Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Работа №154626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика семей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Понятие психолого-педагогической компетенции родителей:
трактовки, компонентный состав 21
1.4. Способы работы по развитию психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья 26
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕНТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 32
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента 32
2.2. Содержание работы родительского клуба по развитию психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья . 40
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
Выводы по Главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Приложения 74

Необходимость оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в России обусловлена Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, создания особых условий для получения им образования [2]. Согласно стандарту особое внимание при организации работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ обращено на удовлетворение их специальных образовательных потребностей, обеспечение качественного образования.
Актуальность темы исследования состоит в том, что родители, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов является партнёрство с семьёй, психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья [2]. Родители, являясь первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), как и другие социальные институты, призваны оказывать помощь - поддержать, направить или дополнить воспитательную деятельность семьи.
Современное понимание проблем, роли и места ближайшего окружения в воспитании и развитии ребёнка с ОВЗ, значение и уровень участия дошкольного образовательного учреждения в данном процессе приводят к необходимости постоянного поиска форм и способов взаимодействия специалистов и семей воспитанников, выступающих субъектами единой образовательной системы. Сотрудничество и взаимодействие, установление партнёрских взаимоотношений является фактором развития и совершенствования субъектов этой системы, достижения наиболее эффективных результатов деятельности.
Многие исследователи посвятили свои работы исследованию семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействию с ними в условиях определенной пространственной, культурной, а также социальной среды. Вопросы, которые затрагивают взаимоотношения в семье детей с ОВЗ, отражены в трудах авторов Н.А. Пугачёва, Т.В. Егорова, В.В. Ткачевой, В.П. Карасева, И.Ю. Левченко.
Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обсуждены в научных трудах. Н.Ф. Дементьева, который рассматривал проблемы, связанные с нехваткой времени и нежеланием сотрудничать родителей с педагогами. Психологическая травма родителей детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает наибольшую актуальность.
Таким образом, исходя из сказанного выше, вытекает актуальность темы исследования «Развитие психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации родительского клуба».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным
путем проверить возможность развития психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации родительского клуба.
Объект исследования - психолого-педагогическая компетенция родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - развитие психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации родительского клуба....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ, является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения.
Современные научные исследователи Е.В. Бондаревская,
Ю.А. Гладкова трактуют педагогическую компетентность родителей как: обширное общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры; единство теоретической и практической готовности родителей к претворению в жизнь педагогической работы, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
Для исследования важными считаются взгляды И.А. Меркуля на структуру педагогической компетенции родителей дошкольников, на базе, которой состоялась интеграция ряда компонентов.
1. Когнитивный компонент: связан с наличием знаний у родителя, поиском, восприятием и отбором информации, способность к гибким и креативным решениям задач воспитания и обучения ребенка.
2. Коммуникативно-деятельностный компонент: связан с
коммуникативными, организаторскими, практическими навыками и умениями.
3. Мотивационно-личностный компонент: связан с
заинтересованностью родителей в успешном результате воспитания детей, рефлексивное отношение к себе как к педагогу: самоанализ, самоконтроль, саморегуляция, самовосприятие и самопознание себя как родителя , потребностью в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве, личностная готовность к переменам.
Психологическая компетенция родителей — представляет собой систему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия, что является внутренним личностным инструментарием родителей, способствующим эффективному осуществлению воспитания 66
детей. Психологическую компетенцию родителей можно определить, как: готовность к целеполаганию, планированию и предвидению, действию, оценке, рефлексии и саморазвитию [5].
Психологическая компетенция родителей детей с ОВЗ - представляет собой совокупность сведений о специфических аспектах воспитания, обучения для гармоничного взаимоотношения с детьми с нарушениями в развитии [33].
О.Л. Зверева ведущим компонентом компетенции родителей дошкольников считала их психолого-педагогическую подготовленность, которая помимо определенной суммы психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, выработанных в процессе практики воспитания детей, характеризуется рефлексивным отношением к себе как к педагогам.
Обобщая результаты нашего исследования можно сделать следующие выводы: данные, полученные в результате диагностических мероприятий, подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что родительский клуб может стать эффективной формой развития психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития психолого-педагогической компетенции родителей,
воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, контрольной и экспериментальной группе. Эксперимент позволил сопоставить результаты, полученные в двух группах.
Как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преобладает низкий уровень развития психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (83,3% и 66,6%). Средний уровень в контрольной и экспериментальной группе составил 16,6% родителей. Родители с высоким уровнем развития психолого-педагогической компетенции в контрольной группе 0%, а в экспериментальной 16,6%.
Кроме того, в контрольной и экспериментальной группе преобладает низкий уровень родительских отношений (66,6% и 50%). Средний уровень в контрольной группе составляет 33,3%, а в экспериментальной 50%. Высоких показателей в обеих группах не было выявлено.
Таким образом, экспериментальные данные указывают на необходимость специально организованной работы по развитию психолого­педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Нами был разработан комплекс мероприятий родительского клуба, направленный на развитие психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам, аналогичным констатирующему этапу эксперимента, который выявил следующую динамику уровней развития психолого-педагогической компетенции.
Результаты контрольного эксперимента говорят о том, что изменения произошли в обеих группах. Изменения в группах обусловлены педагогическим воздействием, которое осуществлялось в ходе взаимодействия с семьей. Но более заметные изменения произошли в экспериментальной группе.
Целостный анализ данных контрольного эксперимента показывает, что показатели уровня психолого-педагогической компетенции в обеих группах разные. Стоит отметить, что в экспериментальной группе уменьшилось количество родителей, имеющих низкий уровень развития психолого­педагогической компетенции - 16,6% (1 человек), при этом возросло
количество родителей, имеющих средний уровень развития психолого­
педагогической компетенции - 50% (3 человека). Количество родителей, имеющих высокий уровень развития психолого-педагогической компетенции, увеличилось - 33,3% (2 человека). В контрольной группе никаких изменений не произошло....


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы.https://legalacts.rii/cloc/273 FZ-ob- obrazovanii/glava-1/statja-2/ (дата обращения 02.02.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.213. №1155 [Электронный ресурс] //
Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobmauki-rossii-ot-17102013-П-1155/ (дата
обращения 08.12.2018).
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 №181 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181 -fz-o/ (дата
обращения 04.03.2019).
4. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. В 2 изданиях. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. 511 с.
5. Артемчук Н.В. Сущностная характеристика понятия «Родительская компетентность». М.: Просвещение, 2015. С. 207-211.
6. Арутюнян А.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. СПб.: Питер, 2016. №3. С. 41-43.
7. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов Н/Д: РГПИ, 2015. 136 с.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2013. 358 с.
9. Верещага И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха. М.: Теревинф, 2017. 134 с.
10. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно - методический и практический журнал. М.: 2018. № 1. С. 64-66.
11. Гончарова С.И. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Краснояр.: СФУ, 2014. 248 с.
12. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. М.: Академический проект, 2012. 320 с.
13. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. В 2 изданиях. 2-е изд. М.:Теревинф, 2015. 513 с.
14. Гусейнова А.А. Педагогика инклюзивного образования. М.: ИНФРА- М, 2016. 335 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. ИД Ленинград, 2016. 896 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