Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности (с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)
|
Введение 2
Глава 1. Разделы геологии как форма географического краеведения
1.1. Понятие географического краеведения 5
1.2. Роль краеведческого принципа в школьном курсе географии 10
1.3. Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии 14
1.4. Геммотуризм как способ изучения краеведения 18
Глава 2. Характеристика Алтайского региона в качестве площадки для внеклассной работы геологического направления
2.1. Краткое описание геологических объектов Алтая 22
2.2. Современная стадия развития геммотуризма на Алтае 26
2.3. Характеристика восточной части территории Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения 29
Глава 3. Методы проведения исследовательских мероприятий с учащимися средних классов 36
3.1. Краткое описание геологического музея факультета математики и естественных наук АГГПУ им. В.М. Шукшина 38
3.2. Внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования отдельных разделов геологии и геммотуризма 41
3.3. Экскурсия «Цветные камни» 43
3.4. Практическая работа «Определение морфологических признаков минералов и их классификация» 51
3.5. Внеклассное мероприятие для учащихся в виде пешего туристического похода 61
3.6. SWOT-анализ исследуемой территории 62
Заключение 64
Библиографический список (список информационных источников) 67
Приложения 73
Глава 1. Разделы геологии как форма географического краеведения
1.1. Понятие географического краеведения 5
1.2. Роль краеведческого принципа в школьном курсе географии 10
1.3. Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии 14
1.4. Геммотуризм как способ изучения краеведения 18
Глава 2. Характеристика Алтайского региона в качестве площадки для внеклассной работы геологического направления
2.1. Краткое описание геологических объектов Алтая 22
2.2. Современная стадия развития геммотуризма на Алтае 26
2.3. Характеристика восточной части территории Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения 29
Глава 3. Методы проведения исследовательских мероприятий с учащимися средних классов 36
3.1. Краткое описание геологического музея факультета математики и естественных наук АГГПУ им. В.М. Шукшина 38
3.2. Внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования отдельных разделов геологии и геммотуризма 41
3.3. Экскурсия «Цветные камни» 43
3.4. Практическая работа «Определение морфологических признаков минералов и их классификация» 51
3.5. Внеклассное мероприятие для учащихся в виде пешего туристического похода 61
3.6. SWOT-анализ исследуемой территории 62
Заключение 64
Библиографический список (список информационных источников) 67
Приложения 73
В последнее время происходит уход подрастающего поколения в сторону виртуальности. Современные дети не способны к походам, экскурсиям и всё меньше популярны активные виды отдыха, в этой среде. Это говорит о том, что реальная экскурсионная и походная жизнь в целях изучения природы и познавания родного края подменяется современной молодёжью виртуальностью.
Прогрессирует потребительское отношение к окружающему живому миру. Прежде всего, привязанность к родному краю, его богатствам, в качестве незыблемой ценности, которой нужно научиться пользоваться рационально должны воспитываться в современной молодёжи. Немаловажную роль в этом может играть педагог, способствуя особой подачей интересного материала. И это можно выполнить с помощью живой заинтересованности, новыми и необычными направлениями в эко¬геммотуризме.
К сожалению, многие считают, что в мире уже не осталось ничего неизведанного. Но это не так - наша планета не раскрыла нам всех своих секретов.
Алтайский регион богат не только рекреационными ресурсами, но ещё и своими недрами. Здесь открыты археологические находки способные перевернуть устои о происхождения человека. В последнее время, если судить по ежегодному росту турпотока, Алтай пользуется популярностью. У местных жителей есть неплохая возможность для краеведения и гео¬экологического туризма.
Страсть к исследованиям и открытиям таится почти в каждом, будь то ребёнок или взрослый. Подростковое сознание стоит на распутье выбора перед дальнейшим образом жизни. Будет это потребительское восприятие, или рациональный путь восприятия окружающего природного мира?
Педагог имеет уникальную возможность познакомить воспитанников с некоторыми проявлениями природных ресурсов местности, которые не останутся без интереса. Через попытку познания недр и древностей, у открывателя может появиться интерес к дальнейшей гео-экологической деятельности. Следовательно, и стремление сохранить в первозданном виде объекты исследования.
