ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 7
1.1. Понятие диалогических умений дошкольников 7
1.2. Особенности становления диалогических умений детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3.Общение со взрослыми и сверстниками как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ 24
2.1. Изучение особенностей развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста 24
2.2. Работа по развитию диалогических умений детей старшего
дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками 31
2. 3.Анализ результатов опытно-практической работы 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Одним из основных показателей речевого развития старших дошкольников и готовности к школьному обучению является уровень сформированности у них связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически связанных предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание. Основными формами связной речи являются диалогическая и монологическая речь.Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике [2, с. 75].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества...» [43, с. 6].
Формирование диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает большое место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывают всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Особенно важно развитие диалогической речи для детей старшего дошкольного возраста, стоящих на пороге дальнейшего школьного обучения.
Диалог, как вид общения, предполагает знание языка и умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнёром. Умение общаться, правильно формулировать вопросы и ответные реплики имеет огромное значение в развитии ребёнка и подготовке его к школе.
В современных исследованиях отмечается, что умения и навыки диалогической речи при естественном их развитии не могут достичь такого уровня, который нужен ребёнку для освоения школьной программы. Этим умениям и навыкам нужно обучать детей специально и систематически.
Особенности развития связной речи, и в том числе, диалогической, у детей дошкольного возраста изучались разными исследователями в педагогической науке (Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и другие); в психологии (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.А. Маркова, Д.Б. Эльконин и другие); основы методики развития связной речи дошкольников были определены в работах Л.Н. Ефименковой, А.М. Леушиной, А.Г. Тамбовцевой-Арушановой и др. Проблемы содержания и методов обучения дошкольников диалогической речи рассматривались В.В. Гербовой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой и др. [1, 2, 13, 15, 16, 18; 37, 38].
По мнению исследователей, одним из средств развития диалогической речи является общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Общение имеет огромное значение для формирования личности, в общении ребенок приобретает социальный опыт, новые знания и умения, в общении у него развивается речь и закладывается характер, формируется система ценностей и потребностей.
Развитие умений общения дошкольников изучались М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузовой, А.К. Марковой, Т.А. Репиной, А.А. Бодалевым, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и другими исследователями [11, 24, 28, 6, 17, 25].
Тем не менее, проблема заключается в том, что только систематическое формирование у ребёнка умений и навыков диалогической речи может обеспечить высокий уровень её развития к школьному периоду.Развитиедиалогической речи старших дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками может помочь становлению этих необходимых умений и навыков.Этим и обусловлена актуальность выбранной темы - «Развитие диалогических умений детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками».
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были изучены основные понятия исследования.Установлено, что одним из показателей речевого развития является развитие у дошкольников диалогической речи, которая является сложной формой общения между людьми. Для участия в диалоге требуются специальные диалогические умения, которые начинают формироваться у детей в дошкольном возрасте в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Определены особенности становления диалогических умений детей старшегодошкольного возраста. Встаршем дошкольном возрасте дети по- прежнему остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения умений диалогической речи. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, умению вести беседу со взрослым и сверстниками, задавать вопросы и формулировать ответ, рассказывать о событиях из окружающей и собственной жизни, что будет очень важно для них в предстоящем школьном обучении. Развитие диалогических умений может осуществляться с помощью различных способов и методов, в том числе в процессе общения со взрослыми и сверстниками
Рассмотрено общение со взрослыми и сверстниками как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Общение - это сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер. В общении со взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а при общении со сверстниками обогащает его, приобретает новые знания, формирует адекватное представление о себе, учится взаимодействовать в коллективе.
Изучены особенности связной речи старших дошкольников. Для проведения исследования уровня развития диалогических умений нами была выбрана диагностика развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста по методике О.А. Бизиковой. Диагностика уровня развития диалогических умений старших дошкольников осуществлялась в процессе наблюдения за речью детей в повседневном общении со взрослыми и сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности.
Исследование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста было организовано на базе МБДОУ детского сада № Х г. Зеленогорска Красноярского края с согласия администрации детского сада и родителей. Для чистоты проведения исследования нами были определены контрольная и экспериментальная группа, куда вошли дети старшего дошкольного возраста с примерно равными речевыми данными (по 20 человек в каждой). Диагностика проводилась в сентябре 2019 года. Результаты исследования оформлялись в таблицах и диаграммах.
Проведённое первичное исследование позволило сделать вывод о необходимости работы по развитию диалогических умений старших дошкольников. Высокий уровень развития умений диалогической речи показали только по 4 человека в контрольной и в экспериментальной группе, что составляет 20%; по 9 детей в контрольной и в экспериментальной группе показали средний уровень развития умений диалогической речи, что
составляет 45%; по 7 детей в экспериментальной и контрольной группе показали низкий уровень развития умений диалогической речи, что
составляет 35%. Результаты исследования умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста по каждой из групп представлены в приложении А (таблицы 7 и 8).
