Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Игра и игровые умения детей: психолого-педагогические
предпосылки исследования 7
1.2 Структура и содержание сюжетно-ролевой игры детей младшего
дошкольного возраста 11
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий развития
игровых умений детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ 26
2.1. Диагностический инструментарий изучения игровых умений детей
младшего дошкольного возраста 26
2.2 Реализация педагогических условий развития игровых умений
детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Дошкольное детство является очень важным периодом становления личности. Будучи дошкольником, ребенок получает первоначальные знания об окружающей жизни, начинает формирование определенного отношения к людям, к труду, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения и пр. Многие психологические приобретения в дошкольном возрасте возможны благодаря ведущему виду деятельности, в качестве которого выступает игра: в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра также является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения социального опыта. В игре становится возможным формирование и развитие всех сторон личности ребенка, значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Итак, в психологии игра определяется как ведущая деятельность дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, - это сюжетно- ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Важно понимать, что активность детей в игре во многом зависит от уровня их игровых умений. А игровые умения, в свою очередь, проявляются наилучшим образом в сюжетно-ролевой игре. Особенности сюжетно-ролевой игры, как правило, исследуются в контексте старшего дошкольного возраста, однако ее значение велико для всех периодов дошкольного детства - в т.ч. и для младшего дошкольного возраста. Анализ теории и практики при этом показывает, что педагоги достаточно редко прибегают к использованию сюжетно-ролевых игр в младших группах, а, следовательно, и игровые умения детей не развиваются должным образом. Причины тому могут быть разными [8; 9]:
• воспитатели недооценивают значимость сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста, преимущественно рассматривая игру как чисто прикладное, дидактическое средство;
• воспитатели недостаточно владеют методикой организации сюжетно­ролевой игры и руководства ею, нередко подменяя игру приемами и игровыми методами обучения;
• в сюжетно-ролевых играх зачастую детская самодеятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель).
Мы приходим к выводу о том, что на сегодняшний момент в психолого-педагогической практике слабо определены педагогические условия развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста. А противоречие между значением игры для развития младшего дошкольника и слабой способностью педагогов ее развивать приводит к формулировке проблемы данного исследования: каковы педагогические условия развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и обосновать педагогические условия развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста .
Объект исследования: игровые умения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитию игровых умений детей младшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
1. повышение игрового интереса детей младшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций и пр.;
2. обучение детей младшего дошкольного возраста распределению ролей, игровых действий, ролевому взаимодействию;
3. обогащение и периодическое обновление предметно­пространственной развивающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. определить сущность игровых умений в психолого-педагогической литературе;
2. описать особенности развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста;
3. определить педагогические условия развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста;
4. провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий развития игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ, синтез, обобщение
литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблематике исследования;
2. Эмпирические: диагностические методики Д.Б. Эльконина, позволяющие оценивать уровень развития сюжетно-ролевой игры ребенка дошкольного возраста:
• методика «Взятие ребенком на себя роли»;
• методика «Устойчивость в подчинении игровому правилу»;
• методика «Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований; в работе представлены 11 рисунков и 10 таблиц. Объем работы - 62 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника сложно переоценить. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Особое место в деятельности дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра в разных возрастах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте она характеризуется тем, что отдельные игровые действия носят условный характер, роль ребенком осуществляется фактически, но не называется, сюжет представлен цепочкой из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Факторами ее появления являются: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличие игрушек, частота общения со взрослым, развитие самостоятельности детей и др.
С помощью сюжетно-ролевой игры дошкольник приучается активно овладевать нормами поведения, регуляцией и управлением собственной деятельностью перед заранее поставленной целью. Однако практический опыт показывает, что для выполнения устойчивых норм поведения и правил, ребенку необходима поддержка и участие со стороны взрослого. Это особенно важно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В связи с этим мы уделили внимание проблемы педагогических условий развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
В ходе анализа методической литературы нами выделены педагогические условия развития игровых умений в младшем дошкольном возрасте:
1. повышение игрового интереса детей младшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций и пр.;
2. обучение детей младшего дошкольного возраста распределению ролей, игровых действий, ролевому взаимодействию;
3. обогащение и периодическое обновление предметно­пространственной развивающей среды.
