ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста лет 6
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 9
1.3. Характеристика игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста 13
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Организация игровой деятельности, направленной на развитие речи
детей младшего дошкольного возраста 33
2.4. Сравнительный анализ полученных результатов 39
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Развитие речи у детей дошкольного возраста определено положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования [30].
Речь является одним из главных путей развития ребенка. Родной язык помогает ребенку войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли [42].
Развитие речи есть одно из главнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно связано с развитием сознания, познанием мира вокруг него и личностным развитием в целом. Слово является не только орудием познания, но и средством регуляции высших психических функций [5].
Существует много теорий развития речи дошкольников: Г.М. Ляминой [19], Е. И. Тихеевой [39], О.С. Ушaковой [43], Т.Б. Филичевой [45]. Влиянием игр для пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста (3-7лет) занимались К.Ю. Белая, Е. Железновa, И.В. Мальцева [21], О.А. Новиковская [25], Л. П. Савина [33], Е. Б. Шмелева [50] и др.
Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте явственно показаны в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и некоторых других авторов [35].
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития речи дошкольников, остается недостаточно освещенным одна из сторон этой проблемы, недостаточно разработок в педагогической литературе, относительно особенностей работы по развитию речи именно младшего дошкольного возраста.
С опорой на исследования ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов, утверждающих, что игра является наиболее «благоприятным» средством развития речи детей дошкольного возраста (Н.П Аникеева., Л.С. Выготский, Л.А. Леушина, Ю.В. Микадзе, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.), мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование игровой деятельности в качестве средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста будет способствовать развитию их речи при соблюдении следующих условий:
1. создание предметно-развивающей игровой среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
2. организация игровой деятельности в мини-группах, объединяющих детей младшего дошкольного возраста с разными речевыми умениями и навыками;
3. использование различных групп игр, имеющих в своей основе речевой материал.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Описать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть характеристику игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование изучения особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Организовать игровую деятельность, направленную на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: эксперимент;
• статистические - обработка цифровых данных, построение таблиц и графиков.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по организации игровой деятельности для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Практическая значимость заключается в составлении системы мероприятий по развитию речи в процессе организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложения.
Выпускная квалификационная работа была ориентирована на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. Развитие речи ребенка 3 лет отличается еще невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется; внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
• создание собственных словоформ;
• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
• с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги [17].
2. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. В развитии речи ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому развитие речи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка [4].
3. Игровая деятельность является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в процессе игровой деятельности помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
С целью изучения особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ № Х с. Нижняя-Есауловка, Манского района, Красноярского края. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста (3- 4 лет), в количестве 18 человек, из них 9 детей - экспериментальная группа и 9 детей - контрольная группа.
Для изучения уровня развития речи была использована комплексная диагностика на выявления уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста T.M. Юртайкиной.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для большинства детей младшего дошкольного возраста как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития речи.
С целью развития связной речи детей младшего дошкольного возраста был организован формирующий эксперимент, в основу которого была положена игровая деятельность младшего дошкольного возраста. По окончанию формирующего эксперимента с целью сравнения результатов исследования был проведен контрольный эксперимент.
Полученные результаты свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, а именно: организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста способствовала развитию их речи.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.:ТЦ «Сфера», 2003. 88 с.
3. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. М.: Дошкольное воспитание, 2003. 112 с.
4. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. М.: Дошкольное воспитание, 2004. 115 с.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. 240с.
6. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. М.: Центр лечебной педагогики, Вып.2. 1999. С.3.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. М.: Просвящение, 1991. 160 с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. 278 с.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В.. Психология развития человека. М.: Академический проспект, 2004. 288 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. М.: Просвещение, 2001. 445 с.
11. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: Владос, 2003.157 с.
12. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребенок не говорит. М.: Айрис- пресс, 2004. 48 с.
13. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей, М.: Просвещение, 2007.
14. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Техинформ МАИ,1997. 88 с.
15. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. М.: Астрель, 2010. 314 с.....50