Введение 3
1 Музыкальная журналистика: место в структуре арт- журналистики 7
1.1 Музыкальная журналистика и музыкальная критика 8
1.1.1 Музыкальная критика: критерии рецензирования рок -
композиий 10
1.2 Арт-журналистика как медиафеномен 16
1.2.1 Общие характеристики англоязычной арт- журналистики,
позиции критики в ее структуре 19
1.2.2 Тенденции англоязычной арт-журналистики и ее место в
мировом медиаполе 21
2 Западная рок-музыка в освещении англоязычной арт-журналистики:
динамика медиадискурска 22
2.1 Рок как отдельный жанр музыки: его структура, идея и
характеристики 22
2.2 Англоязычная арт-журналистика: обзор анализируемых
изданий 27
2.3 Идеологическая динамика 29
2.4 Типологическая динамика медиадискурса в контексте освещения
западной рок-музыки 33
2.5 Эволюция языка и стиля текста в поле англоязычной
арт-журналистики, динамика методик рецензирования 36
2.6 Жанровая динамика 44
Заключение 53
Список использованных источников 58
По данным Billboard Hot 100 и Rolling Stone Top 100, музыкальные исполнители из англоязычных государств занимают больше 70% мест в данных рейтингах; согласно актуальным данным крупнейшего мирового сайта о кинематографе Internet Movie Database, англоязычные фильмы занимают 80% от всех позиций в рейтинге 250 лучших фильмов за всю историю кинопроизводства. На основании этих данных можно заключить, что англоязычная арт-индустрия занимает передовые позиции на мировом рынке. Настолько развитая система создания и продвижения объектов культуры и искусства неизбежно влечёт за собой развитие арт-журналистики как системы освещения и отражения социально-культурных процессов в обществе через призму объектов культуры и искусства. Сегодня проблема зависимости жанровой составляющей и тематической привязанности текста от социокультурных процессов в обществе является нераскрытой.
Актуальность данной работы обуславливается, во-первых, тем, что арт- журналистика, как и арт-индустрия, - постоянно трансформирующаяся структура, нуждающаяся в мониторинге и анализе; во -вторых, одной из функций искусства является мобилизационная функция, то есть функция привлечения внимания к социальной проблематике. Кроме того, англоязычные музыкальные издания популярны не только за границей, но и в России, а также в странах ближнего зарубежья. Такое музыкальное направление, как «рок», зародилось как раз на основе социальной проблематики.
Данный жанр характеризуется высокой степенью протестных настроений и, по канону, несет собой несогласие с тем или иным общественным конструктом. Следовательно, изучив структуру освещения подобных объектов, то есть западную рок-музыку в освещении англоязычной арт-журналистики, можно отследить социокультурные процессы в обществе в конкретный период.
В-третьих, изучив прошлые тенденции функционирования англоязычной арт-журналистики в контексте западной рок-музыки, а именно жанровую типологию, способы подачи материала и тематическую направленность публикаций, можно выявить предпосылки формирования актуальной мировой музыкальной медиасреды, а также прогнозировать тенденции их развития.
Новизна данной работы заключается в значительном пробеле в изучении данной сферы в отечественной науке. Современные медиаисследователи практически не уделяют внимания вопросам динамики медиадискурса англоязычной арт-журналистики. Также, в российской парадигме гуманитарного знания общепринятого обозначения термина «арт - журналистика» не существует, более того, отсутствует арт-журналистика и как отдельная сфера журналистики. Также, будет исследован корпус текстов, который ранее не подвергался изучению.
Арт-журналистика делится на 5 сфер: литературная журналистика, художественная, театральная, музыкальная и киножурналистика. В целом в англоязычных государствах насчитывается несколько тысяч специализированных арт-изданий. Что касается конкретно музыкальной журналистики, то число подобных изданий в англоязычной парадигме ограничивается показателем в 400 единиц. В связи с таким широким разнообразием на первом этапе была избрана целенаправленная выборка материалов: в данной работе подвергаются анализу материалы самых читаемых журналов или иных онлайн-СМИ англоязычных государств, а именно Великобритании и США в период с 2002 по 2022 год.
На следующем этапе применяется доступная выборка, так как многие издания недоступны для изучения без оформления на них платной подписки. Результатом отбора стал список изданий, материалы которых подлежат дальнейшему анализу: «Rolling Stone»; «Variety»; «The Sun», «Revolver», «Kerrang!». Требуемый объем выборки составляет 473 публикации в вышеперечисленных изданиях...
Западная рок-музыка уже давно является объектом массовой культуры. Её освещением занимаются сотни специализированных изданий. Однако, медиадискурс в данной области претерпел значительные изменения в 21 -ом веке.
В настоящем исследовании ставились следующие задачи:
-Изучить теоретические источники, посвящённые арт-журналистике, её жанровой типологии и тематической направленности
-Дать определение понятию «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика»
-Сформировать корпус текстов, обладающих признаками арт- журналистики
-Охарактеризовать жанровые формы существования текстов арт- журналистики
-Выявить превалирующие темы в освещении западной рок-музыки в англоязычной арт-журналистике в 21 веке
-Выявить особенности функционирования англоязычной арт-
журналистики в освещении западной рок-музыки
Таким образом, в данной работе были изучены теоретические источники и детально описаны понятия «Музыкальная журналистика» и «музыкальная критика». Под первым термином понимается особая форма реализации музыкально-литературной деятельности, принадлежащей к системе прикладного музыковедения. Согласно данной трактовке, музыкальная журналистика в первую очередь направлена на академическую аудиторию, без выхода на массового потребителя. [Курышева, 2007].