Данные условия были положены в основу гипотезы данного исследования - их реализация позволит развить игровые умения младших дошкольников. Гипотеза была проверена в ходе опытно-экспериментальной работе.
Реализацию данных педагогических условий предварял диагностический этап исследования. Критериями оценки уровня развития игровых умений детей мы считали взятие ребенком на себя роли; устойчивость в подчинении игровому правилу; влияние сюжета и роли на подчинение правилу игры, используя соответствующие методики Д.Б. Эльконина. Результаты диагностики показали, что:
1. Младшие дошкольники имеют трудности при взятии на себя игровой роли: у большинства из них выполнение роли сводилось к реализации действий, связанных с данной ролью. Ролевые действия большинства детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. При нарушении смысла игровой роли все дети приняли на себя «новые» правила, не среагировали на нарушение правила.
2. Младшие дошкольники в большинстве своем еще не способны подчиняться игровому правилу.
3. Наличие игровой роли/сюжета неоднозначно влияет на подчинение правилам игры у младших дошкольникам.
Мы сделали вывод о том, что игровые умения детей младшего дошкольного возраста находятся на невысоком уровне развития, а потому будет целесообразна формирующая работа в этом направлении. Опираясь на выделенные педагогические условия мы реализовали комплекс сюжетно­ролевых игр («Едем в детский сад на машине», «Кукла Катя пошла в магазин» и пр.) и отметили, что дети постепенно вносили разнообразие в игровые действия, становились активнее и инициативнее.
Для оценки эффективности реализованных педагогических условий мы провели повторное диагностическое исследование, которое показало, что младшие дошкольники в сюжетно-ролевой игре стали чаще реализовывать действия, связанных с данной ролью. Ролевые действия большинства детей все также преимущественно однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. При нарушении смысла игровой роли практически все дети приняли на себя «новые» правила, не среагировали на нарушение правила, однако появились дошкольники, которые заметили такое несоответствие. Младшие дошкольники в большинстве своем еще не способны подчиняться игровому правилу, однако мы может отметить рост данного умения (таким умением в определенной степени теперь владеют 40 % младших
дошкольников, а не 20%).В контрольной группе положительной динамики не отмечено.
Мы можем отметить определенный рост уровня развития сюжетно­ролевой игры у детей экспериментальной группы, позволяющий говорить об эффективности реализации педагогических условий развития сюжетно­ролевой игры в младшем дошкольном возрасте. Гипотезу исследования можно считать доказанной, а цель исследования - достигнутой.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия, 1999. 663 с.
2. Амелина М.Н., Жукова О.Ю. Урок-игра как эффективная форма подачи хореографического материала для детей старшего дошкольного возраста // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. 244 с. С. 70-74.
3. Бабунова Т.М.Дошкольная педагогика : учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 204 с.
4. Барышева Т.Н. Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста // Перспективы развития научных исследований. 2016. С. 142-144.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 115 с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М.: Академический Проект; Культура, 2005. 240 с.
7. Боровикова, Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности //Детский сад: теория и практика. 2015. № 1. С. 56-61.
8. Васильева О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Мозырь : Содействие, 2015. 3-е изд. 152 с.
9. Васильева О.К. Характеристика модели педагогического
сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки,
психологические науки, филологические науки (литературоведение). 2018. № 6. С. 10-17.
10. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 128 с.
11. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.
12. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 21). М.: Школьная Пресса, 2001. 112 с.
13. Голубков В.О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12 (54). С. 118-120.
14. Горбунова О.Ф. Игры и игрушки дошкольников в современной
детской субкультуре // Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. Т. 1. [Электронный ресурс] // Cyberleninka URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igry-i-igrushki-doshkolnikov-v-sovremennoy- detskoy-subkulture (дата обращения 15.04.2019)
15. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