Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности (с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)

Работа №15461

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
832
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Разделы геологии как форма географического краеведения
1.1. Понятие географического краеведения 5
1.2. Роль краеведческого принципа в школьном курсе географии 10
1.3. Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии 14
1.4. Геммотуризм как способ изучения краеведения 18
Глава 2. Характеристика Алтайского региона в качестве площадки для внеклассной работы геологического направления
2.1. Краткое описание геологических объектов Алтая 22
2.2. Современная стадия развития геммотуризма на Алтае 26
2.3. Характеристика восточной части территории Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения 29
Глава 3. Методы проведения исследовательских мероприятий с учащимися средних классов 36
3.1. Краткое описание геологического музея факультета математики и естественных наук АГГПУ им. В.М. Шукшина 38
3.2. Внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования отдельных разделов геологии и геммотуризма 41
3.3. Экскурсия «Цветные камни» 43
3.4. Практическая работа «Определение морфологических признаков минералов и их классификация» 51
3.5. Внеклассное мероприятие для учащихся в виде пешего туристического похода 61
3.6. SWOT-анализ исследуемой территории 62
Заключение 64
Библиографический список (список информационных источников) 67
Приложения 73


В последнее время происходит уход подрастающего поколения в сторону виртуальности. Современные дети не способны к походам, экскурсиям и всё меньше популярны активные виды отдыха, в этой среде. Это говорит о том, что реальная экскурсионная и походная жизнь в целях изучения природы и познавания родного края подменяется современной молодёжью виртуальностью.
Прогрессирует потребительское отношение к окружающему живому миру. Прежде всего, привязанность к родному краю, его богатствам, в качестве незыблемой ценности, которой нужно научиться пользоваться рационально должны воспитываться в современной молодёжи. Немаловажную роль в этом может играть педагог, способствуя особой подачей интересного материала. И это можно выполнить с помощью живой заинтересованности, новыми и необычными направлениями в эко¬геммотуризме.
К сожалению, многие считают, что в мире уже не осталось ничего неизведанного. Но это не так - наша планета не раскрыла нам всех своих секретов.
Алтайский регион богат не только рекреационными ресурсами, но ещё и своими недрами. Здесь открыты археологические находки способные перевернуть устои о происхождения человека. В последнее время, если судить по ежегодному росту турпотока, Алтай пользуется популярностью. У местных жителей есть неплохая возможность для краеведения и гео¬экологического туризма.
Страсть к исследованиям и открытиям таится почти в каждом, будь то ребёнок или взрослый. Подростковое сознание стоит на распутье выбора перед дальнейшим образом жизни. Будет это потребительское восприятие, или рациональный путь восприятия окружающего природного мира?
Педагог имеет уникальную возможность познакомить воспитанников с некоторыми проявлениями природных ресурсов местности, которые не останутся без интереса. Через попытку познания недр и древностей, у открывателя может появиться интерес к дальнейшей гео-экологической деятельности. Следовательно, и стремление сохранить в первозданном виде объекты исследования.
Само собой, любые передвижения в поисках артефактов, подразумевают выход субъекта из «зоны комфорта», пусть даже он имеет краткосрочный характер. Если же присутствует более длительная отлучка из привычной обстановки, то поведение подростка может отличатся от обычного в лучшую сторону. В его жизнь начинают входить новые ощущения, раздражители, предметы быта, ритм жизни и нагрузки.
Нахождение воспитанников в кругу сверстников, тоже способно сыграть положительную роль в формировании круга интересов связанных с гео-экологической деятельностью.
На формирование гео-экологического сознания влияют экологические знания и убеждения. Особенно ценны эти знания, полученные опытным путём или проверенные на практике, сказанное подтверждает актуальность нашей работы.
Целью работы является развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности с использованием элементов геммотуризма.
Задачи:
- ознакомиться с геоотуризмом как с потенциально новым объектом для углубления интереса школьников к краеведению;
- создать способы популяризации геологии и геммотуризма для школьников;
- рассмотреть возможности проведения мероприятий во внеклассное и внеурочное время с учащимися средних классов;
- проанализировать местность восточной части Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения;
- разработать внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования геологии и геммотуризма.
Объект исследования: исследовательские умения учащихся в процессе изучения географии.
Предмет исследования: краеведческая деятельность с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска.
Методы и материалы исследования. При написании магистерской диссертации использованы следующие методы научного исследования:
- сбор данных и материалов.
- обследование местности потенциально привлекательной для апробации методики.
- работа с литературой.
- SWOT -анализ.
