприятий по изучению теоретических аспектов терроризма, а также практических навыков поведения.
Проанализировав учебную литературу, мы увидели необходимость расширить знания школьников по теме современного терроризма на территории Российской Федерации. Тем более в современном образовании есть возможность более подробного и детального изучения проблемы терроризма. Данная возможность может быть реализована через школьную программу «Профилактики экстремизма и терроризма в школе», а также за счет корректировки планов внеклассных мероприятий классных руководителей и общешкольных мероприятий. Внеклассное мероприятие по данной теме может быть разноплановым, так мы предлагаем проведение мероприятия, нацеленного как на обеспечение получения знаний о безопасности школьников, так и на получение знаний по истории, а также отработку некоторых умений и навыков, которые необходимы для дальнейшей учебы и более успешного усвоения знаний.
Кроме того, внеклассная работа может выполнять две функции: повышать компетентность учащихся, и, прежде всего, компетентность самого учителя. Она помогает осознать на практике, что организаторские и рефлексивные формы деятельности современного педагога должны быть не только прикладными, то есть отвечать процессу обучения, а являться фундаментальными качествами личности педагога, предполагающими его саморазвитие и творческое взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности.
Формат внеклассного мероприятия, дает педагогам больше возможностей для реализации тех или иных учебных и воспитательных целей.
В рамках школьной программы по «Профилактике терроризма и экстремизма в школе» было разработано и проведено внеклассное мероприятие по теме «Терроризм - угроза обществу». Особенность данного мероприятия в том, что был сделан акцент на исторической и обществоведческой информации. То есть учащие знакомятся с самим понятием - терроризма, законодательными актами, регламентирующими государственную борьбу с терроризмом, и кроме этого на конкретных примерах разбирают действия террористов на территории России на рубеже веком. Таким образом учащиеся получают возможность более подробно и детально изучить тему терроризма, которой в учебниках, как мы выяснили, уделяется недостаточно внимания.
Апробация позволила оценить успешность проводимого мероприятия. Результаты анкетировании, проводимого в начале и конце занятия показали, что основные цели были достигнуты. То есть, дети уверено могу сказать, что такое терроризм, описать некоторые исторические факты, а самое главное дети узнали о том, как себя вести и куда обращаться в ситуациях террористической угрозы.
Анкета, проводимая до занятия и после позволяет проанализировать усвоенные знания по теме терроризм. Вопросы анкеты направлены как на анализ теоретических, так и практических знаний . Проведя анализ данных двух опросов можно сделать ряд выводов. Во-первых, количество учащихся знающих что такое терроризм увеличилось с трех до одиннадцати учащихся. Во-вторых, двенадцать из двенадцати учащихся знают, как вести себя в случае террористической угрозы. В-третьих, к двум учащимся знающим о существовании видов терроризма, прибавилось еще семь, однако только пять из них смогли назвать все виды, которые прозвучали на занятии. В- четвертых, в конце занятия уже одиннадцать учащихся, а не пять как в начале, могли сказать куда следует обращаться в случаях террористической угрозы. Десять из них правильно назвали номера телефонов, по которым следует звонить. И в-пятых, в конце занятия все двенадцать учащихся смогли назвать по пять примеров террористических актов в истории современной России .
Таким образом, разработанное мероприятие позволяет сформировать у учащихся историческое и обществоведческое знание по теме терроризма в современной истории России. В ходе занятия, учащиеся познакомились с основными террористическими актами, сотрясшими нашу страну на рубеже веков и изучили методы государственной борьбы с любыми проявлениями терроризма. Проанализировали законодательные акты регулирующие действия, направленные на борьбу с терроризмом в России и на международном уровне. А также получили информацию, о том, как правильно вести себя в террористически опасной ситуации, например, захват заложников, и куда следует обращаться.
Подводя итоги, следует отметить, что разработанное мероприятие не только дает исторические, обществоведческие и поведенческие знания, а также несет воспитательный характер. На примерах героической борьбы с терроризмом у учащихся формируется чувство гордости за страну, в которой они проживают.
Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту.
Позиция России по рассматриваемой проблеме была сформулирована Президентом достаточно четко. Россия выступает за широкое сотрудничество в борьбе с терроризмом. Необходимо заключение всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Конференция европейских министров юстиции поддержала предложение России о разработке глобальной антитеррористической конвенции в рамках ООН.
