Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Работа №154614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации учащихся к учебному процессу в образовательном учреждении закрытого типа 8
1.1. Адаптация учащихся к новому учебному процессу как психолого­педагогическая проблема 8
1.2. Особенности адаптации учащихся к учебному процессу в закрытых
учебных заведениях 16
1.3. Способы психолого-педагогической помощи учащимся в период
адаптации 22
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению социально-психологической адаптации учащихся к учебному процессу в образовательной системе
закрытого типа 33
2.1. Методическая организация исследования и результаты констатирующего
эксперимента 33
2.2. Организация и проведение психолого-педагогической работы с
младшими подростками, направленной на повышения уровня адаптации 45
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 60
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список используемых источников 74
Приложения 78

Проблема адаптации может касаться как взрослых, так и детей при различных жизненных обстоятельствах. Реакция человека на смену привычного уклада или окружения бывает разной и зависит от физического, психологического состояния человека, от того, как изменились привычные обстоятельства его жизни. Мы рассмотрим проблему адаптации школьников при поступлении в образовательные учреждения закрытого типа. К ним традиционно относят интернаты для сирот, школы для одаренных детей и кадетские корпуса. Основной акцент при исследовании этого вопроса мы сделаем на проблеме адаптации младших школьников, поступивших в кадетские учебные заведения.
Этот тип закрытого учебного заведения интересует нас потому, что общество предъявляет большие ожидания к этим учебным заведениям, причисляемым к элитным. Но в действительности в кадетские корпуса поступают обычные ученики, испытывающие определенные трудности при адаптации: жизнь ученика, попавшего в совершенно непривычные для него условия, кардинальным образом меняется. Возникает вопрос: способен ли школьник, преодолев первоначальные трудности, показать высокие результаты обучения и воспитания, чтобы соответствовать уровню определения «элита», и что помогает преодолеть вновь принятому кадету трудности адаптации, чтобы продолжить обучение в таком учебном заведении, которому отводится столь серьезная роль в современном российском образовании.
В России создан тип учебного заведения, который отвечает современным требованиям национального воспитания и образования и запросам общества - это кадетские корпуса.
В последние годы в связи с повышением патриотических настроений и внедрением программы по военно-патриотическому воспитанию молодежи наблюдается увеличение открываемых кадетских корпусов, кадетских классов. Интерес к кадетскому движению огромен. За последние примерно 15 лет кадетские корпуса не только доказали свое право на существование в российской системе образования, но и доказали, что первоначальная идея - создание элитных учебных заведений для мальчиков - находит подтверждение в реальной жизни и подтверждается результатами успешного обучения и воспитания. Именно в этих учебных заведениях происходит восполнение мужского воспитания, которого так не хватает в общеобразовательных учебных заведениях, где весь педагогический состав представлен педагогами-женщинами, за редким исключением.
В кадетских корпусах восполняется недостаток мужского воспитания и именно в этих учебных заведениях занимаются воспитанием патриотов своей страны, успешно реализуя программу по военно-патриотическому воспитанию.
Целью кадетского воспитания и образования является подготовка молодых людей, ответственных, самостоятельных, готовых принимать решения, служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще. Можно сказать, что кадетские корпуса уже занимаются реализацией целей нового Федерального государственного образовательного стандарта, который нацелен на воспитание творческой, самостоятельной, умеющей принимать решения, активной и деятельной личности, успешно социализирующейся в разных условиях, готовой к дальнейшему постоянному самообразованию и саморазвитию.
Перед педагогическими коллективами возникает задача: как добиться реализации всех поставленных целей воспитания и обучения в кадетском корпусе, учитывая не только современные требования, но и то, что ученики, окончившие начальную школу и поступающие в кадетские корпуса, требуют постоянного социально-педагогического сопровождения от поступления в корпус до его окончания.
Ведь поступление подростка в кадетский корпус приводит к значительным переменам в его жизни. За сравнительно короткий период времени подросток должен адаптироваться к новым условиям. Это весьма сложный процесс, поскольку кадетский корпус - это закрытое учебное заведение военизированного типа, цель которого состоит не только дать своим ученикам знания по основным наукам, но и подготовить юношей к профессиональному служению Отечеству на государственном, военном, общественном поприщах. Значит и условия, в которые попадает подросток, значительно отличаются от прежних, к которым он привык в общеобразовательной школе.
Надо заметить, что в отечественной педагогической науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.