Практическая значимость:
- создание технологии, позволяющей реализовать геоэкологическое воспитание у учащихся старших классов;
- перераспределение внимания обучающихся на сторону взаимодействия с живой природой;
- использование полученных результатов в работе учителя географии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновация в образовании требуют внедрения новых, современных средств и технологий в процесс обучения и это, несомненно, приносит пользу в достижении результатов. Но даже на волне новых веяний мультимедиа и виртуальных достижений современности, нам никак не обойтись без прямого контакта с окружающей средой. Особенно это необходимо при осуществлении исследовательской деятельности учащихся. Ведь в современном педагогическом процессе, прежде всего, уделяется внимание информатизации и индивидуализации обучения школьников.
При формировании культурно-социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка, нельзя забывать о его творческих способностях, охране и укреплении здоровья. Необходимо дать толчок к саморазвитию и уделить немаловажную роль экологическому воспитанию, а для этого как нельзя лучше подойдёт исследовательская деятельность. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволит им научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.
Понятие «исследовательские умения» разными авторами трактуется по-разному. Анализ различных определений и классификаций позволил выделить несколько подходов к определению «исследовательские умения». Наиболее важным подходами можно считать таких авторов как А.И. Савенков [33], П.В. Середенко [35]. Под общими исследовательскими умениями понимается умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки - это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».
В исследовательской деятельности ученика в первую очередь важно развитие учащегося как личности, прогресс в выбранной для исследования или проекта среде, формирование навыка сотрудничества в коллективе и умение работать самостоятельно.
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности по нашему мнению весьма удачно можно подавать с помощью геологии. Ведь для ребёнка может быть очень важным почувствовать себя причастным к тайнам земных недр, особенно если речь идёт об исследовательской деятельности в пределах родного края.
Как замечено некоторыми исследователями в области личностного и познавательного развития подрастающего поколения, в исследовательской активности может быть включена биологическая составляющая [29]. То есть спонтанное, неосознаваемое поведение свойственно как любому человеку, так и животным. Особь должна исследовать ареол своего обитания, для более продуктивного использования территории. Конечно, в процессе эволюции эта необходимость у человека притупилась, особенно в современных условиях доступности благ цивилизации. Не являются исключением и ребёнок.
Для перенаправления внимания подрастающего поколения в сторону экологического восприятия, взамен ставшим уже нормой «виртуальным воспитанием», внеклассное и внеурочное время можно очень успешно использовать. При должном подходе, окружающий мир открывает массу интересных вещей, таких не заметных с первого взгляда.
Наблюдение за живой природой, ландшафтными системами, нахождение наблюдателя непосредственно перед объектом исследования, развивает массу положительных качеств у старшеклассников. К тому же, находясь в среде своих сверстников, в обстановке которая отличается от привычной, при полном отсутствии средств коммуникации, может возникнуть положительный фактор - объединение группы для достижения общей цели.
Нельзя не отметить положительное влияние в этом направлении, наличие дозированной физической нагрузки, которой может не хватать при обычной повседневной жизни.
Также считаю полезным и то, что исследование можно продолжать и, не выходя за пределы места проживания или обучения, с помощью всё тех же средств мультимедиа. Ведь исследовательская работа должна включать в себя не только полевые выходы, но и сбор, и аналитику информации. Таким образом, подростки могут, замещать потребности, выбирая для себя наиболее полезную информацию из сети.
Во время стимулирования наблюдательского интереса у исследователя, благотворное влияние может оказывать фактор новизны и научного открытия. На самом деле, внимательный и любознательный способен на многие открытия, и способен принести реальную пользу для краеведения, пусть даже в качестве статиста или др.
Для районов предоставления туристских услуг присуща скученность и сосредоточение средств размещения вблизи объектов показа. Геотуризм способствует снижению локальных рекреационных нагрузок, воспитанию у туристов бережного отношения к уникальным гео-объектам, заложению основ экологически устойчивого развития родного края. Площадь исследования при таком способе восприятия окружающего мира, не может ограничиваться какими-то не было рамками, привязкой к известным тур¬объектам. В случае с геммотуризмом, наш край богат проявлениями интересных минералов и поделочных камней, которые расположены по большей территории Алтая. Популяризация геотуризма посредством деятельности учащихся, вот ещё один довод в необходимости внедрения рассмотренных методов. Это может рассредоточить антропогенную нагрузку на местность.



1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1984. - 49 с.
2. Анисимова, Н.П. Перспективы развития геотуризма на территории Республики Алтай [Текст]: Н.П. Анисимова, // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы конференции. - Томск, 1999. - 6з с.