Качественный анализ полученных результатов показал, что у большинства детей умение задавать вопросы и отвечать на них сформировано недостаточно хорошо; в основном, дети знают отдельные этикетные правила речевого общения, но далеко не всегда применяют их при общении со взрослыми и сверстниками; умение высказывать в общении со взрослыми и сверстниками просьбы, предложения и советы проявляют эпизодически; слабо могут аргументировать своё мнение; ограниченно используют средства общения.
Исходя из полученных результатов, нами был сделан вывод, что необходимо проведение опытно-практической работы по развитию умений диалогической речи старших дошкольников. В качестве средства развития умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста было выбрано общение со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Опытно-практическая работа по развитию диалогических умений детей старшего дошкольного возраста проводилась с октября 2019 г. по март 2020 года. В нём принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБДОУ детского сада № Х г. Зеленогорска Красноярского края экспериментальной группы, которые были участниками ранее проведённой диагностики, в количестве 20 человек. В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста проводились обычные занятия.
В ходе проведения опытно-практической работы по развитию умений диалогической речи старших дошкольников было организовано общение дошкольников со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности: образовательной, трудовой, продуктивной, игровой и др. Диалогические умения дошкольников развивались поэтапно, в соответствии с поставленными задачами обучения, а также во взаимодействии с родителями воспитанников. В приложении приводятся технологические карты проведённых занятий по развитию диалогических умений в различных видах деятельности (образовательной, театрализованной, трудовой), а также подборка игр для развития умений диалогического общения.
Для проверки эффективности опытно-практической работы по развитию умений диалогической речи старших дошкольников посредством общения со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности было проведено повторное исследование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста - участников исследования с использованием той же диагностической методики (по О.А. Бизиковой).
Результаты повторного исследования уровня развития умений диалогической речи старших дошкольников показали, что в экспериментальной группе произошли положительные изменения. Количество детей, показавших высокий уровень развития умений диалогической речи, увеличилось по сравнению с первой диагностикой на 10% (6 детей - 30%), в первой диагностике было 4 ребёнка (20%).
Средний уровень развития диалогической речи в повторной диагностике показали 10 детей (50%), в первой диагностике было 9 детей (45%), произошло увеличение на 5%. Количество детей, показавших низкий уровень развития диалогических умений, уменьшилось на 3 человека (15%), в первой диагностике было 7 детей (35%). В то же время в контрольной группе, где опытно-практическая работа не проводилась, имеется незначительное улучшение показателей в пределах 5%.
Дети экспериментальной группы, показавшие высокий и средний уровень развития умений диалогической речи, без стеснения и с легкостью вступают в диалог, правильно используют этикетные слова, умеют слушать и получать информацию в процессе общения, вести разговор со взрослыми и сверстниками. Они правильно формулируют вопросы, чтобы получить нужную информацию, задают вопросы разного типа, логически верно строят диалог. Дети, которые показали низкий результат в первой диагностике, при повторном исследовании тоже улучшили свои результаты, но пока ещё незначительно. Возможно, что им просто требуется для этого больше времени, занятия по развитию у них умений диалогической речи будут продолжены.
Таким образом,на основании результатов повторного исследования уровня развития умений диалогической речи старших дошкольников можно сделать вывод, что опытно-практическая работа по развитию умений диалогической речи посредством общения детей со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, включающая в себя все три вида диалогических единств способствует развитию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2015. 400 с.
2. Арушанова А. Коммуникативное развитие дошкольников: проблемы и перспективы/ А. Арушанова. М.: ГНОМ и Д, 2014. 93 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника /в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /тв. ред. А.М. Шахнарович.М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2016. с. 4-16.
4. Арушанова А.Г. Истоки диалога (2-7). Книга для воспитателя/А.Г. Арушанова и др. М.: Мозаика-Синтез. 2017. 216 с.
5. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников вигре/О.А. Бизикова. М.: АРКТИ, 2016. 138 с.
6. Богуславская Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.Г. Богуславская, Н.А. Купина. Екатеринбург: АРГО, 2015. 192 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 2014. 270 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей: курс лекций /А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2014. 288 с.
9. Волкова Н.В. Развитие монологической речи у детей [Электронный
ресурс]. URL:nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote (датаобращения:
17.02.2019г.).
10. Воронич Е.А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками/Педагогическое образование, 2015. №7. С. 32-36.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 2016. 368 с.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. М.: Просвещение, 2014. 143 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2015. 458 с.
14. Гербова В.В. Составление описательных рассказов/ В.В. Гербова. СПб.: Речь, 2015. 458 с.
15. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать /В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. М.: АРКТИ, 2014. 64 с....48