Музыкальная журналистика находится на периферии двух смежных областей: журналистики и музыковедения. В связи с этим, к изучению музыкальной журналистики существует два подхода: музыковедческий и медийный. Под первым исследователи понимают музыкальную 52
журналистику как прикладное музыковедение, призванное в первую очередь отвечать на запросы профессионального сообщества, то есть музыкантов. Медийный подход гласит о том, что музыкальная журналистика есть лишь подраздел более широкой и объемной структуры - арт-журналистики.
Что касается музыкальной критики, то она отражает характер мыслительной деятельности. Она направлена на творческий аспект музыкального процесса, который современен автору. Под музыкальным процессом понимается период создания и бытования музыкального произведения. Существует два подхода к изучению музыкальной критики. По расширенной трактовке, она существует столько же, сколько существует музыка, так как запрос аудитории на интерпретацию и объяснение ценностей, которые передаются посредством музыки, был всегда. По узкой трактовке, музыкальная критика зародилась в момент, когда усложнились художественные процессы и потребовался специальный механизм, способный регулировать и объяснять данные процессы.
Музыкальную критику можно рассматривать с двух позиций:
1) Её можно понимать в узком смысле, то есть как совокупность продуктов критических высказываний.
2) Её можно рассматривать как процесс, представляющий собой целостную технологию создания и распространения критических продуктов, обеспечивающий целостное функционирование музыкальной критики
[ Украинская, 2010].
Музыкальная критика осуществляет переключение различных семиотических систем, то есть переводит неопределённую «музыкальную» речь в конкретно-словесный ряд, что сопряжено с интерпретационной деятельностью как реципиента, так и критика [Украинская, 2010].
В данной работе был сформирован корпус текстов, обладающих признаками музыкальной журналистики.
Жанровые формы существования текстов музыкальной журналистики претерпели существенные изменения, на передовые позиции вышли информационные жанры, такие как новость и анонс. Количество текстов, исполненных в аналитических и художественно-публицистических жанрах заметно сократилось с 2000 года по отношению к информационным. С одной стороны, это свидетельствует о росте оперативности предоставления информации, но, с другой стороны, об упрощении материала. Художественно-публицистические жанры используются крайне редко, что говорит об отсутствии достаточного уровня популярности данных жанров. На данный момент прослеживается тенденция к упрощению материалов в изданиях арт-журналистики. Об этом говорит нисходящая динамика популярности аналитических и публицистических материалов.
Что касается жанровой динамики самих рок-композиций, то отчетливо прослеживается тенденция к «улегчению». Если в 2003 году превалирующими поджанрами рока были нью-метал, хеви-метал, гранж или трэш-метал, то к 2020 году все чаще в материалы рок-изданий стали просачиваться коллективы, выступающие в жанрах поп-рок, рэп-кор или инди-рок. Примеры таких исполнителей: Imagine dragons, Machine Gun Kelly, Ed Sheeran и другие. Данная тенденция свидетельствует о том, что границы рок-культуры постепенно размываются, перемешиваясь с другими популярными течениями...
художественных возможностей массовой коммуникации / В. Борев, С. Фурцева ; Front Cover. - Москва : Журнал культура и искусство, 1985. - 14 с.
2 Вартанов, А. С. Телевизионные зрелища / А. С. Вартанов. - Москва: АСВ, 2002. - 232 с.
3 Грачева, С. М. Отечественная художественная критика XX века : вопросы теории, истории, образования / С. М. Грачева. - Санкт-Петербург: Российская Академия им. И.Е. Репина, 2010. - 43 с.
4 Гринфельд, В. А. Корпоративная медиакритика в современных российских СМИ / В. А. Гринфельд. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. - 34 с.
5 Дебор, Г. Э. Общество спектакля / Г. Э. Дебор. - Москва: АСВ, 2000. - 14 с.
6 Дебре, Р. Введение в медиологию / Р. Дебре. - Москва: Практис, 2009. - 25 с.
7 Дмитровский, А. Л. Жанры журналистики / А. Л. Дмитровский. - Москва: АСВ, 2014. - 32 с
8 Куприянов, Б. Н. Дозор как симптом. Культурологический сборник / Б. Н. Куприянов, М. С. Сурков ; Фаланстер. - Москва : 2006. - 218 с.
9 Киреев, О. Краткий глоссарий тактической медиакритики / О. Киреев. - Москва: Художественный журнал, 2005. - 58 с.
10 Клушина, Н. И. Культура в медиапространстве: структура и эффекты / Н. И. Клушин. - Белгород: НИУ БГУ, 2019. - 86 с.
11 Короченский, А. П. Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ / А. П. Корочненский. - Санкт- Петербург: Научные ведомости, 2010. - 204 с.
12 Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие / Т. А. Курышева ; под. общ. ред. Манн, Иванов и Фебер ; - Москва : 2007. - 89 с.
13 Максимов, В. И. К проблеме теоретических оснований современной театральной критики [Электронный ресурс] / В. И. Максимов // Российский институт сценических искусств. - 2019. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-teoreticheskih-osnovaniy- sovremennoy-teatralnoy-kritiki
14 Нерсесова, Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ / Т. Е. Нерсесова ; под. общ. ред. Манн, Иванов и Фебер ; - Москва : 2012. - 24 с.
15 Новикова, А. А. Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом / А. А. Новикова ; НИУ Высшая школа экономики ; - Москва : 2018. - 6 с...28