ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СМИ КАК ПРОСТРАНСТВО
ДИСКУРСИВНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖЕЙ 7
1.1. Политический дискурс в фокусе внимания лингвистической науки:
определение и характеристики 7
1.2. Политический дискурс СМИ на стыке двух типов дискурса 12
1.3. Образ и имидж политических деятелей в СМИ: к соотношению понятий .. 17
1.4. Метафорика политического дискурса и метафорическое моделирование .. 20
1.5. Дискурсивное конструирование политических образов в СМИ как
лингвистическая проблема 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ ПЕДРО САНЧЕСА И КОРОЛЯ ИСПАНИИ ФИЛИППА VI В ИСПАНОЯЗЫЧНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СМИ 30
2.1. Политический дискурс современной Испании и обоснование выбора
материала исследования 30
2.2. Образ Главы Правительства Испании Педро Санчеса в СМИ в контексте
лингвистического анализа 32
2.2.3. Языковая репрезентация Педро Санчеса как «политического
рекордсмена» Испании 40
2.2.4. Языковая репрезентация авторитарного стиля политики Педро Санчеса 42
2.3. Образ Короля Испании Филиппа VI в испаноязычном политическом дискурсе СМИ и языковые средства его конструирования 47
2.3.1. Испанская монархия в контексте современной политики государства .... 47
2.3.2. Языковая репрезентация Филиппа VI как гаранта стабильности
государства 48
2.3.3. Пропозиция «Филипп VI - модератор испанской власти» и ее языковая
репрезентация 52
2.3.4. Конструирование образа Филиппа VI через противопоставление его
отцу - экс-монарху Хуану Карлосу 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 73
Политическая деятельность всегда являлась и будет являться неотъемлемой частью жизни общества. От какой-либо политической позиции и ситуации зависит место страны на международной арене и ее роль в деятельности мирового сообщества. Роль массмедиа в политической сфере и в современном мире в целом постоянно возрастает и в связи с этим политический дискурс СМИ оказывается в центре внимания ученых- лингвистов и исследователей в области политического дискурса. Необходимо уметь грамотно анализировать и четко понимать, как происходит процесс взаимодействия государства и общества через СМИ, какие лингвистические средства используют средства массовой информации для передачи новостей политического характера и как сами политические деятели выражают свои идеи и коммуницируют с обществом через массмедиа.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена, во-первых, тем, что на современном этапе развития политическая лингвистика считается одним из самых перспективных направлений лингвистики. Во-вторых, испанский политический дискурс не так часто попадает в поле исследования отечественных ученых, а проблема дискурсивного конструирования образа политического деятеля представляет интерес в рамках современной лингвистической науки.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление средств дискурсивного конструирования образа главы правительства Испании Педро Санчеса и короля Испании Филиппа VI в испанских средствах массовой информации, а также проведение сравнительно-сопоставительного анализа данных личностей...
В проведённом исследовании осмысливаются такие понятия, как «политический дискурс», «политический дискурс СМИ», «метафора», «метафорическая модель», «образ», «имидж». Работа вносит свой практический вклад в развитие современной лингвистической науки, поскольку достигается более глубокое понимание таких смежных понятий, как «образ» и «имидж» политической персоналии, анализируются языковые средства их формирования в медиа пространстве, что способствует их более четкому разграничению.
Посредством дискурсивного анализа, лексико-семантического анализа, анализа стратегий и тактик политического массмедийного дискурса и метода метафорического моделирования было установлено, что в настоящее время в средствах массовой информации Испании Глава Правительства Педро Санчес репрезентируется как авторитарный, единоличный и хитрый политик, который стремится остаться у власти любыми путями и закрепить свое положение в политической элите. Примечательно, что все проанализированные нами ведущие периодические издания Испании единогласно говорят о неразумности действий политика и употребляют различные по эмоциональной окраске языковые средства для достижения одной и той же цели - осуждение и неприятие политических ходов Главы Правительства.
