Введение 5
1 Теоретические основы интертекстуальности 16
1.1 Исследования теории интертекстуальности как общего свойства текстов 16
1.2 Исследования теории интертекстуальности в кинематографическом
искусстве 22
1.4 Изложение основ теории интертекстуальности 28
1.5 Изложение основ теории интертекстуальности в кинематографе 34
1.6. Понятия «текст», «кинотекст» и «интертекстуальность» 38
2 Интертекстуальный анализ произведений кинематографического искусства 45
2.1 Методология настоящего исследования 46
2.2 Интертекстуальный анализ трилогии приквелов «Звёздных войн» 49
2.2.1 Интертекстуальность названия и основного жанра 51
2.2.4 Мета - интертекстуальные маркеры 81
2.2.5 Архи - интертекстуальные маркеры 88
2.2.6 Интертекстуальные маркеры 91
2.2.7 Значение интертекстуальности в трилогии приквелов 94
Заключение 98
Словарь терминов 101
Список использованных источников 103
Актуальность темы исследования
В XX веке, в эпоху постмодернизма, а также развития философии структурализма и постструктурализма, понятие интертекстуальности становится все более актуальным. Интертекстом называют любой текст современности, причем не только письменный или устный. К «тексту» так же относятся и произведения искусства, медиа продукты, любые проявления культуры, в которых имеются определённые символы и их значения. Из этого следует, что интертекстуальность пропитывает культуру насквозь.
Актуальность изучения интертекстуальности не теряет своего значения. Сборники исследований начали появляться в конце 1970-х, но до сих пор нет полноценного разбора. Его и не может быть. Аналитический потенциал огромен, так как дискуссии ведутся до сих пор. Это бесконечно огромная категория, которая нуждается в новых исследованиях и систематизации.
В связи с этим становится актуальным провести исследование этого феномена с теоретической его стороны, а также проследить, как интертекстуальность реализуется на практике и применяется в анализе кинотекстов.
Исследование научного потенциала «Звездных войн» и его интертекстуальных вкраплений и интерпретаций - обширная и богатая тема с безграничными возможностями. Вымышленная вселенная «Звездных войн» с комплексным построением мира и сложными персонажами предлагает богатый материал для научных исследований, а также для культурного и литературного анализа. От исследования физики сверхсветовых путешествий до анализа политических и философских последствий этического кодекса джедаев - научные и культурные аспекты «Звездных войн» актуальны для исследований и открытий. Потенциал интертекстуальности при изучении «Звездных войн» также значителен, поскольку франшиза оказала влияние и находилась под влиянием других произведений в различных средствах массовой информации, от литературы до фильмов и телевидения. Это разнообразие точек зрения и подходов предоставляет прекрасную возможность для новых направлений исследований.
Степень изученности
Сам термин интертекстуальность был впервые введен Ю. Кристевой в 1967 году, хоть относился он лишь к художественным литературным не научным текстам. Из-за широких границ самого понятия и использования, данное свойство текстов рассматривается во многих научных дисциплинах. В данной работе актуально обратить внимание конкретно на общую теорию и изучению интертекстуальности в кинематографическом искусстве.
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы. Культура - это процесс производства, функционирования и потребления различных идеалов, которые очень часто проявляют себя в формате текстов. В рамках рассматриваемой теории интертекстуальности любой текст является интертекстом. Соответственно, согласно данной концепции
интертекстуальность является неотъемлемым свойством огромного числа культурных феноменов. На это универсальное свойство текстов исследователи обращали внимание ещё до появления теории интертекстуальности и такого термина вообще. Первыми подобными учеными были Т.С. Эллиот, Ю.Н. Тынянов, но особенно важную роль сыграл М.М. Бахтин, чьё понятие диалога текстов легло в основу интертекстуальной теории Ю. Кристевой. Теория развивалась в рамках структурализма, постструктурализма и постмодернизма, вклад в это внесли такие выдающиеся исследователи, как Р. Барт, Ж. Жерар. В кинематографической среде интертекстуальность изучалась параллельно с развитием этой теории в целом, однако, стоит заметить, что не все применяли данный термин. Первыми исследователями этого свойства кинотекстов были Р. Дергнат, К. Мец, Ю.М. Лотман и М.Б. Ямпольский.
Интертекстуальность является общим свойством текстов, в основе которой лежит диалог (между другими текстами, читателем/зрителем, автором и т.д.). Интертекстуальный дискурс включает в себя прецедентные тексты и претексты; он имеет следующую условную схему: культура - автор - интертекст - произведение - гипертекст - культура - читатель. Во взаимодействии каждого элемента этой цепочки возникают новые интертекстуальные связи. Тем самым сама культура становится всеобъемлющим интертекстом.
Это остается актуальными и для кинотекстов. Кинотекст создается в процессе интертекстуального дискурса, так и является его источником. Теория
интертекстуальности позволяет углубить знания о фильме, проводя анализ кинопроизведения в динамике культурно-исторического процесса.
Методологии в исследовании интертекстуальности как категории анализа кинотекстов не существует в систематизированном виде. Из-за широты границ и большого потенциала данного анализа, исследователи применяют индивидуальный подход. Настоящая методология, включающая в себя обозначение интертекстуальный маркеров, выявление претекстов и прецедентных текстов, классификации и выявления значений полезна тем, что является обобщением общий исследовательских тенденций. Она может претендовать на универсальность, но в то же время гибкость, что позволит решать различные задачи в контексте интертекстуальных исследований кино...