Само собой, любые передвижения в поисках артефактов, подразумевают выход субъекта из «зоны комфорта», пусть даже он имеет краткосрочный характер. Если же присутствует более длительная отлучка из привычной обстановки, то поведение подростка может отличатся от обычного в лучшую сторону. В его жизнь начинают входить новые ощущения, раздражители, предметы быта, ритм жизни и нагрузки.
Нахождение воспитанников в кругу сверстников, тоже способно сыграть положительную роль в формировании круга интересов связанных с гео-экологической деятельностью.
На формирование гео-экологического сознания влияют экологические знания и убеждения. Особенно ценны эти знания, полученные опытным путём или проверенные на практике, сказанное подтверждает актуальность нашей работы.
Целью работы является развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности с использованием элементов геммотуризма.
Задачи:
- ознакомиться с геоотуризмом как с потенциально новым объектом для углубления интереса школьников к краеведению;
- создать способы популяризации геологии и геммотуризма для школьников;
- рассмотреть возможности проведения мероприятий во внеклассное и внеурочное время с учащимися средних классов;
- проанализировать местность восточной части Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения;
- разработать внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования геологии и геммотуризма.
Объект исследования: исследовательские умения учащихся в процессе изучения географии.
Предмет исследования: краеведческая деятельность с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска.
Методы и материалы исследования. При написании магистерской диссертации использованы следующие методы научного исследования:
- сбор данных и материалов.
- обследование местности потенциально привлекательной для апробации методики.
- работа с литературой.
- SWOT -анализ.
Практическая значимость:
- создание технологии, позволяющей реализовать геоэкологическое воспитание у учащихся старших классов;
- перераспределение внимания обучающихся на сторону взаимодействия с живой природой;
- использование полученных результатов в работе учителя географии.
Прогрессирует потребительское отношение к окружающему живому миру. Прежде всего, привязанность к родному краю, его богатствам, в качестве незыблемой ценности, которой нужно научиться пользоваться рационально должны воспитываться в современной молодёжи. Немаловажную роль в этом может играть педагог, способствуя особой подачей интересного материала. И это можно выполнить с помощью живой заинтересованности, новыми и необычными направлениями в эко¬геммотуризме.
К сожалению, многие считают, что в мире уже не осталось ничего неизведанного. Но это не так - наша планета не раскрыла нам всех своих секретов.
Алтайский регион богат не только рекреационными ресурсами, но ещё и своими недрами. Здесь открыты археологические находки способные перевернуть устои о происхождения человека. В последнее время, если судить по ежегодному росту турпотока, Алтай пользуется популярностью. У местных жителей есть неплохая возможность для краеведения и гео¬экологического туризма.
Страсть к исследованиям и открытиям таится почти в каждом, будь то ребёнок или взрослый. Подростковое сознание стоит на распутье выбора перед дальнейшим образом жизни. Будет это потребительское восприятие, или рациональный путь восприятия окружающего природного мира?
Педагог имеет уникальную возможность познакомить воспитанников с некоторыми проявлениями природных ресурсов местности, которые не останутся без интереса. Через попытку познания недр и древностей, у открывателя может появиться интерес к дальнейшей гео-экологической деятельности. Следовательно, и стремление сохранить в первозданном виде объекты исследования.
Само собой, любые передвижения в поисках артефактов, подразумевают выход субъекта из «зоны комфорта», пусть даже он имеет краткосрочный характер. Если же присутствует более длительная отлучка из привычной обстановки, то поведение подростка может отличатся от обычного в лучшую сторону. В его жизнь начинают входить новые ощущения, раздражители, предметы быта, ритм жизни и нагрузки.
Нахождение воспитанников в кругу сверстников, тоже способно сыграть положительную роль в формировании круга интересов связанных с гео-экологической деятельностью.
На формирование гео-экологического сознания влияют экологические знания и убеждения. Особенно ценны эти знания, полученные опытным путём или проверенные на практике, сказанное подтверждает актуальность нашей работы.
Целью работы является развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности с использованием элементов геммотуризма.
Задачи:
- ознакомиться с геоотуризмом как с потенциально новым объектом для углубления интереса школьников к краеведению;
- создать способы популяризации геологии и геммотуризма для школьников;
- рассмотреть возможности проведения мероприятий во внеклассное и внеурочное время с учащимися средних классов;
- проанализировать местность восточной части Бащелакского хребта в качестве объекта краеведения;
- разработать внеклассное мероприятие для учащихся на основе использования геологии и геммотуризма.
