Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ С УЧАЩИМИСЯ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ РЕК

Работа №154627

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации и проведения школьной географической экспедиции 6
1.1. Формы организации образовательной деятельности в школе 6
1.2. Дидактический потенциал школьной географической экспедиции 13
1.3. Этапы организации и проведения географической экспедиции 19
Глава 2. Методика организации и проведения географической экспедиции по изучению малых рек 29
2.1. Направления, объекты и методы гидрологических исследований 29
2.2. Физико-географическая характеристика Куюмбинского лицензионного
участка 38
2.3. Школьная гидрологическая экспедиция в бассейне реки Подкаменная
Тунгуска 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает учителей на важность организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков - внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на достижение образовательных результатов, заявленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, уважительное отношение к труду, формирование нравственных норм и т.д.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия, организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы в рамках предмета «География» состоят из: формирования представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, овладения элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, овладения основами картографической грамотности, формирования умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни и т.д. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Формы организации внеурочной работы по географии разнообразны, экспедиции занимают среди них особое место, так как обеспечивают достижение всех заявленных в стандарте результатов обучения.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования «Гидрологическая экспедиция с учащимися как средство изучения малых рек (на примере бассейна реки Подкаменная Тунгуска)».
Объект исследования - образовательный процесс по географии, включающий внеурочную деятельность.
Предмет исследования - гидрологическая экспедиция как форма организации внеурочной деятельности по географии.
Цель исследования - теоретически обосновать образовательные результаты школьной гидрологической экспедиции.
Задачи:
1. Выявить особенности, этапы подготовки и проведения экспедиции как формы организации внеурочной деятельности школьников по географии.
2. Изучить содержание и методы гидрологических исследований малых рек.
3. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в современных школьных учебниках по географии и практике работы учителей.
4. Разработать гидрологическую экспедицию для учащихся основной школы в бассейн реки Подкаменная Тунгуска.
База исследования: лицензионный Куюмбинский участок.
Методы исследования - теоретический анализ педагогической, психологической и социологической литературы о школьных экспедициях и туризме, картографический метод, анализ статистических данных, размещенных в сети интернет, анализ имеющихся на сегодняшний день программ, методических разработок и положений в области образования, обобщение и изучение педагогического опыта работы общеобразовательной школы и организаций дополнительного образования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование посвящено решению одной из проблем внеучебной деятельности школьников - организации учебной географической экспедиции. В настоящее время значительную работу в этом направлении осуществляют педагогические университеты, детские экологические центры, Центры краеведения и туризма. К причинам, по которым экспедиция, как одна из интереснейших форм внеучебной деятельности, не занимает прочной позиции в современной школе, на наш взгляд, относятся следующие: профессиональная неподготовленность
педагогов к проведению экспедиции, сложности, связанные с сопровождением школьников в полевых условиях, а также недостаточное финансирование.
В ходе данного исследования изучены особенности экспедиции, как формы организации внеучебной деятельности школьников по географии, этапы ее подготовки и проведения; составлен план проведения школьной географической экспедиции по изучению гидрологии малых рек для учащихся основной школы и выявлен ее дидактический потенциал.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе школьная экспедиция рассматривается как особая форма внеучебной работы, включающая два основных этапа подготовки: теоретический и практический. В ходе теоретического этапа определяются цель, задачи, место и сроки проведения; разрабатывается маршрут; изучается местность по литературе и другим источникам. На практическом этапе, в ходе следования по маршруту, производится сбор и фиксация материала, по возвращении из экспедиции анализируются и обрабатываются результаты, оформляются материалы и отчет исследования.
2. В ходе школьных географических экспедиций возможно изучение различных процессов и явлений природы, в том числе и
гидрологических. Проводя гидрологические исследования, важно учитывать комплексный характер данной науки; обязательным условием является владение школьниками следующими методами исследования: полевыми (экспедиционные и стационарные),
экспериментальными (эксперименты в лаборатории и в природе), теоретическими (анализ, обобщение).
3. Анализ учебно-методической литературы показал, что изучение основ гидрологии является обязательным в школьном курсе географии, однако на их изучение школьной программой отводится незначительное количество часов, методы, необходимые для проведения гидрологических исследований у школьников формируются частично. В практике работы учителей географии проведение экспедиций носит единичный характер.
4. В ходе разработанной в результате исследования гидрологической экспедиции в бассейн реки Подкаменная Тунгуска у школьников будут формироваться: комплексные знания о природных объектах и система методов их изучения; чувство патриотизма; навыки ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, уважительное отношение к труду, формирование нравственных норм; основы учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; коллективизм, взаимовыручка и умение работать в команде.
Все вышесказанное определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения.


1. Артемьева А.А., Переладова Л.В. Экскурсия в природу как способ экологического образования и воспитания // География и туризм Сборник научных трудов / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет». Пермь, 2010. С. 3-9.
2. Баринова И.И. География России. Природа. М.: Дрофа, 2013.
3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». М.: Дрофа, 2013.
4. Богданова С.М. Подарим детям каникулы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - №4. - С. 44-45.
5. Брославский Б., Гинзбург А. Биологические экспедиции и их роль в воспитательной работе // Тематические походы и экспедиции со школьниками. - Челябинск, 1993.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016).
7. Гельд Н.Н. Мартьяновские краеведческие чтения / Минусин. регион. краевед. музей им. Н.М. Мартьянова. Красноярск: КГПУ, 2010. Вып. 6: (2008-2009 гг.). С. 291-292.
8. География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Дрофа, 2013.
9. Глазачев С. Н. Экологическая культура: учебное пособие. М.: Просвещение, 2007. 247 с.
10. Гомонова А.Л. Отчет о результатах работ по теме Мониторинг состояния недр и сопредельных сред в пределах Куюмбинского и Терско-Камовского лицензионных участков. Красноярск, 2009.
11. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков.
12. ГОСТ 17.1.5.05-85. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков.
13. ГОСТ Р 51592-2000. Вода. Общие требования по отбору проб.
14. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. М.: Владос, 2008. 253 с.
15. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма Учебное пособие Харьков: Экограф, 2008. 164 с....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