Формирование грамматического строя речи детей разновозрастной группы посредством театрализованной деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования грамматического
строя речи детей разновозрастной группы. 7
1.1. Грамматический строй речи и его характеристика в
дошкольном возрасте. 7
1.2.Методика развития грамматического строя речи в
разновозрастной группе. 12
1.3.Театрализованная деятельность, характеристика и организация
детей в разновозрастной группе. 16
Выводы по 1 главе. 22
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию
грамматического строя речи детей разновозрастной группы
посредством театрализованной деятельности. 23
2.1.Обследование грамматического строя речи детей
разновозрастной группы. 23
2.2.Реализация комплексного формирования по театрализованной
деятельности детей разновозрастной группы в условиях дома
ребенка. 32
2.3.Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
грамматического строя речи детей разновозрастной группы в
условиях дома ребенка. 37
Выводы по 2 главе. 40
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение
Глава I. Теоретические основы формирования грамматического
строя речи детей разновозрастной группы. 7
1.1. Грамматический строй речи и его характеристика в
дошкольном возрасте. 7
1.2.Методика развития грамматического строя речи в
разновозрастной группе. 12
1.3.Театрализованная деятельность, характеристика и организация
детей в разновозрастной группе. 16
Выводы по 1 главе. 22
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию
грамматического строя речи детей разновозрастной группы
посредством театрализованной деятельности. 23
2.1.Обследование грамматического строя речи детей
разновозрастной группы. 23
2.2.Реализация комплексного формирования по театрализованной
деятельности детей разновозрастной группы в условиях дома
ребенка. 32
2.3.Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
грамматического строя речи детей разновозрастной группы в
условиях дома ребенка. 37
Выводы по 2 главе. 40
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение
В условиях развития научных знаний о раннем возрасте подтверждена идея уникальности и самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента формирования его личности. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, осознанно воспринимать окружающий мири является средством общения.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Проблемой театрализованной деятельности занимались такие
исследователи как Карпинская Н.С, Е.Л.Трусова, Л.С. Фурмина ими
установлено, что театрализованная игра являются игрой - представлением, которая имеет фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Особое значение приобретает пример речи старших для младших.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: Арушанова А Г.,Ушакова О.С. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико¬грамматической стороны речи у дошкольников. Многочисленные исследования показали, что театрализованная деятельность имеет важное значение как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста. Важно организовать ее таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.
Цель исследования: определить педагогические условие эффективности театрализованной деятельности в формировании грамматического строя речи детей разновозрастной группы.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
Предмет исследования: процесс формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы посредствам театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование речи детей
разновозрастной группы будет эффективным при соблюдение следующих условий:
1. Создание предметно -развивающей среды.
2. Реализация индивидуального подхода.
3. Реализация театрализованной деятельности в свободной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теретически обосновать проблему грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
2. Выявить уровень развития грамматической речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
3. Создать условия и экспериментально проверить эффективность театрализованной деятельности в формировании грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
2.Эксперимент (с целью комплексного уровня формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы (Соломенникова О.А, Комарова Т.С.)
3.Метод количественной и качественной обработки результатов исследования
Опытно - экспериментальная база исследования: исследование проводилось в КГБУЗ «Дом ребенка специализированный, город Бийск» в разновозрастных группах по 7 детей в контрольной и 7 детей в экспериментальной.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданные условия для активизации речи детей разновозрастной группы, а именно: предметно - развивающей среды; реализация индивидуального подхода, доступная по возрасту художественная литература, использованные в свободной деятельности театрализованные игры были проверены и рекомендуется их использовать в коррекционной - развивающей работе детей разновозрастных групп.
Внедрение результатов эксперимента было представлено на медико - педагогическом совете КГБУЗ «Дом ребенка специализированный, город Бийск» протокол №16 от 23 марта 2018 года.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснованы актуальность темы и практическая значимость, сформулированы цель и задачи, указаны методы, использованные в эксперименте.
В I главе содержится аналитический обзор литературы по проблеме грамматического строя речи детей разновозрастной группы. Теоретический анализ научной литературы к проблеме грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности. Описаны отличительные особенности разновозрастной группы, предложены формы, методы и приемы развития грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности.
Во II главе описывается экспериментальная работа по развитию грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности (констатирующий, формирующий и контрольные этапы). Реализация комплексного формирования и создания определенных условий театрализованной деятельности разновозрастной группы. Эффективность использования представлена в гистограммах.
В заключении представлены основные результаты работы, подтверждающие о том, что цель исследования достигнута. В списке использованной литературы представлено 50 источников научной и научно - публицистической литературы.
В приложении даны: списки детей, результаты диагностики, конспекты дидактических игр и театрализованных игр.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Проблемой театрализованной деятельности занимались такие
исследователи как Карпинская Н.С, Е.Л.Трусова, Л.С. Фурмина ими
установлено, что театрализованная игра являются игрой - представлением, которая имеет фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Особое значение приобретает пример речи старших для младших.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: Арушанова А Г.,Ушакова О.С. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико¬грамматической стороны речи у дошкольников. Многочисленные исследования показали, что театрализованная деятельность имеет важное значение как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста. Важно организовать ее таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.
Цель исследования: определить педагогические условие эффективности театрализованной деятельности в формировании грамматического строя речи детей разновозрастной группы.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
Предмет исследования: процесс формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы посредствам театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование речи детей
разновозрастной группы будет эффективным при соблюдение следующих условий:
1. Создание предметно -развивающей среды.
2. Реализация индивидуального подхода.