Поскольку возникает проблема адаптации учеников к обучению в кадетском корпусе, то в последние годы проблемы, связанные с этим, обсуждаются в научных трудах Н.И. Галеевой, Ю.М. Львина, Л.П. Марьиной, Н.Ю. Миловановой, И.С. Петронюка и других.
Цель данного исследования: изучить социально-психологические особенности адаптации подростков к учебному процессу в условиях кадетского корпуса и определить меры психолого-педагогического сопровождения, способствующие эффективности данного процесса.
Объект исследования- процесс социально-психологической адаптации подростков в условиях кадетского корпуса.
Предмет исследования - групповые занятия как средство повышения социально-психологической адаптации подростков к учебному процессу в условиях кадетского корпуса.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс социально-психологической адаптации подростков к учебному процессу в условиях кадетского корпуса будет эффективным, если:
1) будут организованы групповые занятия, построенные на основе использования приемов психологического тренинга и групповых игр;
2) игры и упражнения будут направлены на знакомство с новым учебным процессом, снятие тревожности, развитие навыков саморегуляции, эффективной коммуникации, уверенного поведения, развитие позитивного восприятия себя и других;
3) в групповых занятиях будет принимать участие весь класс, для развития групповой сплоченности и благоприятного психо-логичнеского климата.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема адаптации пятиклассников к новому учебному процессу всегда волновала родителей, учителей, социальных работников и педагога- психолога. Адаптация связана с переживанием человеком, его фрустрации перед новым коллективом, специфики системы образовательного процесса, истории учреждения, отдаленность от семьи, новой культуры учреждения.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации к учебному процессу, отводится личностным особенностям учащихся, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности позитивного межличностного отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты образовательного процесса.
В жизни многих младших подростков возникают ситуации, когда они чувствуют себя обделенные вниманием взрослых в коллективе, и оказываются не понятыми, задетыми отношением к себе со стороны группы сверстников. Это порождает ряд проблем, которые негативно отражаются на развитии, социализации и успешной адаптации к новому учебному процессу.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «адаптация», её структура, особенности социальной и эмоциональной адаптации в различных учебных заведении закрытого типа. Так же были рассмотрены способы эффективного психолого-педагогического сопровождения аптадионного периода к учебному процессу.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления особенностей социально­психологической адаптации младших подростков.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены критерии адаптации для учебного процесса закрытого типа: межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, психологический (эмоциональный) комфорт, принятие норм новой образовательной среды.
В ходе исследования среди младших подростков было выявлено 14% дезадаптированных (низкий уровень) учащихся и 26,3% учащихся с неустойчивой адаптацией к учебному процессу. Было установлено, что таким учащимся свойственна низкая физиологическая стрессоустойчивость, уход в себя, тревожность по отношению к сверстникам, переживание социального стресса. Они не уверенны в себе, легко ранимы, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, у них преобладает неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на преодоление социально-психологической адаптации младших подростков. Программа представляет собой групповые занятия на основе психологических игр с использованием психологических упражнений направленные улучшение адаптации к новой образовательной среде. Запланированная работа осуществлялась в различных направлениях: снятие тревожности, развитие позитивной отношения к себе и сверстникам, развитие навыков коммуникации.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в направлении повышения уровня адаптации у учащихся учреждений закрытого типа к новому учебному процессу.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных групповых занятий создает благоприятные условия для повышения социально-психологической адаптации младших подростков к новому учебному процессу.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении составляющих социально-психологической адаптации в закрытом учебном учреждении на примере кадетского корпуса.
Практическая значимость исследования заключается в составлении и апробации программы групповых занятий с младшими подростками, направленной на повышение внутренней и внешней адаптации учащихся пятых классов к учреждению закрытого типа.
Программа занятий может быть рекомендована для практики работы педагога-психолога, также разработки будут интересны студентам психологических факультетов и вузов, родителям, которых интересует данная проблема.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
3. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка учения школьников // Классный руководитель. - 2000. - №3.- С. 104-112.
4. Александрович, П.И., Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности // Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С.С., 1991. - 89 с.
5. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе // Школа и психологическое здоровье детей. М.: Медицина, 1998. - С.32 - 43.
6. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних // Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986. - 151 с.
7. Алпатов, Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России / Н.И. Алпатов.- Рязань, 1948. 16 с.
8. Алпатов, Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М.: Учпедгиз, 1958. - 244 с.
9. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 386 с.
10. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339 с.
11. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.­432с.
12. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989.
13. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.- С. 92-100.
14. Баранов С.П. Принципы обучения. М.: Просвещение, 1981.
15. Беличевой С.А. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