Объект исследования: исследовательские умения учащихся в процессе изучения географии.
Предмет исследования: краеведческая деятельность с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска.
Методы и материалы исследования. При написании магистерской диссертации использованы следующие методы научного исследования:
- сбор данных и материалов.
- обследование местности потенциально привлекательной для апробации методики.
- работа с литературой.
- SWOT -анализ.
Практическая значимость:
- создание технологии, позволяющей реализовать геоэкологическое воспитание у учащихся старших классов;
- перераспределение внимания обучающихся на сторону взаимодействия с живой природой;
- использование полученных результатов в работе учителя географии.
Инновация в образовании требуют внедрения новых, современных средств и технологий в процесс обучения и это, несомненно, приносит пользу в достижении результатов. Но даже на волне новых веяний мультимедиа и виртуальных достижений современности, нам никак не обойтись без прямого контакта с окружающей средой. Особенно это необходимо при осуществлении исследовательской деятельности учащихся. Ведь в современном педагогическом процессе, прежде всего, уделяется внимание информатизации и индивидуализации обучения школьников.
При формировании культурно-социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка, нельзя забывать о его творческих способностях, охране и укреплении здоровья. Необходимо дать толчок к саморазвитию и уделить немаловажную роль экологическому воспитанию, а для этого как нельзя лучше подойдёт исследовательская деятельность. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволит им научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.
Понятие «исследовательские умения» разными авторами трактуется по-разному. Анализ различных определений и классификаций позволил выделить несколько подходов к определению «исследовательские умения». Наиболее важным подходами можно считать таких авторов как А.И. Савенков [33], П.В. Середенко [35]. Под общими исследовательскими умениями понимается умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки - это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».
В исследовательской деятельности ученика в первую очередь важно развитие учащегося как личности, прогресс в выбранной для исследования или проекта среде, формирование навыка сотрудничества в коллективе и умение работать самостоятельно.
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности по нашему мнению весьма удачно можно подавать с помощью геологии. Ведь для ребёнка может быть очень важным почувствовать себя причастным к тайнам земных недр, особенно если речь идёт об исследовательской деятельности в пределах родного края.
Как замечено некоторыми исследователями в области личностного и познавательного развития подрастающего поколения, в исследовательской активности может быть включена биологическая составляющая [29]. То есть спонтанное, неосознаваемое поведение свойственно как любому человеку, так и животным. Особь должна исследовать ареол своего обитания, для более продуктивного использования территории. Конечно, в процессе эволюции эта необходимость у человека притупилась, особенно в современных условиях доступности благ цивилизации. Не являются исключением и ребёнок.
Для перенаправления внимания подрастающего поколения в сторону экологического восприятия, взамен ставшим уже нормой «виртуальным воспитанием», внеклассное и внеурочное время можно очень успешно использовать. При должном подходе, окружающий мир открывает массу интересных вещей, таких не заметных с первого взгляда.
Наблюдение за живой природой, ландшафтными системами, нахождение наблюдателя непосредственно перед объектом исследования, развивает массу положительных качеств у старшеклассников. К тому же, находясь в среде своих сверстников, в обстановке которая отличается от привычной, при полном отсутствии средств коммуникации, может возникнуть положительный фактор - объединение группы для достижения общей цели.
Нельзя не отметить положительное влияние в этом направлении, наличие дозированной физической нагрузки, которой может не хватать при обычной повседневной жизни.
Также считаю полезным и то, что исследование можно продолжать и, не выходя за пределы места проживания или обучения, с помощью всё тех же средств мультимедиа. Ведь исследовательская работа должна включать в себя не только полевые выходы, но и сбор, и аналитику информации. Таким образом, подростки могут, замещать потребности, выбирая для себя наиболее полезную информацию из сети.
Во время стимулирования наблюдательского интереса у исследователя, благотворное влияние может оказывать фактор новизны и научного открытия. На самом деле, внимательный и любознательный способен на многие открытия, и способен принести реальную пользу для краеведения, пусть даже в качестве статиста или др.