3. Баранов, П.Н. Геммология: диагностика, дизайн, обработка, оценка самоцветов [Текст] :/ П.Н. Баранов, //М.: Металл, 2002. - 51 с.
4. Баринова, И.И. XXI Всероссийская олимпиада школьников по географии: заключительный этап [Текст]: / И.И.Баринова, С.В.Ильинский // География и экология в школе XXI века. 2016. № 6. -з5 с.
5. Внеурочная работа по географии [Текст]: / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - 2з с.
6. Вольнов, В.В. Ландшафтоведение и агроладшафтные экосистемы [Текст]:/ В.В. Вольнов, А.С. Давыдов. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 210 с.
7. Бибик, Т.Ф. Методика обучения географии в средней школе [Текст]: / Т.Ф. Бибик.- М.: Просвещение, 1985.- 254 с.
8. Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы IX Международной конференции и летней школы [Текст] : / Под общ. ред. Е.М. Нестерова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 500 с.
9. Гитис, М.С. Челябинская область. Краткий справочник [Текст]: / М.С. Гитис, А.П. Моисеев - Челябинск, 2006. -56 с.
10. Голов, В.П. Геология в средней школе [Текст] / В.П. Голов. - М. : Просвещение, 1972. - 95 с.
11. Гурвич, Е. М. По следам геологического времени. (метод. рек. для педагогов) [Текст] : / Е. М. Гурвич. - М. : Журн. «Исслед. работа школьников» : Зимородок, 2007. - 24 с.
12. Гусев, А.И. Геммология Алтая с основами геммотуризма [Текст]: / учебное пособие для студентов вузов / А.И. Гусев; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина - Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. - 155 с.
13. Гусев, А.И. Рекреационный потенциал геммотуризма в Алтайском регионе. Социально-культурный сервис и туризм в регионе: проблемы и перспективы развития: материалы III международной научно-практической Интернет-конференции [Текст]: / А.И. Гусев.- Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. - 347 с.
14. Гусев, А.И. Рекреационный потенциал геотуризма и геммотуризма в Алтайском крае. [Текст]: / А.И. Гусев, А.С. Красова, Современные проблемы геоэкологии и природопользования горных территорий: Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2009. - 138с.
15. Гусев, А.И. Перспективы геотуризма на Алтае [Текст] // Тезисы VIII международной научно-практической конференции «Экономика. Сервис. Туризм. Культура» (ЭСТК-2006). / А.И.Гусев, Г.Г. Русанов, - Барнаул, 2006. -132 с.
16. Гусев А.И. Геотуризм на юго-востоке Горного Алтая [Текст] // А. И. Гусев, Алтай: экология и природопользование. Труды VI российско-монгольской научной конференции молодых учёных и студентов. - Бийск, 2007. -228 с.
17. Гусев, А.И. Геммологичекое богатство Республики Алтай и рациональное его использование [Текст] // А.И. Гусев, Современные проблемы геоэкологии горных территорий. - Горно-Алтайск, 2007. - 185с.
18. Добровольский, В.В. Проблема геологических знаний в системе общего среднего образования и геологическая подготовка учителя географии [Текст] : / В.В. Добровольский. - География в школе. 2004. №2. -43 с.
19. Зюрняева, Т. Н. Целебная магия камней и минералов [Текст]: / Т. Н. Зюрняева, - С-Петербург: А.В.К., 2003. - 97 с.
20. Из опыта работы клуба «Контакт» средней школы № 40 г. Уфы. - Уфа, 2002 . - 60 с.
21. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа. [Текст]: / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина- М.: Просвещение, 1992. - 16 с.
22. Кузнецов, С.С. Геологические экскурсии [Текст] : / С.С. Кузнецов. - Л.: Недра, 1978. - 175 с.
23. Куминова, А.В. Геоботаническое районирование Юго-Востока Западно-Сибирской низменности [Текст]: / А.В. Куминова, Т.В. Вагина, Е.И. Лапшина // Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири: тр. ЦСБС, вып. 6. - Новосибирск: изд-во СО АН СССР, 1963. - 62 с.
24. Лазаренко, Е. К., Курс минералогии [Текст] / Е. К. Лазаренко. - М., 1997. - 87с.
25. Методика обучения географии в средней школе [Текст] / Под ред. А.Е.Бибик. М.: Просвещение, 1968. - 391с.
26. Минерально-сырьевая база Республики Алтай: состояние и перспективы развития. Материалы регионального совещания. [Текст]: /¬Горно-Алтайск: ГАГУ, РИО «Универ-Принт». 1998.-120 с.
