ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 8
1.1. Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Анализ содержания образовательных программ для дошкольных
образовательных учреждений по формированию представлений о семье у детей 5-7 лет 12
1.3. Возможности проектной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации как средства формирования представлений о семье у детей дошкольного возраста в условиях
разновозрастной группы 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ
ГРУППЫ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
2.3. Проектная деятельность как средство формирования
представлений о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы: направления и содержание работы
педагога 43
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
В современном обществе проблема гражданского воспитания детей дошкольного возраста обостряется все больше и больше. Весомые изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности этого воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма и гражданственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Современные исследования, посвященные проблемам гражданского воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации ребенка, формирования у него социальной компетентности и гражданской позиции [1].
Большое значение для решения этих задач имеет семья, так как именно она является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья - это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, которые греют своей добротой и бескорыстностью, это традиции, которые человечество перенимает из поколения в поколения. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья [5].
Общество на современном этапе его развития нуждается
в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты
исследований, проведенных философами, социологами, социальными
психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще
говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального
3
института оцениваются крайне пессимистично. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. А ведь именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей [1].
Вызывает тревогу тот факт, что большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям [5].
Целая плеяда известных ученых, таких как Т.А. Березина, Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Н.В. Демидова, неоднократно предпринимала попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них самостоятельно, без посторонней помощи и постороннего влияния. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделялось должного внимания [9].
Другие ученые (Н.И. Захаров, М.И. , Н.А. Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и 4
деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают под влиянием ряда объективных и субъективных факторов, - причина детского одиночества в собственной семье среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок [10].
В Семейном кодексе [29] говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются....
В заключении считаем нужным отметить, что поставленные задачи мы выполнили: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, раскрыли понятие «семья»; проанализировали содержание различных образовательных программ по формированию представления о семье у детей дошкольного возраста; изучить специфику проектной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; подобрали диагностический
инструментарий для изучения уровня сформированности понятия о семье детей дошкольного возраста дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; эмпирическим путем изучили особенности формирования представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; разработали и реализовали проект «Моя семья», направленный на формирование представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы и доказали его эффективность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что создание педагогических условий, включающих отбор программного содержания и организацию НОД в форме проектной деятельности, будет способствовать формированию представлений о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, подтвердилась.
У каждого ребенка в ходе его развития складывается своя собственная уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Одним из таких представлений является образ семьи. Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого 60
уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения.
Именно в семье ребенок каждый день ощущает вокруг себя живую действительность и принимает непосредственное участие в ней, он наблюдает действия своих родителей, слышит их суждения и оценки, становится свидетелем их отношений друг к другу и окружающим людям. Наблюдая в повседневной жизни всех членов своей семьи, ребенок получает тем самым образцы поведения в тех или иных ситуациях, ему достается целый «набор» манер, жестов, словосочетаний, суждений о людях, о политических событиях, о явлениях общественной жизни и т.д.
При этом мир, в котором ребенок живет дома, наделен особым смыслом и имеет особый порядок, благодаря чему и происходит его «открытие». Ребенок учится различать, что хорошо, а что плохо; понимать, что можно делать, а чего категорически нельзя; постигать смысл явлений и предназначение предметов. Он все время находится в процессе познания. Вот почему именно в семье простым и естественным способом происходит приобщение детей к жизни, усвоение моральных ценностей, социальных норм, культурных традиций.
Отношение ребенка к окружающим его людям и его самопознание формируются под воздействием отношения к нему самых родных и близких людей в семье. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых не просто говорить, ходить, правильно использовать различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к самому себе, к другим людям, взаимодействовать с ними.
С первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Поскольку условия, уклад жизни, нравы и обычаи в семье, где воспитывается ребенок, закладывают «фундамент» своей собственной будущей семьи, необходимо дать детям пример правильного поведения, доброжелательных отношений между родителями.
Большую роль в формировании представлений о семье и воспитании будущего семьянина играет дошкольное учреждение. От того, насколько правильно будет организована работа воспитателя, насколько тесным и плодотворным будет взаимодействие с семьей ребенка, настолько успешнее он войдет в будущую взрослую жизнь.
1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. с. 165.
2. Бабинцева Т. Н. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения 02.02.2018 г.).
3. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ, 2008., №5. С. 134-136.
4. 4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 144-146.
5. Бурцева И.В Формирование представлений о семье как явлений общественной жизни. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 29.01.2018 г.).
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. 165 с.
7. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 2003. 174 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321с.
9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва. 2002. 120 с.
10. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 112 с.
9. Дыбина О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания // Ребенок в детском саду. 2009. №2.
11. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007. 134 с.
12. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. С. 100-110.
13. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. И. Доронова, Л. Г. Госубева, Н. А. Гордова и др. М.: Просвещение, 2002. 143 с.
14. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с....38