С каждым разом террористы находят все более изощренные формы, и все более усложняют задачу спецподразделениям по освобождении заложников - пример, уровень подготовки боевиков в «Норд-Осте» и в Беслане.
На данном этапе молодежь является наиболее уязвимой террористическим проявлениям. Поэтому работа по профилактике терроризма и экстремизма должна начинаться уже в школе. Такая работа может заключаться в проведении внеклассных мероприятий по изучению теоретических аспектов терроризма, а также практических навыков поведения.
Проанализировав учебную литературу, мы увидели необходимость расширить знания школьников по теме современного терроризма на территории Российской Федерации. Тем более в современном образовании есть возможность более подробного и детального изучения проблемы терроризма. Данная возможность может быть реализована через школьную программу «Профилактики экстремизма и терроризма в школе», а также за счет корректировки планов внеклассных мероприятий классных руководителей и общешкольных мероприятий. Внеклассное мероприятие по данной теме может быть разноплановым, так мы предлагаем проведение мероприятия, нацеленного как на обеспечение получения знаний о безопасности школьников, так и на получение знаний по истории, а также отработку некоторых умений и навыков, которые необходимы для дальнейшей учебы и более успешного усвоения знаний.
Кроме того, внеклассная работа может выполнять две функции: повышать компетентность учащихся, и, прежде всего, компетентность самого учителя. Она помогает осознать на практике, что организаторские и рефлексивные формы деятельности современного педагога должны быть не только прикладными, то есть отвечать процессу обучения, а являться фундаментальными качествами личности педагога, предполагающими его саморазвитие и творческое взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности.
Формат внеклассного мероприятия, дает педагогам больше возможностей для реализации тех или иных учебных и воспитательных целей.
В рамках школьной программы по «Профилактике терроризма и экстремизма в школе» было разработано и проведено внеклассное мероприятие по теме «Терроризм - угроза обществу». Особенность данного мероприятия в том, что был сделан акцент на исторической и обществоведческой информации. То есть учащие знакомятся с самим понятием - терроризма, законодательными актами, регламентирующими государственную борьбу с терроризмом, и кроме этого на конкретных примерах разбирают действия террористов на территории России на рубеже веком. Таким образом учащиеся получают возможность более подробно и детально изучить тему терроризма, которой в учебниках, как мы выяснили, уделяется недостаточно внимания.
Апробация позволила оценить успешность проводимого мероприятия. Результаты анкетировании, проводимого в начале и конце занятия показали, что основные цели были достигнуты. То есть, дети уверено могу сказать, что такое терроризм, описать некоторые исторические факты, а самое главное дети узнали о том, как себя вести и куда обращаться в ситуациях террористической угрозы.
Анкета, проводимая до занятия и после позволяет проанализировать усвоенные знания по теме терроризм. Вопросы анкеты направлены как на анализ теоретических, так и практических знаний . Проведя анализ данных двух опросов можно сделать ряд выводов. Во-первых, количество учащихся знающих что такое терроризм увеличилось с трех до одиннадцати учащихся. Во-вторых, двенадцать из двенадцати учащихся знают, как вести себя в случае террористической угрозы. В-третьих, к двум учащимся знающим о существовании видов терроризма, прибавилось еще семь, однако только пять из них смогли назвать все виды, которые прозвучали на занятии. В- четвертых, в конце занятия уже одиннадцать учащихся, а не пять как в начале, могли сказать куда следует обращаться в случаях террористической угрозы. Десять из них правильно назвали номера телефонов, по которым следует звонить. И в-пятых, в конце занятия все двенадцать учащихся смогли назвать по пять примеров террористических актов в истории современной России .
Таким образом, разработанное мероприятие позволяет сформировать у учащихся историческое и обществоведческое знание по теме терроризма в современной истории России. В ходе занятия, учащиеся познакомились с основными террористическими актами, сотрясшими нашу страну на рубеже веков и изучили методы государственной борьбы с любыми проявлениями терроризма. Проанализировали законодательные акты регулирующие действия, направленные на борьбу с терроризмом в России и на международном уровне. А также получили информацию, о том, как правильно вести себя в террористически опасной ситуации, например, захват заложников, и куда следует обращаться.
Подводя итоги, следует отметить, что разработанное мероприятие не только дает исторические, обществоведческие и поведенческие знания, а также несет воспитательный характер. На примерах героической борьбы с терроризмом у учащихся формируется чувство гордости за страну, в которой они проживают.