27. Николаева, М.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]: /М.А. Николаева, П.А. Данилов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 240 с.
28. Новиков, Э.А. Планета загадок. [Текст]: / Э.А. Новиков, -М.: «Недра», 2008. -156 с.
29. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]:/ А.С. Обухов -М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. -224 с.
30. Питолина, Т.П. Первые шаги в геологию:изд.2-е, дополненное, Роснедра, РосГео,Экост, [Текст]: / Т.П. Питолина, А.П. Сучкова - Москва, 2005. -127 с.
31. Попов, Ю.В. Глоссарий учебной дисциплины «Общая геология». Часть 2. Термины к разделу «Экзогенные процессы» [Текст]: / Ю.В. Попов - Ростов-на-Дону: Типография ЮФУ, 2015. - 31 с.
32. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]: / Под ред. П.И. Пидкасистого.- Ростов п/Д.: Фомикс, 1998.- 544 с.
33. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. [Текст]: / А.И Савенков -М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
34. Сафиулин, А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе [Текст]: /А.З. Сафиулин.- М.: Просвещение, 1979.- 128 с.
35. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография[Текст]:/ П.В Середенко, Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 208 с.
36. Сметанина, Т.К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся [Текст] / Т.К. Сметанина // Актуальные задачи педагогики: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).- Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - Т. 2. -124 с.
37. Содержание эколого-краеведческого образования в работе учителя географии Сергучева И.К. Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы IX Международной конференции и летней школы [Текст]: / Под общ. ред. Е.М. Нестерова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 476 с.
38. Соболева, Н.П. Геологические памятники природы Горного Алтая - особая категория в системе охраняемых территорий региона [Текст]: Н.П. Соболева, // Известия Бийского РГО. - Бийск, 2006. - Вып.26. -155 с.
39. Соболева, Н. П. Георесурсы туризма как фактор устойчивого развития Республики Алтай. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук [Текст]: / Н. П. Соболева. Томск - ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» 2007.-186 с.
40. Соболева, Н.П. Оценка территории Республики Алтай для организации геологического туризма [Текст] // Н.П. Соболева, Вестник ТГУ.
Проблемы геологии и географии Сибири. Материалы научной конференции. - Томск, 2003, №3(V). -109 с.
41. Строев, К.Ф. Краеведение Учебник для ВУЗов [Текст]: /К.Ф.
Строев. - М.: Просвещение, 1997.- 144 с.
42. Ферсман, А.Е. Занимательная минералогия. [Текст]: / А.Е. Ферсман, -Челябинск: «Урал ЛТД», 2000. -87 с.
43. Хафзетдинова, Г.Р. Рабочая тетрадь по геологии к учебному пособию А.П.Сучковой, Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию» [Текст]:/ Г.Р. Хафзетдинова, -Мустафино, 2017. 28 с.
44. Шайсламова, Г.З. Формирование экологического мировоззрения младших школьников через приобретение продуктивного опыта средствами профессиональной ориентации [Текст] / Г.З. Шайсламова //Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. - г. Томск, 2006. -119 с.
45. Юбельт, Р.С. Определитель горных пород. [Текст]: / Р.С. Юбельт,
-М.: «Мир», 1997. -36 с.
46. Ясаманов, Я.А. Популярная палеогеография. [Текст]: / Я.А. Ясаманов, -М.: «Недра»,1985. -67 с.
Электронные ресурсы
47. Бащелакский хребет [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Загл. с экрана.
48. Внеклассная работа по географии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=537 - Загл. с экрана.
49. Всё о камнях и минералах [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.jewellery.org.ua/stones/katalog-onixmram.htm - Загл. с экрана.
50. Горный хрусталь [Электронный ресурс]:
http://www.uralgeo.net/gor_hr.htm Загл. с экрана.
51. Загадки браслета денисовского человека [Электронный ресурс]:
http://paranormal-news.ru - Загл. с экрана.71
52. Открытый урок 1сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/514998/. Загл. с экрана.
53. Свойства мраморного оникса [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://vseokamnyah.ru/oniks/mramornyj-oniks.html - Загл. с экрана.
54. Сущность, задачи и значение краеведения [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://helpiks.org - Загл. с экрана.
55. Характеристика Бащелакского хребта в качестве объекта
краеведения [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=31986 Загл. с экрана.
56. Энциклопедия собак [Электронный ресурс]: canisfamiliaris.ru - Загл. с экрана.
57. Интернет-журнал «Русский переплёт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/776.html - Загл. с экрана.
58. Каталог-определитель минералов и горных пород [Электронный ресурс]: http://www.vsevolodbondarev.com/html/minerals.htm Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