Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации 9
1.2. Задачи развития и кризисы периода взрослости 23
1.3. Особенности группового консультирования взрослого
человека по проблеме профессиональная деформация педагогов дошкольной образовательной организации 30
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации 37
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего
эксперимента 37
2.2. Организация работы по профилактике профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации 59
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 69
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение 85
Актуальность темы исследования. В современном обществе синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены люди, работающие в сфере «человек-человек», ведь именно такая работа требует большой эмоциональной отдачи, постоянной рефлексии, проработке собственных слов и поступков, а также неминуемо ведет к возникновению столкновения интересов между людьми и последующим конфликтам.
Работники педагогической сферы сильнее других подвержены данному синдрому, так как их работа связана не только с общением, но и с обучением и обогащением детей знаниями. Работа с детьми требует большой эмоциональной отдачи, педагогу необходимо заинтересовать детей, особым образом организовать урок или занятие, чтобы детям было интересно получать знания, учиться.
Важное значение имеют взаимоотношения педагога с коллективом, конфликты и столкновения на работе, которые неминуемы, также негативно сказываются на психологическом здоровье человека. Стресс, вызванный конфликтом с коллегой по работе сказывается не только на самом человеке, но и находит отражение в его профессиональной деятельности. Нередко случается, что педагоги вымещают злобу и обиду из-за конфликта с начальством или коллегами на своих учениках, что наносит психологический вред обеим сторонам.
Немало важным является то, что в нашей стране работники педагогической сферы получают неоправданно низкую заработную плату, из- за чего падает мотивация, стремление и желание выполнять свою работу хорошо и качественно, и конечно же пропадает желание вообще работать по данной специальности. Все эти факторы и приводят к быстрому эмоциональному, а впоследствии и профессиональному выгоранию у педагогических работников.
Вышеперечисленные причины показывают, что синдром выгорания, как и другие разновидности профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что сказывается на работоспособности педагога, приводя к снижению результативности показателей профессиональной деятельности и, как следствие, синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины, повышение степени заболеваемости профессионалов.
Можно сделать вывод, что переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием развития выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью.
Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервнопсихического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении
На сегодняшний день система образования испытывает дефицит педагогов в учебных заведениях, и недостаточный профессионализм дают исследователям повод обращаться к проблемам преодоления профессиональных деформаций педагога. Первыми симптомами неблагополучия дел проявляются в черствости, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, холодном отношении к воспитанникам и коллегам (близким людям), недостаточном совершенстве теоретических знаний и практических навыков профессиональной педагогической деятельности, т.е. в тех отрицательных свойствах, которые становятся все более устойчивыми, и в итоге деформируют личность педагога.
Под понятием «профессиональная деформация личности педагога» мы понимаем изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли.
Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер. Степень выраженности и симптом деформации, а также её проявления определяются стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога.
Методологическую основу исследования составляют системные представления о личности как субъекте отношения и высшей ценности, ее деятельностной сущности; теории деятельности и системного подхода (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); теории профессионального образования (С.Я. Батышев, К.Я. Вазина, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, В.В. Кузнецов, Ю.Н. Петров); компетентностного подхода в педагогике (А.А. Деркач, Е.А. Климов, И.А. Зимняя, Ю.В.Варданян, Э.Ф. Зеер, Т.Е. Исаева, А.К. Маркова, Г.К. Селевко, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской); концепции психологии труда, психологической профессиографии (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.М. Павлюченков, Н.С. Пряжников); концепций преодоления деформаций в профессиональной деятельности (А.А.Баранов, Л.В. Карапетян Н.Б. Московина, В.П. Подвойский, Е.В. Юрченко).
В теоретическом плане исследование строится на работах таких ученых, как Фурманок Т.В., Гришина Н.В., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Митина Л.М., Рукавишников А.А., Орел Е.В., Бойко В.В. , Акиндинова И.А. , Бусовикова О.П. , Мартынова Т.Н. , Борисова М.В,С. П. Безносова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеевая, А.К. Марковой и др. Вместе с тем, анализ современных источников по интересующему нас вопросу показывает, что проблеме профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) уделяется недостаточное внимание....
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по профилактике профессиональной деформации педагогов ДОО.
Особенности сложившихся управленческих стереотипов в профессиональной деятельности педагога ДОО являются важной детерминантой появления и развития профессиональных деформаций. Выполнение одних и тех же профессиональных функций, специфический объект труда, чрезмерное развитие определенных профессионально значимых характеристик определяют профиль профессиональных деформаций педагога ДОО. Однако в немалой степени на развитие профессиональных деформаций влияют индивидуальные особенности человека, изначально заданные задатки и установки личности, с которыми человек приходит в профессию.
Интерес к изучению проблемы профессиональных деформаций находит отражение в работах С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Руденского, Э.Э. Сыманюк, Е.В. Орла и др. Среди педагогических профессий менее всего изучены проблемы развития профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации. В связи с эти постановка проблемы профилактики профессиональных деформаций в контексте анализа профессиональной деятельности педагога дошкольной организации представляется достаточно актуальной.
Проведенный нами теоретический анализ проблемы профилактики профессиональных деформаций педагогов позволил нам предположить, что профилактика профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации будет успешной, если использовать активные формы и методы профилактики профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации и организовать сотрудничество педагогов на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной профилактики профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты:
1. Педагоги, имея высокий уровень эмоционального выгорания с увеличение стажа более подвержены деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к обучающимся, о чем свидетельствуют увеличение показателей по шкале «деперсонализация» с увеличением стажа профессиональной деятельности.
2. С увеличением профессионального стажа у педагогов с высоким эмоциональным выгоранием профессиональная деформация проявляется снижением степени удовлетворенности собой как личностью и как профессионалом, увеличивается негативная оценка своей компетентности и продуктивности и, как следствие, происходит снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, проявляется тенденция к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
3. У педагогов выявлены признаки профессиональной деформации: низкий уровень отношения к собственной деятельности, средний уровень ролевых стереотипов и низкий уровень адаптивности.
4. Диагностика профессионального выгорания после проведенного группового консультирования педагогов показала положительную динамику.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.