Король Испании Филипп VI репрезентирован как грамотный, ответственный и сдержанный руководитель, ставящий во главу угла интересы государства, даже если они идут вразрез с семейными ценностями. В СМИ Испании Филипп предстает как гарант стабильности в государстве, как руководитель, который не принимает необдуманных решений. Конструирование его образа реализуется посредством таких языковых средств: estabilidad (стабильность), unidad (единство), confianza (доверие), defender (защищать).
Анализ специфики языковой репрезентации данных политических деятелей позволил затронуть и прагматику их формирования. Так, мы пришли к выводу, что в испанских массмедиа конструируется два во многом противоположных друг другу образа находящихся одновременно у власти персон: наблюдается негативная прагматика в контексте конструирования образа Педро Санчеса, а его деятельность нередко приобретает в СМИ отрицательную оценку, образ Короля Филиппа VI, в свою очередь, отмечен более позитивными характеристиками.
Перечень выделенных языковых механизмов и векторов
конструирования образов Педро Санчеса и Филиппа VI дает более полное представление о лингвистическом и дискурсивном арсенале, которым располагают средства массовой информации при конструировании образов политиков в «нужном» им ключе, и позволяет сделать вывод о современной тенденции к легитимации института монархии в лице Короля, являющегося оплотом стабильности современной Испании.
Таким образом, в фокусе исследования находятся две противоположные друг другу ценностные политические парадигмы - демократия и монархия, а полученные результаты позволяют не только проанализировать языковые механизмы конструирования образа главных представителей данных политических режимов в испанских СМИ, но и в сущности выявить специфику медиа репрезентации демократических и монархических ценностей, существующих в современном испанском обществе. Так, демократии и монархии, посредством конструирования образов их главных представителей в прессе, приписываются нетипичные им характеристики: традиционно авторитарные черты монархического уклада характерны для стиля руководства Главы Правительства Педро Санчеса, а благие идеалы демократии, в свою очередь, проходят красной нитью в политической деятельности Короля Испании Филиппа VI.
Полученные результаты открывают перспективы для дальнейших исследований. Так, представляется актуальным проанализировать языковую репрезентацию исследуемых политических деятелей в СМИ за пределами Испании, а также рассмотреть динамику их образов в диахроническом аспекте.
1. Автохутдинова О.Ф. «Другой» как персонаж в СМИ: дискурсивные практики конструирования: автореф. дис. ... канд. филол. наук. 10.01.10. Екатеринбург, 2015. 29 с.
2. Алексеев Д.В. Связи в диаде «политический дискурс -
общественно-политические СМИ»: функционирование и значение //
Politbook. 2015. №2. С. 104-113.
3. Аносова Н.Э. Проблемы перевода англоязычного политического дискурса СМИ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2013. № 2 (117). С. 219-225.
4. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России российского политического дискурса // Политический дискурс в России - 2: материалы раб. совещ. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 6-8.
5. Берендеев М. В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 6. С. 91-99.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет,
2000.
7. Гаврилова М. В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Полис: полит. исследования. 2004. № 3. С. 127139.
8. Горностаева Ю.А. Вербальные маркеры манипуляции в
англоязычном поляризованном политическом дискурсе: опыт
параметризации и автоматической обработки: дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. Красноярск, 2018. 191 с.
9. Грачев М. Н. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология ». 1999. №
1. С. 24-39.
10. Грушевская Т.М. Политический газетный дискурс:
лингвопрагматический аспект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Краснодар, 2002. 256 с.
11. Дейк Т.А. ван. К определению дискурса / Пер. с англ. А.Дерябина
[Электронный ресурс]. 2002. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/
internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 25.01.2021).
12. Детинко Ю.И. Дискурсивное конструирование чужеродности в современной британской политической коммуникации: дис. ... канд. филол. наук. 10.02.04. Красноярск, 2013. 198 с.
13. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс: теория и методы изучения // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. 2014. С. 48-57.
14. Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент. М.: Глоссарий, 2002. 124 с.
15. Иванова С.В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии // Политическая лингвистика. 2008. № 1 (24). С. 29-33...40