Для районов предоставления туристских услуг присуща скученность и сосредоточение средств размещения вблизи объектов показа. Геотуризм способствует снижению локальных рекреационных нагрузок, воспитанию у туристов бережного отношения к уникальным гео-объектам, заложению основ экологически устойчивого развития родного края. Площадь исследования при таком способе восприятия окружающего мира, не может ограничиваться какими-то не было рамками, привязкой к известным тур¬объектам. В случае с геммотуризмом, наш край богат проявлениями интересных минералов и поделочных камней, которые расположены по большей территории Алтая. Популяризация геотуризма посредством деятельности учащихся, вот ещё один довод в необходимости внедрения рассмотренных методов. Это может рассредоточить антропогенную нагрузку на местность.
При формировании культурно-социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка, нельзя забывать о его творческих способностях, охране и укреплении здоровья. Необходимо дать толчок к саморазвитию и уделить немаловажную роль экологическому воспитанию, а для этого как нельзя лучше подойдёт исследовательская деятельность. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволит им научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.
Понятие «исследовательские умения» разными авторами трактуется по-разному. Анализ различных определений и классификаций позволил выделить несколько подходов к определению «исследовательские умения». Наиболее важным подходами можно считать таких авторов как А.И. Савенков [33], П.В. Середенко [35]. Под общими исследовательскими умениями понимается умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки - это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».
В исследовательской деятельности ученика в первую очередь важно развитие учащегося как личности, прогресс в выбранной для исследования или проекта среде, формирование навыка сотрудничества в коллективе и умение работать самостоятельно.
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности по нашему мнению весьма удачно можно подавать с помощью геологии. Ведь для ребёнка может быть очень важным почувствовать себя причастным к тайнам земных недр, особенно если речь идёт об исследовательской деятельности в пределах родного края.
Как замечено некоторыми исследователями в области личностного и познавательного развития подрастающего поколения, в исследовательской активности может быть включена биологическая составляющая [29]. То есть спонтанное, неосознаваемое поведение свойственно как любому человеку, так и животным. Особь должна исследовать ареол своего обитания, для более продуктивного использования территории. Конечно, в процессе эволюции эта необходимость у человека притупилась, особенно в современных условиях доступности благ цивилизации. Не являются исключением и ребёнок.
Для перенаправления внимания подрастающего поколения в сторону экологического восприятия, взамен ставшим уже нормой «виртуальным воспитанием», внеклассное и внеурочное время можно очень успешно использовать. При должном подходе, окружающий мир открывает массу интересных вещей, таких не заметных с первого взгляда.
Наблюдение за живой природой, ландшафтными системами, нахождение наблюдателя непосредственно перед объектом исследования, развивает массу положительных качеств у старшеклассников. К тому же, находясь в среде своих сверстников, в обстановке которая отличается от привычной, при полном отсутствии средств коммуникации, может возникнуть положительный фактор - объединение группы для достижения общей цели.
Нельзя не отметить положительное влияние в этом направлении, наличие дозированной физической нагрузки, которой может не хватать при обычной повседневной жизни.
Также считаю полезным и то, что исследование можно продолжать и, не выходя за пределы места проживания или обучения, с помощью всё тех же средств мультимедиа. Ведь исследовательская работа должна включать в себя не только полевые выходы, но и сбор, и аналитику информации. Таким образом, подростки могут, замещать потребности, выбирая для себя наиболее полезную информацию из сети.
Во время стимулирования наблюдательского интереса у исследователя, благотворное влияние может оказывать фактор новизны и научного открытия. На самом деле, внимательный и любознательный способен на многие открытия, и способен принести реальную пользу для краеведения, пусть даже в качестве статиста или др.
Для районов предоставления туристских услуг присуща скученность и сосредоточение средств размещения вблизи объектов показа. Геотуризм способствует снижению локальных рекреационных нагрузок, воспитанию у туристов бережного отношения к уникальным гео-объектам, заложению основ экологически устойчивого развития родного края. Площадь исследования при таком способе восприятия окружающего мира, не может ограничиваться какими-то не было рамками, привязкой к известным тур¬объектам. В случае с геммотуризмом, наш край богат проявлениями интересных минералов и поделочных камней, которые расположены по большей территории Алтая. Популяризация геотуризма посредством деятельности учащихся, вот ещё один довод в необходимости внедрения рассмотренных методов. Это может рассредоточить антропогенную нагрузку на местность.



