Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Возрастные характеристики обучающихся младшего школьного
возраста 6
1.2. Координационные способности как физическое
качество 12
1.3. Развитие координационных способностей обучающихся младшего
школьного возраста на занятиях ритмикой 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВО
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема физического воспитания детей. Ежегодно требования школьной программы возрастают, а условия жизни школьников в совокупности с высокими интеллектуальными нагрузками способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, костного аппарата, связок, нарушению функций нервной системы, плохому физическому развитию. На сегодняшний день существует лишь один метод, способствующий избеганию данного явления - правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Согласно статистике Министерства здравоохранения Российской Федерации, в течение последних лет показатели состояния здоровья детей изменяются в худшую сторону. По последним показателям в среднем по России на каждого ребенка приходятся не менее двух заболеваний в год. Около 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно. К сожалению, из этого можно прогнозировать, что 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и работе с психологом, что говорит о серьезном психологическом неблагополучии. В подавляющем большинстве дети уже с дошкольного возраста страдают дефицитом движений и имеют сниженный иммунитет, т.е. приходят в начальную школу физически неподготовленными.
Ритмичные движения необходимы для нормальной жизнедеятельности человека, а в стремительно развивающемся окружающем нас мире их выполнение очень важно, но часто возможность уделять ритмике должное внимание отсутствует. Физическая подготовка, владение техникой и координацией движений стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, вне зависимости от занятий спортом и любви к нему. Отсутствие физического здоровья у обучающихся младшего школьного возраста приводит к сложностям в освоении школьной программы.
Занятия ритмикой являются необходимой мерой по снижению темпа ухудшения здоровья, направленной на оздоровление и физическое воспитание детей младшего школьного возраста. [41]
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка комплекса упражнений для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста и экспериментальная проверка его эффективности.
Объект исследования: образовательный процесс по физическому воспитанию обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что занятия ритмической гимнастикой будут способствовать развитию
координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста, если они будут включать: упражнения на точность, упражнения на ориентацию в пространстве, упражнения на ловкость.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2) Определить значение занятий ритмической гимнастикой для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
3) Выявить актуальный уровень развития координационных способностеймладших школьников.
4) Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста посредством занятий ритмикой.
1. Координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.
Специальные КС — это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические КС — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию — на равновесие, ритм, ориентировку в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Основными методами оценки КС служат: метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС обучающихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения под музыкальное сопровождение.
Координация движений подвластна тренировке, и дети легко поддаются воздействию педагога и вовлечены в деятельность, специально направленную на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение относительно длительного периода времени.
3. Исходя из проведенного констатирующего эксперимента, мы выяснили, что в младшем школьном возрасте отсутствие движения и сидячий образ жизни замедляет развитие координационных способностей, таких как ловкость и ориентацию в пространстве.
Средний уровень развития точности показали 33 человека (57%), низкий уровень развития способности к ориентированию в пространстве - 21 человек (36%) и ловкости - 24 человека (41%). Для более эффективного процесса развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста следует использовать занятия ритмики, которые вносят в занятия разнообразие средств, элементы игры, возможность педагогу полностью отвечать физиологическим требованиям данного возраста. Обязательное условие - непрерывное освоение новых упражнений или изменение условий, внешних факторов для выполнения уже изученных.
4. Разработан комплекс упражнений, который, исходя из результатов исследования, будет способствовать развитию координационных способностей на урочных и внеурочных занятиях ритмикой, в том числе ловкости и ориентации в пространстве, и тем самым окажет положительное влияние на их формирование.
1. Аверина И.В. Физкультурные минутки и динамические паузы. - М.:«Айрис-пресс», 2016. - 144с.
2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. - М.: Просвещение, 1990. - 287с
3. Барышникова Т.Азбука хореографии. - СПб.: "ЛЮКСИ", 1996. - 256 с.
4. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 2017. - 76с.
5. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
6. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников. /Под ред. З.И.Кузнецовой. - М.: Просвещение, 2017. - С.153-177.
7. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре.
Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
8. Варшавская Р.А., Кудряшова П.Н. Игры под музыку. - М.: Просвещение, 2018.- 141с.
9. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
10. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: Изд-во Моск.ун-та, - 279 с.
11. Воеводин А.М. Система заданий (для развития двигательных качеств) Опыт 15-й школы Москвы // Физическая культура в школе, 1992, № 1. - С. 24-26.
12. Волков Л.В. Планирование физического водействия в физическом воспитании учащихся разного возраста, пола и физического развития // Физическое воспитание учащихся/.-Киев, 1998.-с. 150-186.
13. Габриелян, К.Г. 500 тестов по дисциплине "Физическая культура". / К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев. - М.: Советский спорт, 2006. - 122 с.
14. Гелецкая, Л.Н. Физическая культура студентов специального учебного отделения: Учебное пособие / Л.Н. Гелецкая, Д.А. Шубин, И.Ю. Бирдигулова. - М.: Инфра-М, 2015. - 472 с.
15. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
... всего 49 источников