3. Реализация театрализованной деятельности в свободной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теретически обосновать проблему грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
2. Выявить уровень развития грамматической речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
3. Создать условия и экспериментально проверить эффективность театрализованной деятельности в формировании грамматического строя речи детей разновозрастной группы в условиях дома ребенка.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
2.Эксперимент (с целью комплексного уровня формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы (Соломенникова О.А, Комарова Т.С.)
3.Метод количественной и качественной обработки результатов исследования
Опытно - экспериментальная база исследования: исследование проводилось в КГБУЗ «Дом ребенка специализированный, город Бийск» в разновозрастных группах по 7 детей в контрольной и 7 детей в экспериментальной.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданные условия для активизации речи детей разновозрастной группы, а именно: предметно - развивающей среды; реализация индивидуального подхода, доступная по возрасту художественная литература, использованные в свободной деятельности театрализованные игры были проверены и рекомендуется их использовать в коррекционной - развивающей работе детей разновозрастных групп.
Внедрение результатов эксперимента было представлено на медико - педагогическом совете КГБУЗ «Дом ребенка специализированный, город Бийск» протокол №16 от 23 марта 2018 года.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснованы актуальность темы и практическая значимость, сформулированы цель и задачи, указаны методы, использованные в эксперименте.
В I главе содержится аналитический обзор литературы по проблеме грамматического строя речи детей разновозрастной группы. Теоретический анализ научной литературы к проблеме грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности. Описаны отличительные особенности разновозрастной группы, предложены формы, методы и приемы развития грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности.
Во II главе описывается экспериментальная работа по развитию грамматического строя речи посредствам театрализованной деятельности (констатирующий, формирующий и контрольные этапы). Реализация комплексного формирования и создания определенных условий театрализованной деятельности разновозрастной группы. Эффективность использования представлена в гистограммах.
В заключении представлены основные результаты работы, подтверждающие о том, что цель исследования достигнута. В списке использованной литературы представлено 50 источников научной и научно - публицистической литературы.
В приложении даны: списки детей, результаты диагностики, конспекты дидактических игр и театрализованных игр.
Теоретический анализ современной литературы по теме формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы выявлены отличительные особенности разновозрастной группы. Предложенные формы, методы и приемы развития грамматического строя речи, которые способствуют формированию грамматического строя речи детей разновозрастной группы.
Успешному развитию грамматического строя речи детей способствуют правильно организованные педагогические условия.
Организация театрализованной и предметной деятельности, специальных и индивидуальных речевых занятиях и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Были созданы определенные условия: предметно - развивающая среда, реализация индивидуального подхода, театрализованная деятельность в свободной игровой деятельности. Важно, чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей и находились в свободном доступе.
Многочисленные исследования показали, что театрализованная деятельность имеет важное значение как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста. Важно организовать ее таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.
Опытно-экспериментальная работа по данной проблеме позволяет определить эффективность выше перечисленных условий. Результаты экспериментальной работы показали, что при создании определенных условий таких как, предметно - развивающая среда, реализация индивидуального подхода, доступная по возрасту литература, использование в свободной деятельности театрализованные игры, все это помогло повысить уровень формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы.
Дети экспериментальной группы с которыми проводились занятия, стали активнее у них сформировались стойкие знания если раньше они затруднялись в ответе или допускали ошибки, то после проведенной работы дети научились правильно согласовывать прилагательные с существительными и даже если они допускают ошибки, то сами их исправляли. Составляли рассказы с небольшой помощью взрослого. Научились образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного, старались правильно согласовывать числительные с существительными.
Результаты контрольной группы остались на прежнем уровне, активный словарь беден, не проявляют речевой активности составляют рассказ по серии сюжетных картинок с небольшой помощью взрослого. Умеют задавать вопросы и отвечать на них, но редко этим пользуются.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование грамматического строя речи детей разновозрастной группы будет эффективна при соблюдении следующих условий:
1. Создание предметно - развивающей среды.
2. Реализация индивидуального подхода.
3. Реализация театрализованной деятельности в свободной игровой деятельности.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Успешному развитию грамматического строя речи детей способствуют правильно организованные педагогические условия.
Организация театрализованной и предметной деятельности, специальных и индивидуальных речевых занятиях и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Были созданы определенные условия: предметно - развивающая среда, реализация индивидуального подхода, театрализованная деятельность в свободной игровой деятельности. Важно, чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей и находились в свободном доступе.
Многочисленные исследования показали, что театрализованная деятельность имеет важное значение как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста. Важно организовать ее таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.
Опытно-экспериментальная работа по данной проблеме позволяет определить эффективность выше перечисленных условий. Результаты экспериментальной работы показали, что при создании определенных условий таких как, предметно - развивающая среда, реализация индивидуального подхода, доступная по возрасту литература, использование в свободной деятельности театрализованные игры, все это помогло повысить уровень формирования грамматического строя речи детей разновозрастной группы.
Дети экспериментальной группы с которыми проводились занятия, стали активнее у них сформировались стойкие знания если раньше они затруднялись в ответе или допускали ошибки, то после проведенной работы дети научились правильно согласовывать прилагательные с существительными и даже если они допускают ошибки, то сами их исправляли. Составляли рассказы с небольшой помощью взрослого. Научились образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного, старались правильно согласовывать числительные с существительными.
Результаты контрольной группы остались на прежнем уровне, активный словарь беден, не проявляют речевой активности составляют рассказ по серии сюжетных картинок с небольшой помощью взрослого. Умеют задавать вопросы и отвечать на них, но редко этим пользуются.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование грамматического строя речи детей разновозрастной группы будет эффективна при соблюдении следующих условий:
1. Создание предметно - развивающей среды.
2. Реализация индивидуального подхода.
3. Реализация театрализованной деятельности в свободной игровой деятельности.
Гипотеза исследования подтвердилась.



